Турист Александр Маковецкий (Gem)
Александр Маковецкий
был 17 мая 2020 16:23

Чудеса Хрустального острова

Екатеринбург — Россия Май 2019
Мистический останец на Хрустальном острове

Район посёлка Озерной или, как я больше люблю его называть, Восточный Адуй, не стремиться порадовать нашего брата цветным камнем.
Бериллы, топазы, турмалины — не его сильная сторона, хотя, безусловно, в местных, хитрых пегматитовых жилах они есть.
Озёрный край — это край замечательных кварцевых жил, аметистов, цитринов и прочих представителей хрустального царства.

В четверг, ранним утром, небольшая поисковая партия в составе меня и моего напарника высадилась на западной окраине посёлка, и взяла курс на болото Чистое, поискать новые жилы, а также то и дело мелькавшие в разных изданиях копи Брекчиевые агаты (Студенческая) и Санникова. Кроме этого, хотелось проверить байки о несметных сокровищах Хрустального острова, где «хрустали по метру прямо на отвалах лежат и никому они не нужны» и поработать на Шишках (жиле, найденной нами в прошлом году).
Первый день прошёл довольно странно и сумбурно, внеся коррективы в разработанный ранее план поисков.
…Шли по дороге, которая значилась на карте одного из крупных масштабов, как вполне себе проезжая и прохожая, но, как оказалось, за давностью съёмки заросшая вдрыбоган не только кустистой травкой, но и крепкими сосёнками, продираться сквозь которые после дождя было жуть, как приятно.
Спустились к Чистому, помедитировали на болото и свернули на бездорожье, идя вдоль интересной гряды примерно посередине склона. А как иначе? Привязок-то не было!
Через несколько минут наткнулись на… дольмен.

По крайней мере, это сооружение выглядело очень похоже, являя собой естественную каменную конструкцию, в которой было вытесано искусственное ложе.
К обеду несколько приуныли: интерполированные из разных источников данные по местонахождению копей дали широкую трещину — в означенных местах их не было. Но грустить нас никто не научил, поэтому затянули ремни и пошли быстрым шагом на Шишки, благо, находились они всего в паре километров от нашего маршрута.

Работа на жиле Шишки в поисках цитринов
Работа на жиле "Шишки" в поисках цитринов

Там поставили лагерь, пообедали, посушились и пошли работать на жилу. Надо сказать, я был несколько разочарован находками. Все они оказались хуже тех, первых, найденных нами в мае прошлого года. И переливты, и «шишки» — расщеплённые кристаллы кварца, и халцедоны… Цитринов же не было встречено вообще. Вскрыв к вечеру продуктивный слой развала на всю глубину, прекратили работу, решив на следующий день углубиться по кореннику, если утренняя разведка не принесёт результатов. Далее был ужин и неспешный трёп под треск отличного костра, сделанного из смолистых пеньков, склад которых был обнаружен неподалёку. Грели эти пеньки нас отменно всё оставшееся время, заставив пожалеть о взятом напрасно топоре. Хотя, почему напрасно? Им был вырублен замечательный черенок для штыковой лопаты, прослуживший до конца поездки.
Утром решили пройти обратный путь до Чистого с той лишь разницей, что сделать это было решено по гребню сопок. Дошли до болота быстро, не встретив, кроме любопытного зайца, никого и ничего. Тут Володю привлекло что-то белеющее метров через десять по курсу, похожее на отвалы. И надо же, мы вышли на Студенческую! Оказывается, вчера мы промахнулись совсем немного…
Копались часа три, выудив из жилы неплохие щётки кварцев и переливты, к которым я давно питаю самые нежные чувства.

