Турист Светлана Тернер (Lanta_t)
Светлана Тернер — была 30 января 19:03
Хорошо там, где я есть

Псков — Россия Июнь 2019

Никогда до этой поездки не была в Пскове. Как-то в начале лета узнала, что скоро там будет фестиваль ганзейских городов. А это же движуха: гости понаедут, девки сарафаны наденут, немцы бочки с пивом прикатят, брататься будут, песни веселые петь. Я так подумала. Тут же купила билет в Псков. Забронировала номер в гостинице. И в означенное время покатила в древний город за приключениями.

Псковская Ганза

27 июня, утро. Город не нарядный, небо затянуто тучами, моросит дождь, редкие жители прячутся под зонтиками. Але, Псков, это как понимать — праздника не будет?

На главной площади пусто. Только несколько ярких палаток с ганзейской едой как бы намекают: подожди, что-то будет. А на столах медвежатина сочная в череве с брусникой, лосятина с розмарином, мясо кабана, фаршированное яблочком и травами…

Псковская Ганза

Я поняла, надо быстренько все это попробовать, пока народ не набежал. И ведь как была права!

Псковская Ганза

Мясная экзотика к вечеру закончилась, а в палатках «Старая Ганза» оставшиеся два дня кормили чечевичными лепешками и блинами. Да, еще сардельки какие-то давали. Но с тем, что я ела утром первого дня не сравнить. Медвежатина с брусникой была просто супер — одного завтрака на весь день хватило).

Погода псковичей не подвела, несмотря на утренний дождь в день открытия. Следующие два дня были солнечными и теплыми.

Псковская Ганза

Народ роился в исторических местах — у стен кремля, на набережных. Там красота невероятная — расскажу потом отдельно про город и окрестности.

Солнышка сделало свое дело: лица заулыбались, плечи оголились… Бойкие продавцы на фоне всеобщей радости ловко втюхивали что попало приезжим и псковитянам. Вот, на снимке девушка самостоятельно сделала «древнюю монетку» с помощью небольшого пресса и потом ее купила на память.

Псковская Ганза

По городу разгуливали ряженые иностранцы и местные, всюду были установлены сцены, где пели и плясали.

Псковская Ганза

А вдоль реки Великой бились на мечах реконструкторы в доспехах. Я, правда, бои эти не застала — другим была занята.

На набережной выстроилась вереница палаток, там торговали корзинами, горшками, куклами и прочей веселой чепухой. В отличие от настоящей средневековой Ганзы, в которой торговля шла жизненно важными товарами.

Псковская Ганза

Я вообще-то сильно ошиблась, когда думала, что в Псков иностранцы привезут свои колбасы, пиво, ткани, одежду и вина — ну, как было принято в Ганзейском союзе. Нет! Случайно узнала потом, что местные власти не договорились с таможней — и товары заграничные к нам не пропустили…

Псковская Ганза

Что касается Старой Ганзы, как торгового союза, надо сразу уточнить, что Псков в Ганзейском союзе не состоял. Хотя этот средневековый ЕС, сложившийся в 13 веке, по возрасту моложе Пскова. Псков уже в 903 году был городом! А с 14 века — столицей независимой Псковской республики. Но в Ганзейский союз он, также, как и Великий Новгород, войти не мог. Потому что Ганза — создание исключительно немецкое.

Псковская Ганза

Те, кто живет в Германии, обратите внимание: автомобильные номера некоторых городов — например, таких, как Любек, Бремен, Гамбург и Росток, — начинаются с латинской буквы H (HL, HB, HRO, HGW) которая к названию города никакого отношения не имеет (ну, кроме города Hamburg). Буква H намекает на слово Hansestadt. Это бывшие ганзейские города! Представляете, сколько веков прошло — а след истории тянется. И какой истории! 12 век — дикие времена. Большие и малые войны еще только формируют будущие границы будущих стран. А немцам надо торговать. Но как это возможно в одиночку? Куда ни поедешь с грузом, против вражеских войск и грабителей ты как тростинка на ветру. Начали объединяться. Сначала стали сотрудничать купцы-индивидуалы, потом образовались купеческие гильдии, а уже затем в союз вошли целые города. Первой важной датой создания Ганзы считается 1242 год, когда Любек заключил союз с Гамбургом, искали третьего — третьим через несколько лет стал Кельн. Торговали, объединяя корабли во флотилии, которые развозили грузы по морям и рекам. В Лондон, во Фландрию, в Новгород. Еще до официального создания Ганзейского Союза, любекские купцы добились от Великого Новгорода разрешения на торговлю — чтобы «немцам гостити в городе без пакости». 1336 год считается датой основания Ганзы: представители десятков немецких городов для этого специально съехались в Любек, который получил статус столицы. У города был выход в Балтийское море — это давало ему большое преимущество. Позже в Ганзейский союз кроме немцев вошел также Ливонский орден. В период своего расцвета Ганзея объединяла около 170 городов!

