Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:31
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Зайечар — Сербия Май 2014

В предыдущей части, где речь шла о Гамзиграде-Ромулиана, я немного показал музей города Зайечара, но показал именно те предметы, которые имеют отношение к римской эпохе, найденные в Гамзиграде-Ромулиана. В данной части хочу сказать пару слов о городе Зайечар, о долине реки Тимок, о традициях и об истории сербов, продолжив знакомить читателя с экспозицией местного музея.

Самыми древними обитателями этих мест были трибалы, их вытеснили мезы, которые в свою очередь покорились Риму. В 6–7 веке область реки Тимок, там, где в настоящее время стоит Зайечар, заселили славяне — Римская империя к этому времени уже разделилась на Запад и на Восток. Какое-то время славяне воевали с Византией, но позже хитрые греки воинственных славян всё же покорили. Соответственно, город Заечар основан на поселении славян. Слово Зайечар славянское, обозначающее хорошую охоту.

Здесь невольно возникают мысли — почему при одних системах управления люди что-то возводят, что-то создают, тогда как другая власть, другая временная эпоха не оставляет после себя ничего?

Судите сами, римляне построили на территории округа шедевр античного искусства Гамзиград-Ромулиану, проложив при этом дорогу, которая шла не только в Ромулиану, но и по всей Сербии.

После римлян какое-либо упоминание об этих местах можно найти лишь в турецких хрониках. В 1466 году у османов Зайечар под этим названием впервые фигурирует как поселение.

Если при римлянах в долине Тимок люди выращивали пшеницу, существовали термальные бани, то после римлян здесь всё заросло травой, среди которой более 1000 лет весело резвились зайцы. Всё это подтверждают музейные экспонаты, где вначале идут артефакты, предметы римской эпохи, и после сразу начинается 15 век.

Город Зайечар и его музей

Развивая мысль о различных режимах, добавлю — все дороги, все горные туннели построены и проложены при Тито во времена социализма — весь потенциал страны создан именно в те годы. Современная Сербия в своём развитии остановилась в конце 80-х годов прошлого века, чем-то и где-то напоминая Россию начала 90-х. Казалось бы, маршал Тито так много для Сербии сделал, и при этом здесь не было Гулагов, зеки дороги не строили — о бывшем правителе должно было сформироваться положительное мнение? Увы, нет!

Иосиф Броз Тито умер 4 мая 1980 года. После этого его последнюю жену Йованку Броз посадили под домашний арест, отобрав все документы. Долгие годы женщина могла видеться только с ближайшими родственниками, причём в присутствии охраны.

Через 25 лет такого ареста 85-летней госпоже Броз наконец выдали загранпаспорт, после чего она покинула страну. К самому Тито отношение тоже прохладное. Борьба за настоящее начинается с прошлого — памятников маршалу Тито в Сербии нет.

Вернёмся опять в музей.

Город Зайечар и его музей

Здесь сразу после зала римской эпохи можно увидеть одежду и быт крестьян этой местности.

В большинстве своём это были сербы. На фоне других народностей костюм сербки смотрится более нарядным. Её пояс с золочёной пряжкой вполне могут взять на разработку современные дизайнеры.

Соседями сербов в долине Тимок были валахи. Этот маленький народ считают потомками легендарных даков. Мужчины валахи носили на голове мохнатую шапку, женщины покрывали голову жёлтой косынкой.

Город Зайечар и его музей

В 15 веке большинство народов проживавших в этой долине, исповедовали православие.

С приходом турок стали появляться сербы-мусульмане, которые совершали хадж, отчего в здешних фамилиях можно часто встретить приставку «Хаджи».

Патриархально-деревенский уклад жизни сохранялся достаточно долго.

Город Зайечар и его музей

Многие интересные самобытные традиции дожили до наших дней. Так, например, гид рассказала, что после Пасхи в определённый день по деревне ходили молодые ребята, и обливали водой незамужних девушек, но не всех подряд, а только одну — которую хотели посвататься.

Ккартинка из интернета)

Обливание являлось чем-то типа признания — ты мне нравишься. В наши дни подобная форма самовыражения симпатии в некоторых местах шагнула слишком далеко, ибо молодые ребята, прикалываясь, поливают водой всех красивых девчонок.

500 лет под турками не прошли для сербов как мимолётный сон. Более того, ни одна война, прокатившаяся по европейскому континенту за последние два тысячелетия, не минула этой маленькой страны, в несколько раз меньшей, чем, например, уже 600 лет не воюющая ни с кем Швейцария. Абсолютно в каждом сербском доме имелось оружие.

Город Зайечар и его музей

Именно в этих местах в 1803 году вспыхнуло первое сербское восстание, которое плавно перетекло во второе. По большому счёту сербы во все времена были довольно воинственны, и это также находило отражение в их традициях.

