Турист Юлия (Floret)
Юлия
была 17 марта 2021 9:19

Герцег-Нови — Черногория Ноябрь 2019

В Черногории раньше не была, поездка сложилась спонтанно, хотела тихо отдохнуть, желательно с солнышком. Отсутствие визы, жары и высоких цен (так как уже не сезон) убедили меня ехать.

Билет в Тиват был на 28 октября — каждый день смотрела погоду на гисметео, и там ничего солнечного и теплого не обещали…

Выбрала городок Герцег-Нови (вдохновили редкие фотографии и рассказы в инете) и Котор, в Которе хотелось сходить в горы и увидеть Боко-Которскую бухту сверху.

На букинге забронила отели — ценообразование, как обычно, чем ближе к историческому центру и к берегу моря, тем дороже. Но все равно сезон уже завершился, и в Герцеге забронировала Guest House Tomanovic за 15 евро в сутки, а в Которе решила шикануть и забронировала крутую Studios Kono в самом сердце Старого города, атмосферную комнату аж за 25 евро в сутки. Билет в Тиват стоил туда 6 тыс., обратно — 11 тыс (!!!). Загрузила в телефон карты Мапс.ми (оочень классная штука оказалась!), почитала в интернете что успела — и в путь.

Авиакомпания S7. Читала, что не кормят — не, кормили. А в полете даже пластмассовый сэндвич почему-то очень вкусный))))

В Тивате все прошло очень быстро, после приземления уже минут через 20 стояла с чемоданом на улице. Светило яркое солнце!… Настоящее лето!!! Даже идти никуда не хотелось — после холоднючего темного Питера хотелось просто опуститься на клумбу у аэропорта, сидеть и жмуриться….

Потопала на автобусную станцию. Добираться до Герцег-Нови из Тивата можно на такси (от 35 евро, жаба меня задушила)), или на автобусе. Итак — автобус!

Из аэропорта надо выйти на трассу, она видна сразу от выхода, метров в 50, и по трассе, не переходя ее, нужно идти налево минут 15–20. Интересно, что из всего большого самолета в сторону автостанции топала я одна)))), все остальные пассажиры разъехались на машинах/такси. Автостанцию пройти невозможно, она большая и узнаваемая. Как только я к ней подошла, меня в очередной раз спросили из какой-то машины, куда я еду (пока шла раз десять наверное спрашивали), я послушно ответила что в Герцег, и пожилая пара черногорцев предложили подвезти меня за 15 евро, ибо они едут туда же. Автобус стоит 6 или 7 евро, но его еще ждать, и потом еще искать забронированный гест, а тут — сразу. Я согласилась))).

Мы поехали через паром. Есть две дороги в Герцег-Нови — вокруг всей бухты (красиво и долго, часа полтора наверное или больше), а можно «срезать» с помощью паромной переправы (красиво, интересно и быстрее). Доехали мы до парома минут за 10. Потом — поплыли. А я уже и так «поплыла»…))))) — горы, маленькие домики с красными черепичными крышами, бирюзовая вода, тепло, ветерок….Оооооо…. И не надо думать как добираться — меня довезут)).

Самостоятельно проехать таким маршрутом легко (я так и собиралась), все очень понятно, рассказывать дольше)), надо на автобусе доехать от автостанции до парома (по английски паром «Фэл») , перейти на паром пешком, паром для пешеходов бесплатный, и после парома сразу правее, снова сесть на другой автобус, до Герцег Нови. Язык русский и английский, люди отзывчивые. Так что такси — совсем необязательная роскошь.

После парома мы минут за 30–40 доехали до моего гестхауса, приветливый хозяин по имени Глиго уже ждал.

Гестхаус я выбрала такой, чтобы был балкон с видом на море, чтобы до Старого города близко (в самом Старом городе цены все еще кусались), ну и чтобы отзывы хорошие. И — не прогадала! Гест оказался в точности как на фото в Букинге, атмосфера очень расслабленная, комнатка уютная и чистая, с балкона виден даже кусочек моря, хозяин интеллигентный и ненавязчивый, хорошо говорит по-русски.

Вот мой столик на балконе, вид из комнаты:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

И вот, собственно, хозяин геста, Глиго Томанович, моет оливки)))

Глиго принес кофе и печеньки, дал карту города, я села на балконе — аах…..КРАСОТА!… Балкон общий на несколько комнат, в сезон это, наверное, коммуналка, но сейчас были одни соседи, тихая пара, и мы друг другу не мешали, да и не видели почти.

