Турист Людмила Султанова (Ludmila52)
Людмила Султанова
была 31 марта 20:36

Бергама — Турция Сентябрь 2018
Пергам. Руины дворца Траяна

О Пергаме, как и об Эфесе, столько написано и показано, что добавить нечего. Могущественный город-государство, город великой эллинской культуры. Здесь изобрели пергамент. Пергамский царь Аттал II около 150 г. до н. э. заложил на побережье город Атталию — популярнейший ныне курорт Анталью. А еще Пергам — это родина легендарного врачевателя Галена, чьи рецепты (галеновые препараты — настои и настойки) успешно используются и в наши дни.

О том, чтобы пропустить Пергам, расположенный на холме близ города Бергама, не было и речи.

Античная Турция. Часть III. Пергам

Хотя гостиницы тут недешевы. Я выбрала ту, что поближе к Пергамскому холму — «Athena pension», самый скромный номер на 6 человек в полуподвальном помещении. Впрочем, номер был внутри вполне приличным, чистеньким. Так случилось, что в эти два дня никого не оказалось в отеле и хозяин великодушно предложил мне занять отдельный номер с видом на пергамский холм. Я даже не поверила такой удаче и переспросила, не надо ли доплачивать? Не надо, — с улыбкой ответил хозяин.

Вот в таком номере я провела двое суток

А вот какой вид открывался передо мной через окно, едва я открывала глаза утром: залитый солнечным светом Пергамский холм, на который белели мраморные колонны дворца Траяна, ниже чернели арки святилища Траяна, а справа видны ряды-ступени знаменитого Вертикального театра.

Античная Турция. Часть III. Пергам

От гостиницы до Пергамского холма я дошла пешком — это недалеко, всего 1 км надо идти, придерживаясь автомобильной трассы. Путь лежал мимо Базилики, но я не задержалась возле нее. Вначале Пергамский холм!

Подняться я решила на фуникулере, а спуститься — уже как получится. Между прочим, канатка работает до 5 часов. После придется топать вниз ножками. Опережая события скажу, что за день я после долгого лазания по холму так устала, что решила и спуститься по канатке. Не тут-то было! Я опоздала на 15 минут и уже было закрыто. Но служащий, заметив меня и мое расстроенное, уставшее лицо, сжалился и великодушно запустил для меня воздушную дорогу.

Недалеко от станции канатки видны мощные фортификационные сооружения — башни и стены верхнего города Пергама

Античная Турция. Часть III. Пергам

На самой вершине холма — руины дворца Траяна, место паломничества туристов

Фрагмент карниза

Рядом за колоннами можно увидеть статую, найденную при раскопках. Богато украшенное одеяние указывает на знатное происходение того, кто был представлен. Но здесь мы видим копию, подлинник хранится в музее Пергама и табличка на нем оповещает, что это была статуя самого императора.

Когда-то это место изобиловало скульптурами. Но даже в музее Пергама нельзя увидеть то, что было утрачено и хранится в копиях в других музеях, например великолепный шедевр «Умирающий галл», созданный ваятелем Эпигоном по заказу пергамского царя Аттала I в. честь победы в войне с галлами.

Античная Турция. Часть III. Пергам

Как же прекрасен был Пергам, если его создавали мастера, чье искусство является эталонным, высшей эстетической планкой до сих пор.

Дворец окружен просторной площадью с колоннами, которая покоится на мощных плитах перекрытия, служащими крышей расположенного ниже святилища Трояна

Античная Турция. Часть III. Пергам

По каменной лестнице спускаемся в помещения с арками

Святилище Траяна (The Sanctuary of Trajan), или как их еще называют катакомбы, имеют сквозной проход

В средние века эти помещения служили цистернами для воды — их соответственно обработали водонепроницаемыми составами, а сверху сделали отверстия для вычерпывания воды. Сейчас эти отверстия закрыли из соображений безопасности.

Спускаемся еще ниже и выходим на площадку перед Вертикальным театром

Античная Турция. Часть III. Пергам

А вот и Он, знаменитый вертикальный театр, можно сказать, визитная карточка Пергама. Какой он огромный, когда смотришь вблизи! Люди на другом конце едва различимы. Необычный театр отснят всеми во всех видах. Ну вот и у меня теперь есть снимки собственного изготовления.

Отсюда самый лучший вид на расположившийся внизу современный город Бергама. Смотровые площадки оборудованы вокруг всего холма

С другой стороны холма открывается живописный вид на водохранилище, образованное от слияния двух местных речек.

Античная Турция. Часть III. Пергам

Справа (если сидеть лицом к сцене) и чуть ниже от театра располагался храм Диониса. Немного от него осталось… Покоцанная лестница, кое-где сохранившийся мраморный пол да обломки колонн.

Этому храму еще повезло, от других важных сооружений осталось одно воспоминание, как например, об Алтаре Зевса. На его месте растут три дерева. Табличка гласит, что тут когда-то был невероятной красоты большой Алтарь, посвященный Зевсу. Впрочем, он и есть, но в Берлине, в специальном музее, которому дали название Пергамский музей. И главный экспонат — реконструированный алтарь Зевса с подлинными фрагментами алтаря из Пергама.

