Турист Тамара Концевая (tamarita)
Тамара Концевая
была 13 февраля 19:17

Нижний Баскунчак — Россия Апрель 2018

Предыдущий рассказ — https://www.tourister.ru/responses/id_28231

К заповеднику мы с подругой приехали почти под арестом, а так же нас почти простили за умышленное вторжение в заповедную зону. Мало того, два охранника пообещали в конце исследования нами Большого Богдо прокатить мимо Горькой речки. На такую милость не расчитывали и решили быть послушными до конца дня и законов не нарушать, чтобы простили окончательно и не передумали.

Служебная машина остановились у главного входа в заповедник. Там мы с подругой купили билеты с разрешением на маршрут «Легенды Святой горы» по горе Большое Богдо (есть ещё и Малое Богдо в Казахстане), а до маршрута было пару километров пути.

Легенды Святой горы

Охранники на въезде позаботились о попутной машине для нас, а сами остались на посту. Мы с туристами из Москвы отправились к горе, пообещав после прогулки позвонить нашим нежданным знакомым и вместе отправиться в ещё одно удивительное место Богдинско-Баскунчакского заповедника.
***
По всей границе охраняемой зоны проходит вспаханная противопожарная полоса, а на ней тюльпанный ковер расстелился. Мы как увидели, так сразу на выход из машины попросились, а вместе с нами весь экипаж вышел. Все бросились в тюльпаны фотографироваться, а когда огляделись, то вокруг обнаружили алые цветы повсюду в прошлогодней траве, безбрежно простирающейся до заката. Летом здесь жарко, осенью — тепло, красиво, спокойно, весной цветут подснежники и тюльпаны. Для себя мы сделали вывод, что тюльпаны на Богдо совсем не хуже калмыцких и ехать на них смотреть нужно именно сюда.

Легенды Святой горы

Богдо очаровала сразу, начиная с поющих скал. В глубоких и округлых полостях гулял ветер. От его силы и направления менялась песня камней. Порою скалы гудели, выли, доходя до свиста, а иногда просто молчали, тихо вздыхая и ахая. Дальше — больше.

Легенды Святой горы

В начале маршрута установлена скульптура Белого старца.

В буддийской вере он считается защитником и исполнителем людских желаний. Оказалось, что гора с давних времён является священным местом калмыцких буддистов, и ленточки на редком кустарнике стали тому свидетельством.

Легенды Святой горы

Контуры красных скал среди ровной степи казались загадочными, как- будто специально кем-то придуманными. Много легенд тут ходит. Одна из них гласит, что озеро Баскунчак рукотворное, а грунт из озера стал горой Богдо. Это народное поверье опровергает наука, доказав естественное происхождение уникального места. Гора зиждется на соляном пласту и считается быстрорастущей. В год она поднимается на миллиметр за счёт роста соляного пласта под ней, но ветра делают своё дело, сдувая тот единственный миллиметр без остатка. Поэтому Богдо в росте не меняется, его высота 150 метров над морем.

Легенды Святой горы

Гора имеет карстовый рельеф, как внешний, так и внутренний, а значит в окрестностях горы множество пещер, гротов, балок. Самая протяжённая пещера — Баскунчакская — достигает полутора километров в длину.
Долго мы гуляли по дощатым настилам, определяющим тропу, уход с которой в сторону — (не уйти бы!) — считается нарушением установленного порядка.

Легенды Святой горы

Со смотровых площадок — вся степь просматривается, как на ладони, с синим озером, похожим на море. Накатанные служащими колеи дорог извивались лентами среди необъятных просторов.

Легенды Святой горы

Рельеф самой горы разнообразен и интересен, но на вершину подниматься запрещено. Там находится ареал обитания редчайшей ящерицы — пискливого геккончика — единственного в России места.

Сотрудники заповедника с особой тщательностью берегут свои земли от пожаров. Именно летние пожары приносят беды и люди порой не в силах противостоять прожорливому огню, который мощным валом быстро распространяется по степи. В августе 2014 года случился такой пожар, в результате которого было выжжено 1200 га заповедной земли. На тушение огня тогда вышли все, но локализовать его смогли только в начале восьмого часа вечера, а заметили огонь в 11 часов дня.

Потери заповедной земли оказались внушительными: полностью выгорела балка Кордон, частично — северная часть горы Большое Богдо и северная полоса урочища Шарбулак, обращенная к соленому озеру. Жители посёлка Нижний Баскунчак увидели тогда гору чёрной, как-будто головешку забросили за озеро, таким же чёрным было всё пространство вокруг. К счастью огонь не поднялся на вершину Богдо и пискливые геккончики, кричащие по-птичьи, не пострадали. Пострадали змеи. Много сгорело пресмыкающихся, а те, что выжили — спасались бегством на открытые земли.

Гульсара, хозяйка нашей квартиры, рассказала, что в посёлок ползли змеи. Они ползли по всем дорогам, потеряв страх перед людьми. Почти три года прошло, природа восстановила потери и степь снова жива, но впереди лето, а значит, бдительность сотрудников должна быть на пределе возможностей.

Легенды Святой горы

Дожди здесь редки. Лишь только весенние грозы случаются, а потом жара, появляется сухой соляной наст на озере и набегающие облака быстро высыхают, поглощаемые солью.

Вся Прикаспийская низменность — это очень сухое место и сплошные солончаки, но панорамой наших степей не налюбоваться. В степи бьют родники, текут ручьи, гнездятся птицы. Только с виду степь кажется выжженной солнцем, на деле же она живёт, только надо к ней присмотреться, а если полюбишь степь, то она многое может показать.

Мы с подругой не спешили.

Легенды Святой горы

На Богдо кроме нас было ещё несколько человек, а в конце недели здесь оживлённо. В какой-то момент на красных скалах мы все хором рассмотрели фантастические лики или маски, нарисованные ветром и дождём. А может нам показалось?

Провалы меж скал уходили куда-то вниз, гроты гудели на ветру, а под горой расцветала весенняя степь и перекати-поле мчалось по едва наезженным дорогам.

Легенды Святой горы

Мы ещё немного посидели на дощатой площадке, погрызли «Кириешки без спешки» и стали спускаться. Это было не менее интересно, чем подниматься. Снова цветы и травы. Подруга шла далеко позади. Я видела, что она мне что-то кричала и махала неистово руками, но ветер уносил все звуки в Космос. Оказалось, что огромный полоз переполз ей дорогу, а она сначала взять его хотела вместо палки, но палка вдруг поползла и скрылась в траве. Только хвост успела сфотографировать.

Любоваться природой можно бесконечно, а ещё дольше вам рассказывать, но завершение пути было неизбежным. Как только мы вернулись на площадку к началу маршрута, так сразу позвонили нашим знакомым и сообщили о полной готовности ехать на речку с красной водой.