Я выпила кофе, скинула зимнюю одежду и пошла к морю. Ориентироваться в Герцег-Нови легко — городок стоит на горе, поэтому все ступени, ведущие вниз — неизбежно приведут к морю.

Спустилась — МОРЕ!!!!!…. Водаааа — голубая -голубая, прозрачная- прозрачная…. Я аж оцепенела)))

Пожалела что не одела купальник, был уже вечер, и как-то в голову не пришло, а тут так купаться захотелось….

Тихо, тепло, умиротворенно, люди неторопливо гуляют по набережной… Я тоже прогулялась, стало темнеть, вернулась в свой гест и завалилась спать (рейс был через Москву, рано утром, в аэропорт приехала ночью, так что ночь бессонная была)

Ночью жарко не было, укрывалась одеялом — как это хорошо, что не надо включать кондиционер.

Проснулась на рассвете под пение птиц…. Каеффффф….))))))))))))))

Сварила кофе — удобно что в комнате есть мини-кухня со всем чем нужно — напялила купальник, и пошла. Решила сперва пройти через Старый город, так хотелось скорей увидеть все эти мощеные улочки, окна, башни.

Карты Мапс.ми очень помогали. Это приложение на телефоне, работающее оф-лайн, то есть даже если связь выключена (например, режим авиа) — они все равно показывают стрелочкой где ты находишься и куда движешься, как в навигаторе. И в них отмечены достопримечательности, некоторые магазины и отели. Чудо!))) Главное, заранее дома закачать нужные места.

В общем, открыла я карты и пошла в сторону Стари-града. Идти оказалось минут 10. Спуститься из геста по ступенькам до дороги, где изредка ездят машины (это минуты 2) и идти налево, мимо пекарни, из которой уже в 6 утра благоухало свежей выпечкой:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

дальше мимо закрытых магазинчиков — ну и вот он, Старый город:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Ранний Герцег очаровал своими деталями: запахом кофе, камнями, котами, цветами, окнами, вывешенным бельем, ступеньками ступеньками… Ты словно среди декораций в фильме Альмодовара… Редкие прохожие неторопливо шли до ближайших кафешек пить кофе. Голубое небо, солнце… Казалось, что я неожиданно попала в какую-то сказку.

Город весь в ступенях, машин, соответственно, нет. Я, когда ехала, опасалась за свое больное колено, набрала обезболивающих и лангет — но удивительно, что колено от этих непрерывных подъемов и спусков болеть перестало совсем. Не знаю как это объяснить. За всю поездку — ни одной таблетки! И вообще, все эти ступени оказались совсем нетрудные, а наоборот, так здорово… Думаю, что летом на жаре все это ощущается по-другому))).

Я бродила, фотографировала и никак не могла остановиться…

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Наконец взяла себя в руки))), попила кофе, отличный каппучино стоит 2 евро, и спустилась к морю.

Погода все дни была днем градусов 28, вода примерно градусов 22–23, по ночам было, наверное, меньше 20. Говорят, что это необычно тепло для этого времени и что какое-то теплое течение пришло в море, в общем — мне повезло.

Пляжи в Герцег-Нови либо бетонные — с лесенкой сразу на глубину, или небольшие кусочки с мелкой галькой и песком. Заход в море так себе, ноги проваливаются, пожалела что не взяла коралловые тапки, но я и купальник-то взяла на всякий случай, думала что скорее всего купаться не получится.

И еще пожалела, что не взяла маску с трубкой, маска для любителей снорка — здесь обязательна! Вода невероятно прозрачная, под водой стайки рыб, много ежей и камни, подводные пейзажи явно интересные, жаль что наблюдала их только сверху. А видимость — как в бассейне!да что там, лучше чем в бассейне!)))даже без маски плывешь и видишь всех этих ежей на глубину не знаю…метров на десять или сто десять…))))…. Я плавала-плавала, из воды было прям не выйти))).

На пляже нет ни кабинок, ни шезлонгов, он как бы «дикий» (видела и «цивилизованные» пляжи, но они вроде как при отелях, и там можно быть только постояльцам), на пляже под соснами были местные мамы с детьми, несколько туристов… Народу немного, все тихие. Так я и провела там весь день)))).