Фрагмент алтаря Зевса

АСКЛЕПИОН

Вид на Пергамский холм со стороны Асклепиона

Асклепион расположен не на Пергамском холме, а внизу, у целебных источников. К нему вела Священная дорога (Via Tecta), обрамленная колоннами, длиной около километра. По сторонам дороги сохранились остатки жилищ.

В конце ее была были ворота-пропилеи и арка с выразительной надписью «Смерть сюда не входит». Посему в Асклепион не допускались бенадежно больные, а также беременные женщины.

Античная Турция. Часть III. Пергам

По левую сторону от дороги, на обочине полукруглое основание — указатель поясняет, что это Heroon. Жертвенник для героя. В общем, ритуальное место.

В конце Священной дороги есть небольшой спуск в несколько ступенек. Здесь начинается собственно Асклепион. И тут в первую очередь внимание привлекает обломок то ли колонны, то ли основания жертвенника с рисунками змей, склоненными над чашей. Считается, что отсюда взята символика медицины (несколько видоизмененная) — чаша со змеей.

Античная Турция. Часть III. Пергам

В Асклепионе лечили грязями, целебной водой, травами, кровопусканием и сном. В большом ходу была психотерапия.

Хорошо сохранились тоннели — они тоже имели лечебное назначение. Это подземные или полуподземные сооружения с отверствиями для света в потолке. По желобку в ступенках в этот тоннель стекала, журча, вода целебного источника. Тихо играла музыка. А кроме того, через отверстия помощники лекарей нашептывали пациенту:

«Ты пришел в Асклепион, чтобы стать здоровым. Устрани тоску души, ее мрак, так же, как ты смыл грязь и пот тела. Сейчас в храме покоя ты отдашь душу богу Морфею, и во сне боги укажут тебе, какими лекарствами ты победишь свой недуг. Обрети силу и крепость души, и к тебе снова придет жажда вкушать яства, желание возлюбить, жить в радости».»

После такой атмосферы призрачного света, умиротворяющих звуков и внушения, страждущий, пройдя весь тоннель, входил в лечебный центр уже полностью настроенным на выздоровление.

Путешествие по лечебному центру очень увлекательно, некоторые помещения находятся под землей, с переходами, напоминающими лабиринт. Но именно здесь силы мне изменили (я уже полдня была на ногах), усталость взяла верх над любопытством и потому без подробностей.

На территории находится огороженный прудик.

Античная Турция. Часть III. Пергам

Раньше на этом месте были ванны, в которых проводились лечебные процедуры. Теперь здесь ванны принимают черепахи.

Особое внимание на себя обращает Северная галерея — ряд колонн и задняя стена, они когда-то составляли крытую галерею, ведущую к театру.

Хорошее состояние театра позволяет проводить в нем празднества и в наше время. Здесь размещается 3500 человек.

С высоты театра можно обозреть весь Асклепион. На схеме он выглядит так:

Античная Турция. Часть III. Пергам

В западной части на возвышении видны три колонны красноватого цвета — остатки Западной крытой дороги-стоа

Пергамский Асклепион уступает в известности Асклепиону на о. Кос, где врачевал отец медицины Гиппократ. Тем не менее пергамский Асклепион славится тем, что здесь проходил практику другой знаменитый врачеватель древности — не менее легендарный Гален (II век н. э.).

Гален из Пергама

Значение Галена для медицины трудно переоценить. Он заложил основы фармакологии и ввел антисептику. Гладиаторы. которых лечил Гален, почти все выживали за счет применения антисептики при обработке ран. У других врачей наблюдалась высокая смертность раненых.

Античная Турция. Часть III. Пергам

Все настои трав (боярышника, пустырника, календулы, прополиса, жень-шеня и пр.) впервые применены Галеном и в неизменном виде используются по сию пору. Их так и называют - галеновые препараты.

Гален придавал большое значение правильному питанию и физическим упражнениям, считая, что это напрямую влияет на здоровье. Он говорил:

— Вставайте из-за стола слегка голодными, и вы будете всегда здоровы.
— Тысячи и тысячи раз я возвращал здоровье своим больным посредством физических упражнений.

КРАСНАЯ БАЗИЛИКА

Античная Турция. Часть III. Пергам

Внешне сильно разрушенная Базилика не так эффектна, как Акрополь или Асклепион. Но это самое древнее культовое сооружение Пергама. Первоначально она была не красной (такой ее сделал обнажившийся жженый кирпич), а была покрыта белым мрамором, кое-где еще сохранившийся на верхних элементах здания.

Во II веке н. э. здесь был египетский храм Сераписа и Изиды, впоследствии его переквалифицировали в христианскую церковь, которая стала одной из 7 церквей Апокалипсиса. Сейчас в сохранившейся башне Базилики молятся аллаху.

БЕРГАМА

С приятным чувством вспоминаю городок Бергама. У города есть два лица — молодое и старое. Мне больше по душе было старое — та часть города, что располагалась у самого подножия Пергамского холма. Современный район с обычными супермаркетами, высокими зданиями, асфальтовыми улицами не представлял интереса. У старого свой колорит — меня в восторг приводили каменные мостики, под которыми протекала речка-вонючка. Лавочки со старинной утварью. Гранатовые и айвовые деревья во дворах домов и вдоль узких, мощеных улочек. Все здесь утопало в зелени, за которой не всегда разглядишь дома.