Турист Алеся Феоктистова (Alesja_Popkova)
Алеся Феоктистова
была 2 мая 2022 20:22

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

Плитвицкие озера, Хвар + 2 города — Хорватия, Жабляк, Будва — Черногория Сентябрь 2019

Рассказ состоит из двух частей. Первая освещает поездку по Черногории, вторая — по Хорватии. Ссылка на вторую часть здесь

За две недели мы наколесили около 1700 км. Путь выдался вполне сбалансированным — не было длительных утомительных переездов в течение одного дня (кроме, пожалуй, последнего дня поездки)

Рассказ я писала в первую очередь для себя, чтобы сохранить в памяти увиденное и пережитое. Но возможно кому-то описание нашего путешествия тоже будет полезным при планировании поездки по Черногории и/или Хорватии. Буду рада помочь)

Сначала коротко описание плана поездки на 2 недели:

1. Прилет в Тиват — Будва (3 полных дня и ночи)

2. Будва — Старый Бар- Подвесной мост — Мост Джурджевича -ночевка в Жабляке (1 день)

3. Жабляк — сплав по Таре, подъем на Боботов Кук, Черное озеро (2 полных дня, три ночи)

4. Чуревац — Савин Кук — Пивское озеро — Соленое озеро — ночевка в Цавтате, Хорватия (1 день)

Итого неделя в Черногории, теперь неделя в Хорватии:

5. Цавтат — Дубровник — Ночевка в Сплите (1 день)

6. Сплит — Крка Национальный парк — Задар (морской орган) -Ночевка в Смолянац (1 день)

7. Плитвитвицкие озера — Крепость Клис — Осмотр Сплита — ночевка в Сплите (1 день)

8. Переправа на остров Хвар(3 дня и ночи на Хваре)

9. Путь обратно в Тиват, ночевка в Тивате (1 день)

10. Вылет

ЧЕРНОГОРИЯ

1. Черногория Будва (3 дня)

Начали мы свое путешествие с Будвы, остановившись там на первые три дня. Мы не любители подолгу лежать на пляже, поэтому трех дней для нас более чем достаточно.

По прилету

Мы прилетели в Тиват — город в 25 км от Будвы. На выходе из аэропорта сразу же толпятся многочисленные таксисты. Мы знали, что нормальная стоимость такси до Будвы в районе 20 евро и это позволило нам не нарваться на бомбил, которые заломили цену в 35–40 евро, поэтому не соглашайтесь на их условия — они сами побегут за вами, когда поймут, что развести не получится

Кстати, если вы самостоятельные путешественники, как и мы (не пакетники с турами) , то можете не переживать за туристический ваучер — его не спрашивают (по крайней мере с белорусов). Я натыкалась на информацию, что якобы нужен тур ваучер, но по факту — нужен только паспорт.

В городе

Мы прилетели в Будву в начале сентября- погода стоит все еще жаркая — днем до 35 градусов жары. Говорят, что сентябрь — это уже начало низкого сезона, возможно это так и есть, т. к. народу все еще много, но места на пляже вполне можно найти без особых проблем. Судя по отзывам туристов, в июле -августе на пляжах Будвы яблоку негде упасть, поэтому будем считать, что в сентябре уже относительно свободно)

Будва сама по себе совсем небольшая, самой изюминкой в ней является старый город — с прекрасными каменными домиками с коричнево-красной черепицей. Обойти его можно за 10–15 минут вдоль и поперек.

Рекомендую забраться на стены крепости и посетить цитадель — вход стоит 3,5 евро на момент сентября, 2019. Виды оттуда на город и на ривьеру просто сказочные!

Где покушать

С «покушать» в Будве не проблема — в городе много точек и недорого фаст-фуда (в основном пицца, гиросы) и более дорогих кафе и ресторанов. Нас удивило, что город морской, а рыба стоит гораздо дороже, чем мясо, хотя по идее ее должно быть здесь предостаточно.

