Турист Андрей Муравьев (AMour)
Андрей Муравьев
был 17 февраля 2021 16:55

Суздаль. Июнь. Жара

Кидекша, Суздаль — Россия Июнь 2019
В Суздале
53 53

Стоял погожий, жаркий летний день. На небе, наверное для того, чтобы оно не казалось совсем уж простоватым в своём пронзительно синем одеянии, плавали симпатичные небольшие кучевые облачка, временами создававшие небольшую кратковременную тень для смягчения жара палящего солнца.

Дорога не доставляла никаких проблем — на всём протяжении до Суздаля была свободной. Во Владимирской области за окнами автомобиля вообще открылись пасторальные пейзажи: речки, озёра, поля с молодыми всходами, леса и перелески, одетые в молодую кудрявую листву. Каждая травинка и каждый листок наперебой тянулись к весеннему, жаркому светилу, радуясь молодому лету и светлому дню. Всё в начале лета казалось свежим, ярким, радующим глаз!

В отличном настроении мы не заметили, как доехали до Суздаля.

Вот мы и в Суздале. Город встретил нас запахом цветущей липы, свежескошенной травы и благостной атмосферой провинциального городка.

9
Панорама Суздаля
Панорама Суздаля

Поселились мы в симпатичном домике

3
В снятом домике
В снятом домике
1
В снятом домике
В снятом домике

совсем недалеко от суздальского туристического комплекса напротив старообрядческих церквей: Косьмы и Дамиана и Воздвижения Креста Господня.

3
Старообрядческие церкви
Старообрядческие церкви

Если пройти по берегу Каменки в сторону центра города, совсем недалеко расположен Спасо-Ефимиев монастырь, впечатляющий своими мощными стенами, утвердившимся на берегу реки.

9
По городу течёт речка Каменка
По городу течёт речка Каменка

Туда мы первым делом и направились, чтобы познакомиться с интересной историей древнего города и его монастыря.

Выйдя на улицу, мы очутили атмосферу, совершенно отличную от атмосферы больших городов-мегаполисов, к которой мы уже, к сожалению, в своей жизни привыкли. Здесь была та атмосфера, которой мы дышали в далёком детстве, гостя у своих бабушек на летних каникулах в деревне: атмосфера беззаботности и какого-то безрассудного счастья, которое переживаешь только в детстве.

На улицах мы проходили мимо простых, но милых домиков, переходили мостик через реку, ну совсем как в деревне из нашего детства!

1 из 5
В Суздале

Но вот и сам Спасо-Ефимиевский монастырь. Его окружают мощные стены, недаром многие, не сведующие туристы путают его с Суздальским Кремлём. Стены действительно мощные; они протянулись на 1160 метров, имеют 12 башен и поднимаются в высоту до 8,5 метров. Особенно эфектно они смотрятся со стороны реки. Может сложиться впечатление, что стены эти выдержали не одну оборону, однако это не так, строительство стен происходило в 1660–1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение.

В XX веке стены монастыря совсем обветшали. И в 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

На входе в монастырь нас встретила проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

3
Ворота монастыря с надвратной Благовещенской церковью
Ворота монастыря с надвратной Благовещенской церковью

Мощь этой башни высотой 22 метра сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

1 из 4

Чтобы пройти далее на территорию монастыря, надо пройти надвратную Благовещенскую церковь, построенную в XVI–XVII веках. В XVI веке это были главные ворота монастыря, но в последствии территория его была расширена. Сегодня в церкви

3
Ворота монастыря с надвратной Благовещенской церковью
Ворота монастыря с надвратной Благовещенской церковью

сохранилась роспись XIX века.

С левой стороны на территории монастыря находится Успенская трапезная церковь, предположительно построенная около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества.

5
Шатровая Успенская церковь
Шатровая Успенская церковь

Когда проходишь ворота монастыря, оказываешься на красивой, благоустроенной территории. Видно, что вся эта красота поддерживается умелыми, заботливыми руками.

