Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Лиссабон, Синтра — Португалия Сентябрь 2019
Монумент португальским первооткрывателям

Чудо, когда его переживаешь, никогда не бывает полным,

только воспоминание делает его таким.

Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне»

В Лиссабоне уже практически ночь, почти 10 вечера, а мы всё ещё оформляем автомобиль в аэропорту. Нам ещё предстоит найти наш съёмный дом в Синтре. Как мы будем его искать в лабиринте и хаосе кривых улочек Синтры? Я уже начинаю бояться этого. Но ничего, думаю, прорвёмся как-нибудь!

И всё же Синтра магический город. Она даже нашему автонавигатору задурила мозги. Я опомнился, когда мы приблизительно пятый раз делаем круг по спящим безлюдным улочкам этого городка усадеб и музеев. Вот уже хозяйка звонит и волнуется, когда же мы доедем. Ей тоже пора уже домой. Взяли себя в руки и, вот радость, попали на нужную нам улицу. Но немного поторопились: проехав улицу взад-вперёд, нужного номера дома не нашли. Куда же он подевался? Ирина посоветовала позвонить хозяйке и попросить её выйти на дорогу, чтобы мы, наконец, смогли сориентироваться.

Оказалось, на воротах нужного дома просто отсутствовала табличка с номером.

И вот долгожданная встреча к радости обеих сторон! Сюзанна пригласила нас в дом, вручила ореховый пирог за знакомство. Обнимашки, целовашки, радость общения!

Утром мы оценили красоту нашей маленькой усадьбы с деревьями грецкого ореха, брикетами скошеной травы, патио, отражённым солнцем в стёклах дверей.

В Синтре
Патио в Синтре
"Патио" в Синтре

Но расслабляться рано. У нас запланирована экскурсия по Лиссабону с местным гидом Ниной. Увидели и парк Эдеарда VII, и запутанные улочки Алфамы, площадь Педро IV, набережную Тежу с монументом первооткрывателям, президентский дворец, легендарный отель из романа Ремарка «Ночь в Лиссабоне» и многое другое.

Легендарный отель из романа Ремарка Ночь в Лиссабоне
Легендарный отель из романа Ремарка "Ночь в Лиссабоне"
Монастырь Жеронимуш
Монумент португальским первооткрывателям

Согласен, Лиссабон нужно изучать днями, лучше неделями. Но у туристера иногда в запасе всего-то считанные дни. Поэтому в отведённое время нужно впихнуть невпихуемое и у многих это как ни странно получается!

Алфама! В каком ещё историческом центре вы увидите столько разноцветных домов, изящно потрепанных временем? А белье, вывешенное из окон, только добавляет красок пейзажам. Даже в жаркий день тут прохладно: спасибо маврам, придумавшим хитрые переплетенья узких улочек. Улочки незаметно переходят в лестницы, а с лестниц открываются красивые виды. Ветер несет свежий воздух из одного переулка в другой. Это напоминает морской бриз или прохладу, которой веет от горного озера. Может, поэтому мавры и назвали район Алфама, что значит «водоём»?

Землетрясение 1755 года разрушило пол-Лиссабона, а вот Алфаму пожалело. Может, тут и правда душа города? Но географы и историки дают более приземленное объяснение. До катастрофы здесь жили богачи, которые строили для себя прочные дома. Так большинство добротных построек и уцелело, сохранив облик района до наших дней.

Кстати, вскоре после землетрясения знать начала переселяться в новые модные районы: Байшу, Байру-Алту. А Алфама зажила рыбацкой, а затем и богемной жизнью.

Ещё Лиссабон известен своей музыкой фаду. Нам, к сожалению, не удалось сходить на концерт этого символа Португалии. Да и честно сказать, фаду — музыка на любителя. Протяжная, заунывная, напоминающая цыганские романсы. Рыбаки развлекали такими песнями себя и товарищей в минуты отдыха. Сейчас певцы фаду выступают в модных лиссабонских ресторанах с кусачими ценами. А вот фаду из открытого окна на улице Алфамы создает совсем иное настроение. Здесь, среди бедного люда и потертых фасадов, грустные песни проникают в самое сердце. Как правильно подобранный к фильму саундтрек. Правильно подобранный антураж к музыке, часто залог полученного удовольствия! В Алфаме запрятано много сюрпризов. Одолев подъем на одну из улочек и заглянув за угол, можно поймать отличный вид Лиссабона.

Мирадору да Граcа на улице Calçada da Graça открывает вид на уютные черепичные крыши Лиссабона, Тежу и Мост 25 апреля. На площадке растут сосны, есть кафе со столиками под открытым небом. Это излюбленное место влюбленных парочек.

