Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 21:35

Несебр — Болгария Сентябрь 2013

Одно из мест, куда я хотел попасть в Болгарии — это Несебр.

Болгарскому городу Несебру более, чем 2 600 лет. При основании город получил имя в честь вождя фракийцев и назывался Месембрией. Ушли в небытие и растворились среди пришлых племён фракийцы, основавшие этот город. И только камни помнят всех жителей этих мест, коих за прошедшие столетия сменилось немало. Говорят, что камни относятся к неживой природе и не могут говорить. Но пройдёмся по улицам древнего города и прислушается к тихому шепотку камней Несебра.

Первые крепостные стены были построены фракийцами. Времена были такие, что для защиты от нападения супостатов необходимо было возводить укрепления, за которыми можно было спрятаться. Стены время от времени разрушались при нападении новых врагов, а затем восстанавливались жителями города. При этом сценарий был практически один и тот же. Если враги захватывали город, то они считали своим долгом снести часть стен в качестве наказания защитников своих жилищ и семей. Затем, успокоившись, завоеватели, ставшие новыми полнокровными хозяевами, сами задумывались о необходимости укрепления защитных стен.

Говорящие камни Несебра

После фракийцев городом владели греки, римляне, византийцы, болгары и турки. Все старались укрепить крепостные стены. Заскочили в 1366 году в Несебр и ограбили его по-быстрому рыцари графа Амадея Савойского, эти лихие люди ничего не строили. Интересно, что в течение нескольких веков перед захватом Болгарии Османской империей Несебр переходил то к Византийской империи, то к Болгарскому царству. Но, когда территория Византии сжалась как шагреневая кожа и её владения остались только вокруг Константинополя, Несебр был византийским и захватили его турки только за несколько месяцев до падения Константинополя в 1453 году.

Последняя осада Месембрии была гораздо позже, 9—11 июля 1829 года, во время очередной русско — турецкой войны. Русские войска осадили город с суши и моря. Турки сдаваться не собирались, но когда русские артиллеристы метким выстрелом взорвали пороховой погреб, то командующий турецким гарнизоном Осман-паша предпочёл сдаться. Во взятии Месеврии участвовал Александр Иванович Казарский на фрегате «Поспешный», за два месяца до этого прославившийся подвигом на фрегате «Меркурий» 18 пушек против 184. Побеждает храбрейший. В честь взятия Месемврии был назван 24-пушечный корвет, вошедший в состав Черноморского флота в 1832 году, а после его гибели «Месеврией» был назван 60-пушечный фрегат, вошедший в состав Черноморского флота в 1840 году и затопленный в 1855 году в Севастопольской бухте.

(Из Интернета)

Остатки крепостных стен сохранились до нашего времени.

Говорящие камни Несебра

Вы их видите, когда идёте по перешейку, отделяющему Несебр от материка, и подходите ближе к городу. Где-то крепостные стены сохранились получше,

где-то похуже.

Говорящие камни Несебра

Труд древний строителей не пропал втуне, на их развалинах высятся здания другой, более поздней, эпохи.

Каждый владетель Несебра привносил своё в облик города. Но многое, даже выраженное в камне, до наших дней не сохранилось. Виной тому землетрясения, в результате чего часть полуострова вместе с постройками оказалась на дне морском, и люди, разрушающих наследие предыдущих поколений. Если в память о фракийцах и греках остались развалины крепостных стен, то воспоминаний о римлянах фактически нет. Разве, что остатки мраморных колонн перед музеем.

Говорящие камни Несебра

А ведь при римлянах здесь появился водопровод и первые термы. О языческих храмах греческого и римского периода напоминает лишь христианская церковь, в которой нашли останки языческого храма Посейдона, и Старая Митрополия, построенная на месте храма Аполлона.

А вот свидетельств присутствия здесь Византии — множество. Сохранившиеся в виде развалин термы были построены в VI веке во времена византийского императора Юстиниана I Великого, а вот римских терм не сохранилось, хотя искусство устройства бань византийцы унаследовали от римлян.

Сохранился амфитеатр у крепостной стены рядом с морским портом.

Говорящие камни Несебра

Старинное сооружение не утратило своего функционального назначения, здесь регулярно проводятся концерты и театрализованные представления.

Часть храмов было построено при Византийской империи, помимо Старой Митрополии самой старой византийской церковью является базилика «Богородица Елеуса» , часть которой ушла под воду.

Говорящие камни Несебра

Когда ходишь по Несебру, то невольно обращаешь внимание на красивый кирпич, из которого сложены храмы и крепостные стены. Этот кирпич привозили из мастерских Константинополя.

Большая часть храмов построена при Болгарском царстве, церкви были красивыми и многочисленными. Не все они пережили период турецкого владычества, когда город опустел и разрушался, но многие до сих пор радуют глаз многочисленных туристов.

Говорящие камни Несебра

От турок остались в городе фонтан и баня.

Во времена Османской империи строились изредка церкви, но вид их по сравнению с храмами византийского и болгарского периода выглядит очень бледно.

Архитектура периода болгарского Возрождения (XVIII–XIX века) очень своеобразна, на каменных основании первого этажа находится деревянный второй этаж.

Говорящие камни Несебра

Таких зданий с разными вариациями

— множество в старом Несебре.

Говорящие камни Несебра

Хотя в порту видел двухэтажное каменное здание с верандой на крыше.

Сколько из оснований домов были частью зданий и храмов предыдущих эпох — история об этом умалчивает.

Каменная брусчатка города неудобна для долгого хождения, зато выглядит красиво.

Говорящие камни Несебра
Глядя на перешеек, на котором стоит ветряная мельница, понимаешь, что не всем камням, как и людям везёт в жизни. Одно дело — в дружной кладке быть стеной храма, и совсем другое дело — валяться на берегу моря, постепенно разрушаясь под действием волн, солнца и ветра.

Часть камней уже валяется в море и птицы устраивают на них свои базары.

Вот такую небольшую историю поведали мне камни Несебра. Жаль лишь, что они малоразговорчивы.