Агат-переливт, копь Студенческая
Агат-переливт, копь "Студенческая"

Пообедали. Поразмышляли.
И решили попробовать пройти на Хрустальный остров, что высится к северу в болоте, в полукилометре. И прошли!
Сначала поиски дивных огромных хрусталей обескуражили.
Была налицо мощная кварцевая жила (ещё не анализировал точки в навигаторе, но возможно это продолжение Брекчиевых агатов) с огромными ямами. Но, сколько мы не стучали в отвалы, стенки жилы, под дёрн по простиранию, но ничего, кроме качественных переливтов встречено не было. Правда, надо сказать, здесь я нашёл лучший переливт, встреченный мной на Озёрном.

Поужинали. Поразмышляли.
Володя остался искать хрустали, а я пошёл в обход острова, в надежде найти другую жилу. И нашёл! Кварцевая жила оказалась совсем нетронутая, неразведанная, мощностью, если судить субъективно по развалу, около полуметра. Но, как это иногда бывает, втайне не веря в успех предприятия, взял я с собой только кайло. На кой-хрен, хотите спросить? Вот и я задал себе тот же риторический вопрос — на основной жиле остались щуп и лопата. Но, худо-бедно, наковырял из-под дёрна переливты и обсосанный кристалл кварца. Значит, камень есть!
Вернувшись в расстроенных чувствах, застал напарника, заражённого золотой лихорадкой. Он нашёл выработанную жилу ниже основной по горке, а в её отвалах… Хрусталей не меряно.

До заката оставалось несколько часов, а нам предстоял ещё путь до лагеря, без фонарей. Рисковать не стали, и работали всего полчаса — я за это время, напав на продуктивный слой, успел набить небольшой мешок. Кварцы были разные: прозрачные, молочные, в рубашках, двойники, сростки.… С трудом заставили себя оторваться и выбросить тела в обратный путь. Вместе с закатом были в лагере. Снова ужинали, но уже не размышляли…
Утром собрались в обратный путь, и в десятом были уже на Брекчиевых агатах (всё-же, название это мне больше нравится, нежели Студенческая). Оставили рюки, все шмотки и пошли на остров.
Как уж мы там полдня отрывались, рассказывать не буду. Часа за три до выброски я уже понял, что пора остановиться, но рука (никогда не считал себя жадным!), сама опускалась с кайлом в продуктивный слой, а хрустали всё падали и падали…

Несколько сростков были ну очень ничего, пришлось убрать сразу в карман.
Пришли обратно к пожиткам — оппа! На рюке лежит сорванный гриб, но ничего не тронуто. Людей в округе тоже не наблюдается. Упаковались с трудом, мягко говоря, а когда дело дошло до надевания рюкзаков и вовсе запаниковали — поднимались они с трудом, а плечи оттягивали, как будто в них лежали чугунные чушки.
Но всё же, вышли в обратный путь, решив прогуляться назад по незнакомой, но вполне проезжей дороге. Дорога на картах не значилась, навигатор отказывался работать…
Через полкилометра набрели на свежие разработки. Возле ям лежали музейные образцы замечательных кварцев, но не подъёмные для транспортирования на горбу.

Развал кварцевых друз на самоцветной копи

Но пора и в путь. Взяв по одному образцу с отвалов и чудом растолкав их по рюкзакам, потащились по новой дороге. И здесь беспредельная тяжесть сыграла с нами злую шутку: глядя в землю, мы пропустили нужную просеку. Когда солнце, находящееся на западе, настойчиво стало застить нам глаза, навигатор, наконец-то «завёлся». Смотрели в карту, через слёзы умиления: вышли мы, влекомые дорогой и самоуверенностью, на Шишки. Иными словами, сделали крюк в 5–7 лишних километров.
Описывать, как мы «шли» до посёлка не буду — дошли и, слава Богу. Сделано это было на морально-волевых качествах и желании добраться до стремительно надвигающейся темноты. Навигатор окончательно умер в последний момент, выполнив свою миссию, когда мы, наконец-то, определились во множестве дорог и просек, обозначив финишную кривую.
В посёлке нас встретил транспорт и мы, уставшие, но довольные разведкой и находками, попрощались с Озерным.