Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был вчера 21:09

Нью-Мехико — США Май 2019

Первомайские покатушки по Аризоне подходили к концу, за неделю мы проехали четыре тысячи километров и увидели много интересного. Пора было возвращаться и тащить награбленное домой, в Техас. Самый простой и рациональный путь, в нашем случае, лежал по сороковому интерстейту в американском звучании I-40.

Желтые острова в море черной магмы

Дороги с индексацией I (интерстейт) находятся в федеральном подчинении и выделяются своим высоким качеством даже на фоне очень неплохих в целом американских дорог. Интерстейты с четными номерами проходят в широтном направлении, с нечетными в меридиональном. Номера широтных интерстейтов растут с юга на север, меридиональных с запада на восток.

Вот и поехали мы в широтном направлении в сторону Далласа. К положительным чертам интерстейта можно отнести высокую разрешенную скорость, а также достаточное количество полос, чтобы ехать постоянно на круизе, не рискуя нарваться на штраф.

Желтые острова в море черной магмы

Главная отрицательная черта — то что обычно на интерстейтах нет ничего интересного. В общем случае они обходят зоны концентрации людей и как следствие любые достопримечательности или существенные явления. Путешествие по интерстейту, не есть путешествие по стране — это способ достаточно быстрого перемещения в пространстве. Если хотите, что то увидеть на ходу, езжайте на второстепенный хайвей.

Ездили мы по I (АЙ)-40 много раз и столько же раз проезжали мимо Национального Монумента Эл Малпейс, расположенного на территори Нью Мексико, недалеко от границы с Аризоной. Почему ни когда не останавливались? Уж очень мало информации по этому парку, подумали если ни кто туда не ездит, наверно не очень интересно. Кроме этого, парк анонсировался как «бесконечные лавовые поля», а бесконечные лавовые поля мы видели много раз в разных частях Штатов.

Желтые острова в море черной магмы

Правда один раз я даже с фривея выехал и совсем было туда собрался, но супруга остановила. Съехал я увидев на дороге указатель «Ледяная Пещера». Путешествовали как раз середина лета и температура за бортом была хорошо за сорок. Мне показалось, что Ледяная Пещера — это очень актуально. Супруга не согласилась со мной и напомнила, что из теплой одежды у нас с собой только зонтик.

На этот раз я немножко подготовился и выяснил, что ледяных пещер в парке много, но нам туда точно не нужно. Это для молодых и сильных, кроме того посещение ледяных пещер парка эл Малпейс требует специальных навыков и снаряжения. В сухом остатке для осмотра оставались «бесконечные лавовые поля».

Желтые острова в море черной магмы

В процессе подготовки похода немножко удивило, что во всем этом огромном парке только две тропинки. Одна инвалидная, без этого нельзя, обязательство государства, должна быть пара километров бетонной дорожки, займи, но построй. Вторая километров десять длинной, она пересекает парк в узкой центральной части и идет от одной автомобильной дороги, являющейся границей парка, до другой.

При этом в блоге страшные рассказы тех кто с тропы сбился или пытался «просто погулять по парку». Понятно не стало, но стало интересно, было похоже что здесь какая то экстрим зона, есть в Штатах и такой тип парков. Их не особо рекламируют, что бы неподготовленный народ не лез, тем кому нужны приключения на задницу и так найдут.

Желтые острова в море черной магмы

В парк ведут две дороги, которые ни когда не пересекаются, разве что в бесконечности. Дороги ограничивают парк с запада и востока. Поехали по той что похуже — восточной, так как хотелось подальше от людей уехать.

Удивило присутствие коров на въезде в парк. Вообще то в парках скот пасти нельзя, а пасти коров на лавовом поле редкому пастуху в голову придет. Посмотрели повнимательней, по внешнему виду коровы были похожи на индейских. Индейцам по фонарю где пасти своих коров, точнее они их и не пасут вовсе. Просто иногда, когда очень кушать хочется, они про них вспоминают и съедают. Во времена Союза, особенно по весне, я видел замученных коров, но тем советским до индейских было очень далеко.

Желтые острова в море черной магмы

Картина представшая перед нами в широкой долине Эл Малпейс была совершено удивительной. Вдалеке, километрах в пятидесяти от I-40, стоял сильно покореженный взрывом вулкан. Из него вытекала могучая, как Волга, река черной лавы. Река текла по сильно выветренному плато из желтого известняка, красиво огибая высокие желтые останцы, напоминающие острова в море.

Подъехали к указателю на начало тропинки. На парковке стоял один старый студенческий трак, окна были открыты. Видимо студенты были уверены, что содержимое трака не заинтересует даже индейцев. Выбор дороги оказался верным. Люди, которые ходят по этой тропе подъезжали по другой дороге, с западной стороны парка. Хотя может быть по этой тропе просто ни кто не ходит.

Желтые острова в море черной магмы

Ириша, совсем немного подумав, положила мне в рюкзак еще две бутылки воды, окружающая природа выглядела сурово, вода явно могла пригодиться. Самой тропы видно не было, протоптать жесткую каменную поверхность туристам пока не удалось, но каждые метров пятьдесят стояла пирамидка из кусков лавы.

