Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 18:53
Cumbre o muerte!

Ла-Пас — Боливия Октябрь 2019

Трёхдневный тур на Уайна Потоси я покупала 23 октября в турагентстве Bolivia Myl на cаlle Sagarnaga № 315 за 950 bs. Организация тура оказалась очень хорошей, как говорится от и до — всё на высоте. Стандартные туры предлагали двух- и трёх дневные. На двухдневном туре туристов привозят к нижнему рефугио на высоте около 4700 м, от которого они сразу же поднимаются к верхнему рефугио на высоте районе 5150 м, где ночуют и идут к вершине. На трёхдневном — доезжают до нижнего рефугио, в первый день знакомятся с азами альпинизма, ночуют. На второй день поднимаются к верхнему рефугио, ночуют и идут к вершине. Поскольку весь мой альпинистский опыт на тот момент ограничивался восхождением на гору Чёрная высотой 1030 м, что на Полярном Урале, я взяла трёхдневный. В стоимость тура входило: транспорт, проживание, услуги гида, питание и аренда экипировки. Арендуемая экипировка включала в себя: куртку с брюками мембранные для восхождения, куртку и брюки флисовые, рукавицы мембранные, бафф, пластиковые горные ботинки, каску, кошки, страховочную систему, альпеншток, спальник. Дополнительно к арендуемой экипировке нужно иметь: свитер, носки х/б и шерстяные, шерстяные перчатки, плотную спортивную шапку, термобельё, рюкзак литров на 60–70, налобный фонарик (который можно надеть на каску), возможно лёгкий жилет на синтепоне (зависит от погоды), солнцезащитные очки и крем, полотенце, термос, туалетную бумагу и воду. Необходимо взять ещё паспорт — понадобиться для регистрации на восхождения. И ещё я брала каримат, пригодился. Сразу после покупки тура, на складе расположенном напротив агентства, я выбрала и примерила одежду для восхождения, которую тут же упаковали в мешок написав на нем моё имя.

24 октября 2019 года. В 8:30 я зашла в агентство где брала тур и оставила там свой рюкзак с вещами до окончания тура. Затем пошла к складу от которого должен был отъезжать микроавтобус. Забрала полученные накануне вещи и загрузилась в микроавтобус. Моими попутчиками были: Адам и Ивана — молодая пара из Чехословакии, Мартин из Голландии, а также два молодых француза взявшие двухдневный тур. Сопровождали нас два гида — Обидео и Хуан, которые по совместительству выступали и в роли поваров. Готовили надо сказать, исключительно хорошо — никаких сухих перекусов, все свежеприготовленное, даже в самом конце тура. Гиды загрузили в машину запасы еды, воды, газовые баллоны и в десятом часу мы тронулись в путь. Недалеко от выезда из города заехали ещё на один склад, где взяли ботинки, кошки, альпенштоки, страховочные системы и каски. Недалеко от склада была ещё пара небольших магазинов, в которых гиды нам настоятельно рекомендовали купить снеки для питания при восхождении, как то шоколад, орехи, печенье и пр. Поскольку в ситуациях повышенной физической активности, лично мне есть абсолютно ничего не хочется, то ничего этого покупать не стала, ограничилась водой и листьями коки. Но, это кому как — организмы разные.

Уайна Потоси — гора расположенная недалеко от Эль-Альто и примерно в 25 км к северу от Ла-Паса в Кордильер-Реал на территории долины Зонго. При въезде в долину остановились для фотосессии на фоне живописных гор с заснеженными вершинами.

Уайна Потоси — мой путь к вершине

Доезжаем до нижнего рефугио на высоте около 4700 м. Рефугио — это дом типа небольшой гостиницы. Внутри две комнаты для ночлега с двухъярусными кроватями (в нашей было 20 мест, но ночевали там вчетвером), общий зал-прихожая, и две комнаты-столовые рядом со спальнями. Во второй комнате ночевала пара англичан — та самая с которой накануне ходила на Чаркини. Также есть комната для персонала и кухня. Туалет как внутри, так и на улице (что оказалось весьма кстати, поскольку ночью тот, что в доме перемёрз). Никакого душе естественно тут и в помине нет.