Так, например, до недавнего времени строго соблюдался обычай на крышу дома невесты ставить яблоко. Жених, явившийся со сватами во двор, первым делом должен был выстрелом из ружья сбить яблоко, если промахивался, невесту ему не отдавали. Любой мужчина должен был быть готов к войне — тот, кто не владел оружием, не считался способным завести семью.

Когда невеста входила в дом будущего мужа, односельчан оповещали об этом выстрелом из ружья. Говорят, этот обычай тяжело искоренить, он и теперь почти всегда соблюдается в городах и особенно в селах. Даже в смету свадебных расходов включается штраф за стрельбу, поскольку она запрещена законом. Как современный город Зайечар начал формироваться в середине 19 века после освобождения от власти Порты, к началу века 20-ого Заечар стал полноценным европейским городом.

В музее можно посмотреть мебель той эпохи,

Город Зайечар и его музей

женские зеркала, украшения, всевозможные вазочки, кружки и стаканы,

государственные награды,

национальные керамические изделия,

Город Зайечар и его музей

а также старые фотографии.

Особенно хочется отметить, что в этом городе в 20-х — 30-х годах прошлого века проживало большое количество наших эмигрантов, которые внесли свою лепту в развитие региона.

Мне запомнился портрет молодой женщины. Скупые строки оповещали, что на холсте неизвестным художником изображена Вера Силаева.

Город Зайечар и его музей

Вера была обычной русской женщиной, бежавшей от большевиков в Сербию. Однако какова её дальнейшая судьба, мне так и не удалось выяснить.

Сам по себе музей не большой, и на первом этаже разместилась выставка национальных ковров,

которые, по правде сказать, не произвели на меня впечатления.

Город Зайечар и его музей

Ковры для меня делятся на персидские и на не персидские.

Выходим из музея. Гид даёт на прогулку 1 час, и времени этого для ознакомления с городом Зайечар вполне достаточно.

Музей расположен на центральной площади.

Город Зайечар и его музей

Здесь запомнился необычайно красивый Университет и здание Заседаний Муниципалитета 1911 года. Рядом парк.

Он не большой, но уютный.

Рядом, возле здания почты, зайечарцы бросают письма в ящик столетней давности.

Город Зайечар и его музей

Главная площадь названа в честь Николы Пашича. Здесь стоит памятник работы Антуна Августинчича, посвященный жертвам войн 1912—1918 гг.

Монумент во все времена являлся символом города.

(Картина в музее)

Площадь Зайечара на открытке.

Город Зайечар и его музей

Никола Пашич (1845–1926) был уроженцем города Зайечар, и памятник ему установлен на соседней площади. Пашич был первым премьер-министром Югославии.

До этого в 1883 г. он участвовал в революционном бунте против князя Милана Обреновича. Мятеж власти жестоко подавили, отчего будущий премьер какое-то время провёл в тюрьме.

Скажу честно, архитектурных шедевров и просто старинных зданий, здесь почти нет.

Город Зайечар и его музей

Кроме музея смотреть в Зайечаре особо нечего.

Зайечар не отличается от других сербских городов ни в сторону плюс, ни в сторону минус, однако приходит праздник и на эти улицы.

В августе здесь проводят знаменитый фестиваль Гитариада, название которого говорит само за себя. Во времена Тито Зайечар являлся крупным промышленным центром. Здесь создавали знаменитый югославский фарфор и хрусталь.

Город Зайечар и его музей

(Югославский сервиз Мадонна. Фото из интернета)

Производство постоянно расширялось, и Зайечар соединили с Белградом железной дорогой. Теперь она почти заброшена, поезда по ней ходят редко. Заводы в городе также не работают, и чем занимается почти 20 тыс. населения, я так и не понял.

Зато в городе много спортивных площадок. Местный гандбольный клуб «Заечар» известен далеко за пределами страны. Любопытно, что зайечарский футбольный клуб «Тимок» был создан в 1919 году. В 1945 г. Тито переименовал его в «Динамо» Заечар, а в 1951 году, когда маршал поссорился с генералиссимусом, клубу вернули прежнее название.

Если верить гиду, в окрестностях города близ горы Манастирка Глама есть интересный монастырь Суводол. Он был основан легендарным князем Лазарем. В местечке Гамзиград-Баня восстановили термальные купальни, которые существовали там ещё во времена римлян, где-то есть три рукотворных озера, а также естественно образовавшееся озеро Рготско.

Впрочем, мы всего этого не увидели, ибо наша туристическая программа эти объекты в маршрут не включала.

Город Зайечар и его музей

Загружаемся в микроавтобус и движемся в сторону города Неготин,

любуясь по пути на чистенькие, словно игрушка домики.