Португалия. Экскурсия по Лиссабону и пляж Адрага

До Мирадору да Граса удобнее доехать на 28 трамвае до остановки Voz do Operário (там идти до смотровой всего пару минут). Или прогуляйтесь от метро Martim Moniz (дорога в гору, займет минут 8).Узкая, вымощенная камнями улица исторического центра уходит круто вверх. Город построен на холмах, которых официально семь, а на самом деле двенадцать — отсылка средневековых историков к великому Риму, память тех времен, когда Португалия владела половиной мира и всерьез полагала свою столицу наследницей Вечного города. Мы спускаемся с очередного холма, извиваясь вслед узкому переулку. За очередным поворотом наш микроавтобус резко тормозит: впереди, перегородив проезжую часть, стоит грузовичек с овощными и фруктовыми ящиками и двое мужичков таскают их в близлежащий магазинчик. Мужички улыбаясь, знаками показывают: подождите немного. И действительно — две, три ходки и путь свободен. В награду за ожидание каждому из пассажиров нашего микроавтобуса достаётся по спелому авокадо. Никто не обижен, каждый продолжает свои дела. Зачем кричать и требовать: впереди целый день, что решат какие-то десять минут.

Португалия. Экскурсия по Лиссабону и пляж Адрага

Настоящие «алфасинья» никуда не торопятся и мало о чем всерьез беспокоятся, своей философской неспешностью задавая ритм городу и делая Лиссабон непохожим на прочие европейские столицы. Жизнь в старинных кварталах течет подобно великой реке Тежу: медленно, по привычному руслу, вскипая ненадолго праздниками и быстро успокаиваясь. Здесь не очень прилично быть богатым, а если уж судьба подкинула деньжат, так потрать их тихо.

Далее мы спускаемся с лиссабонских холмов и въезжаем в район Белем.

Район Белем в Лиссабоне однозначное must see для туриста. С одной стороны это совсем не центр города, а с другой стороны это практически музейный район столицы Португалии, но и это еще не всё. Вам однозначно понравится гулять по замечательной набережной реки Тежу, наслаждаться красивейшими видами, смотреть на проплывающие мимо вас огромные океанские лайнеры, однозначно стоит попробовать эксклюзивные, выпеченные по секретному рецепту пирожные — паштэл де Белем.

Такая популярность не центровому району города досталась не спроста. Дело в том, что именно от причала в Белеме отправлялись в путешествия каравеллы португальских первооткрывателей. Отсюда начал своё плавание Васко да Гама, проложивший морской путь из Европы в Индию. Здесь построили великолепный монастырь Жеронимуш на деньги, заработанные на первых морских экспедициях и форт Белем, внесенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

До совсем недавнего времени район Белем являлся пригородом столицы, там даже размещался летний дворец короля Португалии до землетрясения 1755 года. После этого масштабного бедствия летний дворец короля перестроили в зимнюю резиденцию — дворец Ажуда, бедный король так и не справился с клаустрофобией, вызванной ужасными разрушениями и до конца жизни предпочитал жить за городом, временами вообще в палатке. Однако город рос и постепенно поглотил пригородный район.

Район Белем до предела заполнен памятниками посвященными португальским морским путешествиям, открытиям и победам. Прямо возле самой железнодорожной станции вас приветствует памятник Афонсу ди Албукерки — видному государственному деятелю времен построения португальской колониальной империи, под его руководством возводились португальские крепости на Гоа (Индия) и в Малакке (Индонезия). Прямо за памятником стоит дворец Белен — резиденция современного президента Португалии.

Буквально в двух шагах от этого сквера находится самая популярная кондитерская Лиссабона — Паштел де Белем. Считается, что именно здесь придумали оригинальный рецепт пирожных из слоёного теста с заварным кремом. Рецепт до сих пор считается секретным. В других местах пирожные продают под названием паштел-де ната. В заведение всегда стоит огромная очередь, но двигается она очень быстро. Нас в кондитерскую без очереди провела наша экскурсовод Нина.

Паштел де Белем

Самым масштабным и знаменитым историческим памятником района Белем по праву считается монастырь Иеронимитов (Жеронимуш — португальское искажение слова Иеронимиты), основанный в XV веке, Именно в церкви этого монастыря провел последнюю ночь перед отплытием в Индию Васко да Гама. Церковь в которой молился великий португалец не сохранилась до наших дней по причине своей ветхости уже в те времена. Современное здание было построено в XVI веке, благополучно пережило землетрясение 1755 года, было отреставрировано в XIX веке.

Как раз напротив монастыря Жеронимуш, на набережной Тежу стоит памятник Первооткрывателям, построенный во времена правления диктатора Салазара. Все диктаторы XX века оставили после себя подобные монументы, прославляющие былое величие своих стран, португальцы решили увековечить героев, создавших первую колониальную империю в мире. Каждая фигура имеет портретное сходство с вполне определенной исторической личностью и список имен вы сможете найти на Википедии. Возглавляет всю скульптурную группу — Генрих Мореплаватель, совсем не известный в России, в отличие от Васка да Гамы или Магеллана.