Хотелось бы посоветовать один ресторанчик — L&M

Мы туда ходили обедать все три дня. Там относительно невысокие цены и огромные порции! И очень вкусно — мы пробовали и рыбу, и другие морепродукты, и мясо — все было приготовлено на ура

О пляжах

В самой Будве есть несколько городских пляжей + есть пляжи в окрестностях Будвы (Бечичи, Плоче, Петровец и другие). Я расскажу о тех, где побывали мы. Стоит сразу отметить, что нам не удалось найти истинно песчаный пляж-либо чистая галька, либо галечно-песчаный пляж. Это стоит учитывать, планируя поездку в Будву, если вы, как и я, любители понежиться на мягком теплом песочке.

• Славянский пляж — галечный пляж, который тянется почти вдоль всей набережной Будвы. Сами местные его называют не самым лучшим пляжем, а больше ценят Могрен 1 и 2. Славянский пляж не так забит, как Могрен, но в некоторых его частях пляж межует с лодками и катерами, что явно не в плюс к чистоте воды. Со старого города тоже можно выйти на часть этого пляжа — ту, где нет соседства с катерами, что делает его более комфортным, чем остальные его части
  • Могрен 1 и 2 — если идти вдоль побережья, минуя Старый город, то минут через 10 начнется пляж Могрен, а за ним Могрен -2. Пляжи песочно-галечные, что делает их более комфортными для ходьбы, хотя дно моря (по крайней мере там, где купались мы) было устлано крупной галькой, не самой комфортной для ходьбы. Более того, периодически попадались рифы в неожиданных местах, о которые можно неприятно стукнуться. Лучше запастись специальной обувью для таких пляжей

Памятник Гимнастке - по пути к пляжу Могрен

• Пляжи на острове Святого Николая- в км от берега Будвы есть небольшой островок — попасть туда можно на курсирующих катерах с берега Будвы (рядом с рестораном JAdran прям на набережной). Билет 4 евро туда обратно. Я бы рекомендовала сюда сплавать, тк водичка здесь просто отличная, да и виды красивые на Будву. Сами пляжи устланы достаточно крупной галькой

Прекрасный пляж на о. Свети Никола

• Пляж в городке Петровац — мы плавали туда в рамках 6ти часовой экскурсии из Будвы. Петровац — небольшой городишко в 17 км от Будвы, пляж тут неплохой с точки зрения гальки — она совсем мелкая- заход в воду приятный, по ногам не бьет, однако, сама вода не такая чистая, тк на пляже активно снуют катера и лодки, делая воду не самой вкусно пахнущей и хорошо выглядящей. Но если не быть таким придирчивым, то тут вполне неплохо

Петровац и его пляж
  • Пляж Дробный Песок — располагается между курортами Будванской Ривьеры — Святым Стефаном и Петровацем. Не знаю, как именно туда попасть- нас туда завозили в рамках все той же 6 часовой экскурсии из Будвы. Но сам пляж мне очень понравился — он мелкогалечный, малолюдный, с чистой бирюзовой водичкой, прекрасное местечко для любителей уединения

2. Бар — Подвесной мост — Мост Джурджевича (зип лайн) — Жабляк

маршрут на гугл карте

Накупавшись и назагоравшись в Будве, берем машинку и начинаем наше автопутешествие! Арендовали мы авто через My rental car.

Бар

Мы заехали в Бар с двумя целями — посмотреть на старый город и на оливковое дерево, возраст которого более чем 2000 лет. Оба они расположены неподалеку друг от друга.

Старый город

Чтобы попасть в старый город, нужно сначала проехать новый (заодно и оценить город Бар). Старый город представляет собой огромное по территории (4 гектара!) древнее поселение со множеством развалин, но и некоторыми сохранившимися до наших дней постройками. Всего на территории насчитывается около 240 сооружений, большинство, увы, почти разрушены.

Имхо, посещать старый град стоит! и чтобы прикоснуться к истории, и чтобы посозерцать на великолепные виды, которые открываются с крепости (и на город Бар, и на горы).Вход в крепость стоит всего 2 евро.

