Турист Евгений (Ojancano)
Евгений — был 18 февраля 2021 9:17
Поездка по Мавритании вылилась в книгу-путеводитель "Мавританские дневники"

Сирет — Румыния Май 2019

Я уже был здесь однажды, в довольно странном ночном визите. В этот раз я рассчитал чуть получше — прибывая в Сирет днем, я должен был переночевать в гостинице под названием Frontier, оправдывавшей свое название тем, что находится в 500 метрах от государственной границы, а на утро уже, собственно, через границу.

Сирет. Frontier

Чтобы до неё добраться, следовало выйти из самого города и около двух-двух с половиной километров пройти по предместьям, любуясь окружающими видами.

Сама гостиница, собственно, вот, и она лучше, и снаружи и изнутри, чем можно было бы ожидать от городка с населением в восемь тысяч. Другое дело, что, расположенная на межгосударственной трассе, она именно рассчитана на проезжающих.

Сирет. Frontier

Вид из окна, впрочем, не радует большим разнообразием.

Но еще есть время дойти до самого городка, а, пока иду, я попробую немного о нем рассказать.

На месте Сирета еще в средний период Средних веков существовали рыцарская крепость и монастырь, но первое упоминание именно о городе относится к середине XIV века. Он был столицей маленького феодального владения, которое, в итоге, сформировалось в Княжество Молдова. Особая роль города позже отразилась в том, что он был местом коронации молдавских господарей и, по мнению некоторых ученых, одним из первых именно городских центров Молдовы — город, в средневековом понимании, а не разросшееся село. О тех временах напоминает несколько стоящих в центральном сквере статуй.

Сирет. Frontier

Ну, куда же в Молдове без Стефана Великого (Штефана чел Маре). Но, по крайней мере, к Сирету он имеет самое прямое отношение — при нем и благодаря нему город как таковой и возник.

Тогда же были построены первые постоянные церкви — их в городе много, но у меня в целом не было времени разбираться, где какая, просто сделал несколько щелчков на телефон.

Сирет. Frontier

Вместе с церквями в Сирет пришла европейская образованность того времени — была открыта первая школа, где преподавание шло на латинском языке. Вообще, Княжество Молдова было очень интересным государством — например, одно из его названий на греческом переводилось примерно как «Русо-Влахия», отражая его двойственный, восточнославянско-романский этнический состав и культурный облик.

Это же отразилось на этноконфессиональном составе Северной Буковины вообще и Сирета в частности. Он отличался большой пестротой, которую, частично, сохранил по настоящее время. Помимо романоязычного населения (собственно молдован), в городе проживали восточные славяне — русины-украинцы, старообрядцы из Великороссии, а также евреи и некоторое количество немцев. В селах региона проживали также и поляки. В XVII веке возникло еврейское кладбище, сохранившееся поныне как историческая достопримечательность. К сожалению, быстро темнело, и, хотя до него, согласно этому указателю, было всего четыреста метров, я уже решил не бродить там в потемках, о чем иногда жалею.

Сирет. Frontier

Собственно говоря, этот знак свидетельствует, что этнический состав города не гомогенный и теперь. По википедии, румыны составляют в нем 82%, проживает также немалая (в процентном отношении) украинская община.

В 1775 году весь край, включая Сирет, вошел в состав империи Габсбургов. Это сказалось на архитектуре некоторых городов Буковины (например, Черновцов) но не уверен, можно ли то же сказать о Сирете. Собственно, в архитектурном отношении, кроме нескольких церквей, ничего хоть сколь-нибудь примечательного в нем, надо признать, нет.

Сирет. Frontier

А гражданские здания в центре выглядят примерно так

Сирет. Frontier

Но, что интересно, крошечный городок, с населением около 8 тысяч, который у нас бы не считался городом в принципе, сохранил свой урбанистический характер. Он мал, скомен, провинциален — но ощущения, что находишься в селе, нет совершенно.

Несмотря на малые размеры города, я остался недоволен планированием моего визита, в результате которого не осмотрел ни старое еврейское, ни старое православное кладбище, ни музей города. Вряд ли кого-либо из туристеров занесет в такие дебри, но вдруг — и тогда, надеюсь, мой рассказик покажет, что в Сирете можно найти кое-что интересное.