Пляжи такие:

Купалась, смотрела на яхты, на горы, дышала (воздух какой-то необыкновенный, свежий и сладкий). Обедала в кафешках рядом.

Много кафе и магазинчиков уже были закрыты до следующего сезона, но все равно мест, где поесть достаточно. На набережной ужин примерно до 10 евро, порция большая и вкусная, в глубине без вида на море, наверное, дешевле, а если самому готовить, то еще дешевле; булочки-пирожки в пеканях — от 0,5 евро — до 4 евро. Я на завтрак еду покупала в пекарнях, а ужинала в кафе, а на обед — мороженое или еще что-то такое.

Есть универсамы «Идея» (они даже на картах Мапс обозначены), такие же, как у нас какая-нибудь «Пятерочка» или что там… Цены в целом как у нас в Питере, но продукты качественнее и вкуснее.

В центре города есть рынок. На центральной площади, где часовая башня, если встать спиной к башне — то в дальнем правом углу площади будет поворотик в соседний двор, вот в этом дворе слева рынок и есть.

На фото эта самая площадь — поворотик к рынку у оранжевого дома вверху справа:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Все в Герцег-Нови славно, просто, понятно, никакой тоски и жести, все живут неторопливо, благостно, тихо и спокойно, любят поесть и выпить вина…

Вот дом Эмира Кустурицы, в здании бывшего ж/д вокзала на набережной:

Можно подняться в крепость Кани Кула (название могу немного неправильно написать), оттуда красивый вид. Вход в крепость 2 евро, но я не платила, так как не увидела ни смотрителя, никого, одна там бродила))).

Вид из крепости

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Потекли неторопливые черногорские деньки….

Набережная. На скале слева вдалеке маленькая фигурка — памятник «девушке, ожидающей моряка»(?)

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Однажды решила, что надо бы сходить в монастырь Савина, много читала про него. Рано утром (вот люблю я утренние вылазки!) собралась-таки. Опять же, карты Мапсы были мне в помощь.

Все оказалось рядом, а я-то намылилась в большой поход))). Шла сперва по набережной (если стоять лицом к морю — влево), мимо Старого города, дальше мимо респектабельных вилл, красиво очень было, солнце вставало…

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Шла минут 15–20, потом повернула по дорожке налево вверх — и минут через 10 — вот он, монастырь!

Ворота были открыты, храмы тоже, но ни одного человека так и не встретила. Побродила там, внутри интересные древние фрески посмотрела, потом пошла выше на смотровую площадку (тропинка была нарисована на картах) , это вид с нее:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

И обратно — уже не по набережной, а по улице, среди просыпающихся домов, прямо в Старый город.

Заметила, что втягиваюсь в неторопливый ритм Герцега, что солнце и море делают из меня счастливого тюленя….

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Но — все, пришла пора ехать дальше, меня ждал Котор.

Честно, ехать уже никуда не хотелось)).

И как раз, в день моего отъезда, погода изменилась — ночью в горах грохотал гром, а утром стал накрапывать мелкий дождик. Так, под дождиком, я и почапала на автобусную станцию.

От геста до автостанции идти минут 10. На станции все понятно, одна касса и пара кафешек. Взяла билет до Котора, 4 евро и 1 евро надо дать водителю за багаж. На билете написано время отправления автобуса. Я еще полчаса посидела на скамейке и — поехали! Дорога — вокруг всей Боко-Которской бухты.

Автобус типа наших газелей, маленький, а пассажиров со мной — четыре человека. Садиться лучше справа, так как справа — невероятные виды на бухту. Все два часа с открытым ртом глазела в окно, забывая фотографировать))). Карты Мапсы показывали мне, где мы едем. Очень заинтересовал Пераст, если бы не чемодан, то было бы интересно выйти погулять там.

Виды по дороге:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

В Которе меня высадили на автостанции и автобус поехал дальше. Дождик продолжал капать. Я пошла по моей волшебной стрелке на карте, вошла в Старый город через южные ворота и — …….!!!!!! Нет слов. Это что-то невероятное!… Все эти покрытые плесенью стены, дыхание огромной горы, у которой стоит город, он НАСТОЯЩИЙ, этот Котор!..

Если Герцег — действительно как милая декорация, то здесь — просто ВАУ. Так и тащилась с чемоданом, каждую минуту останавливаясь и озираясь по сторонам.