Недалеко от старого города расположилась олива, возраст которой соизмерим с возрастом этого же города) Ей за 2000 лет, ствол ее в некоторых местах явно горел, оливок на ней совсем немного (может, сказывается возраст как никак:)

Заехать сюда стоит, если посещаете старый град — заодно, так сказать. Вход платный — 1 евро

Подвесной мост

Оставляем Бар и движемся на север, где-то там после Подгорицы нас ожидает самое воодушевляющее событие дня) А именно — прогулка по подвесному мосту — такому что аж дух захватывает — дно светится, мост шатается, внизу пропасть и река. Ух! Я давно мечтала по такому пройтись. и вот я тут. и мне страшно. По началу. но с каждым шагом уверенности прибавлялось (а точнее желания быстрее его пройти). Кроме нас там — никого) Это явно не популярное избитое туристами местечко. В обратную сторону идти было гораздо проще, ноги уже не были такими ватными) Если не боитесь высоты — оооооочень рекомендую пощекотать свои нервишки:)

Мост Джурджевича и Зип лайн

Мост находится уже почти на подъезде к Жабляку- городу, где мы будем ночевать и проведем следующие 2 дня. Он соединяет два берега реки Тара. Мост строился с 1938 года по 1940, вручную (!) по заказу югославского короля. Его высота — 172 метра, длина — 365.

Рядом с мостом натянуты три каната разной длины (самый длинный 1050 м) , по которым можно прокатиться с одной стороны каньона на другую всего на минуту. Мы выбрали самую длинную линию (местные зовут это развлечение Зип лайн). Скатывались буквально минуту. Стоит сие удовольствие 20 евро с человека.

Ощущения непонятные. мы не успели распробовать за минуту — все так быстро случилось, что ты не успеваешь понять, что происходит. Да и скорость не так велика — адреналин не успевает зашкалить. Но в целом, забавное развлечение, если 20 евро за минуту не жалко)

На сегодня все — двигаемся в Жабляк для ночевки- а завтра рафтим!

3. Жабляк (2 дня)

День первый — Черное озеро в парке Дурмитор и сплав по реке Тара

Сегодня у нас в программе две вещи -посетить парк Дурмитор и сплавиться по реке Тара. Начнем с парка

Черное озеро

Всю ночь шел дождь, погодка была не вах (после Будвы особенно) — градусов 10–11 с утра. И дождик моросил вдобавок. Но нам все нипочем — мы целенаправленно собрались обозревать черное озеро (причем бесплатно) . По совету хозяйки нашего домика, в парк можно попасть бесплатно, если знать дорогу. Будете тут — спросите местных — они подскажут, как попасть в парк, минуя кассу. Хотя вход в парк недорогой — всего три евро.

Мы же запаслись чаем и бутербродами и пошли «по нелегальному» пути, предложенному хозяйкой. Он оказался длиннее (где то час) , но поинтереснее, чем основной заход в парк. Мы шли сквозь лес, дыша прекрасным лесным воздухом и преодолевая завалы из деревьев.

Я думаю, черное озеро это must see для каждого туриста, кто был в Жабляке. Оно стоит того! Возьмите какие-нибудь вкусности, устройте пикник (как и мы) — это так прекрасно наслаждаться вкусной пищей, когда вокруг тебя такая природа. Градус настроения растет резко вверх, как и запасы энергии после такого завтрака.

Рафтинг

Вернувшись с прогулки, нас ждало следующее приключение — сплав на рафте по реке Тара. Найти рафтинг компании просто — они повсюду предлагают свои услуги. Мы забронировали тур в одном из тур центров в Жабляке. 2.5 часовой сплав стоил нам 45 евро с человека.

Точка сбора — мост Джурджевича. Оттуда тебя забирают, везут на место переодевания в гидрокостюмы, грузят лодку и довозят до точки сплава. Длина маршрута — 14 км, время пролетает очень быстро, не успеваешь опомниться — как уже и приплыли.

Мне сплав понравился, хоть он и не самый экстримальный. Как сказал инструктор, самый экстрим в половодье — май -июнь — тогда только опытных пускают сплавляться. Сейчас река осела, но все равно порогов достаточно много на пути — нам, как неискушенным рафтингистам, было весело. Маршрут ведет под мост Джурджевича (прекрасная возможность увидеть его и с этого ракурса), а также мы проплывали через самую короткую реку в Европе, которая впадает в Тару.

