Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была вчера 19:38
Cumbre o muerte!

Вальегранде, Ла-Игера, Вилла-Серано. Часть 1

Вальегранде — Боливия Октябрь 2019
Мавзолей Эрнесто Че Гевары в Вальегранде

29 сентября-1 октября 2019 г. — Вальегранде. Из Санта-Крус в Вальегранде я добиралась рейсовым автобусом. Автобус отходит от одного из автовокзалов Санта-Крус (не центральный, от центра города довольно далеко), оттуда же отходят труфи (такси-коллективо). Автобусы ходят по расписанию, труфи по наполнению. Ходят часто, долго ждать не придется. Цена билета 35 bs, расстояние 244 км, продолжительность пути около 7 часов. Качество дороги среднее — извилистая, все время на подъем, местами грунтовая. На середине пути останавливается на перекус. По пути отрадно наблюдать, как унылый пейзаж плоскогорья сменяется на живописный горный.

Вальегранде был основан 30 марта 1612 года доном Педро Лусио Эскаланте и Мендоса под названием Сьюдад-де-Хесус-и-Монтес-Кларос-де-лос-Кабальерос-дель-Вальегранде (город Иисуса и Монтес-Кларос рыцарей Вальегранде).Он был призван служить границей от постоянных набегов воинов Гуарани. На сегодняшний день город насчитывает около 17 000 жителей, основной род деятельности которых — сельское хозяйство. Есть свой герб и гимн.

Город с первого взгляда произвел на меня благоприятное впечатление тихий, чистый, окруженные горами, как нельзя больше подходит для отдыха в стиле релакс. Отель Plaza Pueblo Hotel заранее забронированный на booking оказался весьма неплохим. Номер очень чистый, завтрак хороший, имеется небольшая парковка, расположен в 5–10 минутах ходьбы от главной площади.

Отель Plaza Pueblo

Заселившись я вышла осмотреться. Застройка города преимущественно одна и двухэтажная, некоторые дома явно сохранились еще с колониальных времен, как и мощенное булыжниками дорожное покрытие. По классике жанра Латиноамериканских городов здесь есть центральная площадь — Plaza 26 de Enero. Площадь весьма и весьма симпатичная — зеленая, со скамейками, фонтаном и памятником основателю города посередине. Как полагается, по периметру площади находится главный собор города — La Iglesia Matriz и здания административного назначения. La Iglesia Matriz была построена в 1612 году и находилась на реконструкции с 1950 по 1970 год. Ее башня считается самой высокой среди церквей Боливии — 45 м. Напротив церкви расположена Casa de la Cultura с информационным туристическим центром, где можно купить экскурсии.

La Iglesia Matriz

Кроме церкви на главной площади в Вальегранде есть еще одна — Capilla senor de Maltа, которая строилась с 1919 по 1928 гг. Сейчас в ней храниться старинная деревянная статуя Черного Христа, которую очень почитают местные жители.

Есть две небольшие площади — Plaza Estudiante и Plaza Ruben Terrazas, которая расположена возле центрального рынка. Каждый вечер здесь продается свежая выпечка. Стоит очень дешево, как и остальная продукция на рынке. Там же есть и недорогая столовая.

Plaza Ruben Terrazas

Уровень жизни в Вальегранде явно не богаты, а вот люди очень доброжелательные и приветливые.

На следующий день я взяла в информационном центре пешеходный сити-тур по местам связанным с Че за 40 bs. Тур включал в себя посещение госпиталя (Hospital Senor de Malta), мавзолея на месте первого захоронения Че Гевары и музея рядом с ним, и сада памяти (Jardin de los Recuerdos). Кроме меня на экскурсии были четыре молодые девушки из Испании, которые работали волонтерами в школах Санта-Крус — преподавали испанский язык. Первым на посещении был Hospital Senor de Malta, куда 9 октября 1967 г. после расстрела в Ла-Игере были доставлены тела Че Гевары и еще шести партизан. Госпиталь действующий, состоит из двух зданий: поликлиники и стационара. На входе нам зачем-то предложили протереть руки антисептиком, хотя по самому госпиталю мы практически не ходили, сразу пошли в сторону прачечной, которая расположена на территории госпиталя позади основного здания. На торце госпиталя можно увидеть текст прощального письма Че Гевары обращенного к своим детям.

Прачечную строго говоря помещением назвать нельзя, но тем не менее она функционировала до второй половины 80-х гг. Именно здесь тела Че Гевары и его соратников были выставлены для обозрения прессы и местного населения. Носилки с телом Эрнесто Че Гевары стояли на стиральном столе, тела остальных партизан были свалены на полу.

Недалеко от прачечной находится больничный морг, где были ампутированы кисти рук Че Гевары и снята посмертная маска. В настоящее время не действует.

Следующим этапом экскурсионной программы было посещение Сада Памяти, который находится на месте бывшего захоронения 23 партизан отряда Че. Останки партизан были эксгумированы с последующей идентификацией в период с 1997 по 2000 г. усилиями судебных антропологов. Все они были перезахоронены на Кубе в мавзолее г. Санта-Клара. Сейчас здесь установлены памятные плиты с именами, псевдонимами, национальностями и датами смерти партизан.

Недалеко от сада памяти находится аэродром, под взлетно-посадочной полос которого 11 ноября 1967 года были тайно погребены тела Че Гевары и еще шести партизан. Место захоронения долго держалось в секрете, и лишь в 1995 году секретность была снята. В ноябре 1995 года отставной боливийский генерал Марио Варгас, участник боев, свидетель казни и захоронения, рассказал где находится место захоронения. Правительство Кубы обратилось к президенту Боливии Гонсало Санчесу де Лосаде с просьбой провести раскопки. Два года с помощью техники, археологов и антропологов разрывали-взлетно-посадочные полосы расширившегося за 30 лет аэродрома. Через полтора года нашли останки 7 тел, у одного из которых отсутствовали кисти рук. Экспертиза установила, что это останки Эрнесто Че Гевары. 17 октября 1997 года останки семи партизан были перезахоронены в мавзолее города Санта-Клары. Сейчас на месте этого захоронения находится мавзолей.

Вальегранде, Ла-Игера, Вилла-Серано. Часть 1

Первое место захоронения Че Гевары и соратников

Недалеко от мавзолея находится музей, где хранятся документы, личные вещи, фотографии погибших партизан. Больше всего меня здесь поразила степень изношенности обуви — 90%. В такой ходить очень тяжело, а уж воевать…

Вещи Че Гевары

А аэродром действует и по сей день.