Лава на поверхности обычно черная, а на изломе красная, это определяется процессом застывания, в массиве лава застывает без доступа кислорода и железо сохраняет свой яркий цвет. Цепочка из красных пирамидок была видна достаточно далеко, что безусловно обнадеживало.

Желтые острова в море черной магмы

Такого лавого поля мы еще ни когда не видели. Если все, что мы видели до сих про напоминало «Черное» море в штиль, то здесь явно был шторм. Стало понятно почему тропинка только одна, найти место, где может пройти человек без специальной подготовки в скалолазание было тяжело. Волны лавы кое-где достигали двадцати метров, если честно даже не знаю чем это может быть вызвано.

Скорее всего рельеф лавового поля определяется скоростью застывания лавы. Можно допустить, что если лава застывает медленно она успевает просесть и выровнять поверхность, а если быстро то может получиться как здесь — «буераки, реки, раки, руки, ноги береги».

Желтые острова в море черной магмы

Тропа шла по гребню большой лавовой волны и идти по ней было относительно просто, но стоило чуть отойти в сторону становилось понятно, что потеряться здесь очень опасно для здоровья. В нескольких местах можно было спуститься вниз с гребня, на одном из таких спусков мы нашли вход в пещеру. По пещере прошли совсем немного, светили телефонами. Там было холодно и страшно. Лава хороший теплоизолятор и даже в самое жаркое лето в лавовых трубах всегда холодно.

Пещера представляла собой почти круглую трубу диаметром метров пять. Такие трубы образуются из-за того, что в процессе движения, волна лавы захватывает органику — деревья, кусты, плодородный слой земли. Получается, что то вроде рулонного газона, внутри раскаленного массива. Органика выгорает в лаве за счет сверхвысоких температур при недостатке кислорода. После разгерметизации и последующего вымывания водой продуктов горения, в лавом монолите, образуются полости напоминающие метротоннель. Иногда протяженность таких тоннелей достигает нескольких километров при диаметре до десяти метров.

Желтые острова в море черной магмы

Передохнув в прохладой пещере, выбрались на гребень и пошли дальше по тропе. Удивляло то что прямо на лаве, без всякой почвы, росли достаточно большие сосны, или то что в России назвали бы кедрами. По крайней мере шишки, которые валялись на земле были явно кедровые. Это при том, что вокруг лавового поля на многие сотни километров была бесконечная прерия без единого куста. Кто эти деревья знает, почему они в одном месте растут, а в другом нет.

Травы почти не было, кругом прямо на камнях торчали маленькие кактусы с очень яркими цветами. Яркие цветы на кактусах значат, что место не критически жаркое. В самых жарких местах цветы на кактусах белые. Там днем на солнце насекомые выжить не могут, мухи от жары дохнут, белые цветы — это уловка обеспечивающая ночное опыление.

Желтые острова в море черной магмы

Через часа полтора похода по лавовому полю дошли до желтого известнякового останца. Он возвышался метров на семьдесят над черной долиной. Тропинка гордо проходила мимо, ни какой разметки ведущей на останец не было. Все равно полезли конечно. Лезть было не трудно, на останце были глубокие промоины.

Сложность заключалась в другом — запомнить дорогу назад. Нужно было спуститься так, чтобы выйти прямо на тропу. Было понятно, что это здесь единственная дорога, если промахнуться хотя бы на десять метров придется лезть назад и искать ту самую промоину по которой мы поднялись. Вроде справились. Наверху было очень красиво и намного прохладнее из-за ветра, не зря лезли.

Желтые острова в море черной магмы

Погуляли немножко по плоской вершине. Там тоже росли сосны, кроме этого прямо на вершине были какие то небольшие круглые бассейны, в которых скапливалась чистая дождевая вода. Ни каких разумных объяснений их происхождению я не придумал. Едва держалась слабая гипотеза, о том что если сосну вывернет с корнем сильным ветром, может образоваться такая яма, хотя скорее ветер просто сломает сосне ствол.

Вниз спустились удачно прямо на тропу, одна из красных пирамидок стояла у конца нашей промоины. Прошло три часа после нашего выхода на маршрут и мы уже порядком устали, возвращаться не хотелось, но дальше идти было опасно и незачем. Цели перейти лавовую реку мы перед собой не ставили, машина в любом случае была на этой стороне.

Желтые острова в море черной магмы

Обратно дошли достаточно быстро. Студенческий трак так и стоял, проветривался. Видимо ребята окопались в парке надолго, скорее всего лазят по пещерам, по крайней мере, ребенок мой темой очень заинтересовался, когда я ему рассказал. Поехали посмотреть еще одну местную достопримечательность — Большую Арку.

Сначала хотели на нее залезть, но очень быстро поняли, что сегодняшнюю силу мы уже израсходовали. Решили оставить на потом. Эта арка была последним ярким этапом нашего путешествия. После моего выхода на пенсию, мы редко детально планируем наши поездки по Штатам, просто в какой момент наступает ощущение, что уже хватит. Это как наелся, просто больше не хочу. Так и здесь появилось уверенное чувство, что увидели достаточно, пора домой. Так что до следующей поездки.