Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 23:15

Владимир — Россия Июль 2019

Небольшой, по нынешним временам, Владимир исторически является одним из ключевых городов в мире. Когда то здесь сформировалась, новая, отличная от Киевской и Новгородской Руси культура, которая в дальнейшем стала фундаментом культуры Московской. Здесь появился побег восточной ветви огромного славянского дуба. Со временем, именно эта восточная ветвь стала доминирующей и определяющей в развитии всего дерева.

Владимир Владимирович

С установлением отцовства у Владимира проблемы. Точно понятно, что основателем был кто то из Владимиров, то ли Красное Солнышко, то ли Мономах. В нашем случае — это значения не имеет, на агрессивное название Владимир Владимирович, мы имеем полное право при любом варианте.

Пришел, увидел, окрестил. Памятник Владимиру Красное Солнышко.

Во Владимире, много хорошего и два сокровища — Дмитровский и Успенский Соборы. Про то кто и зачем их построил писали на Туристере много и хорошо, вроде ни кто не написал из чего построили. Построены они из Владимирского известняка. Это тоже элемент, который связывает Владимир с Москвой. На границе Московской и Владимирской областей расположены гигантские месторождения известняков и доломитов. Из этого известняка сначала построили Владимир, потом Москву и еще осталось.

Владимир Владимирович

Откуда взялся известняк в наших холодных краях. За двести пятьдесят миллионов лет до возникновения России здесь находилось теплое и мелкое Восточно-Русское море, что то вроде современных Мальдив. Такие моря продуцируют колоссальное количество ракушек, кораллов и прочих зверюшек, которые защищаются от врагов известняковой броней. Когда ракушки умирают их амуниция выпадает на дно моря, за миллионы лет перемалывается, уплотняется и превращается в белый камень, столь любимый всеми строителями в мире.

Камень хорошо режется. Это лишний раз показали строители Дмитровского собора, украсив собор в верхней части изысканной резьбой. Здесь целая каменная книжка. Кого только нет, даже Македонский Александр Филиппович. Он крепко выручил маленьких львят, на которых нападали злобные грифоны. Откуда в средневековом христианстве взялся этот сюжет не совсем ясно, но он присутствует на нескольких европейских храмах. Мужика, который побивает уже взрослого льва большой дубиной, подозревают в том, что он Геракл, но спросить не у кого, а аналогов вроде нет.

Владимир Владимирович

Дмитровский собор невелик по размерам и строился как домовая церковь Всеволода Большое Гнездо. Как раз что бы всем его отпрыскам места хватило. Посвящен собор святому Дмитрию Солунском, небесному покровители Всеволода БГ. Почему у Всеволода покровитель Дмитрий? Да так сложилось, просто тот сначала тоже был Дмитрием, потом передумал и стал Всеволодом, а покровитель так остался Дмитрием.

Дмитровский собор люблю с детства потому что он изящен и лаконичен. Почему то русские храмы лучше всего получаются в самом простом изложении, в подражании человеческому образу. Говорят у храма были боковые галереи, поэтому в нижней части нет украшений, но потом галереи отвалились за ненадобностью, вот и хорошо. Самые старые русские храмы у меня вызывают ассоциацию с бюстом воина, красиво получается.

Владимир Владимирович

Внутри я храм так и не видел, хотя бывал во Владимире многократно в разные времена. Обычно он закрыт, мне кажется, что это неправильно. Судя по описанию, на данный момент в соборе сохранены некоторые элементы декора в музейном формате. Я понимаю, что не сохранилось и не могло сохраниться внутреннее убранство собора, при этом описаний оригинала достаточно много, вполне можно было поставить реплики и восстановить храм в том виде как он выглядел при Всеволоде Юрьевиче. Было бы очень интересно, у нас совсем не много мест, куда можно вписать завершенную картину России конца двенадцатого века.

Успенский собор еще старее Дмитриевского. Он был построен в середине двенадцатого века. Споры о его первоначальном облике до сих пор не утихают. Многие серьезные исследователи предполагают, что он был однокупольный, а четыре дополнительных купола пристроены позже, когда пошла мода на многокупольные храмы. При этом большинство специалистов все-таки склоняются к тому, что храм был пятикупольным исходно.

Радует рост благосостояния настоятелей. Редкую церковь можно теперь сфотографировать без попомобиля, они их всегда очень удобно паркуют.

Высота собора тридцать два метра, он выше Киевской и Новгородской Софий, так что похоже какое то время был самым высоким зданием в Руси. Напомню, что колокольни везде позже приделали, не строили в старой Руси колокольни.

Владимир Владимирович

Собор многократно горел и перестраивался, при Екатерине Второй было принято решение сделать все красиво. Построили высокую колокольню и поставили барочный иконостас и то и другое подходит средневековому собору как корове седло.