После обеда (суп, на второе мясо с овощами, чай с печеньем, сгущёнкой и повидлом) французы сразу уходят в верхнее рефугио, а Мартин, Ивана, Адам и я одев горные ботинки, каски и взяв с собой кошки и системы идём на ледник. Идём медленно поднимаясь в гору минут 45. на леднике Обидео с Хуаном объясняют как правильно передвигаться в связке по леднику, пользоваться кошками и альпенштоком. Здесь же проходит небольшая стажировка по ледолазанию — по ледяной стене с небольшим отрицательным уклоном (градуса 3) при помощи кошек и двух ледорубов нужно подняться вверх. Получалось прямо скажем так себе. Погода здесь непредсказуема, когда вышли ярко светило солнце и было тихо, чуть позже небо затянуло, поднялся ветер и пошёл снег крупными хлопьями. Часа через три возвращаемся обратно в рефугио. Пьём чай с вкусняшками, общаемся, чуть позже ужинаем и спать. Ночью было так же холодно, как и в Уюни. Постелила на матрас каримат, укрылась двумя одеялами и спальником — нормально, жить можно.

25 октября 2019 года. С утра плотно завтракаем и до обеда занимаемся своими делами, кто во что горазд — чтение, игры в телефоне, разговоры, Мартин даже йогой занялся. В общем, адаптируемся потихоньку. В районе полудня обедаем, складываем снаряжение в рюкзаки и выдвигаемся в сторону верхнего рефугио. По пути встречаем сильно уставших, но очень счастливых французов. Проходим мимо ледника на котором тренировались вчера. Наши гиды темп передвижения взяли очень грамотный — идём очень медленно, не торопясь, но зато не выдыхаясь. Примерно на середине пути стоит палатка в которой нужно зарегистрироваться предъявив паспорт и оплатив сбор в 20 bs. Тропа до верхнего рефугио облагорожена, технически передвигаться по ней не сложно, хотя физическая усталость таки присутствует — высота всё- же уже под 5 км. Пару раз останавливаемся на привал. Вся дорога заняла часа 2 с хвостиком.

Рефугио находится на высоте порядка 5150 м и представляет собой каменный дом. При входе большая прихожая, направо — комната для персонала и кухня, прямо — комната для туристов. В туристической комнате стоят двухъярусные кровати на 20 мест, обеденные столы и скамейки. Одеял и белья на кроватях здесь нет, только матрасы и подушки (чистые). Туалет на улице.

Рефугио

Чуть выше есть ещё одно рефугио, а чуть нише нашего рефугио альпинисты разбили палатку.

Уайна Потоси — мой путь к вершине

Постепенно стали подходить туристы из других групп, всего набралось 18 человек из разных стран: Чехословакии, Германии, Голландии, Японии, Ирландии, Англии, Израиля. Пили чай, знакомились, общались, некоторые играли в шахматы. Поскольку начало штурма вершины планировалось на 12:30 ночи, в шесть вечера сели ужинать. Ужин тоже был плотным из двух блюд, и больше напоминал обед. В восьмом часу все залезли в спальники и залегли спать. Ночевать здесь ещё холоднее, чем в нижнем рефугио. А погода между тем совсем испортилась — поднялся довольно сильный ветер и начался снегопад. Даже периодически возникала мысль: «А состоится ли завтра восхождение?» На фоне чего довольно долго не могла уснуть. Но, к счастью, всё успокоилось.

