Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:20
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Басра — Ирак Ноябрь 2011

В гостях у шейха

В любом краю, где ни шагну одно и то же встречу,

Везде пасёт презренный раб отару человечью.

Аль-Мутанабби

Повторяем манёвр Авраама и уезжаем из Ура. Наш путь лежит на юг, в город Басру. Для этого нужно вновь проехать через Насирию, только по другой дороге.

Большими гильзами разграничены полосы движения машин перед КПП на въезде в город. Сразу за КПП памятник, бронзовый солдат гордо держит знамя. Внизу, по шиитской традиции, основание монумента обвешано чёрными полотнами с серебряной вязью. Американцы ещё не ушли, а здесь уже стоит памятник шахиду, павшему в последней войне.

В одном из районов замечаю, перед входом на маленькую улочку, развеваются два огромных красных флага с вязью. Так местные жители обозначают, что в этом квартале живут люди одного знаменитого рода.

После города опять пустыня, в некоторых местах разрезанная на арыки, в которых можно видеть копающихся в жиже по колено людей. Ил забивает русло и арыки необходимо постоянно прочищать. В здешних местах крестьянский труд особенно тяжёл.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Домики арабов прижимаются к земле, становясь меньше и беднее.

Слева от трассы мелькают камыши, вода и плетёные из тростника заборы. Мы проезжаем болотный край, здесь живут знаменитые болотные арабы.

Дорога поднялась над землёй. Появилась и дамба, защищающая сушу от подъёма воды в бескрайних болотах, которые удивительным образом чередуются с пустыней.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

В определённое время года вся эта местность затопляется.

Именно из здешнего камыша строил свои лодки Тур Хейрдал.

Хотим остановиться и фотографировать, но охрана не разрешает здесь выходить, обещая сделать остановку после городка Чибайдж.

Ребята слово держат. Вылезаем на осмотр обычной арабской деревушки.

Её главная достопримечательность — тростниковый дом шейха, размерами и формой похожий на полукруглый складской ангар.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Дом сплетён полностью из тростника и имеет два входа. Здесь живёт местный шейх. После переговоров он разрешает нам зайти в гости. Интерьер дома довольно прост: красивая люстра, потолочный вентилятор, портреты имама Хусейна и кухонный уголок, где готовят на открытом огне.

Старый шейх сидит на одеялах и разрешает его фотографировать.

Местные арабы собираются каждый вечер у шейха. Мужчины пьют кофе, обсуждают важные дела, получая от старика ценные советы.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Самое главное, все в деревне живут в обычных кирпичных домах, и только шейх остаётся хранителем традиций.

Удивительно, но Аллах хранит от пожаров такие строения.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Самое странное в этих краях то, что справа от идущей по дамбе дороги живут обычные арабы, собирающиеся по вечерам в тростниковом доме у шейха, а слева тянутся болота с протоками и островками, где каждая болотная семья занимает хуторок-островок, наполняя его своим не хитрым житиём-бытиём.

Мечети болотные арабы строят на высоких кусках земли. Следующая остановка возле болотного хутора.

Жизнь на болоте

Мужчина тот, кто не бренчит набитым кошельком,

Мужчина тот, кто знаменит отвагой и трудом.

Джами

Проходим мимо лавки торговца сникерсов и дошираков. Мусора в виде пакетов и обёрток вокруг нет, наверно и продажа товара тут происходит редко. Торговцы не знают кризиса. Лавка — это стиль жизни, и, если не продал товар, значит, виноват сам.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Если в России говорят «тоска болотная», то в Ираке уместно выражение «нищета болотная». Казалось бы, переселись через дорогу и живи как обычные арабы, но нет, из поколения в поколение болотный народ сохраняет вековые традиции.

Спускаемся с дороги вниз. Низкая мазанка, внутри у входа на полу молоденькая женщина кормит троих детей похлёбкой и арбузом. Множество мух и соответствующий запах дополняют картину.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Самый маленький малыш, увидев блондинистую Лену, начинает жутко орать, хотя на меня реагирует спокойно. Неделю назад приезжала белая женщина и делала ребёнку уколы, отчего он и испугался Лену.

Разуваюсь, захожу в домик, состоящий из двух комнат. Если в первой шкаф и ещё какое-то подобие мебели, то вторая пустая спальня, где сложены штабелями матрасы и одеяла. Мать троих детей лицо не закрывает и спокойно фотографируется. Оставляем ей денежку и уходим.

Боло́тные ара́бы — жители месопотамских болот (маршей) на юго-востоке Ирака, вдоль границы с Ираном. Мааданы говорят на иракском диалекте арабского языка. Традиционной одеждой мужчин является сауб и куфия, закрученная в виде тюрбана. В составе различных племенных объединений, такх как Аль Бу-Мухаммад, Ферайгат, Шагбана, Бани Лам, мааданы создали уникальную культуру, сосредоточенную на природных ресурсах маршей.

