Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

Атырау — Казахстан Август 2015
меловое плато Аккергешен, Западный Казахстан

Атырауская область в Западном Казахстане имеет две ландшафтные достопримечательности — это меловые плато Аккергешен (ближайшее, в 200 км от г. Атырау) и более удаленное (около 300 км) плато Актолагай на границе с Актюбинской областью.

Забираться так далеко в глубь пустынной, безводной степи мало желающих: ведь туда не ведут атомобильные трассы, только грунтовые колеи, да и они из-за редкого использования зарастают травой и часто становятся не видны. Поэтому Западный Казахстан, можно сказать, терра инкогнита для туризма. И потому отрадно видеть, когда редкие энтузиасты вдруг решаются на такой далекий и нелегкий маршрут, как это случилось в этом году с командой Туристера.

Но из поля зрения маршрута Туристера выпали некоторые интересные моменты, которые могли бы еще больше доставить удовольствия от путешествия. Например, пещера Нобеля. Упомяну о ней в своем рассказе.

Пещера Нобеля

По поводу происхождения этой пещеры ходят разные легенды, ни одну из которых нельзя подтвердить документально. Молва приписывает пещеру, искусственно вырубленную в горе Иманкара нефтепромышленнику Нобелю. Бизнесмен Нобель (брат того самого Нобеля, в честь которого названа знаменитая премия) первым начал разрабатывать нефтяные богатства Казахстана. Зачем понадобилось Нобелю рыть пещеру — непонятно. Может и был какой-то резон.

Опять же есть легенда, что в годы Отечественной войны в этой пещере укрывался немецкий десант. Война до Гурьева (переименованного в перестройку в Атырау) не дошла, город находился в тылу. А вот десант, якобы был. Ну кто его знает… Может и был. Здешние нефтяные промыслы, служащие источником горючего для армии, могли стать вполне серьезной целью для десанта. Но диверсии не случилось. Как не удалась она и в годы Гражданской войны, когда отступающие под натиском Красной Армии белоказаки пытались взорвать нефтевышки. Рабочий Зяблицев (его имя вошло в историю края) вовремя поднял тревогу и нефть, которая нужна была как кровь тяжелобольному, была спасена для нужд молодой советской республики.

С основной атомобильной трассы из г. Атырау на пгт Кульсары, если посмотреть в сторону степи, можно увидеть гору Иманкара. Это невысокая столовая гора видна издалека и выделяется темным, почти черным цветом — отсюда и название Иман-кара (кара — черный по-казахски).

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Свернув с трассы и проехав по степи к горе, видим в торце (узкой части вытянувшейся горы) большое отверстие с ровными краями.

Смастерив факелы, мы двигаемся внутрь. Мы — это летняя школьная экспедиция во главе с руководителем, учителем географии Юрием Пастуховым.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Пещера небольшая, в основном это главный штрек и небольшие ответвления в стороны. Наши факелы нещадно чадили, создавая дымовую завесу в спертом воздухе. Почти ничего не видно. Наскоро удовлетворив любопытство, мы двинулись к выходу.

По дороге к меловому плато Аккергешен. еще можно свернуть к речке Эмба. В половодье это отличный отдых с купанием в реке, берега которой обильно покрыты зарослями цветущего тамарикса (иногда пишут тамариск, но тамарикс правильнее). А по местному — это джингил.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Но в засушливое время дно речки выглядит вот так:

Примечательно, что тут водится много скорпионов. Как-то экпедиция Пастухова решила там поставить палатки — прикольно же ночевать на дне реки! Но к утру обнаружили под палатками полчища скорпионов. Больше здесь ночных стоянок не делали.

АККЕРГЕШЕН

Название иногда пишут как Аккерегешин. Мы привыкли называть Аккергешен. Это невысокое плато в сравнении с Актолагаем, здесь самая большая высота не превышает 60 м. И все же оно по-своему красиво и интересно.

Вот один из самых живописных видов Аккергешена. Почти у всех при виде этих скал возникают ассоциации с развалинами замка. «Стены» замка имеют приличную протяженность и идут почти параллельно

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Даже забравшись на возвышенность, трудно охватить взглядом все плато. Оно тянется до горизонта.

Ворота в Меловое царство

В одной из «стен» можно разглядеть довольно большое отверстие. Когда Ю.Пастухов начал проводить свои экспедиции (примерно в начале 80-х), то в отверстие можно было только просунуть голову. Но мел — очень хрупкая порода, Ветер и дожди прихотливо обрабатывают его, создавая причудливые формы и промоины. С каждым годом отверстие в скале увеличивалось и через какое-то время мы через него проползали, а в последние годы и вовсе свободно проходили. Это стало ритуалом, как посвящение. Проход стал носить название «Ворота в Меловое царство».

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Пройти через эти «ворота» надлежит всем обязательно, так же как и сделать снимок на память.

Несмотря на относительно небольшую высоту, лазить по этим скалам нелегкое занятие.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Отправляясь на поиски остатков ископаемых животных, которые обитали тут много миллионов лет назад, мы вначале весело скакали по невысоким горкам, но к полудню уже начинали спрашивать, когда ж это закончится? «Еще пара-тройка спускоподъемов, и мы в лагере,« — успокаивал руководитель.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

А вечерами мы собирали в кучу свою добычу и рассматривали:

панцыри морских ежей и их иголки (слева — окаменелости, справа — как они выглядели много миллионов лет назад)

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

окаменевшие стволы морских лилий, которые часто распадались на отдельные фрагменты и выглядели очень интеерсно на срезе (нижняя картинка — как эти лилии примерно выглядели)

А эти окаменевшие «листики» принадлежали вовсе не деревьям, это фрагменты скелета морских уточек — бича всех кораблей, на днище которых они цепляются в большом количестве, замедляя ход судна. Правда, в меловой период не было никаких кораблей. И человека-то небыло. А морские уточки (отряд усоногие ракообразные) были.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Большая удача найти раковину аммонита или наутилуса. В отличие от своих родичей — моллюсков белемнитов, аммониты и наутилусы тут редко попадаются. Из этих трех представителей головоногих моллюсков только наутилусам удалось дожить до наших времен. Жизнь аммонитов и белемнитов закончилась вместе с динозаврами в меловой период.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Ну и еще разные раковины, кости. Мел хранил остатки животных, обитавших в мелководном древнем море, заполнившем все пространство этой территории.

Все находки школьных экспедиций впоследствии составили коллекцию палеонтолического отделения краеведческого музея. Это палеонтологическое отделения и было создано благодаря инициативе учителя Юрия Александровича Пастухова.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Один из школьников, чью фамилию я, к сожалению, забыла, но помню имя — Саша, сделал для музея панно 3D на тему мелового периода. На снимке он представляет свою работу товарищам по экспедиции.

Меловые плато Прикаспия. ч.2. Аккергешен и пещера Нобеля

Панно и сейчас экспонируется в помещении музея.

По материалам своих школьных экспедиций Ю.Пастухов написал книгу для детей «Край белоснежных историй».