Студия Коно была на самом верху, лезла по узким лестницам, все равно заблудилась, но тут сам хозяин вышел меня встретить. Зашла в комнату и снова обалдела. Вот сколько можно обалдевать в течении недели?..)))) Выглядело это так:

А вид из окна такой:

И никуда уже идти не хотелось, тем более дождь.

Стала распаковывать вещи, постоянно подходя к окну и чувствуя себя этакой средневековой барышней.

Но дождик кончился, причин торчать в комнате больше было — и я отправилась в город.

Еще раз ВАУ!…

Совсем другое место. Много людей, кто-то спешит, кто-то сидит пьет кофе, туристы, туристы… После Герцега — толпень. И стены, стены, все естественное, живое, ритм Жизни… Не знаю даже, как поточнее описать))). Он как итальянская музыка что ли… Вивальди…

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Шла я и улыбалась, и смотрела по сторонам. Кругом кафешки, магазинчики, все активно работает и выглядит чрезвычайно привлекательно. Какой там «не сезон!…

Бродила по улицам, фотографировала, пока не пошел настоящий ЛИВЕНЬ! Вот как из ведра. Потоки воды неслись по улочкам словно реки… Наконец-то и зонтик пригодился, не зря брала. Хотя в такой ливень он от этих потоков не спас))). Промокла и пошла домой.

После дождя погода стала определенно осенней, но все равно тепло — градусов может 18–20. Купаться уже не хотелось. Да Котор и не «купальный» город. Тут есть пляж, если выйти через северные ворота и пройти минут 20 вдоль набережной, выглядел он вот так:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

и, наверное, в жару здесь купаются… Но в целом, Котор — это город. Не пляж. И набережная у него — не променад, а стоянка для машин и судов.

Вот такие огромные корабли привозят сюда каждый день туристов.

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

В Которе фишка — коты. Тема показалась немного надуманной, вроде наших «Эрмитажных котов», но почему бы и нет, а может за этим и стоит какая-то история, не знаю… В общем, тут все в котах — сувениры с котами, музей котов, кругом изображения котов и конечно сами коты. Все фотографируют котов, гладят и любят — видимо, Котор — это такой земной кошачий рай)))).

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

На следующее утро сверкало солнце и я решила пойти в гору над Котором.

Подниматься хотела по старой австрийской дороге, на картах она обозначена как «дорога для местных» и начинается за северными воротами города. И не потому что в крепость над Котором (а именно с нее открывается прекрасный вид) вход 8 евро, а потому что хотелось подняться максимально высоко, выше крепости, и еще потому, что в крепость ведут ступени, а тут просто дорога, для ног легче.

Найти тропу в гору легко по карте, если выйти из северных ворот и после мостика забрать правее мимо «Водо…» не помню, «водовоз», «водоканал», что-то такое, там дорога и начинает подниматься.

Тропа широкая, укрепленная, не раздваивается — то есть как на нее встанешь, так уже не заблудишься. Обувь нужно удобную, с закрытыми носами, потому что тропа из крупных и мелких камней, с открытыми пальцами ноги повредятся точно. Поднимается плавным серпантином, идти ну совсем не трудно. Вдоль тропы — дикие гранатовые деревья:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Я, конечно, сорвала и поробовала — кисловатые, но есть можно)).

Поднималась где-то в полвосьмого утра, стояла утренняя прохолада, пели птицы, вся тропа была в тени, так что часа через полтора я уже была у крепости, с ее внешней стороны, и даже не заметила как поднялась)).

В этом месте, где тропа подходит к крепостной стене, стоит пустая церковь, очень красивая.

От нее идет тропинка к стене и лазу, через который можно нахаляву пролезть в крепость (кто не хочет платить). Этот лаз, я читала, то забивают досками, то ставят охранника… Когда я проходила, то все было открыто.

А тропа выше поднимается через развалины, есть указатель «На Ловчег»(могу ошибиться с названием, но указатель там всего один), вот в том направлении и надо топать.

Уже не вспомню, то ли выше церквухи, то ли перед ней, кажется что все-таки выше — стоит дом, единственный дом по всему маршруту, там что-то вроде кафе, есть туалет, я не заходила, но со стороны все выглядело вполне привлекательно. Да в этой Черногории все привлекательно выглядит)).