Большая часть болотных арабов является мусульманами-шиитами, хотя в болотах встречаются небольшие общины мандеев, говорящих на арамейском языке. Существуют различные теории насчёт связи мааданов с жителями Индийского субконтинента или древними шумерами. Но, по большей части, культура мааданов имеет много общего с культурой пустынных бедуинов, которые пришли в эти земли после падения Аббасидского халифата.

Труднодоступные заболоченные территории нередко становились прибежищем для повстанцев и разбойников, как это произошло после восстания зинджей.

Охрана не хочет иметь головной боли. Полицейским непонятно, что интересного на болотах, поэтому остановок мы больше не делаем, а жаль.

Словно фотографии вспоминаются сценки. Где-то вдалеке какие-то чёрные пятна копошатся среди бескрайних колышущихся на ветру камышей. Подъезжаем поближе. Женщины в парандже плывут в лодке, умело гребя вёслами. Женщины по колено в воде ковыряются в мутной жиже. Женщины на островках перебирают скошенный тростник, загружая его в лодку.

Наверно это и есть рай для многих русских рыбаков. Мужики здесь хозяйством не занимаются, а только удят рыбу. Говорят, лет десять назад в протоках её можно было спокойно вилкой тыкать.

Стоим долго на очередном КПП. Идут звонки по телефону, выясняется наша туристическая сущность. Напротив КПП место, где сушат тростник, и рядом рынок, где им же и торгуют.

Болотные дамы привезли свой товар холёному перекупщику. Ругань стоит страшная. Даже не зная арабского, можно понять, о чём идёт речь. Бизнесмен непреклонен, и рука в чёрной перчатке нехотя тянется за купюрой. Другая бой-баба демонстративно расстилает на своей копне одеяло, устраиваясь сверху.

Наверняка эта женщина просто так не сдастся.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

На дороге замечаем иранский танк, подбитый во время войны. Там где болота отступают, появляются обычные арабские деревушки.

Наконец въезжаем в городок Герна.

Место это замечательно тем, что именно здесь находится дерево, с которого Ева сорвала яблоко, соблазнив Адама. И здесь же, у Герны, Тигр сливается с Евфратом.

Как мы побывали в раю

Рай здесь нашел, за чашею вина, я

Средь роз, близ милой от любви сгорая.

Что слушать толки нам про ад и рай!

Кто видел ад? Вернулся кто из рая?

Омар Хайям

«Давным-давно, много столетий назад, — гласит старинное шумерское предание, — на Земле царили мир и покой. Не было жалящих змей, не появились ядовитые скорпионы…. Все люди говорили на одном языке и жили в мире друг с другом. Не было страха и зависти. Никто не нападал на соседа и не проливал его крови. Люди имели в изобилии пищу и одежду, достававшуюся им без труда и усилий».

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Золотой век по представлению шумеров протекал до их времени в Месопотамии. Позже и библейские пророки единодушно помещали рай в междуречье Тигра и Евфрата. Именно здесь в садах беззаботно гуляли Адам и Ева.

Получив от охраны команду " выходить», вылезаем из надоевшего автобуса, и направляемся в тенистый парк.

Рядом несёт свои воды коричневый Тигр.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

В парке оборудованы столики и сиденья, укрытые грибками от солнца и дождя. Многие местные семьи приезжают сюда со своей едой, дабы просто побыть в раю.

Дерево Адама и Евы действительно древнее. Его широкий почерневший ствол положили на постамент и обнесли оградой.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Скажу честно, на яблоньку оно не похоже.

Взятые в совершенно пустом городе охраной в кольцо, бесстрастно направляемся смотреть на слияние Тигра и Евфрата. Слияние двух рек Пройдя через единственный городской отель, оказываемся на открытой площадке у воды. Замусорен берег Евфрата, брошена лодка у Тигра, унылы их коричневые воды. Я и мои спутники ожидали чего-то другого.

Болотные арабы. Райское дерево Адама и Евы

Тигр считается самой беспокойной рекой Ирака, Евфрат менее полноводен и более спокоен, но во время паводков обе реки обладают поистине смертоносной силой. Нынче, конечно, удалось усмирить реки, поставив защитные плотины, но во времена Шумера, Вавилона и Ассирии люди не строили городов в нижнем течении обеих рек.

Тигр и Евфрат несут в своих мутных водах в Персидский залив огромное количество ила, который забивает арыки и скапливается по берегам, отчего реки часто меняют русло. Здесь, возле Герны, Тигр и Евфрат соединяются, образуя новую реку Шатт-эль-Араб.