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

Ближе к концу маршрута нам дали зеленый цвет на купание в Таре. Температура воды + 14 градусов. Холодная до жути. Но мы решились! А как не решиться, когда плывущие с нами бабушки из Франции полезли в воду:) Нам бы было стыдно)

Купание было коротким, но веселым. Благо гидрокостюм исполняет свое предназначение — греет.

На этом путешествие по Таре заканчивается — нас забирают на автомобиле и отвозят до точки старта.

А завтра нас ждут горы…хоть бы с погодой только повезло)

Кстати, начинавшись советов местных жителей, поняла, что бронировать отпуск в горах опасно заранее — с точки зрения погоды. Тут часто спускаются туманы, грозы, дожди. Если нарваться на такую погоду — делать в Жабляке попросту нечего.

День второй — Восхождение на Боботов Кук (2523 м)

Есть несколько способов забраться на вершину — самый короткий из них через перевал Седло. Мы доехали из Жабляка до перевала (примерно 30 мин езды), оставили машину тут и двинулись в дальний путь. С погодой нам все же повезло — день выдался ясный и солнечный.

Восхождение на самую вершину у нас заняло 3.5 часа с остановками на перекус и на передохнуть. Обратно мы спустились побыстрее — за 2.5 часа. Итого 6 с половиной часов ходу.

Саму вершину мы смогли увидеть где-то после часа пути, изначально она скрыта от глаз другими вершинами. Поднявшись в долину, окруженную множеством вершин, мы принялись гадать, где же Боботов кук. Выбрали самый высокий, который нам показался похожим на него, и прогадали. Боботов кук стал виден спустя час — полтора ходьбы. Все это время прогулка вполне ненапряжная — особых перепадов высот нет, поэтому идти более чем комфортно

А вот и показался сам Кук)

Отсюда видна сама вершина - Боботов Кук. 2523 м

Стоя здесь, трудно поверить, что это возможно — забраться так высоко. Самое сложное было еще впереди, но и самое красивое!

Фото во время подъема на вершину:

Самая тяжелая часть восхождения занимает порядка 1.5 часа. Начинается она с указателя на камне «Боботов Кук 1.5 h»

C этого момента будет тяжеловато — тк фактически начинается сплошной подъем наверх, без особых равнинных частей. Приходится делать частые остановки, чтобы перевести дух и заодно полюбоваться видами.

Спустя час такого карабкивания наверх долезаешь до пологой части — эдакого перешейка, связывающего Боботов кук с соседней вершиной.

Тут можно перевести дух и подкрепиться перед финалом — покорением самой вершины.

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

Сама вершина кажется отсюда совсем неприглядой и простой для восхождения)

В приниципе — так оно и вышло, спустя 30 минут мы уже были на вершине. Путь наверх сопровождается многочисленными тросами, но в целом, все не так страшно, как я себе это представляла. Насмотревшись видео в нэте, мне казалось мы будем идти по этим тросам прям по отвесной скале, по мелким камушкам, а внизу — пропасть. На деле проход по ним достаточно безопасен, если конечно крепко держаться и быть осторожным, выбирая куда стать.

Очень круто, что подъем наверх заставляет тебя обойти пик с другой стороны, тк отсюда открывается великолепный вид на горы, долину и озеро в ней:

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

Поднявшись на вершину, мы увидели чемоданчик, а в нем — тетрадка, где можно отметиться, что ты тут был)

На пике:

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

А еще на вершине живет очень милый и дружелюбный песик, уж не знаю как он сюда попал и по своей ли воле, но выглядел он вполне хорошо (ток худенький). Мы скормили ему все наши оставшиеся бутерброды и налили водички (кто-то оставил там плошку с водой с надписью «Вода для собаки»)

Если будете сюда подыматься — захватите вкусняшку для собачки, судя по всему она живет чисто за счет кормежки взабравшихся наверх туристов.

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

Ну вот и все — аккуратно спускаемся назад с вершины. Путь домой занял всего 2.5 часа.