Я поднималась все выше, через час немного устала, взятая с собой вода очень даже пригодилась))). Открывающиеся виды и прохлада вдохновляли, крепость была уже далекооо внизу:

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Хожу я не быстро, фотографирую, просто стою смотрю, так что кто будет нормально идти — времени все это займет меньше. Еще через час — вершина хребта! Оттуда — крышесносный вид…

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Прошла немного дальше — там начинается сосновый бор и тропа плавно переваливает в другую долину.

Посидела я наверху и стала спускаться. И только на спуске впервые встретила людей — несколько немецких туристов поднимались, похоже, туда же, откуда я спускалась. И ниже еще несколько китайцев лезли в тот самый тайный лаз в стене крепости))).

В самом низу встретилось много козочек.

В итоге — поднималась где-то 3,5 часа, спускалась 2 часа, это с остановками и не напрягаясь. Прогулка абсолютно не трудная и очень вдохновенная. Даже жалела что быстро спустилась, но уже очень хотелось есть)))

Последний день в Которе был посвящен шатанию по улочкам и покупкой подарков.

Цены на еду в Которе выше, чем в Герцег-Нови. За главными воротами слева на набережной — городской рынок, купила там на подарки еще сыра, пшрута, оливок, вкусное все конечно, но блин дорогое.

Сувениров и одежды и всего-всего полно (в Герцеге много магазинов уже было закрыто, да и выбор сувениров небольшой) , все привлекательное такое, не хочешь — а покупаешь))).

На третий день Котора я немного подустала от толп людей (не представляю, как тут летом) и суеты, захотелось снова сонного полупустого Герцега…

С вылетом вышло забавно. Самолет у меня был в 6.30 утра, я решила что нормально выехать на такси в 4 утра, аэропорт где-то рядом, ну рейс-то международный, часа за два надо быть. Договорилась с хозяином геста, он сам предложил довезти за 5 евро. И дальше произошла такая история: я встала, собралась, и в 4 утра уже стояла на улице. Выполз заспанный хозяин, спросил во сколько самолет, я показала билет (хозяин говорил на очень шустром английском, я его плохо понимала). Он сказал, что ехать сейчас рано, что аэропорт еще закрыт (!) и что поедем в 5.45. Я ступила и согласилась. Гуляя полтора часа по темным улицам, думала — ну что за дура, надо такси брать и ехать…а, ладно, опоздаю первый раз в жизни на самолет…. И, кстати, пока гуляла, обнаружила стоянку такси — она на набережной, сразу перед главными воротами. Но почему-то продолжала гулять и думать:«опоздаю ведь…»

В 5.45 появился хозяин и мы выехали, без пяти шесть были уже в аэропорту. Ехать реально 10 минут.

У аэропорта — никого. Внутри у меня все похолодело конечно.

Стала ломиться в пустое темное здание аэропорта, какой-то дяденька мне открыл, он же и зарегистрировал на рейс)), я была предпоследняя, все остальные пассажиры уже давно ждали посадки. И да, аэропорт, конечно, был открыт всю ночь, я спросила. Но когда-то, раньше, его на ночь и правда закрывали, хозяин может не в курсе… Все в аэропорту было очень по-домашнему, черногорцы только посмеивались, видя как я перенервничала.

А когда сели в самолет — оказалось что место мне дали…в бизнес-классе у окна! Первый раз так шикарно летела))))) Видимо, оно оказалось свободно, и регистратор не пожалел его для меня))).

И вот — виды из окна самолета, пролетали сквозь дождевой фронт

Черногория в конце октября — тепло и тихо...

Поездка получилась легкая, отдыхательная. Больше всего поразила вода в Боко-Которской бухте, сапфировая, невероятная…

Ехать в конце октября — начале ноября можно, и, если повезет, то даже получится купаться. Да, «белый картон», карточку регистрации с туристическим налогом 1 евро в день, без проблем оформляют хозяева жилья. В аэропорту у меня карточки не спрашивали.

Для любителей индийского треша — Черногория может показаться пресной и даже скучной. Но неизбежно — красивой. Ее средиземноморская красота как пытка — только расслабишься — и тут снова что-нибудь красивое)))).

Я не стала описывать всякие исторические объекты, этой информации полно, поэтому написала только маршрут и свои впечатления.

Жаль, фотографий много не прикрепить, отбирала и чуть не плакала)))).