Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 2:00
Убедительная просьба - не выдвигать меня на звёздочки!

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Лахор — Пакистан Май 2016
9 33

Проект образования Пакистана

Если говорить об истории Пакистана, необходимо учитывать, что ещё 100 лет назад такого государства вообще не существовало. Были лишь небольшие контуры возможного территориального образования, которые как раз и привели к его появлению после окончания Второй мировой войны. До этого единая Индия была сердцем обширной заморской территории Великобритании, или, как часто говорят, жемчужиной в её короне.

В самом начале 20-ого века вице-королём Британской Индии стал лорд Керзон. Его главной задачей стало — не допустить проникновения России в Индию и в Тибет, а также сдержать русских на Дальнем Востоке.

Отметим: проводя политику солидарности с Японией англо-индийское правительство отказало российской эскадре адмирала З. П. Рождественского в заправке углём, когда наши корабли следовали из Балтийского моря в Порт-Артур. Подобное конечно повлияло на боеспособность российского флота, что в дальнейшем и привело к Цусиме.

Административная система британцев имела весьма сложную конструкцию. Номинально власть находилась в руках туземных князей и правителей, которые очень сильно зависели от англичан. Но если князь не имел наследников — земли переходили под управление колонизаторов.

Весь центр и юг Индии занимали княжества. Среди них были как крупные, так и мелкие. К началу 20-ого века княжеские владения составляли примерно 50% всей территории. Чёткого разграничения земель по религиозному принципу не существовало. Картинка была пёстрой. Часто было такое, что мусульманский князь царствовал над индийским большинством, как и наоборот.

По переписи 1901 г. из 290 млн. населения Индии индийцы составляли абсолютное большинство. Мусульман насчитывалось 62 млн (около 22%). Но их удельный вес, если сравнивать с предыдущими переписями, постоянно увеличивался. К 1921 г. мусульмане составляли 23%, а к 1941 г. уже 24%.

1
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Быстрый рост мусульманской общины объяснялся целым рядом причин: отсутствовал запрет на брак вдов, разрешался брак с немусульманками при условии их перехода в ислам. Сделала своё дело и пропаганда самого ислама. В противовес этому у индийцев существовала проблема низших каст, что существенным образом тормозило рождаемость.

В середине 19-ого века, когда англичане завладели Индией, традиционно высокое положение мусульманской общины было нарушено. Их потеснили индусы и особенно сикхи, на которых опирались британцы. В то время как мусульмане старались зацепиться за исламские традиции, индийцы получали европейское образование, активно впитывая всё новое. В Калькуте, в Бомбее и Мадрасе были открыты первые университеты, где студенты мусульмане составляли очень малую часть.

Отставание мусульман в темпах приобщения к европейской культуре обуславливалось их скрытым сопротивлением преобразованиям, проводимым англичанами.

Таким образом мусульмане, отстаивая свои традиционные ценности, долгое время противостояли христианам-колонизаторам, а также индусам-реформаторам. Случались и волнения и даже бунты.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

В 1885 г. появился Индийский национальный конгресс (ИНК). Мусульмане в этот же год ответили появлением Общества защиты ислама. В конце 1906 г. образовалась первая политическая партия мусульман Индии — Всеиндийская мусульманская лига. В 1909 г. англичане решили созвать индийские советы. Мусульмане ответили образованием отдельной исламской курии — историки видят в этом решении «тень будущего Пакистана».

На базе отрицания колонизаторов начало складываться сотрудничество политически активных мусульман и немусульман. В последующем оно укрепилось во время Первой мировой войны под влиянием участия почти миллиона индийских солдат в баталии на далёких полях Европы. Англичане обещали после окончания войны предоставить Индии независимость, но после, как известно, ситуацию переиграли.