Боботов кук — прекрасное место для любительского альпинизма в хорошую погоду. Здесь местами подаются участки с тросами, на которых чуть тяжелее забраться, но в целом даже неподготовленный турист (как мы) может одолеть эту вершину без особого труда.

4. Чуревац- Савин Кук-Седло -Пивское озеро (плюс плотина Мратинье и пивский монастырь)- Соленое озеро — Цавтат

Маршрут на гугл карте

За сегодня нам предстояло проехать немало километров пути (около трехста) и пересечь границу государства.

С погодой в Жабляке с утра не очень повезло — облака стелились очень низко и многие вершины просто не было видно.

Чуревац

Так случилось с вершиной Чуревац. Это относительно низкая вершина (1625 м) и взобраться на нее достаточно просто. Стартовая точка для подъема начинается с панорамы Чуревац — найти ее можно, двигаясь минут 20 от Жабляка по направлению деревни Tepca. Спустя минут 20 езды упираешься в поляну, на которой есть надпись — Чуревац. Оттуда до вершины всего 30 минут ходу.

Мы не стали взбираться, тк уже на этой обзорной площадке нас встретил вот такой вот вид:

Савин кук

Тоже самое было и на Савином куке. Вообще до этой вершины можно легко подняться на подъемнике, затем буквально минут 20 пешком- и ты на вершине. Мы же, приехав в подножью, где расположился подъемник, оценили погодную обстановку — кук был все еще затянут облаками. Смысла подыматься не было.

Перевал Седло и панорамные дороги

Движемся дальше снова через перевал Седло. Кстати, двигаясь по этому маршруту вы увидите обозначения 1 и 2 -это две основные панорамные дороги Черногории (ну или как минимум это части Черногории). По ним стоит проехаться, тк виды, открывающиеся вдоль них, действительно стоят того. А еще на пути часто попадаются стада овец (иногда и коров), которые забавно преграждают путь, создают эдакую пробку и бэкают, когда ты пытаешься их согнать)

Пивское озеро, Плотина, Монастырь

Проехав где-то полтора часа от Седла, мы наконец достигли пивское озеро. Пивское озеро — это искусственное водохранилище, созданное руками человека в результате возвидения плотины Мратине (самая высокая в Европе). Она преградила путь реке Пива и образовала озеро с пресной и такой ярко -бирюзовой водой.

Очень рекомендую сюда проехаться, в частности доехать и до самой плотины. Во-первых, сама дорога того стоит — с частыми туннелями, прямо вдоль самого пивского каньона. Во- вторых, вид плотины просто впечатляет. Она огромная! Как человек мог такое воздвигнуть, нельзя не восхититься силой человеческого ума! Обязательно посмотрите на нее со стороны реки (не озера). Именно с этой стороны можно оценить маштаб и величие творения.

Двигаясь обратно после плотины вдоль Пивского каньона, мы заглянули в Пивский монастырь 16 века. На его территории есть православная церковь и домик, где живут монахи. В церкви сохранилось множество старинных фресок с изображениями святых. Это очень тихое и уединенное место, достойное посещения православными христианами и другими туристами, желающими посмотреть на творения 16–17 веков.

Соленое озеро

Двигаемся дальше в сторону Хорватии — проезжаем мимо очередное искусственное озеро — Сланско Озеро(или Соленое озеро)

Однако, вода в нем пресная, несмотря на такое название)

Проезжаем просто мимо, делаем фоточку и вперед в Хорватию!

Балканское автопутешествие (Черногория и Хорватия) - Часть 1

Обе границы (черногорскую и хорватскую) мы прошли за 20 минут. Черногорцы даже паспорта не посмотрели) Увидел белорусский паспорт, сказал «Ооо, Belarus» и отдал паспорта обратно)). Хорваты паспорта все же посмотрели (и грин карту), ляпнули штап куда попало и отпустили.

Вот так. и мы в Хорватии. Первое, что бросилось в глаза — знак на дороге, предупреждающий о диких кабанах)

Такого мы пока не видели.

Сегодня ночуем недалеко от границы — в городишко Цавтат, он расположен всего в 30 минутах езды от Дубровника.

А завтра мы как раз туда и собираемся.