Псковская Ганза

Иностранцы не считались членами союза, но во всех крупных городах-партнерах были открыты ганзейские торговые конторы: в Лондоне, Брюгге и Великом Новгороде в том числе. Псков нервно курил в сторонке). Как и что возили на Русь. Главным продуктом импорта для новгородцев была соль: ее использовали не только в пищу, но и для кожевенного производства. Кроме того, немцы привозили вина, пиво, ткани, балтийскую сельдь, цветные металлы и…оружие. Ливонский орден, противостоявший Новгороду, опасался объединения вольных городов и княжеств Руси, поэтому настоял на запрете торговли оружием с новгородцами. То есть, уже тогда русские земли официально были «под санкциями». Правда-правда! Ушлые немцы все-таки продолжали возить оружие, но тайком — в бочках из-под сельди). В 15 веке к запрету на ввоз оружия прибавились санкции на цветные металлы. Псков участвовал в торговле через посредничество новгородской ганзейской конторы. Из Новгорода и Пскова за границу везли, в основном, мех, воск и мед. А также товары, которые русские купцы закупали на востоке. Ганзейские товары от ливонского побережья Балтики по Ладожскому озеру везли на парусниках «коггах».

Шли караванами, чтобы легче было защищаться от пиратов. Каждый «когг» вмещал до 200 тонн груза. Достигнув реки Волхов, ганзейцы перегружали свой товар на русские ладьи, только при таком условии новгородцы впускали ганзейские грузы в свои земли. Разгружать товар тоже должны были не иностранцы, а новгородские артели. Новгород сурово следил за тем, чтобы иностранцы вели себя в русских землях прилично и покупателей не обманывали. «Если кто украдет полмарки серебром или больше, то отвечает своей жизнью. Также, если кто украдет в церкви или в гостинице, в которой живет, на один фердинг (¼ марки), то равно отвечает своей жизнью», — это фрагмент закона, датированного 1325 годом. Назывался закон «Новгородская скра» и в нем было подробно указано, за какие большие и малые злодеяния нарушителей ждут наказание или казнь. До определенного момента Пскову было выгодно торговать с Ганзой через контору Великого Новгорода. Потом иноземцы стали приезжать в псковские земли напрямую. Селились вдоль берега реки Псковы, напротив Кремля.

Псковская Ганза

В конце 15 века, когда Великий Новгород уже утратил свою независимость от Москвы, у русского царя случился конфликт с Ганзой. До Ивана Третьего дошли слухи, что в ливонском Ревеле казнили двух русских. За что — не известно, но казнили жестоко: одного сварили в котле, а другого сожгли. Царь, который был поборником русского мира (я не преувеличиваю, так и было), тотчас в отместку велел всех ганзейских купцов, которые жили в Великом Новгороде, арестовать, их товары отнять, а контору закрыть. Потом было так много разных событий, что даже беглое перечисление не поможет, запутаемся. Войны шли повсюду. Но торговля не прекращалась и роль Пскова с каждый десятилетием только росла. После Ливонской войны, неудачной, прямо скажем, для русского царства, экономику надо было как-то поднимать и в 1586 году Москва сделала огромные уступки любекским купцам, уполовинив торговые пошлины и основав два ганзейских двора: в Новгороде и Пскове.

Псковская Ганза

Впрочем, это был уже период упадка Ганзы. Война разрушила Ливонский орден, укрепив Швецию, Данию и Речь Посполитую. На рынке появились другие торговцы, посильнее прежних. Ну, вот это коротенько история. В 1980 году был основан Ганзейский союз нового времени — насколько я поняла, образование декоративное. Культурное содружество городов. С центром в Любеке. Объединяет 180 городов из 16 государств.

Среди них 13 российских городов-ганзейцев. Откуда столько набежало, спросите? Не знаю. Пишут, что доказали свою историческую принадлежность: торговали с ганзейскими купцами. Торжок, Вологда, Великий Устюг, Ивангород и пр.

Псковская Ганза

В конце фестиваля, на третий день, было шествие. Я кое-что поснимала — можете глянуть.

ГАНЗЕЙСКИЙ ДНИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ПСКОВ

С 27 по 30 июня во Пскове прошли 39-е Международные Ганзейские дни Нового времени и IX Русские Ганзейские дни. Фестиваль городов — большое развлечение для туристов. Много ярких красок, средневековые наряды, рынок всяких безделушек и полностью заблокированный в эти дни центр Пскова. Ходили как в средневековье — пешком).

Поток людей на этом заключительном шествии участников фестиваля казался бесконечным. Шли с флагами и табличками своих городов, в национальных костюмах ганзейского времени. Все-таки по части гостей Псков не оплошал. Много иностранцев приехало и, как мне показалось, все остались довольны. Я тоже). И если интерес к ганзейским развлечениям не угаснет, то в следующем году придется ехать в немецкий Брилон, который принял эстафету у Пскова.