Внутри собора фотографировать запрещено, поэтому неизвестно как выглядел исходный интерьер двенадцатого века. За канон принята так называемая Рублевская Роспись, т. е. роспись бригады Черного начала пятнадцатого века. К сожалению, рассмотреть фрески на данный момент невозможно. Краски потеряли яркость, в соборе довольно темно, китайцы толкаются и прут как псы-рыцари — свиньей. Наверно ни чего нельзя сделать, но обидно. Хотя я бы, как большой любитель новоделов, с удовольствием посмотрел бы реконструкцию росписи в каком ни будь соседнем здании, если роспись в соборе восстановлению не подлежит.

Владимир Владимирович

Так Андрея Рублева увидел скульптор Олег Комов. Мне это очень интересно, дело в том, что когда то давно, я поучаствовал в создании образа первого исторически значимого русского живописца. В шестидесятых вышло скульпторам послабление и появилась возможность создавать не коммунистические, а светские памятники. После того как удалось продать бакинской публичной библиотеке скульптуру Низами, мой дед загорелся сделать Рублева.

Образ Рублева на тот момент еще не сформировался. Он возродился всего за десятилетие до этого, на волне борьбы с безродными космополитами. Деду было интересно на прощанье попытаться пройти по грани, да и потом старый уже был, всегда можно было сослаться на маразм. В то время, было еще не ясно боролся ли Рублев с засильем иностранцев, как это делал Ломоносов, или был прилежным учеником Феофана Грека, был новатором или отстаивал старославянские ценности и вообще «деяния» еще не были написаны. Предстояло создать легенду, а у легенды должно было быть лицо.

Владимир Владимирович

Чутье деда не подвело, за короткое время Рублев стал значительной частью русской культуры и истории. Образ Рублева выводился из пяти достоверных упоминаний в рукописях. Кроме записей свидетельствовавших о том что он работал под началом Феофана Грека, Даниила Черного и был очень толковым иноком, есть упоминание, что Рублев создал икону Троица. Существуют конечно иконы размашисто подписанные — Андрей Рублев, но они такие фальшивые, что их даже наивные американцы не берут. Специалисты провели анализ, после чего иконы и росписи по стилю письма подобные Троице выделили за авторством Рублева.

У деда сил на заявленную работу не хватило, но начал он в 1962 году активно. Благодаря этому начинанию я, в то время бакинский житель, первый раз посмотрел московские монастыри и прокатился по Золотому Кольцу, которое тогда еще не было ни кольцом ни золотым. Заодно был оглажен по кудрявой голове всеми известными московскими и питерскими эстетами, а также отображен в качестве героя второго плана на паре живописных полотен (с детства был обучен позировать). После этого изображение кудрявого мальчика начало самостоятельную жизнь, я уже вырос, стал лысым дядей, а он так и кочевал с одной картины на другую, отображая образ счастливого, белобрысого и загорелого советского детства. Дед после того как эскизы к Рублеву оценили как религиозную пропаганду, успокоился и вернулся к Марксу (на сленге скульпторов Моисею). Маркс продавался хуже чем Ленин, но делать его было интереснее, поэтому Марксом занимались старые эстеты не нуждавшиеся в деньгах.

Владимир Владимирович

Когда смотришь на памятник Рублеву, создается ложное впечатление, что он рисует Ленина, памятник которому стоит напротив. Этот парадокс, судя по жестам, доводится до сведения экскурсантов из всех стран местными гидами. Кроме этого, в прежние времена шутили, что владимирский Ленин указывает рукой на Успенский собор, но партия повода для шуток над вождем давать не любила и руки Ленину перенаправила. На самом деле получается, что как памятник Ленину не поставь, все время он оказывается не там где нужно.

Важной достопримечательностью Владимира являются Золотые ворота. Интересно наблюдать мир в его развитии. Тысячелетиями люди строили крепостные стены, чтобы отгородиться от соседей, стены давно развалились и стоят от Португалии до самой Японии распахнутые настежь ворота.

Дверь не забудьте распахнуть, открытой дверь оставьте.

Золотые ворота были во многих городах, в подражание Константинополю и везде они были медные. Даже не медные конечно, а покрытые медными пластинами, но медь тоже неплохо блестит, особенно если тряпочкой с утра потереть. Сейчас самих створок у Золотых ворот ни в одном городе нет, а я бы поставил, пусть блестят, празднично бы получилось.

Владимир Владимирович

Культурный Владимир город компактный. Если у вас нет специальных или профессиональных интересов на осмотр достаточно половины дня. У нас был целый день поэтому мы много ели в разных ресторанах и кафе. Во Владимире хорошо и честно кормят. Потом пошли в Патриарший Парк. Парк не велик, но очень хорош. Был будний день, рабочее время, в парке из посетителей были только мы. Расположен он на крутом берегу Клязьмы и вид оттуда просто роскошный.

В целом поездку во Владимир можно оценить как удачную. Город красивый, спокойный, не дорогой и чистый. Добираться легко, всего полтора часа от Москвы в одну сторону. Очень рекомендую.