Турист Марина Федорова (FMarina)
Марина Федорова
была сегодня 19:48

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Амстердам, Харлем + 2 города — Нидерланды, Антверпен, Брюгге, Гент — Бельгия Июнь 2019

Начало рассказа о нашем путешествии здесь

Итак, после 8 дней, проведенных в Голландии, мы переезжали в другую страну. Мне всегда казалась эта граница чисто условной, в моей голове Голландия и Бельгия были пусть и не едины, но очень близки. Теперь зато знаю, что различий между ними гораздо больше, чем общего.

Локомотив нашего поезда, подошедшего к станции Роттердама, был сильно дряхленьким и старомодненьким, сиденья в вагоне тоже не слишком комфортными, но нам-то на час с небольшим в дороге — какая разница? Хотя какое-то сомнение закралось уже в тот момент. Кажется, ехать мы должны были через Бреду. Но до нее так и не доехали. Локомотивчик натужно закряхтел и закашлял, едва только мы тронулись в путь, а через какое-то время вообще начал замедлять свой ход. Остановились на какой-то маленькой станции, и машинист, преувеличенно бодреньким голосом сообщил, что у нас проблемы. Самые большие у тех, кто хочет доехать до Бреды, потому как поедем мы не через нее, а через Розендал. Если поедем. Минут 10 было тихо, все шепотом переговаривались, обсуждая ситуацию. Голос машиниста стал менее бодреньким, он опять сказал, что у нас проблемы (впрочем, мы об этом и сами догадались), и те товарищи, которые до Бреды, могут пересесть на другой поезд. Вагон слегка поредел. Паровозик почихал, пофыркал, напрягся и пополз медленно-медленно в сторону Розендала. Скорость поезда была по-настоящему черепашьей, но до Розендала мы все же доползли и даже, постояв для приличия, двинулись к Антверпену. Однако локомотивчику все больше плохело, и, наконец, он остановился посреди безлюдной болотистой местности и окончательно умер. Озабоченным голосом машинист повторил ту же фразу: «У нас проблемы…» Кстати, все объявления в поезде произносят на трех языках- нидерландском, английском и французском, при этом слово «проблема» совершенно одинаково звучит на всех трех и даже на русском. Пассажиры вели себя очень терпеливо и толерантно, как и мы. Оставалось только хихикать и подшучивать над ситуацией, которая больше подходила для глухой российской глубинки. Еще через минут 15 машинист пообещал нам постараться что-то там поправить и довезти нас хотя бы до Антверпен Берхем, где можно будет пересесть на другой поезд. Опять посидели в тишине, наконец локомотив начал подавать слабенькие признаки жизни, и даже удивительно, но он дотянул нас все-таки до станции Берхем! Там мы пересели на другой поезд и наконец-то доехали до Антверпен-Централ. Разве ожидали мы потерять столько времени в дороге?!

АНТВЕРПЕН

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Но это были еще не все каверзы, которые на нас свалились. Антверпен просто убил тем, что многие знаковые достопримечательности оказались закрыты на реставрацию, включая Собор Антверпенской Богоматери (хорошо, что частично), Ратушу, замок Стен, и даже Церковь Святого Якоба. Большая стройка начиналась почти сразу у вокзала, вся площадь была перекопана и перекрыта- идет то ли реставрация, то ли строительство новой ветки метро, сносятся некоторые старые здания, в общем, туда не ходи- кирпич башка попадет, а здесь не ходи- ноги переломаешь.

Вроде не очень радужное начало складывается, да? Не спешите с выводами! Я конечно не могу сказать, что мы не огорчились из-за всего этого, но мы не потеряли своего позитивного настроя ни на йоту! Я почему-то знала еще до поездки, что город мне очень понравится, и не разочаровал он нас несмотря на все эти прелюдии и препятствия.

Вот в таком «занавешенном» виде встретил нас Собор Антверпенской Богоматери:

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

И ко всему этому, Антверпен приготовил для нас еще дождь с грозой, налетевший внезапно и именно в тот момент, когда мы, наспех бросив вещи в отеле, вышли на Antwerpen Groenplaats для знакомства с городом. Город словно проверял нас на прочность. Дождь был сильный, хорошо, что короткий, он продолжался всего двадцать минут. На все это время мы спрятались от непогоды под навесом небольшого магазинчика, напротив Собора. Магазин приглашал продегустировать бельгийское пиво. Мы не отказались, нам как раз этого не хватало при таком-то раскладе, а бельгийское пиво повышает настроение и жизненный тонус на раз! Проверено!

Еще во время подготовки к путешествию я решила подробно изучить тему голландского и бельгийского пива, ибо в этом вопросе была полным профаном. Разбираться с винами Бордо и Эльзаса оказалось намного проще, потому как вино я оценить могу, и даже могу уловить разницу во вкусе, букете, сорте винограда. А пиво я не пью от слова совсем, не люблю (наверное, уже можно сказать «не любила»). Но поехать в Бельгию, которая варит лучшее пиво в мире, и ничего не понимать в этом, было нельзя, ведь как утверждают: «Пиво для бельгийцев все равно, что вино для французов». Так в моем лексиконе перед поездкой появились новые слова: «траппистское и аббатское пиво», «золотистый, янтарный и коричневый эль», «высокотемпературная ферментация» и другие. Но теория бессильна передать обрушившееся на нас в этой поездке вкусовое разнообразие полученных ощущений, от которых эндорфины зашкаливали. Не шоколад- я предпочту швейцарский однозначно, не знаменитые бельгийские вафли- я спокойно пройду мимо, а именно пиво, мое не любимое пиво, стало для меня «вкусом» Бельгии. Представляю, какой кайф получают настоящие любители и ценители этого пенного напитка! Жаль, что мысль «запротоколировать» процесс дегустаций и составить свой фоторяд отпробованных сортов пива с краткой аннотацией вкусовых впечатлений посетила меня поздно. Но вкус вот этого пива я точно запомнила, так как перед подачей с него снимали ножом пенную шапку.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Еще добавлю, что каждый сорт пива надо пить из специального, только для него предназначенного бокала, который, как считается, наиболее полно раскроет его вкус, а так называемое «папское» пиво вообще можно попробовать только в монастырях, где оно варится, и записываться туда для этого надо заранее. Так что с «папским» пивом у нас не сложилось, да и вообще не все пиво мы перепробовали, для этого точно придется приехать в Бельгию еще раз!

Ладно, давайте все-таки возвращаться к маршруту нашей поездки! Через двадцать минут ветер разогнал дождевые тучи, выглянуло солнышко и мы с приятным дегустационным послевкусием продолжили прогулку по городу.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Жили мы в Антверпене в Hotel Banks, расположенном буквально в историческом центре, рядом с Рыночной площадью и Собором, в нескольких минутах ходьбы от Дома Рубенса. Отель был современным, со стенами и потолком «под бетон», стеклянной перегородкой между кроватью и душем/туалетом, и раковиной непосредственно в комнате. Но для нас главным было его месторасположение, так что к приспособились и к такому «бельгийскому эксклюзиву».

Планы по Антверпену пришлось перекраивать из-за закрытых на реставрацию объектов, муж очень огорчался из-за замков. Сначала в Мёйдерслот не доехали из-за погоды, теперь в Замок Стен не попали. В первый вечер опять просто бродили по улицам Антверпена, разглядывали старенькие домики на узеньких улочках, замирали от восхищения перед Домами Гильдий на Grote Markt, фотографировались рядышком памятником Петру I. На небольшой площади у памятника Петру растет много лип и было как раз время их цветения. Как же они пахли!!! Обожаю этот приятно кружащий голову аромат, а лип в Антверпене высажено много, целые липовые аллеи, как и в Генте, и в Брюгге. Липовый запах сопровождал нас повсюду в оставшиеся дни, такой вот дополнительный бонус мы получили.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Утром следующего дня отправились в Дом-музей Рубенса. Я читала разные отзывы о нем и тем более хотелось составить свое собственное мнение. Дом детально востановлен по сохранившимся картинам и гравюрам не так давно, ведь после смерти Рубенса новые владельцы значительно переделали дом по своему вкусу и усмотрению. И да, в нем не сохранилось личных вещей художника, около трехсот картин собранной им коллекции так же были распроданы и собрать их не представлялось возможным, именно этот момент разочаровывает многих. Мы не разочаровались. Не сложилось ощущения, что все это «искусственный новодел», комнаты декорированы с большим вкусом, прекрасные картины известных художников того времени, в основном друзей Рубенса, украшают стены, тщательно подобрана старинная мебель, мягкий, приглушенный свет в помещениях — мы однозначно почувствовали атмосферу дома XVII века.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

В этот же день мы провожали Наташу с Олегом обратно и оставались вдвоем, они к сожалению, смогли выкроить на отпуск только 10 дней. Поэтому мы с Наташей полдня отлично пошопингу, с ним в Антверпене все замечательно, а вечером заказали в ресторане по кастрюльке мидий в винном соусе. Как уверял интернет, они самые вкусные именно в Антверпене. Присоединяюсь к этому мнению!

Третий день начали с Собора Антверпенской Богоматери, на скорую руку посмотреть не получилось, задержались подольше. По моему мнению очень удачное решение с расположением картин внутри собора- у каждой есть место, где можно посидеть, отойти, чтобы оценить под другим углом, краткая аннотация представлена тут же под картиной.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Под впечатлением от увиденного отправились искать и все же нашли вход в церковь Святого Якоба- часть церкви открыта для посещения, даже по лесам можно забраться и посмотреть, как идут работы в реставрируемой части. Саму же церковь не сфотографировать и не посмотреть никак- я ее по-прежнему видела только на фотографиях. Беглого осмотра опять не получилось, снова зависли надолго, постояли перед капеллой Рубенса, вглядываясь в его картину «Святой Георгий», причем кроме нас в церкви было всего человека два-три. Не все догадываются найти этот боковой вход, оставшийся не перекрытым.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Отказавшись от мысли пойти в очередной музей, а мы собирались посетить либо Музей Плантена-Моретуса, либо Музей Майер- ван ден Берга, решили рвануть в парк Мидделхейм. Собственно, тоже музей- но музей скульптуры под открытым небом, в парке, на природе. Не знаю, так ли уж хороша была эта мысль, но после надгробий нам захотелось свежего ветерка. Транспорт- как всегда- был не очень расторопен. Автобус отправлялся от вокзала и ждали мы его там минут сорок, уж и надежду потеряли. Хотя современную скульптуру я не всегда понимаю, но гулять по травке на солнышке было приятно.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Сейчас мне кажется наше времяпрепровождение в Антверпене сплошным расточительством, многое не увидели по объективным причинам, но многое пропустили по собственной нерасторопности. Мы все время пытались уловить атмосферу и настроение Антверпена, а он все время был разным и все время нас чем-нибудь озадачивал. Город был нестандартен во всем.

Случайно попали на открытие персональной выставки какого-то художника-скульптора, с фуршетом, поздравлениями, восторгами. Постояли перед его работами, скорее поудивлялись, чем впечатлились. Глядя на бычка с пипкой вспомнили про писающего мальчика в Брюсселе, прозрачную перегородку между кроватью и унитазом в номере, спускающего штанишки мальчика на фотографии сверху и сделали вывод еще об одном отличии голландцев от бельгийцев. Голландцам ближе свобода секса, а бельгийцам просто нравится эксгибиционизм, как-то так.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Или вот видели такие открытки с Трампом в магазине, кстати, там рядом еще открытка с пародией на кадр из «Титаника». Вот как понять, какие они, бельгийцы? Это юмор или надменность? Так у меня, пожалуй, в Антверпене и не сложилось конкретное мнение.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Да, вот еще один характерный момент: помните ли вы фотографии из Страсбурга, где на улице музыканты играют, а проходящие мимо французы с удовольствием останавливаются и танцуют, и у всех улыбающиеся лица? Ровно наоборот картинка из Антверпена! Музыканты играют и лица их напряжены, так как все проходят мимо, старательно обходя футляр из-под виолончели для сбора денег, и смотрят на них недоуменно, как на придурков.

А в день отъезда из Антверпена в Брюгге рядом с нашим отелем открылся типа блошинный рынок, напоминающий аукцион в лавке старьевщика. Жители притащили старые — престарые вещи: куртки, книги, посуду, мебель, инструменты, главный организатор взял микрофон и по очереди вытаскивал какую-нибудь этажерку или тарелку, выкрикивал заявленную цену, если покупателя не было- снижал, если были покупатели- торговался и вещь переходила либо к новому владельцу либо обратно к покупателю. Народа была целая толпа и вещи постепенно меняли своих владельцев. Уму непостижимо, ибо надо было видеть эти вещи…

Все! Пора ехать в Брюгге!

БРЮГГЕ

На этот раз доехали без приключений, отель само собой забронирован в центре, куда общественному транспорту проезд закрыт. Прогрохотав чемоданными колесиками по булыжникам несколько улочек, заехали в Hotel Acacia

Отель оказался просто великолепным, номер шикарным, седовласый элегантный портье выдал нам карту города, рассказав о достопримечательностях и как к ним удобнее пройти. После предыдущего отеля сервис был на порядок выше. Прямо от отеля мы прошли всего-то немного, метров 100, и сразу оказались на Рыночной площади, на которую выходят Дома Гильдий в стиле фламандской готики и башня Белфорт.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

И с первой минуты погрузилсь в нереальную красоту сказочного Брюгге, просто утонули в прекрасном, где каждая картинка, каждая улочка, каждый вид на канал- были совершенны. Даже не надо искать ракурс особый для фотографий- может картинка чуток и изменится под другим углом, но по-прежнему останется идеальной. Хотелось ущипнуть себя порой, чтобы вернуться в реальность.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Впрочем, народа в Брюгге были толпы, и это единственный минус для полной идиллии. В первый вечер никак не могли вернуться в отель, все бродили по этим улочкам, по нескольку раз возвращаясь в одно и то же место.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Утром составили планы- хотелось попасть в Базилику Святой Крови Христовой, совершить прогулку на лодочке по каналам, забраться на Белфорт и доехать до Дамме. Дамме плохо вписывался в концепцию, но я зациклилась на нем и не принимала никаких доводов против. Замечу, что день был самый нелюбимый в путешествиях- воскресенье. Отправились к Ратуше, Рыночная площадь вся была перекрыта, проходил какой-то евротур и он пролегал через центр Брюгге. До Ратуши добирались окружными улочками через натянутые ленты и полицейские патрули. Самые удачные точки для сьемки Ратуши оказались в липовой аллее, и нас опять накрыло как облаком медовым пьянящим ароматом нежно-золотистых цветов.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

В результате в саму Ратушу не попали, возможно чуток не допоняли куда заходить, так как потом сразу переключились на Базилику. Начиналась утренняя месса, двери закрывали, но мы проскользнули в уголочек. Грузная дамочка преклонных лет помогала прихожанам занять свои места- я обратила внимание, что она четко знала кто и где сидит, молодые мамочки с маленькими детишками так же строго в определенном месте на задних рядах. На фотоаппарат наш глянула и погрозила нам пальцем. Сережа честно покивал головой, что все понял и повесил его на пузо. Она постоянно ходила перед нами и поворачивалась в нашу сторону- блюла порядок. А я сгорала от волнения, у меня уши горели, ноги отнимались, потому как я слышала еле уловимое жужжанье нашей камеры и тихие щелчки. Ужасно боялась, что нас сейчас выгонят с позором. Ну, а что делать? Из-за того, что мы оказались там в такое время не было возможности осмотреть роскошное оформление Базилики, уйти ни с чем тоже не хотелось. Честно отстояли почти всю мессу, потом тихонечко вышли, там есть еще небольшой, но великолепный музей, в котором разрешают фотографировать и не надо прятаться, ура.

Далее была и лодочка, и Белфорт, и вафли с клубникой, и Бегинаж, и озеро Минневатер. Оставалось совсем немного времени, чтобы успеть на параходик в Дамме. Пешком добежать до пристани мы не успевали однозначно. Кинулись к такси- но все такси исчезли. Накануне они постоянно попадались нам на глаза, а в тот момент, ну понимаете, воскресенье, пробег какой-то там, все перекрыто в центре… Я прямо до слез расстроилась. У парохода этого есть четкое расписание, которое нам портье выдал, — один раз в два часа он ходит. Я мужу говорю- утром пока не съездим в Дамме, я в Гент не поеду. На том и порешили. Музеи остальные уже тоже позакрывались, в понравившемся нам ресторане мы столик заранее не заказали, побоялись не успеть вернуться, а по другому в него не попадешь. В общем, опять гуляли по разным районам Брюгге, прелесть которых смягчала неудачу с Дамме.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Утром побежали заранее-заранее к первому рейсу парохода, сдав номер и оставив вещи на ресепшн. Пристань оказалась малюсенькой и пустынной, вокруг опять же шел ремонт. Купили клубники, чтобы скоротать минуты. Пароходик все не появлялся, людей не было тоже никого. Только тогда мы внимательно прочитали все, что написано на рекламном щите и нашли причину сей ситуации. Рейсы осуществляются КРОМЕ воскресенья и понедельника!

Леночка Leolik, представь, как я стояла и смотрела с мостика на Даммский южный канал и что я чувствовала!

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Обратно до отеля брела медленно в расстроенных чувствах и перечисляла мужу, сколько чего я не выполнила из намеченных планов. Тут ему и Маастрихт с Хасселтом припомнила, и Гаагу.

Но впереди был Гент, до которого мы долетели на поезде очень быстро и как-то настроение сразу изменилось.

ГЕНТ

В Генте все началось с отеля -я не знаю, как я умудрилась забронировать такой номер. Вообще-то в процессе бронирования мы устали подбирать разные варианты и я ткнула в этот отель, заметив, что месторасположение у него классное и по цене он укладывается в наш бюджет. Кажется, была приличная скидка. Хотела потом вернуться и поискать место подешевле, но сначала заболела, потом поленилась и вообще забыла, что вариант этот был забронирован только предположительно. Отель назывался Hotel Gravensteen

Расположен отель, естесственно, рядом с замком Гравенстен (наконец-то мужу с замком повезло), но дело в другом. Когда мы открыли дверь в наш номер, то потеряли дар речи. Это был трехуровневый огромный делюкс с панорамным видом на 360 градусов на крыше. Муж вопрошал «Ты точно этот номер забронировала?» Я лепетала что-то типа «Там вроде не было таких фотографий». Ванна напротив кровати, отдельный душ, огромная кровать, мягкая лаунж-зона, бутылочка вина с бокалами и по лестнице поднимаешься в панорамный зал с круглым столом и огромными окнами, а за ними- Гент как на ладони. Вот счастье то нам привалило!

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Вверху виды Гента из наших окон, а ниже фотография из замка Гравенстен на наш отель, в левом верхнем углу виден наш «шатёр» над крышей с полным обзором, правда, круто!

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Мы даже притормозили в отеле по такому поводу, фотографируя сначала, а). номер; б). Гент из номера; в). нас в номере.

Кстати, давно про Siri не вспоминали. А она нам сообщила, что начиная с этого дня погода в Генте и Утрехте ожидается преимущественно солнечная и жаркая, +32 градуса, это вам не Амстердам. Очень удачненько, что я перед поездкой изучив прогнозы, не выложила из чемодана легкое платье, кинула на всякий случай, и вот он «всякий случай» настал.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

Казалось, после Брюгге мы уже исчерпали все восторженные эпитеты и более удивляться и восхищаться просто невозможно. Но Гент смог, смог! У нас было полтора дня и в обязательной программе стоял Замок Гравенстен, Собор Святого Бавона и Гентский алтарь, прогулку на лодке я вычеркнула из списка после аналогичной в Брюгге. Не стоит она таких денег при минимально полученной информации среди плотно сидящих людей, размахивающих палками для селфи, ни одного нормального кадра из лодки сделать невозможно. Тем более при такой жаре — хотя мы видели, как в одной лодке всем туристам выдали большие черные зонты от солнца. Что видели эти люди из лодки под зонтами — не знаю. Самое лучшее, это затеряться в старых улочках Гента среди совершенно не похожих друг на друга домов, детали которых можно рассматривать и изумляться бесконечно.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

В замке Гравенстен очередной раз наблюдала за детскими группами экскурсантов, за тем, как работают с ними преподаватели, и восхищалась. Причем, дети были гораздо бесстрашнее меня на верхних смотровых площадках. Виды открываются на Гент прекрасные, но у меня при виде мужа на самой верхней площадке, вытянувшего руки с фотоаппаратом за башню, закружилась голова и противно захолодело внизу живота, пришлось зайти в замок и подождать его внутри. Виды на Гент из замка я увидела только на фотографиях.

Программу по Генту мы выполнили, но расставаться было грустно и с Гентом и с нашим номером. Искала минусы и нашла- цены в Генте в кафе и ресторанах самые высокие из всех посещенных городов, прямо драконовские. Мы на два раза обошли в последний вечер набережную Коренлей в попытке найти более демократичные ценники, но они варьировались от «как дорого» до «очень дорого». При этом свободных мест прямо скажем — немного. Желание «ужина с видом» оказалось сильнее разума.

Поздним вечером была еще дополнительная фотосессия Гента из номера,

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

а утром мы поехали обратно в Голландию, где у нас оставался последний день и последняя ночь в Утрехте.

УТРЕХТ

Доехать в Утрехт можно только с пересадками. Либо в Антверпене и Роттердаме, либо в Брюсселе и Роттердаме.

Рассчитывали на пересадку в Антверпене, он ближе, но по времени сложилось не очень удобно и, чтобы не ждать 40 минут отправления, поехали через Брюссель. Поезд попался поновее, чем в первую дорогу, но ремонт поджидал нас повсюду. Опять петляли по другим остановкам, пережидали другие поезда и в график не уложились. Вывод- железнодорожное сообщение в Бельгии ине лучший вариант. В Утрехте отельчик был простенький, у вокзала Apollo Hotel Utrecht City Centre

Город симпатичен сразу с вокзала, планов на него до поездки было громадье, но мы в тот день почувствовали, что немного выдохлись.

БЕ-НИ-МИКС — продолжение

У нас же остался неиспользованным еще один «золотой» купон от Holland Pass. Как раз на Центральный музей Утрехта. Но почему-то совсем не было желания, хотелось просто побродить вдоль каналов. Берега каналов очень интерсные, двухярусные. В нижнем ярусе и жилье есть, и лодочные станции и какие-то мастерские.

Мы даже не удивились, когда увидели, что Утрехтский собор закрыт на реставрацию. Реставрационные работы нас преследовали в этом году. Бесцельно плутая по улочкам, вышли к внешнему каналу Утрехта и в очередной раз замерли от идиллической картинки. Липа отцветала и ее поникшие цветочки, опадая, плыли по воде, унося в прошлое наше путешествие. Вот и пришло время расставаться, но еще не успев улететь домой, мы уже начали мечтать о новой встрече.