26 октября 2019 года. В 12 ночи встаём, пьём чай с вкусняшками, одеваем костюмы, каски с фонарями, системы, в рюкзаки складываем кошки, воду, снеки и около часу ночи выходим на штурм вершины. Первые метров 70–80 поднимались по каменистому склону, потом вышли на снежник. Здесь принято ходить в связках по трое: гид и два туриста. Поэтому наша группа разделилась на две: Мартин и я пошли с Обидео, а Ивана и Адам с Хуаном. Около часа поднимались по относительно пологому фирновому склону, изредка останавливаясь передохнуть. А потом начался долгий затяжной подъём по очень крутому склону. Идти становилось всё тяжелее и тяжелее, и останавливаться на отдых стали всё чаще. В конце этого подъёма уже просто хотелось упасть и валяться, что практически все туристы и делали. Однако долго на снегу в такой одежде не полежишь (куртка мембранная, свитер и флисока — пока идёшь самое то — не жарко, не холодно) — начинаешь быстро замерзать, а если ещё хлебнуть холодной воды из обледенелой полторашки… К счастью у нашего гида был с собой термос с горячим чаем, которым он и угощал нас по дороге. Дальше пошло чередование более коротких пологих и крутых спусков и чем выше поднимались, тем идти становилось всё тяжелее и тяжелее, приходилось отдыхать всё чаще. Обидео всё настаивал, что нужно есть шоколад или орехи, иначе энергии мол совсем не будет. Мартин немного ел, а мне не хотелось ничего есть, ну совершенно. А вот листья коки я жевала всё дорогу, так и дошла до вершины с полным ртом листьев. Возможно это и помогло, сравнивать, к сожалению особо не с чем.

Рассвет начался в шестом часу утра, когда мы дошли до отметки 5900 м. Пока шли у меня было два переломных момента, когда хотелось на всё плюнуть и развернуться обратно, и если бы не моральная поддержка Обидео, вполне возможно, что я так бы и поступила. Так, что от гида здесь тоже много что зависит.

Сказать, что рассвет в Андах — это красиво, не сказать ничего. Зрелище потрясающее, это нужно увидеть своими глазами.

До вершины оставалось 188 метров.

И тут Мартин категорически отказался идти дальше, сказав, что дождётся нас здесь. Да, бывает здесь и такое, люди не доходят до вершины из-за плохого самочувствия или крайней усталости, когда остаётся пройти совсем немного. А бывает, что разворачиваются и в начале пути. Так, например, наши попутчики из Чехословакии Адам и Ивана, развернулись уже в 2 часа ночи, где-то с трети первого крутого подъёма. Здесь уже зависит от индивидуальных особенностей организма. Дальше к вершине пошли с Обидео уже вдвоём.

Для меня это был самый тяжёлый участок пути. Дыхание сбивалось, сердце учащённо билось, ноги отказывались идти. Приходилось останавливаться на отдых буквально каждые 10–15 метров. Меж тем, одни группы уже начали спускаться с вершины, другие ещё поднималась следом за нами. Никакого сильного скопления народа в одном месте не образовывалось.

И наконец, вот он — узкий гребень по которому нужно пройти на самую высокую точку Уайна Потоси!

Всё, вершина! Радости моей не было предела. Не каждый день поднимаешься на шеститысячник!

Немного отдышавшись, можно и окрестными пейзажами полюбоваться, они того стоят.

А потом, в обратный путь, вниз, в сторону верхнего рефугио. Когда шли вниз солнце уже ярко светило, стало тепло, даже жарко, верхние куртки пришлось снять. И здесь очень пригодились солнцезащитные очки — отражение от снега очень интенсивное. К рефугио подошли к 11 часам. Пообедали, упаковали вещи в рюкзаки, и дальше, вниз — к нижнему рефугио. Здесь сдаём одежду и снаряжение и во втором часу дня выдвигаемся в Ла Пас. При подъезде к Ла Пасу. у меня вдруг разболелась голова (видимо от переизбытка здесь кислорода, хе-хе), даже пришлось съесть таблетку анальгина.

В заключение можно сказать, что с технической точки зрения трасса восхождения не сложная, а вот с физической — кому как, зависит от организма каждого отдельно взятого человека. С эмоциональной же, лично для меня восхождение явилось самым ярким эпизодом моего путешествия!