1 из 3
На территории монастыря
 
На территории монастыря

Рядом с Успенской трапезной церковью возвышается многоглавая махина Спасо-Преображенского собора, построенного в 1594 году. Первоначально это был небольшой деревянный Спасский храм, поставленный над могилой Евфимия Суздальского. В 1507 году старую церковь разобрали по причине ветхости и малых размеров и начали возводить собор, который спустя несколько десятилетий был включен в новый собор в качестве Евфимиевского придела. Своими геометрически ясными формами и многоглавием он напоминал собор Рождества Богородицы в Суздальском кремле.

В храме уцелели фрески 1689 года работы Гурия Никитина, известного своими росписями Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, Архангельского собора Московского Кремля, церкви Воскресения в Ростовском кремле, церкви Ильи Пророка в Ярославле, Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме и др. Мастер умер в 1691 году и фрески Спасо-Преображенского собора — последняя или одна из последних работ иконописца.

1 из 9
Росписи Спасо-Преображенского собора

Своды храма покоятся на четырех столпах. Росписи в сводах, парусах и главах изображают Церковь Небесную — «Отечество», архангелов, праотцов, евангелистов и апостолов. На столпах изображены святые, в том числе владимирские князья и «державные персоны» дома Романовых. Тема росписей алтаря — «О Тебе, Благодатная, радуется каждая тварь, ангельский собор и человеческий род». Роспись стен повествует о земной жизни Спасителя, нижний ярус посвящен деяниям апостолов.

Артели иконописцев обычно подписывали свои работы в храмах. Вот и художники Гурия Никитина оставили свой «автограф»

2
Автограф иконописцев
Автограф иконописцев

Ну и прекрасным завершением знакомства со Спасо-Преображенским храмом стало исполнение молитвы монахами монастыря.

4
Исполнение молитвы в храме
Исполнение молитвы в храме

В приделе святого Евфимия находится мозаичная деталь «Спас на троне», которая первоначально находилась над входом в мавзолей Пожарских. Сам мавзолей находится с восточной стороны храма.

3
Суздаль. Июнь. Жара

В прошлом у алтаря Спасо-Преображенского собора находилась родовая усыпальница князей Пожарских и Хованских — усердных вкладчиков обители. В 1858–1885 годах на народные пожертвования над могилой князя Дмитрия Пожарского (1578–1642) был возведен резной мраморный мавзолей с мозаичным панно с образом Спасителя. Проект был выполнен архитектором, профессором Академии художеств А. М. Горностаевым. В 1933 году эту постройку разобрали.

К 2009 году по сохранившимся чертежам и фотографиям мавзолей воссоздали поблизости от прежнего места. В усыпальницу ведет бронзовая дверь с барельефом. Над могилой Пожарского установлен резной крест. Рядом с ним — чудом уцелевший фрагмент фасада старого мавзолея Д. М. Пожарского. В Спасо-Преображенском соборе находится оригинал мозаики. А на воссозданом мавзолее — копия, т. к. воостановленная конструкция мавзолея не выдержала бы вес фрагмента с оригинальной мозаикой.

4
Мавзолей князей Пожарских
Мавзолей князей Пожарских

Невдалеке от мавзолея Пожарских возвышается монастырская звонница.

1
Звонница монастыря
Звонница монастыря

Сначала здесь была выстроена в 1530 году девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Начало этой традиции в наше время было положено бывшим киномехаником монастыря Юрием Юрьевым. Этот замечательный энтузиаст «заставил» колокола монастыря снова «говорить» особым суздальским звоном.

На звоннице нахадятся и часы, циферблат которых имеет не цифровые, а буквенные обозначения, а вместо часовой и минутной стрелок — одну часовую.

В дальнем углу территории монастыря находятся тюремный корпус и экспозиция «Золотая кладовая», в которой представлены произведения прикладного церковного искусства из драгоценных металлов и камней. Здесь собраны украшения, шитье, вышивка, серебряная утварь, книги. Коллекция богатая, более 500 экземпляров. Многие предметы являются шедеврами — и по технике исполнения, и по исторической ценности.

