Турист Elena (ElenaRyz)
Elena — был 20 декабря 2022 12:18
Elena

Курган — Россия Январь 2020

Вот уже пять лет никто на Туристере не писал про Курган. А то, что написано, производило совсем не оптимистичное впечатление по причине неухоженности города. Экскурсия, которую турфирма организовала совсем недавно (мы попали буквально на вторую), заманчиво называется «Новогодний Феникс». Предположив, что зима — лучшее время для посещения Кургана, особливо в новогодье, когда все сверкает, я не ошиблась: именно зимой город возрождается из луж и грязи, как мифическая птица Феникс из пепла. Но это моя (современная) версия, а вот историческая.

Курган основан в 1679 году. До прихода русских здесь проживали калмыки, казахи и башкиры. Русским было стратегически важно закрепиться на этих землях. Место было выбрано возле Царёва Кургана в районе реки Тобол. Во 2-й половине 17 века здесь возникло поселение, которое назвали Царёво городище. При происходившей борьбе противоположностей селение не раз сжигали, но каждый раз оно стремительно отстраивалось заново, и уже в 1782 году получило статус города.

Итак, с юга Западной Сибири двигаемся в направлении нашего еще более южного соседа. Уже при пересечении границы областей видим впереди одни плюсы.

Курган — новогодний Феникс

Четыре часа пути — и въезжаем в Курган. Сначала на обзорную экскурсию, и начнем мы ее с центра города и главного его украшения в это время — красавицы-елки идеальной формы, причем ветки ее живые на металлическом каркасе. Искусственную елку на площади ставили в прошлые годы, но курганцы изъявили желание видеть живую.

Возле елки — ледяные Дед Мороз и Снегурочка и юные экскурсанты.

Курган — новогодний Феникс

Под 2020 годом — надпись Курган, чтобы не забыть, где находимся. На фоне ледяного дворца… и …в волшебном лесу. На катке (да-да, не сомневайтесь, под снегом лед) ледяной даже фонарь, точнее, столб. Очень оригинальная задумка.

Здание филармонии 1984 года на Троицкой площади в стиле авангардизма выделяется на фоне архитектуры города. Здесь большой и камерный залы, оркестровая яма, большая сцена, блестящий творческий состав. В Курганской филармонии проводят фестиваль имени Дмитрия Шостаковича, проект с участием Государственного симфонического оркестра имени Светланова. Первая городская площадь получила название Троицкой по одноименной церкви, которую взорвали в 1957 году. На месте уничтоженного храма разбили сквер Декабристов.

Курган — новогодний Феникс

Собор святого Александра Невского, покровителя Кургана (1902 г.). За изящество стиля храм был отмечен Большой британской энциклопедией. На территории храма — стенды с историческими сведениями.

На набережной Тобола — Богоявленский храм, построенный в 2011 году по образу храма Рождества Иоанна Предтечи в Угличе. Он возведен вместо разрушенного. Знаменательно, что Угличский храм возводился в то время, когда шло освоение русскими людьми зауральских земель.

Иконостас Богоявленского храма выполнен из поделочного уральского камня. Здесь хранятся такие святыни, как чудотворный образ 17 века Божией Матери «Неувядаемый цвет» с исконным окладом, курганский список Абалакской иконы Божией Матери 1860-х годов, чудотворная икона Югской Божией Матери, ковчеги с частицами Покрова, Ризы и Пояса Пресвятой Богородицы, реликварий с шипом Тернового венца Христа Спасителя.

Семья царственных страстотерпцев Романовых.

Курган — новогодний Феникс

Памятник первому советскому дипломату, уроженцу г. Кургана Леониду Красину установлен в 1978 году. В Тюмени тоже его помнят — он учился в сельхозтехникуме, там же, где и разведчик Николай Кузнецов. К сожалению, фото только с такого ракурса, так как во времени мы были ограничены.

Сразу за памятником — здание ремесленной школы 1911 года для мальчиков всех сословий с 13 до 16 лет для обучения слесарно-кузнечному и столярно-токарному ремеслам. Сейчас здесь детская музыкальная школа.

Курган — новогодний Феникс

Изучение и посещение достопримов — прекрасное занятие, но все-таки к обеду все проголодались и поехали в кафе.

Пельмени в комплексный обед не входили, у нас был оливье (Новый год продолжается) и щедро наперчённый борщ. Обещали еще блины со сгущенкой, но передумали и заменили их на спагетти. Мне понравилось, что никто не роптал на отсутствие десерта, и вообще в группе у нас собрались люди доброжелательные, не было недовольных. В такой компании чувствуешь себя легко и непринужденно!

Такие оригинальные люстры в кафе отсылают к почти прованскому стилю.

Курган — новогодний Феникс

Здание в стиле сталинского ампира рядом с кафе, похоже, банк.

Драмтеатр Кургана.

В городе много сохранившихся купеческих особняков, старых зданий, памятников и других достопримов, музеи фотографии, краеведческий, художественный, истории города, авиатехники в аэропорту, театр кукол «Гулливер», драмтеатр, но нас уже ждали в музее уникального и единственного в России центра восстановительной ортопедии и травматологии Илизарова.

Курган — новогодний Феникс

Территория медицинского комплекса. Музей на схеме под цифрой 5.

Гавриил Абрамович Илизаров родился 15 июня 1921 года в бедной еврейской семье в местечке Беловеж Белостокского района Белоруссии, сейчас это территория Польши, где жили предки матери. Когда ему было семь лет, семья перебралась на родину отца в Дагестан. Учился он в Крымском медицинском институте.

Макет медкорпуса построен в форме снежинки. Кабинет академика Илизарова. Его рабочий стол.

Музей интерактивный.

В лазарете.

Случаев использования аппарата Илизарова много — от вытяжения костей и даже до остановки их роста у очень высоких людей, которые растут и никак не могут остановиться.

Есть клиника для животных. Аппарат Илизарова позволяет собрать заново любые кости от носа до кончика хвоста братьев наших меньших.

Первые аппараты были довольно простой конструкции, но современные технически очень сложные.

Курган — новогодний Феникс

Операционная в музее. За ходом настоящей операции можно наблюдать в режиме реального времени на ЖК-экране

В музее мы провели полтора часа. По территории медцентра гулять было некогда, так как нас уже ждали в музее декабристов.

По дороге к музею декабристов проезжаем мимо мечети.

После неудачного выступления декабристов на Сенатской площади 6 организаторов и идейных вдохновителей повешено, 121 человек отправлен на каторгу в Сибирь, в том числе в Курган, Тобольск, Ялуторовск, Туринск. В Кургане сохранилось по крайней мере три дома, в которых жили декабристы. В двух из них музеи, это дома Нарышкина и Кюхельбекера, друга Пушкина, в доме Розена сейчас детская школа искусств.

Курган — новогодний Феникс

У этого дома конца 18 века интересная история. Считается, что первым его владельцем был земской исправник Н. А. Бошняк. В 1800 году у здания появляется новый хозяин С. О. Мамеев, сменивший Бошняка на служебном посту. Но Мамеев получил не только должность и дом Бошняка, но и увел у него жену Федосью. Видимо, она так привыкла к дому, что не захотела с ним расстаться.

Однако более известен дом стал благодаря Нарышкиным. Сначала они его снимали, а потом купили. Помогли выкупить дом богатые и влиятельные родственники, оставшиеся в европейской части России. В то время это был лучший дом Кургана.

Хозяева дома Михаил Михайлович и Елизавета Петровна Нарышкины. Елизавета была фрейлиной императрицы Марии Федоровны.

Дом Нарышкиных в Москве.

Это карта России с городами, в которых проживали декабристы.

В Кургане проживало в период с 1830 по 1857 год 13 декабристов, хотя под запретом было количество больше 10 человек в одном городе, дабы на своих тусовках они не замутили чего-нибудь антиправительственного, чтобы в их светлые головы опять не пришли крамольные идеи…

Курган — новогодний Феникс

В доме 8 или 9 комнат, расположенных анфиладой. Начинаем обзор со столовой. В доме Нарышкиных часто собирались друзья-декабристы и местная интеллигенция. За столом могло свободно разместиться 20 человек, поэтому его называли сороконожкой.

Складывается полное ощущение века прошлого, то есть позапрошлого.

Библиотека была самой теплой и любимой комнатой в доме. В шкафу подлинные книги 18–19 веков.

Комната хозяйки дома.

Кабинет хозяина дома.

Курган — новогодний Феникс

В доме хранится множество старинных дамских вещиц. Оказывается, талия у дам тех времен должна была составлять около 50 см или чтобы муж мог охватить ее руками. На примере изящной девушки-экскурсовода (в голубом платье) такую талию можно увидеть воочию.

Коллекция дворянской одежды.

Курган — новогодний Феникс

Экспозиция одного из залов посвящена жизни и деятельности декабристов на Кавказе.

Военная форма. Такие головные уборы весят около 7 кг, они использовались в качестве своеобразной каски.

Курган — новогодний Феникс

На елке старинная Вифлеемская восьмиконечная звезда. Елка (то бишь сосна) по традиции живая.

Люстра, конечно, тоже старинная.

Рассказывают и о других декабристах, и об их женах и невестах. Екатерина Трубецкая первая из жен отправилась в Сибирь. Александрина Муравьева умерла в 28 лет в Сибири, успев многое сделать для заключенных и каторжников. Среди русских жен было две француженки — Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, которые еще не были женами, прибыв в Сибирь в качестве невест. Они венчались уже в Сибири. Будущему мужу Камиллы декабристу Ивашеву готовили побег с каторги, но нежданно приехала она. Получилась ситуация «она поехала за ним в Сибирь и испортила ему всю каторгу».

Курган — новогодний Феникс

Кандалы разрешили снять только на время венчания.

В 1837 году 19-летний цесаревич Александр Николаевич совершил турне по России вместе со своим учителем, поэтом Василием Андреевичем Жуковским. Заехали они и в Курган. Жуковский встретился с декабристами в доме Нарышкина и даже остался здесь на ночь. Цесаревич ходатайствовал об облегчении участи декабристов перед отцом. Однако Николай I отправляет их служить рядовыми на Кавказ (5 из 7 человек). Их лишили всех дворянских званий и разжаловали в рядовые.

Пока мы были на экскурсии, стемнело. Бюст Нарышкина у музея.

Курган — новогодний Феникс

Прошлое и настоящее рядом, век XIX и XXI…

Интересно, что именно в это время на экраны вышел фильм «Союз спасения». Мы, конечно, посмотрели его, закрепив полученную информацию и восполнив пробелы в школьных знаниях.

После посещения дома декабристов нам дали час свободного времени. Недалеко была площадь с главной елкой города, с которой мы начали осмотр.

Курган — новогодний Феникс

Снегурочка в витрине магазина.

И еще одна елочка возле витрины магазина.

Вход в городской сад.

Курган — новогодний Феникс

Несмотря на то, что наступает год мыши, Дед Мороз позирует рядом с собакой. И я его понимаю: разве можно не любить собак?!

Вечерний променад.

Курган — новогодний Феникс

Та же елка, которую мы видели утром, только с огоньками.

Городская Дума, а это областная (или наоборот?)

Курган — новогодний Феникс

Перед зданием правительства Курганской области.

«Мальчишек (и девчонок) радостный народ коньками звучно режет лед…»

Курган — новогодний Феникс

Сказочные замки и деревья уже с вечерней подсветкой.

Площадь Памяти с Вечным огнем, и это последний аккорд поездки.

Многое, конечно, мы не успели посмотреть за один день, но город произвел позитивное впечатление, все очень душевно, на площади вечером гуляет много людей, здесь же горка, на которой дети катаются.

На новогоднее украшение и иллюминацию Курган потратил 3 млн рублей, а Пермь — 75 млн! Может, на следующий Новый год махнуть в Пермь?