Генрих Мореплаватель самостоятельно никуда не плавал, он, являясь принцем, принимал активное участие в организации морских экспедиций. Его фигура весьма почитаема в Португалии, видели его изображения в разных местах Лиссабона и окрестностей не один раз. Магеллан же в Португалии совсем не популярен, дело в том, что он перешел на службу испанскому королю и совершил своё прославленное кругосветное путешествие под испанским флагом.

Внутри памятника Первооткрывателям находится небольшая музейная экспозиция и лифт, доставляющий всех желающих на смотровую площадку на самой вершине монумента. Стоит этот аттракцион всего 5€. Сверху вы увидите мозаичное панно перед памятником, внизу невозможно охватить взглядом всего замысла авторов, и сможете полюбоваться на великолепную панораму реки Тежу, моста имени 25 апреля и статуи Христа на противоположном берегу реки.

А вот мы на площади Россиу, перед одноименным вокзалом, откуда поезда идут в город-музей Синтру с его многочисленными дворцами и прочими значимыми объектами.

Жаль, перед фасадом исчезла скульптура юного мальчика, с которым шесть лет назад так удачно сфотографировалась Ирина. На этой станции в 1918 г. было совершено убийство лидера страны Сидонио Паиша, которого португальцы называли «президент-король» за то, что придя к власти с республиканскими лозунгами, он постепенно установил в стране диктатуру, которой не обладали даже прежние монархи.

По заказу Королевских Железных дорог, в это же время по соседству с вокзалом возводят роскошный пятизвездочный отель Avenida Palace, по проекту того же архитектора. В здание гостиницы можно было попасть, минуя улицу.

В отеле с классическими интерьерам останавливались политики, знаменитости, во время второй мировой войны здесь кипели настоящие шпионские страсти, частично отражённые в романе Ремарка «Ночь в Лиссабоне».

Сегодня этот пятизвездочный отель по-прежнему является одним из лучших.

Еще во времена Средневековья на площади Россиу зачитывались важные государственные указы, проводились военные парады, казни и бои быков. В 1450 г. здесь построили дворец Эстауш, который стал резиденцией иностранных послов. Затем его заняла инквизиция, с появлением которой площадь Rossio превратилась в место публичных казней.

На восточной части площади еще в 1492 г. начали строительство Госпиталя Всех Святых. По иронии судьбы во время землетрясения 1755 г. госпиталь был практически разрушен, а вот здание, приютившее инквизицию, устояло. Однако в 1836 г. дворец Эстауш все-таки сгорел во время пожара, после чего было решено построить на его месте театр.

В конце XIX века плошадь Rossio выложили двухцветной брусчаткой и установили на ней два бронзовых фонтана. Кроме того, была предпринята попытка переименовать площадь в честь португальского короля Педру IV, однако горожане продолжали называть это место по старому. Не помогло даже возведение колонны с памятником Педру IV.

На площади располагается популярное среди местного населения и туристов кафе, где подают вишнёвый ликёр жинжинью. К сожалению в наш визит в Лиссабон кафе было закрыто на ремонт.

Такой запомнилась нам экскурсия по Лиссабону. А на следующий день мы решили поехать на ближайший от Синтры пляж на берегу океана.

Наш выбор был чисто случайным: по интернету мы посмотрели до какого пляжа ближе всего ехать от нашего домика и выбор пал на пляж Адгара. Это пляж, где по-настоящему ощущается мощь природы и океана.

К пляжу

Ещё на подъезде к пляжу мы увидели и услышали мощные океанские волны, эффектно накатывающиеся на прибрежные скалы. К сожалению на фотографиях того, первого мощного эффекта не получилось.

Окруженная огромными скалами, Адрага притаилась недалеко от мыса Рока. Такое расположение очень помогает расслабиться и забыть обо всем остальном мире, спрятаться и затеряться среди камней и валунов.

Благодаря своей труднодоступности даже в туристический сезон пляж может похвастаться сравнительно небольшим количеством народа. Вечером людей почти не остается, и можно встретить закат наедине с природой, слушая разбивающиеся о скалы волны и провожая уходящий день.

Адрага очень фотогеничная: каменная арка, обломки скал, брызги волн и пролетающие мимо чайки. Во время отлива можно добраться до отдаленных уголков пляжа. Искупаться здесь вряд ли получится, вода чаще всего просто ледяная. Нас хватило только на «помочить ножки».

Однако, на мой взгляд, Адрага и не создана для купания. Она для отдыха, расслабления, единения с природой. Для того чтобы сидеть у огромной скалы и слушать рокочущие волны, или бродить по берегу, рассматривая ракушки, или любоваться небом. Это пляж «не для всех» и этим он прекрасен.