Начинается экспозиция древними украшениями, найденными во время раскопок.

1 из 6
Украшения в Золотой кладовой
 
Украшения в Золотой кладовой

Здесь также можно увидеть уникальные резные каменные иконы и камеи работы византийских мастеров.

1 из 6

Богатейшим является собрание лицевого (сюжетного) и орнаментального шитья XVI — XVII вв.

В основном это сохранившиеся вклады в церкви и монастыри. Каждый шитый предмет имел свое применение. Это покровы на раки с мощами, подвесные пелены, подвешивающиеся под иконами, покровцы и воздухи, которыми накрывали священные сосуды — потиры и дискосы. Существовали шитые иконостасы и отдельные шитые иконы. Лицевым и орнаментальным шитьем украшали детали священнических облачений: саккосы, фелони, стихари, епитрахили, поручи и так далее.

Шитьем занимались, можно так сказать, все женщины Древней Руси. До нас дошло много документов, подтверждающих занятие вышивкой («живописью иглой») представительниц самых знатных родов. В создании вышивок участвовали профессиональные художники. «Знаменщики» наносили рисунок центральной сюжетной композиции. Художник «травник» рисовал узор, а художник «словописец» прорисовывал «слова». Однако достоинство вышитого произведения определялось талантом и мастерством вышивальщицы.

В экспозиции находится покров с изображением святой Ефросинии Суздальской, дочери князя Михаила Черниговского, выполненный в первой половине XVI в. мастерской Соломонии Сабуровой. Великая княгиня Соломония Сабурова, жена князя Василия III, была заточена в суздальский Покровский монастырь.

Со второй половины XVI столетия используемые швы усложняются, шире применяются золотные и серебряные нити, имитируются вышивкой узоры драгоценных тканей, ввозившихся на Русь из стран Западной Европы и Востока. Для украшения стали широко использовать драгоценные камни и особенно жемчуг, а также полудрагоценные камни и стекла.

Так выглядит часть экспозиции с покровами на гробницы епископов суздальских Иоанна (1352, епископ суздальский; ум. 1373) и Феодора (прибыл в 990 году из Царьграда для распространения христианства; ум. 993 г.), шитых во второй половине XVI века княгиней Евдокией Старицкой, сын которой был двоюродным братом Ивана Грозного. Она была пострижена в монахини и находилась в женском Покровском монастыре Суздаля.

1 из 6

В конце XVI века самой известной становится мастерская Ирины Федоровны Годуновой, жены царевича Фёдора Иоанновича. В экспозиции «Золотой кладовой» имеется покров на гробницу Козьмы Яхромского (ум. 1492) работы этой мастерской. На этом покрове вышит живописный позём, на котором на зеленом светлом поле вышиты травы и цветы.

С конца XVI столетия вышитые изделия становятся все ярче и декоративнее. Надпись по каймам покровца похожа на раму картины.

В Золотой кладовой также можно увидеть вклады в монастырь богатых и именитых граждан.

1 из 7

Тюремный корпус отделён от монастырской территории стеной. В 1766 году по распоряжению Екатерины Великой здесь была открыта тюрьма «для безумствующих колодников», в которой содержались лица духовного и светского звания. В 1829 году по распоряжению императора Николая I в. тюрьму стали ссылаться только лица духовного звания.

Узниками тюрьмы были декабрист Федор Шаховской,

Памяти декабриста Федора Шаховского
Памяти декабриста Федора Шаховского

скончавшийся в 1829 году и похороненный на тюремном кладбище, монах-предсказатель Авель, высказавший удивительные предсказания о судьбах членов царской семьи, живших при нём и родившихся в будущем,

Суздаль. Июнь. Жара
Суздаль. Июнь. Жара

скончавшийся здесь в 1841 году, старообрядческие священнослужители — Алимпий, Аркадий, Конон, Геннадий, лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, старообрядец Фёдор Ковалёв, архангельский благотворитель Василий Рахов, основатель движения чуриковцев Иван Чуриков и другие. Многие заключенные провели в заточении не один десяток лет.

Впервые о существовании тюрьмы в Спасо-Евфимиевом монастыре рассказал А. И. Герцен в романе «Былое и думы»:

»Теперь больше в этом монастыре нет политических арестантов, хотя тюрьма и наполнена разными попами, церковниками, непокорными сыновьями, на которых жаловались родители, и пр. Архимандрит, плечистый, высокий мужчина, в меховой шапке, показывал нам тюремный двор. Когда он взошел, унтер-офицер с ружьем подошел к нему и рапортовал: «Вашему Преосвященству честь имею донести, что по тюремному замку все обстоит благополучно, арестантов столько-то». Архимандрит в ответ благословил его. Что за путаница!»

В 1905 году по высочайшему указу императора Николая II последние узники тюрьмы были освобождены.

В 1923 году в Спасо-Евфимиевом монастыре был открыт лагерь для «перевоспитания» идейных противников, который находился в ведении ОГПУ (с 1934 года — НКВД). В 1935 году он был преобразован в тюрьму особого назначения НКВД. Помимо тюремного корпуса, заключенных размещали в «белом корпусе» — здании бывших монастырских келий. «Суздальская бастилия» известна меньше, чем Соловки, но она была не менее страшна. По воспоминаниям заключенных в ней, «внутренняя тюрьма на Лубянской площади кажется раем».

1 из 3
Суздаль. Июнь. Жара
 

Среди узников «Суздальской бастилии» были ученые с мировым именем: экономист, автор теории экономических циклов Николай Дмитриевич Кондратьев (1892–1938), биолог Алексей Григорьевич Дояренко (1874–1958). Через Суздальский политизолятор прошли митрополит Петр Крутицкий (1862–1937), епископ Александр Боярский (1885–1937), экономист Леонид Юровский (1884–1938), коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский (1876–1937), Мартемьян Рютин (1890–1937), Лазарь Шацкин (1902–1937), Иван Смирнов (1881–1936) и другие.

В 1940–1941 году политизолятор был преобразован в фильтрационный лагерь для интернированного Чешского легиона, с 1943 года — лагерь для военнопленных. Здесь провел несколько месяцев фельдмаршал Фридрих Паулюс, находились итальянские офицеры, принимавшие участие в битве под Сталинградом и другие.

Суздаль. Июнь. Жара

В 1946 году лагерь был вновь преобразован, на этот раз в детскую колонию при МВД, в которой сначала содержались мальчики, а потом — девочки. В 1961 году её посетил первый космонавт Юрий Гагарин. В наши дни в бывшем Тюремном корпусе размещена огромная экспозиция, которая знакомит с трагической историей Суздальской тюрьмы.

В 1965 году у стен монастыря Андрей Тарковский начал снимать свой замечательный фильм «Страсти по Андрею», где в восьмой новелле «Колокол, 1423 г." показал город Суздаль. Неожиданно мы обнаружили продолжение этой истории на территории суздальского туристического комплекса, возле которого мы жили. Здесь установлен памятник этому фильму.

1 из 2
Памятник фильму "Андрей Рублев"

А ещё мы вечером попали на концерт, посвящённый открытию туристического сезона в Суздале. К сожалению, я был без фотоаппарата, поэтому здесь снимки, сделанные на следующий день. Было очень классно присутствовать на этом концерте местных коллективов, временами охлаждаясь в чистых водах реки Каменки.

1 из 4
Открытие туристического сезона в Суздале
 
Открытие туристического сезона в Суздале

Прощались мы с городом в Ризоположенском монастыре. Поднявшись на колокольню монастыря, любовались панорамой старинного города и его окрестностей.

1 из 7

Из Суздаля мы заехали в село Кидекша. Но про это село я напишу в продолжении рассказа.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии