Турист larabi
larabi
была вчера 18:02

Франтишкови-Лазне — Чехия Январь 2020

Если идёт дождь — это не повод оставаться в гостинице. Конечно, лучше в такую погоду завалиться в музей или театр, но если они закрыты, то одеваемся по погоде и идём гулять.

Сначала мы решили дойти до источника «Натали», а потом уже выбрать маршрут на месте. Я доверилась в этом вопросе дорогому.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

От источника мы вышли к заповедному лесопарку «Сады мира» («Sady Miru»).

За ориентир можно взять этот домик.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

Но начало этого маршрута с другой стороны. На него можно выйти по улице Русская (Ruska) и сразу за ж/д дорогой направо.

В 1881 году было создано общество по благоустройству курорта, которое и заложило большинство парков и лесопарков во Франтишковых Лазнях. Лесопарк на северо-восточной окраине курорта был создан в начале XX-го века и тогда он назывался «Натюрморт». Во время Первой мировой войны, когда в феврале 1914 года инициатор и давний председатель общества, известный немецко-чешский архитектор и бывший мэр Франтишковых Лазней — Густав Видерманн умер, было решено назвать парк его именем и построить так называемую Башню Благодарения, или Замочек (Zámecek).

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

«Замочек» открылся в 1916 году, на первом этаже был ресторан, второй этаж занимал смотритель парка и обзорной башни и собственно сама башня Это место — и особенно ресторан — стали любимой целью прогулок курортников. Во второй половине ХХ века об обзорной башне, которую тем временем заслонили выросшие деревья, постепенно забыли, а со временем и вовсе закрыли. В 1975 году Замочек частично перестроили, приспособив его под общественное питание. После комплексной реконструкции в 2005 году Замочек вновь открылся для посетителей. Теперь на первом этаже кафе «Ностальгия», на втором — ресторан, на третьем — отель с историческими номерами. Можно подняться и на обзорную башню, но если гостиничные номера заняты, то доступ могут ограничить. (Стоит ли тут написать, что и Замочек был закрыт, именно в тот день, когда мы на него набрели?)

Город Франтишковы Лазне, как нынешний владелец этих территорий, осознавая важность и незаменимость культивируемого пригородного ландшафта, который вместе с природными лечебными ресурсами создает уникальность курорта, начал постепенную реставрацию парка Видерманна. Весной 2016 года были начаты работы, направленные на восстановление части оригинальных дорог и установку новой садовой мебели. В сотрудничестве с управлением лесами был проведен первый этап очистки земель пострадавших от воздушных налетов, от кустарников и повреждённых деревьев.
В парке есть смотровая площадка с памятным камнем, установленном в честь Фракца Кёппля (Franz Köppl) — продолжателя дела Видерманна.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

В лесопарке есть ещё один памятник — Pamet frantiskolazenskych parku — своеобразное капище лесным духам.

Так как эта часть прогулки проходила под дождём, то весь маршрут мы прошли достаточно быстро и в городе зашли в кафе «У Фауста».

Подкрепились, согрелись и решили взглянуть ещё на одну местную достопримечательность — вулкан Коморная горка (чеш. Komorní hůrka, нем. Kammerbühl — если вам послышалось в названии слово «каморка», то вы на верном пути), благо дождик закончился. Вулкан находится всего в 2 км от Франтишковых Лазней, на высоте 503 м над уровнем моря. Он считается самым молодым вулканом на территории Чехии. Впрочем, его активность завершилась много тысяч лет тому назад. Вулкан Коморная горка образовался на дне соленого озера. Как считают ученые, это произошло в эпоху позднего плейстоцена, то есть 150 тысяч лет тому назад или позднее.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

Исследования вулкана проводились в первой половине XIX века.

Ещё по дороге нам встретился памятный столб в честь Гёте.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

При чём тут великий немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте? Оказывается он сыграл немалую роль в этом деле. Гёте, неоднократно отдыхавший на курортах Карловарского края, убедил Каспара Штенберга, соучредителя Пражского национального музея, прорыть туннель вглубь горы, чтобы разрешить спор «нептунистов», к которым он сам принадлежал, и «вулканистов» о природе происхождения базальта. Однако работы, подтвердившие вулканическое происхождение Коморной горки, были проведены уже после смерти поэта. О роли Гёте в исследовании напоминает табличка над входом в уже засыпанный туннель, на которой указаны года посещения им вулкана: 1808, 1820, 1822.

Все работы внутри туннелей завершились в 1951 году. В настоящее время вулкан Коморная горка является национальным природным памятником, территория которого составляет 7,1 га. Прогулка там оказалась совсем несложной.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

Ещё пару городских фотографий.

Корчма Швейка, ожидаемо, на замке. Может летом там открыто.

А у моста через Болотный ручей (Slatinny potok) установлен памятник св. Яну Непомуцкому (Jan Nepomucký), покровителю мостов.

Как мы лазали по Франтишковым лазням и вокруг. Часть III. По заповедным местам

По преданию, в том месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой.
Очередной день провели интересно и с пользой.

Дни на курорте пролетели быстро, отдохнули за небольшие деньги хорошо.