Подобное сблизило позиции индийцев и мусульман. Длительное время они выступали против англичан единым фронтом. Расхождения начались после 1921 года, когда на западном Малабарском побережье местные мусульмане вдруг начали громить притеснителей-индийцев. Не смотря на все усилия М.Ганди, в последующем то тут, то там, стали происходить столкновения. В 1926 г. подобные действия на 3 месяца парализовали жизнь в Калькутте.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Начались выяснения отношений между собой. Критика англичан-колонизаторов после Первой мировой войны через какое-то время сама собой прекратилась. Отметим, что изначально, как индийские политики, так и мусульманские стояли на близких друг к другу платформах — независимость Индии.

И тут нужно отметить, что ещё в 1913 г. на политическую сцену Индии вышел блестящий юрист из Бомбея, мусульманин, будущий образователь Пакистана — Мухаммед Али Джинна. Уже в 1924 году в политическом плане он стал одним из самых влиятельных мусульман Индии. Получив образование в Лондоне, Джинна проникся там идеями классического английского либерализма.

На первых порах у Джинны не было идеи образования отдельного государства для индийских мусульман — таковая появилась осенью 1937 года. Как теперь пишут, она пришла под влиянием поэта Мухаммеда Икбала.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

(Фото из интернета)

Поэты — всегда романтики, но политики люди практичные, и по сему влияние на этот процесс Икбала для меня лично сомнительно.

В социально-революционный период своего творчества Икбал симпатизировал идеям социализма, одновременно отвергая «коммунистический атеизм»: в его творчестве Аллах встречается с Лениным и посылает архангела Джабраила поднять угнетённых всей Земли на восстание.

Икбал умер в апреле 1938 года, и в дальнейшем пакистанские политики использовали (и используют) его как знамя.

События предшествующие образованию Пакистана разными историками трактуются по разному, но большая их часть признаёт, что изначально речь об образовании отдельного государства мусульман вовсе не шла. Вот что пишет Википедия:

Руководство Мусульманской лиги во главе с Джинной до 1940 г. призывало к предоставлению Индии права самоуправления. Когда эта перспектива стала реальной, лидеры движения осознали, что в новом государстве будут доминировать индуисты. В связи с этим на повестку дня был поставлен вопрос о выделении из Британской Индии областей, населённых мусульманами.

Новый виток борьбы за независимость Индии и её раскол на два государства положило начало Второй мировой войны. Думаю, читателю понятно, что большинству населения Индии не было никакого дела до интересов стран оси в войне с Гитлером. И Конгрес, и Мусульманская лига отказались всецело поддерживать военные усилия метрополии. Не помогло и заявление вице-короля, где он публично пообещал после войны предоставить Индии статус доминиона.

Именно в этом ключе нужно рассматривать тот факт, что 60-тысячная английская армия, укомплектованная в основном индийцами, почти без сопротивления в феврале 1942 г. сдала японцам Сингапур. Из пленных солдат японцы принялись формировать «свободную индийскую армию».

Индийцы призадумались. М.Ганди обеспокоился, что Япония нападёт на Индию только по тому, что здесь пребывают англичане. Чтобы избежать войны, он потребовал от Англии покинуть страну. Индусы начали проводить кампанию массового неповиновения, которую власти жестоко подавили. К 1943 г. число арестованных превысило 90 тыс. человек, убитых более тысячи.

Индия забурлила. Индийская политическая верхушка желала независимости, но на образование Пакистана согласия не давала. Соответственно, Джинна вёл борьбу и с соотечественниками индийцами и с колонизаторами англичанами. В самый последний момент Ганди, вроде как, согласился на Пакистан, но после получения независимости. При этом совершенно неясным оставалось, насколько суверенным будет новое государство.

И тем не менее вопрос о независимости решался не в Лахоре и не в Дели. После окончания войны в Англии произошло поражение консерваторов, возглавляемых Черчилем. Избиратели проголосовали за новый курс. Колонии из актива превратились в пассив.

Британские лейбористы сформировали новый кабинет министров. Премьером стал их лидер К.Эттли, а государственным секретарём лорд Петрик-Лоуренс (министр по делам Индии). Будущий образ Пакистана стал приобретать всё более явственные очертания.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Заметим, что у англичан практически всё время консервативная практика управления колониями боролась с либеральной. В своё время либералы чуть было не сорвали коронацию Виктории. Они резко критиковали аристократический стиль управления Индией.

Соответственно, в подковёрную борьбу были вовлечены политики, проживавших в колониях. В некоторых случаях приходится читать, что Джинна в 30-х годах особенно резко критиковал англичан, но, при встречах с английской аристократией, заверял британцев в своей надёжности.

Для пояснения ситуации нужно сказать, что Джинна действовал открыто, и, в отличие от Ленина, никогда ни в каких шалашах от властей не прятался.

Лондон понимал, что из Индии он уходит, но как это сделать, никто толком не представлял. После окончания Второй мировой войны, то тут то там на территории Индии вспыхивали межэтнические стычки и погромы. Планы по образованию единой Индии наталкивались на серьёзные препятствия, впрочем как и планы по образованию отдельного мусульманского государства.

Объявляя 20 февраля 1947 г. о назначении вице-королём Маунтбеттена,

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

(Фото из интернета)

премьер Эттли заявил, что Британия покинет Индию не позднее июня 1948 г. После прибытия в Индию (по мнению ряда историков), Маунтбеттен почти сразу понял, что нужно ускорить процесс, но без образования Пакистана решить проблему ухода не удастся.

К мнению о неизбежности раскола склонился и Неру, и другие влиятельные члены Конгресса. Ганди был против, однако политический вес к этому моменту он уже растерял.

В любом случае, никакого голосования либо референдума в Индии не было. Вопрос о разделе был решён «про себя», и далее три стороны — участницы процесса, приступили к обсуждению деталей. Любопытно, что сикхи, составлявшие всего 1% населения страны, устами своего лидера Балдев Сингха, в процессе обсуждения также участвовали.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Началась череда бесконечных переговоров. По сути это уже были торги за территорию. Основное правило здесь было следующим — районы с мусульманским населением отходили к Пакистану, а с индийским к Индии. В Пенджабе граница была проведена на значительном протяжении по руслам рек Рави и Сатледжа. Лахор оставался на пакистанской стороне, а священный для сикхов Амристар — на индийской.

Согласно первоначальным планам раздела, бывший вице-король должен был в течении года беспристрастно управлять обоими доминионами. Однако, Джинна дал понять, что собирается править сам.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

(Фото из интернета)

По мнению отца-основателя, отделиться Пакистан должен был сразу и полностью.

14 августа 1947 г. в Карачи состоялась церемония провозглашения нового государства. Для участия в город прибыл вице-король. Он огласил послание короля Георга, где монарх приветствовал Пакистан в составе британского Содружества. Далее выступил Джинна, заверив, что Пакистан питает самые дружеские чувства ко всем соседям и ко всем странам мира.

В тот же день Маунтбеттен улетел в Дели для участия в аналогичном мероприятии.

Почти сразу после торжеств пришли тяжёлые будни, горе и трагедии, связанные с разделом (об этом мы поговорим чуть позже).

И всё же стоит отметить, что причины для возникновения на индийском субконтиненте мусульманского государства были. Среди таковых деятельность самого Джинны. Его вклад в создание нового государства трудно переоценить. И в тоже время это государство могло и не появиться.

В советскую эпоху существовала такая теория: англичане перед уходом из Индии поссорили индийцев и мусульман, дабы стоять над схваткой. Примитивно, но понятно.

Теперь же, читая и изучая множество материалов по поводу образования Пакистана, всё больше и больше запутываешься.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Любопытно, но когда я был в Пакистане, один довольно грамотный человек мне прямо так и сказал — Джинна являлся английским агентом.

А почему, собственно, нет? Вся жизнь и весь мир состоит из заговоров. Если Англия и Россия решили поделить территории Афганистана и Памира, не спросив об этом проживающие там народы, был ли тут заговор? Безусловно.

Но был ли он мировым? Наверно нет, ибо, к примеру, султан Омана в этом не участвовал. Две великие мировые державы всё решили сами, документально это подтверждено.

А был ли заговор по свержению царя в феврале 1917 года? Был. А заговор по развалу СССР? Безусловно! Однако, официально это пока не подтверждено. И посему возникает вопрос, с какого момента исторические события можно трактовать как заговор?

Думаю, точного ответа здесь быть не может. В 1921 г. советские чекисты провели операцию «Трест», по результатам которой загребли в кутузку массу народа. Далее им крайне трудно было выявить, кто на кого работал, ибо агенты бывают, как двойные, так и тройные. Уместно вспомнить и дело Азефа.

Во многих случаях политики действуют по ситуации, интуитивно меняя тактику поведения, подстраиваясь под обстоятельства. При этом наивно полагать, что политик высокого ранга не может быть чьим-то агентом. Но даже если политик сотрудничает с властями другой страны — он не может вот так сразу быть записан в предатели.

История знает массу примеров, когда управляемые монархи (по-большей части малых стран), правильно выбрав покровителей (либо союзников), приводили свои государства к процветанию. Политик оценивается по результатам своей деятельности. И тут возникает вопрос, что получили народы Пакистана после его отсоединения от Индии?

1
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Впрочем, о том, что произошло после обретения независимости, поговорим об этом в следующей части. Мне хочется добавить несколько штрихов про Лахор, тем более, что именно здесь была подписана историческая резолюция об образовании Пакистана.

Лахор — культурная столица Пакистана — город поэтов, художников и киноиндустрии

В Лахоре располагается знаменитый Лоливуд. Мы там не были, но некоторое представление о пакистанских фильмах благодаря ТВ я всё же получил. Пакистанские сериалы очень похожи на индийские. В них также много танцев и музыки, где хорошие и плохие герои видны сразу.

Оно и неудивительно, ибо в культурном и в историческом речь идёт об одном народе. Голосистые певцы своим сладким пением у европейца могут вызвать, как отвращение, так и слезу.

1 из 2
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана
 

В любом случае, пакистанское ТВ не крутит с утра и до вечера по всем каналам песни, танцы и сериалы. Глобализация своё дело делает. Телевизионщики покупают и вставляют в эфир фильмы и мультики, известные во многих странах мира.

Судя по ТВ, арабские страны считают Пакистан зоной своего влияния, религиозные проповеди идут сразу по нескольким каналам.

1 из 2
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана
 

И всё же Пакистан и в частности Лахор вовсе не такой, каким он представляется из новостей. Религия в жизни пакистанцев занимает отнюдь не первое место. Индия от Лахора всего в 25 км., и влияние соседа очень сильно.

2
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Я более чем уверен, если показать кому-то фотографии, сделанные в Лахоре, человек со стороны может подумать, что это Индия.

1
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

По городу курсирует красный туристический автобус. Сам я не ездил, но говорят, что он ходит регулярно и по самым интересным маршрутам.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Метро в Лахоре нет, и в ближайшее время оно не появится. Зато здесь строят скоростные автотрассы, прорубая пространство среди узких старых кварталов.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Движение на дорогах плотное и весьма хаотичное.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Его участниками являются: пешеходы, машины, моторикши, мотоциклы, либо просто повозки, запряжённые ишаками, лошадьми и даже быками. Один лахорский мотоциклист или велосипедист может перевозить на своём велосипеде какие-нибудь длинные-предлинные трубы, которые в привязанном положении, будут выпирать, как сзади, так и спереди на полтора метра.

Всё это смотрится очень необычно, тогда как большого количества аварий мы не видели.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Лахорцы политически довольно активны. Проезжая по городу, мы видели какую-то демонстрацию, где люди, перекрыв движение, шествовали по дороге, одев на голову белые платки с красными крестами. Гид сказал, что это христиане. А вот что они требовали, он тоже не знал.

Второй раз нам довелось наблюдать пикет, участники которого развернули большой плакат, где красовался залитый кровью президент Сирии Асад.

Не будем забывать, что Пакистан управляется военными. Военные, полицейские и просто охранники на улице встречаются через каждые 50 метров. Однако, нам иностранцам, бояться их не стоит. Это представители власти — в беспорядках либо в скандалах с иностранцами в таком большом городе, где все друг у друга на виду, они никак не заинтересованы.

1
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Мне особенно запомнилось, как полицейский регулировщик ради меня, отставшего от группы, остановил движение и перевёл бедолагу иностранца через дорогу.

1
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

В архитектурном плане кроме Всемирно известных памятников ЮНЕСКО смотреть в городе особо нечего.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Здания довольно однотипны.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Особого любопытства у фотографа они не вызывают. Здесь безумно интересны сами люди и их жизнь.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

В первый день мы посетили так называемую «улочку еды». Чтобы туда попасть, нужно пройти через рамку металлоискателя.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Улочка довольно короткая,

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

но каждый её дом интересен

3
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

и необычен.

2
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Названа она так, ибо на ней полным-полно всевозможных кафешек,

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

куда невольно хочется зайти, ради изучения интерьера и декора.

1
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Мы же ужинали на третьем этаже на открытой веранде, откуда открывался великолепный вид на мечеть Бадшахи.

2
Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Как позже выяснилось, хозяин ресторана в детстве имел кличку «Петушок», ибо часто дрался. Его матерью была падшая женщина, которая торговала собой. Соответственно, мальчишка вырос на улице. Заметим, что секрета из этого хозяин заведения не делает. Он так и назвал свой ресторан — Петушок.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

Когда мы наслаждались шашлыками, было предложено, посетить квартиру на соседней улице, и в непринуждённой обстановке посмотреть женские танцы. Озвучивалась цена — 350 долларов (примерно так). Я проявил интерес, но большинство моих спутников насладиться зрелищем не пожелали. В общем не пошли.

Водитель микроавтобуса, кружа по ночному Лахору, специально провёз нас через квартал «красных фонарей». Да-да, я не ошибся! В Лахоре есть целый квартал, где женщины торгуют собой. До посещения Лахора я о подобном не знал, ибо представлял Пакистан несколько в другом свете. Нет, как в Амстердаме женщины не стоят. Внешне это вполне обычная улочка, где торгуют едой и всевозможным ширпотребом. И тем не менее одна из моих спутниц характерно одетых женщин видела.

Как далее выяснилось, ещё в 70-ые годы Пакистан был совсем другой — менее или вообще не религиозный. Сюда массово приезжали американские хиппи и курили здесь травку.

Стоит заметить, в Лахоре есть европейские кварталы.

Пакистан. Ч - 7. Проект образования Пакистана

В одном из таковых нам повезло один раз пообедать. Во второй день мы ужинали на верхнем этаже высокого здания, где располагался пятизвёздочный отель. Это был какой-то особый уголок города. Даже сам Лахор, когда мы смотрели на него сверху, выглядел отнюдь не по-азиатски.

Помню, площадь с фонтаном, её красивую и необычную подсветку. В этом районе не наблюдалось никаких тук-туков и мотоциклов. Проезжающие авто почти все были представительского класса. Зато когда мы спустились вниз и обогнули здание, то сразу переместились из Европы в Азию…

Одним словом, автор взялся рассказывать про Лахор, но город он толком не видел!… Тот, кто посетит Лахор, опровергнет своё представление о Пакистане.

При составлении исторического материала автор использовал:

В. Я. Белокреницкий. «История Пакистана 20 век»

Открытые информационные источники.

Продолжение — Пакистан. Ч — 8. Раздел Индии. Церемония закрытия границы

Бронирование отелей
в Лахоре

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии