Турист Ольга (olgazav59)
Ольга
была вчера 22:16

Вешенская — Россия Июнь 2019
Ростовская область с давних пор является краем, прочно ассоциирующимся с донскими казаками. Воспетый прекрасным советским писателем Михаилом Шолоховым, край Тихого Дона стал своего рода символом постоянной борьбы за свободу.
Читайте больше на https://www.pravda.ru/society/1109172-Millerovo/

Наша Ростовская область — край, который давно и прочно ассоциируется с донскими казаками. Именно здесь казачество зародилось и развивалось на протяжении веков. И именно здесь родился и жил замечательный советский писатель Михаил Шолохов — певец казачества, как его называют. Благодаря Шолохову весь мир узнал про наш донской край — казачий край, где величаво течет тихий Дон, где множество красивых раздольных мест, где жили и сейчас живут донские казаки — свободолюбивые, вольные, любящие свою родную Донскую землю.

Вот скажите, кому не известно имя Шолохова? Думаю, отрицательных ответов не будет. И уж все, конечно, знают нетленный «Тихий Дон» — настоящую энциклопедию казачьей жизни. И если кто вдруг не читал книгу, то уж фильм смотрел точно. Шолохов так правдиво рассказал о жизни и быте казаков, так чудесно описал чудесную природу — родной Дон, вольную донскую степь, что даже тот, кто никогда не был у нас на Дону, начинает любить этот край и с симпатией и уважением относиться к живущим здесь казакам.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Несмотря на мировую известность, всю свою жизнь Шолохов прожил в станице Вешенской. И станица при нем расцвела! Конечно, станице везде была «зеленая улица», но и Шолохов большую часть премий и гонораров вкладывал в ее развитие — дороги, мост, школа, даже санаторий были отстроены на его деньги. И сейчас Вешенская — современная станица, навсегда сохранившая неповторимый казачий колорит и известная не только у нас в области, но и за ее пределами, знаменитыми шолоховскими местами.

И я хочу вам рассказать об этом удивительном уголке нашего Донского края.

От Ростова до Вешенской около 360 километров. Можно, конечно, съездить одним днем, но лучше все-таки поехать дня на два, а можно так, как и мы — уехать в пятницу вечером после работы, чтобы утром на свежую голову и на отдохнувшие ноги начать прогулку по шолоховским местам, а в воскресенье рано утром уехать домой.

В Вешенскую приехали мы вечером. В станице достаточно гостиниц, но мы решили остановиться в санатории «Вешенский», том самом, строительство которого спонсировал Шолохов.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Санаторий окружен со всех сторон хвойным лесом. Вечером, конечно, мы не смогли полюбоваться красотой соснового бора, но зато насыщенный ароматами сосновых смол воздух сразил наповал. И тишина и покой, которые бывают только за городом.

Сказать, что санаторий уж очень нам понравился, не могу, чисто, но очень скромно, отдыхать на длительный срок я бы сюда не приехала, а на переночевать — самое то, и цена соответственная.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

А вот территория вокруг санатория — клумбы, фонтанчики и, главное, стройные ряды сосен, уходящих в небо — это впечатляет. Тут можно гулять и гулять. Вот мы утром и прогулялись немножко по окрестностям санатория.

Санаторий стоит в стороне от станицы, особняком. Но это и хорошо. Звуки станичной жизни сюда не долетают, ничто не нарушает покой отдыхающих.

На территории санатория — часовня, совсем небольшая, но действующая.

Ну, а лес здесь действительно красивый. Где-то в вышине качают своими вершинами высокие стройные сосны с гладкими стволами. Под ногами мягким ковром лежит мох. Ну, а запах хвои непередаваем.

Нам рассказали, что если пройти через лес, который начинается с обратной стороны санатория, то можно выйти к Дону, нашему великому и могучему Дону-батюшке. Вот думаю, ничуть не преувеличу, если скажу, что все, кто живет на самом Дону, от души его любят. И у нас в Ростове Дон — это святое, погулять по набережной, покататься на кораблике, съездить на Левбердон, выбраться на выходные куда-нибудь на берег Дона — это по-ростовски.

Если Ростов находится в низовьях реки Дон, то места в Вешенской называют Верхним Доном, даже район, который находится по соседству с Шолоховским, называется Верхнедонским. Ну, а между тем, если уж быть географически точным, Вешенская — это среднее течение Дона. А начало свое он берет где-то на тульских холмах. Маленький ручеек, мелкая речушка — это тоже Дон, но совсем не похожий на наш Дон. Ну, а на территории нашей области он вот такой, широкий, полноводный. Именно здесь он не просто река, а место, священное для всех казаков. Поэтому думаю вполне оправдан факт названия этих мест Верхним Доном.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

В Вешенской все напоминает о Шолохове. Его именем названы улицы, многие жители помнят самого Шолохова и с теплотой и гордостью рассказывают о своем великом земляке. И рассказ их еще более интересен тем, что говор-то у них особенный, протяжный, акающий, говорят, как поют, и есть у них отдельные слова, которые свойственны именно этой местности, вообщем все не так, как у нас в Ростове.

Ну, а мы едем на набережную. Набережная небольшая, всю ее можно пройти минут за 15, но все здесь ухожено, чисто и красиво. С высокого берега открываются чудесные виды на окрестности и, конечно, на Дон, который является не только полноправным участником событий во всех произведениях Шолохова, но и символом казачества.

Дон здесь особенный — привольный, свободный и конечно, как и везде, тихий! Медленно и величаво несет он свои воды к Азовскому морю.

Что сразу привлекает внимание, так это скульптурная композиция «Григорий и Аксинья». Место выбрано для них идеальное, именно здесь, у Дона, и начиналась их любовь. И стоят они здесь уже почти 25 лет, с тех пор, как скульптуру перевезли из Ростова-на-Дону сюда, можно сказать, на родину.

Помните, сцену из романа «Тихий Дон», в которой описывается встреча Григория и Аксиньи? Выехал Гришка Мелехов к Дону попоить коня и встретил Аксинью. Грациозная Аксинья несет полные ведра воды, а Григорий гарцует перед ней на коне. Вот так и застыли они навсегда!

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Здесь же у набережной можно взять лодку напрокат и прокатиться по Дону. Говорят, что цены здесь очень демократичные, и время катания строго не ограничивают.

Бюст Шолохова был установлен еще при жизни писателя в 1981 году. Вообще-то, как мне кажется, тут бы мог стоять памятник и посолиднее. Но, как говорят, такой вот скромный бюст был установлен по настоянию самого Шолохова.

Недалеко от набережной стоит храм архангела Михаила, построенный в 18 веке и сейчас полностью восстановленный и являющийся действующим. Своим существованием он, как и многое другое в станице, обязан Шолохову.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

В жизни храма были разные периоды, было время, когда в 30-х годах новая власть его закрыла, а потом хотела и взорвать, но тут-то как раз Шолохов и вступился за храм, и именно благодаря ему, храм остался цел. После войны служба в храме возобновилась. Однако по-настоящему храм стали восстанавливать лишь в 1991 году. И теперь вот обновленный храм стоит на берегу Дона, сверкая куполами и созывая колокольным звоном станичников на службу.

В 1928 году семья Шолоховых приобрела свой первый дом в Вешках, где они и прожили до 1935 года.

В 1981 году этот дом и всю усадьбу выкупил Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова и в 1987 году здесь был открыт музей.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Здесь жили Шолохов с женой, их старшая дочь Светлана, потом к ним присоединилась и мать Шолохова. Прожили они здесь до 1935 года. Именно здесь были написаны Шолоховым последние главы романа «Тихий Дон» и первые главы «Поднятой целины».

Дом совсем небольшой, но по тем временам это был вполне хороший дом, с «верхом» и «низом», с большим двором, надворными постройками и русской печкой во дворе.

Мы посетили этот музей и всем, кто будет в Вешках, советую это сделать. Здесь точно воссоздана атмосфера того времени. Сам дом построен в стиле типичного казачьего куреня с четырехскатной крышей, с верандой, опоясывающей дом, таких домов в станице было немало. Да и сейчас в станице можно встретить такие дома.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

В доме сохранена обстановка с тех времен, подлинные вещи, много семейных фотографий, письма, документы. Скажу вам, несмотря на то, что музей находится в глубинке, все здесь на уровне: и экспонаты, и оформление музея, и рассказ экскурсовода.

Шолохов очень любил рыбалку и охоту, благо для этого на Верхнем Дону имелись все условия, и рыба водилась в Дону, и пострелять в кого было. Причем эти занятия любили все члены семьи Шолоховых, в том числе и жена Шолохова — Мария Петровна. Мария Петровна могла ранним утром отправиться с Михаилом Александровичем на рыбалку, да и на охоту он брал ее.

В одном из сараев размещена очень интересная экспозиция — «На охоте и рыбалке». Тут и кукушки кукуют, и птички летают. А главное, тут выставлены вещи, верой и правдой служившие Шолохову в течение его жизни: снаряжение для рыбалки, охоты, лодка, разная хозяйственная утварь.

Шолохову предлагали остаться в Москве, вернее в Подмосковье, и даже дачу выделили, но, будучи влюбленным в свой Донской край, писатель не принял это предложение. Он остался верен своей родине, где все было родным и знакомым, где жили герои его романов и где сама природа Донского края и тихий Дон-батюшка способствовали написанию легендарных произведений.

И в 1935 году был куплен большой участок земли, на котором был построен более просторный дом. Но этот дом был разрушен во время войны. И вот уже после войны был отстроен новый дом, в котором долгое время жила семья Шолохова, где принимались гости самых разных рангов, в том числе и самых высоких, и который с 1987 года вошел в состав музея-заповедника Шолохова.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

К сожалению, экскурсии в дом Шолохова на момент нашего пребывания не проводились, дом был закрыт на реставрацию. Но я там была в один из ранних приездов в Вешки. И помню, дом меня поразил именно простотой обстановки, естественностью. Несмотря на то, что Шолохов был человеком мировой известности, как никак лауреат Нобелевской премии, а жил он просто, скромно. Дом вроде бы двухэтажный, но не очень большой. Комнаты небольшие, уютные, видно, что жившие в этом доме любили его. Каждая вещь в доме подлинная. Полностью сохранено все, что было в доме при жизни Шолохова. Экспозиция в музее такова, что кажется хозяева вот только вышли из дома и скоро вернутся. По крайней мере, такое чувство преследовало меня всю экскурсию.

Хоть дом и закрыт на реконструкцию, погулять по усадьбе можно. Усадьба очень даже приличных размеров, дом окружен садом, посаженным еще при жизни писателя. Усадьба находится недалеко от Дона, по дорожке через сад можно спуститься к нему. В этом же саду в тени деревьев находятся могилы писателя и его жены. На могиле Шолохова стоит памятник с лаконичной надписью «Шолохов» и больше ничего…

Здесь тихо и спокойно, станичная жизнь размеренна и нетороплива. И что поражает, так это красота донской природы! Она, эта красота, везде, и в самой станице, и вокруг станицы, и за станицей!

И мы поедем любоваться неповторимыми красотами! Недалеко от Вешенской, примерно километрах в 18, находится одно замечательное место.

Крутояр! Действительно круто и восхитительно! Это поистине то место, где от красоты и величия донской природы захватывает дух!

По шолоховским местам или донской край — казачий край

В нескольких километрах ниже по течению находится хутор Лебяженский. И поэтому это удивительное место называют еще Лебяжий Яр. Но все-таки и местные, и вслед за ними и приезжие называют это место Крутояром.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Крутояр — это высокий, до 40 метров, обрывистый левый берег Дона, с которого открываются такие потрясающие просторы!

Как на ладони, правый берег Дона, пойма, изрезанная старыми руслами, крохотными озерцами и покрытая холмами, поросшими редким лесом. Все перед глазами, до самой линии горизонта!

Дон здесь делает крутой поворот. С высоты птичьего полета могучий и величественный Дон, изгибающийся огромными дугами, просто завораживает! Обрывистые берега обрамляют крутой поворот тихих вод Дона с двух сторон, только с одной стороны берега пониже, а с другой и повыше, и покруче.

Без сомнения, здесь самый захватывающий вид на Дон!

Фотографии не передают красоту этого места, и Крутояр на фотографиях кажется не таким крутым, каким он есть на самом деле. Вот поэтому сюда нужно обязательно приехать и всю эту красоту увидеть своими глазами.

Необыкновенное место. Здесь дышится легко и свободно, здесь хочется петь пени, слагать стихи и славить донской край! И здесь чувствуешь себя поистине счастливым оттого, что вот довелось увидеть такую красоту, которую, уверена, не часто можно встретить.

Не удивительно, что Шолохов очень любил бывать на Крутояре. Видимо, красота здешнего места вдохновляла его на создание гениальных произведений. Где же еще, как не здесь, могли быть созданы его бессмертные произведения.

Здесь бывали и многие именитые гости, которые нередко приезжали в Вешенскую. Тут был и наш президент, когда в 2005 году он посетил станицу на празднование 100 летия со дня рождения писателя.

Еще один удивительный памятник природы — Вешенский дуб. Находится он в лесу километрах в 8 от станицы. Как нам рассказали местные жители, самое то пройти к дубу пешочком, по так называемой тропе друидов, окруженной живописными пейзажами. К сожалению, у нас было не так много времени, и мы поехали к дубу на машине. По выезду из станицы небольшой участок хорошей асфальтированной дороги, а потом дорога по лесу. К счастью, к этому времени уже все просохло и мы вполне нормально доехали до дуба-великана.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Считается, что дубу 400 лет, а может даже и больше. Вроде бы он шумел листвой еще во времена царствования Ивана Грозного, и якобы, есть тому подтверждение. Настоящий долгожитель. Представляете, свидетелем стольких событий был этот лесной красавец, какие смутные времена пришлоь ему пережить! Подобных деревьев в Ростовской области точно нет, да и по всей России таких долгожителей немного. Между прочим, дубу присвоен статус всероссийского раритета.

Окружность ствола более 7 метров, чтобы охватить его, тут нужно человек 5–6 взрослых. На высоте около 2-х метров ствол дуба раздваивается, и вверх устремляются уже два ствола, высота каждого около 25 метров.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Но вот такой интересный факт. Рассказывают, что раньше развилка ствола дуба находилась на такой высоте, что казак, сидя на лошади, едва доставал до нее острием шашки. Получается, дуб как бы врастает в землю. А виной всему пески. В 60-х годах прошлого века наступление песков было угрожающим, и плодородная почва этих мест, можно сказать, была просто засыпана песками. И дуб оказался занесенным песками на 1,5- 2 метра.

По преданию, посадил дуб татарский хан, чтобы обозначить место захоронения клада, но не возле дуба спрятал хан свой клад, а отсчитав 500 метров в сторону, да вот только в какую? Удивительно, но многие верили легенде и пытались найти этот полумифический клад. Копали во все стороны, но безрезультатно, клад, если он и был, навсегда остался под землей.

Под дубом всегда прохладно, даже в самый знойный день. Еще бы, такая мощная крона, которая просто не пропускает солнечные лучи.

Недалеко от дуба-великана весело бежит ключ-родничок, через него перекинут мостик из жердей березы. Рядом организована зона отдыха. Из спилов деревьев установлены столик и несколько стульев.

Шолохов очень любил бывать у этого замечательного дуба. Здесь он отдыхал, подпитываясь энергией могучего дуба. Возможно, здесь он обдумывал написание своих романов, а может быть просто наслаждался красотой донской природы…

А на подъезде к станице всех приезжающих встречает орел. Мы приехали в Вешки вечером, и возле орла не останавливались, поэтому днем специально приехали к нему. Стоит он на большом кургане, с дороги его, конечно, видно, но все-таки лучше подняться вверх и рассмотреть его вблизи. Можно подняться прямо по склону кургана вверх, а можно и проехать туда на автомобиле, но ехать нужно вокруг холма. Дорога — просто проложенное по траве направление, но пусть это вас не пугает, ехать-то недолго, и любой автомобиль выдержит эту дорогу.

Кроме близкой встречи с орлом, широко раскинувшим свои крылья, здесь ожидают нас чудесные виды на окрестности. Донские степи, станица, тихий Дон — все перед нами!

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Красива донская земля! Все эти места навсегда запечатлены Шолоховым в своих произведениях. Здесь особая атмосфера, здесь чувствуется казачий дух. Любуясь этими величественными местами, невольно переносишься во времена, описанные в шолоховских произведениях, и понимаешь, что только здесь могли быть написаны эти гениальные произведения.

И еще одно место на Верхнем Дону, которое нужно обязательно посетить — станица Еланская. Она была основана в 17 веке на левом берегу Дона. До революции это была крупная казачья станица, в которой проживало около 10 тыс. человек. Жизнь здесь кипела. Но за годы Советской власти станица опустела. И сейчас здесь жизнь еле-еле теплится, в станице проживает не более 50 человек. Дома заколочены, дорог нет, вообщем, печальное зрелище.

Но несмотря на такую вот заброшенность некогда процветающей станицы, есть здесь действующий старинный храм, освященный во имя Святителя Николая Чудотворца и имеющий богатую историю.

Строительство храма было начато в 1823 году в память славной победы над Наполеоном, к которой были причастны и донские казаки и, в частности, еланские. На собранные казаками средства за три года была сооружена новая каменная церковь. Церковь играла большую роль в жизни казачества, и поэтому долгие годы в ней всегда было многолюдно.

Но с приходом советской власти для церкви наступили не самые лучшие времена, церковь закрыли, как только она не использовалась, и как зерновой склад, и как место для содержания пленных в годы войны.

Церковь ветшала, разрушалась, и лишь в 90-х годах прошлого столетия начались реставрационные работы по восстановлению.

Как я уже сказала, сейчас храм работает, скорей всего, по праздникам и для проведения обрядов, мы попали как раз на обряд крещения ребенка, но как видно по внешнему и внутреннему виду храма многое еще нужно отреставрировать.

По шолоховским местам или донской край — казачий край

Ну и еще одна достопримечательность станицы Еланской — музей. Это даже и не музей, а целый Мемориальный комплекс, построенный Мелиховым Владимиром Петровичем на его усадьбе и за счет его личных средств. Мелехов сам из этих мест, потомственный казак, одна фамилия чего стоит.

У входа встречает молодой человек, с казачьим чубом, серьгой в ухе, одет, правда, в обычную одежду. Говор местный, значит, из местных вешенских.

Вначале прогулка по усадьбе. Усадьба большая, много зелени, все ухожено. Отсюда открывается красивый вид на Дон.

На территории несколько мемориальных памятников. Памятник матери-казачке представляет собой фигуру молодой женщины-казачки, рядом с ней скульптуры двоих детей. Есть тут памятник, посвященный юнкерам, кадетам. И памятник «всем казачьим атаманам», как сказал экскурсовод. Таблички на памятнике нет, ну значит и мы будем считать, что это памятник именно казачьим генералам…

Сам музей тоже большой, по-моему, порядка 15 залов. В них собраны старинные вещи, принадлежащие донским казакам, их одежда, фотографии, различные награды, знаки различия, картины, листовки, самые различные документы, причем много редких. Экспонатов очень и очень много. Представляю, сколько сил, времени, да и средств потратил Мелехов, чтобы все это собрать в одном месте. На это ушли годы, это точно.

Очень понравился первый зал, где рассказывается о жизни простых казаков до революции. Здесь столько интересных экспонатов из быта и истории казачества, прялки, сундуки, казачий скарб. О политике здесь еще речь не идет, и поэтому все посещающие музей, еще не особо напрягаясь, задерживаются здесь, рассматривая внимательно все экспонаты. Правда, очень интересно и познавательно.

Ну, а по поводу остальных залов, скажу, отношение к ним неоднозначное. Я не буду комментировать то, что выставлено в залах музея, каждый после посещения музея составит свое собственное мнение. И даже не знаю, как для себя оценить посещение этого музея, да, многое интересно, да, много нового узнали, но очень уж был настойчив был экскурсовод в своих высказываниях, уж очень пытался навязать нам свою точку зрения и уж очень много было откровенно негативной информации.

Но все равно полученная информация, подтвержденная экспонатами музея, сильно затронула нас, заставила задуматься о судьбе казачества, тем более, что живем-то мы на Дону.

Поэтому если будете в наших краях и у вас будет желание познакомиться с историей казачества, можете посетить этот музей. Посещение музея бесплатное, просто позвоните в дверь усадьбы, вам откроют и покажут все — усадьбу, сам музей. Насколько знаю, в посещении никому не отказывают.

А это не настоящие дома, это декорации, которые остались после съемок фильма «Тихий Дон» в 2014–15 годах режиссером Сергеем Урсуляком. Это четвертая экранизация одноименного романа Шолохова, к сожалению, не самая удачная.

Фильм сняли, а декорации остались здесь же в Еланской. И декорации неплохие, они точно повторяюют казачий быт начала 20 века.

Ну вот и подходит к концу мой рассказ о маленьком уголке нашего Донского края — станице Вешенской, в которой и сегодня сильны традиции казачества и где помнят и чтут память Шолохова М.А. — великого писателя, прославившего донское казачество на весь мир.

И в заключении хочу сказать: если вы увлечены творчеством великого писателя, если интересуетесь жизнью, культурой, бытом казачества, да и если вы просто любите природу и хотите побыть с ней наедине, приезжайте сюда, на Дон, в станицу Вешенскую. Уверяю, вам здесь понравится, вы увезете отсюда много новых впечатления и полюбите наш Донской край, как любим его мы.