Турист Фёдор Поволкович (Fjodor_Povolkovich)
Фёдор Поволкович
был 29 августа 2022 3:30

Сахалинская область — Россия Июль 2012

Моя история с этим хребтом началась относительно недавно. 3 августа 2012 года я впервые решил отправиться к его рубежам. На тот момент мое представление о богатствах этого массива было по-нищенски скудным. В моей голове это был горный объект, очередной, но видимо на ступень выше, ведь шел я к нему с каким-то особым трепетом и эмоциями.

Сегодня на вершину Жданко жаждет попасть большая часть людей посещающих Сахалин. Даже среди местных это очень ценная вершина, побывав на которой, становишься то ли духовно богаче, то ли в физическом плане, поднимаешь выше, поставленную ранее планку. С уверенностью можно сказать, что этот объект действительно стоит внимания. Его нынешнее положение в рейтинге туристских ресурсов очень высоко, с чем же это связано? Попробуем разобраться во всех вопросах, которые возникают в голове при слове Жданко.

Начать стоит, безусловно, с исторической заметки. Но тут есть дилемма — я не большой знаток геологии и подобного рода наук, точнее будет сказать я полный ноль в этих знаниях, поэтому становление хребта, как горного объекта с самого низа я, пожалуй, позаимствую. В книге Андрея Клитина «Вновь открывая Сахалин» говорится о том, что данный хребет возник в результате внедрения магмы в толщу земной коры. После медленного остывания более старые и менее прочные вулканические породы были подвержены разрушению эрозией. Таким образом, появился Жданко. Стоит отметить, что версий возникновения данного ресурса несколько, начиная от вулканического образования, заканчивая метеоритом, который упал в этом месте, а Жданко — не что иное, как циркообразная впадина, образовавшаяся в этом мете. Тут уж, на что гораздо воображение, но все же, я доверяю более логичной и обоснованной версии про вулканизм.

Еще, могу добавить то, что хребет является ценным не только среди туристов, но и среди тех, кто в буквальном смысле хочет его разворотить. Сложен он из прибыльных каменюг, которые, как оказалось, можно раскидать по островным дорогам. Разговоры о том, что северную часть хребта начинают изучать в целях создания на его склонах карьера, уже давно перестали быть разговорами. Изыскания проведены, и скрепя сердцем, скрестив пальцы, плюнув через плечо, возможно скоро он превратится в очередной промышленный объект, жадно поглощаемый тракторами. Предположу, что в ближайшее время столкнуться лоб в лоб два барана: экология и экономика. Повлиять на исход их противостояния будет крайне сложно, но возможно! Так, недавно по интернет просторам пролетела весточка о том, что создана инициативная группа, которая собирает подписи и настроена достаточно воинственно в вопросе сохранения хребта. Я однозначно за сохранение и надеюсь, что этот вопрос не оставит равнодушных, ведь всем нам хочется эстетики от увиденного, а в карьерном муравейнике ее, к сожалению, мало.

С самого начала существования разумной жизни на Сахалине, Жданко был объектом привлекательным. Я думаю сложно не заметить такого невысокого красавца у берега моря. Дело еще в том, что айны верили в божественное присутствие на вершинах гор, как и японцы. Да что там японцы и айны, практически любая культура представляла себе горы как нечто духовное, библейское, божественное, поселяя на них богов в своих сказаниях.

Во многих мифологиях мир разделен на 3 части: небо, земля и «подземелье», если так можно более простым языком объединить эти понятия. Однако встречается еще уйму классификаций на иные миры. Так вот горы, по большей части, относятся либо к первому пункту разделения мира, либо к нижнему из верховных миров. Отсюда и столько историй пересекающиеся с горами и богами. Мне встречалось несколько айнских легенд про Жданко, которые только лишь подтверждали его божественный статус в мире аборигенов. Одну из них описал Сергей Первухин в своем блоге.

«Айнские легенды говорят, что хребет подобен дракону, уснувшему на берегу моря. Его хвост начинается с бухты Тихой, закрытой от холодных ветров: сначала островком Заметным, затем острым, вытянутым мысом, переходящим в острые гребни, которые с каждым километром набирают высоту и устремляются вверх, к облакам. В месте впадения реки Пугачевки покоится голова дракона с единственным „глазом“ — сакральное место айнов и японцев, скала-арка Maguntanhama." (источник https://www.tourister.ru/responses/id_17627)

Увидев тесное соседство японской и айнской мифологии, с уверенностью можно говорить о священности этой горы и в японский период. На различных картах периода Карафуто пик Жданко обозначен как Тоссо (Тохо) яма, Тоссо даке, а открытки с этих мест имеют приписку Тоссо сан, что говорит о более высоком статусе Жданко.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

В книге „Путь богов по островам“» Самарина И. А. представлена фотография группы людей, сделанная на фоне маленьких ворот тории на вершине священного пика. Представьте и попытайтесь уложить в голове информацию, что на узких склонах данного объекта когда-то находился небольшой синтоистский храм, возле которого расположились миниатюрные тории. Обратите внимание на фото, на людей, на их одежду и эмоции. Сейчас мне сложно представить простую прогулку к вершине в легких туфлях и пышном платье, но то, что на лице будет красоваться улыбка это 100%.

«Путь богов по островам»» Самарин И. А.

Спустя многие годы на вершинах Сахалинских гор практически не осталось следов синтоизма. Некогда священные вершины потеряли свой статус наряду с какой-то фантастической романтикой. Но я не утверждаю, что это плохо, или хорошо, на мой взгляд, все более прозаично, просто одна эпоха сменила другую. Смена эпох повлияло и на смену названий. И тут, как мне кажется, современное имя грозного хребта более звучно и красиво.

Михаил Ефимович Жданко

Михаил Ефимович Жданко — русский генерал корпуса гидрографов, гидрограф-геодезист, исследователь Белого моря и морей Дальнего Востока. Характер человека и горы схожи. Михаил Ефимович был требовательным руководителем, не терпел ошибок подчиненных, он был целеустремленным и с положительной долей суровым человеком. Жданко М. Е. родился 4 ноября 1855 г. в Пятигорске, а скончался 16 ноября 1921, похоронен в Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Как я уже говорил, в настоящее время Жданко — желанный во всех смыслах объект среди туристов, но отнюдь не каждый в точности представляет, что его ждет. В первую очередь это связанно с отсутствием достоверной и полной информации о маршруте. Многие статейки про объект являются лишь бездумным копированием ранее кем-то написанного текста и не несут ничего полезного. Поэтому ключевые моменты про сам объект с точки зрения туризма я постараюсь поведать вам дальше. Я буду смотреть на этот объект глазами человека, который никогда не посещал что-то сложнее Лягушки, поэтому для опытных ребят многое может показаться преувеличенным.

Что же такое Жданко? Начнем с того, что Жданко это не только гора, возвышающая свои пики над линией горизонта, это еще и хребет. В составе этого горного массива расположено несколько вершин, наибольшую популярность среди которых имеют горы Богатырь (421 м.), Владимировка (593 м.) и Жданко (682 м.). Хребет расположен на восточном побережье острова Сахалин в Макаровском городском округе примерно в 138 км от Южно-Сахалинска. Высота наивысшей точки составляет 682 метра. Протяженность хребта около 13–16 километров и варьируется в зависимости от исследуемых источников информации.

Как правило, многие в вопросе гор обращают внимание лишь на их высоту и именно этой цифрой оценивают свои силы и возможности. Это ошибочная тактика, которая точно обречет вас на фиаско. Можно посмотреть на гору Большевик, (та на которой расположен СТК «Горный воздух») понять, что ее высота составляет 600 метров и догадаться, что Жданко ушел, не так далеко, но…. Но на деле выйдет не самая легкая прогулка по набитым тропам и с чашечкой горячего кофе в правой руке.

В мой первый визит я даже не представлял о том, что меня может ожидать на склонах хребта. Подготовку к маршруту назвать грамотной, сейчас вряд ли повернулся бы язык. Мы просто шли к вершине. В то время я был более физически подготовлен и с точки зрения психологической нагрузки мог легко принимать удары от отвесных склонов горы, от продолжительных переходов, а таинственная неизвестность только подстегивала. Но вот умом и разумными решениями я похвастаться, увы, не мог.

Сейчас я часто вожу на вершину людей, которые после 20-ти летнего сидения перед «ящиком» резко подскакивают и начинают штурм, который, как правило, не доставляет удовольствия, а искомая цель остается за бортом исполненных желаний. Я веду к тому, что лучше будет приготовить себя физически и морально, так вы сможете поймать кайф от маршрута.

Подходы к пику Жданко разнообразны, да и вокруг самого объекта можно построить немало интересных маршрутов. Начнем с самых типичных и простых:

СЕВЕР

Мое знакомство с Жданко началось не с самого простого сценария, поэтому для первого посещения стоит выбрать что-то более простое, например северный путь. Но даже это «простое» может оказаться испытанием для многих людей. Северный маршрут начинается от развороченного склона бывшего карьера. Дорога к нему идет от бывшей станции Цапко расположенной в 143 километрах севернее Южно-Сахалинска. Перед вами возникает неприступная стена каменного хребта, от которой мысли в голове начинают метаться из стороны в сторону, пытаясь оценить свои силы и увиденное препятствие. С обеих сторон от оставленной железными машинами мертвой поляны начинаются тропинки, нужно четко уловить их контур, петляющий по крутому склону. Этот самый подъем сразу убивает весь позитив. Для многих это переломный момент всего маршрута, ведь еще ничего не началось, а автомобили так близки. В головах все четче возникает мысль: «зачем?».

Маршрут «Север»

Старт пешего пути начинается с отметки примерно в 230 метров над уровнем моря. Первый условный отрезок имеет протяженность всего 770 метров в длину. Не торопитесь на этом участке, после дождя он может таить массу неприятностей, отсутствие веревок и пущенные сверху камни могут привести к травмам. Я всегда говорил, что этот объект будто живой, он словно тычет пальцем в путника пытаясь заставить его повернуть обратно. Перетерпите, не сдавайтесь, вскоре вы будете вознаграждены.

Начало пешего пути, октябрь 2018 года.

Взобравшись на хребет и оказавшись на скатах этой природной крыши, с востока вы увидите море, а в сторону юга откроются все грани и черты Жданко. На верху, скорее всего, будут лететь мелкие капли тумана, оседая на разгоряченных щеках легким конденсатом. Будьте внимательны, под ногами может оказаться невероятно красивое и редкое растение, например, эдельвейс, пион обратнояйцевидный, рододендрон и т. д. С 1988 года юго-восточный склон хребта Жданко является памятником природы регионального значения, где под охраной находятся различные растения.

Карта ООПТ

Помимо редких и экзотичных представителей флоры, вы можете ненароком затоптать вкуснейшую шикшу (сиксу) которая очень уж спасает во время невероятного зноя, тем более, после изнурительного подъема. Кстати, вопрос утоления жажды весьма актуален для этого маршрута. На всем протяжении пути можно встретить только один удобный источник и то, в засушливый период, его может не быть. Так случилось с нами в 2014 году, проходя хребет уже в третий раз, мы очень уж надеялись на этот родник, но его не оказалось, что доставило нам массу неудобств.

После первого подъема вас ожидает красивая тропа по самому козырьку хребта. Дорога, словно длинный кусок шелковой ткани пущенной волнами, то поднимается, то вновь падает. На привалах осматривайтесь по сторонам, по крайней мере, в двух местах есть отличные останцы, которые здорово подойдут для фотосессии. После преодоления первого подъема, через 1,2 километра на юг, первым объектом на вашем пути будет гора Владимировка. Высота ее 593 метра и вид у нее не менее суровый и эпичный чем у Жданко. На самом деле, если вы не уверены в своих силах, но есть неимоверное желание хоть одним глазком взглянуть на этот природный ансамбль, будет достаточно взойти на Владимировку. На моей памяти самым отважным туристом была Майнур из города Долинск, на тот момент ей было 72 года, и она лихо взошла на эту вершину!

Ранее на пике Владимировки красовался триангуляционный каменный знак-репер. Во времена Карафуто изготавливалось 2 вида подобных знаков, один из них устанавливался на различных высотах, верх был плоский с выбитым крестом, который обозначал направления сторон света. Их и сейчас можно повстречать на вершинах гор и прикоснуться к истории в прямом смысле. Однако в последнее время подобные вещи стали объектом черных искателей, которые вырывают все с корнями и продают на просторах интернета историю своего региона, при этом, не являясь хозяином данных вещей. К сожалению, эта судьба постигла и столбик с вершины Владимировки, теперь его можно увидеть только на фото.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Каменный знак-репер на горе Владимировке, март 2016 года.

Дальнейший путь будет резко стремиться вниз и тут можно встретить первые неприятные участки скальных выходов, которые могут пощекотать нервы людям, враждующим с высотой. Есть два варианта прохождения этого препятствия. С обеих сторон от выступа есть тропинки, слева более беспокойный, но быстрый. Следует как можно ближе прижиматься к скале и потихоньку спускаться на твердую землю. Второй вариант более долгий, с прохождением между стволами молодых деревьев. В этом случае ощущаешь себя в большей безопасности, ведь есть возможности цепляться руками за деревца.

Преодоление скального участка южнее горы Владимировки, 19 августа 2018 г.

Спуск будет вести вас до отметки в 300 метров над уровнем моря еще примерно 1.6 километра и приведет вас к так называемому седлу, который на картах обозначается как Петровский перевал. Эта седловина между Владимировкой и Жданко очень интересное место. Очень часто на нем останавливаются путники на ночлег, ведь именно тут берет начало тот самый ручей, который заканчивается на побережье бухты Бурунной 1-ым водопадом хребта Жданко, который в высоту достигает 58 метров и занимает одно из лидирующих мест среди водопадов острова.

1-ый водопад хребта Жданко (фото Евгения Костинского), 3 августа 2012 года

Летом 2014 года нам пришлось «падать» на западную сторону хребта и разбивать там лагерь. К группе примкнули 2 человека с материковой части нашего государства, у которых был дорогущий заказ на съемки достопримечательностей острова (всегда не понимал, почему нельзя приобрести всё у местных фотографов), в том числе и Жданко. К сожалению, одна из гостей не справилась с боязнью высоты и впала в панику. Пришлось вызывать доблестных ребят из МЧС, чтобы они забрали наших гостей, а мы продолжили маршрут. Их забрали, в 3 часа ночи, Дима с товарищем искали нас не очень долго, а найдя, профессионально начали юмористический диалог с гостями, чему последние были очень удивлены.

Остановившаяся группа на склоне горы Владимировка, август 2014

Так же, на этом седле, в марте 2016 года, мы ночевали с Артемом Милейкиным. Утром нас накрыл страшный циклон, и нам пришлось ретироваться через тот же западный склон. Снега было уйма, подпортил впечатления сломавшийся снегоступ Артема, пришлось тропить усерднее, а Артем из всех сил пытался побороть цепкие руки снежного покрова. Все закончилось благополучно, наши товарищи заранее выехали из города, не дожидаясь нашего сигнала. Тот походик наделал много шума из-за наших ошибок с использованием снаряги, но свои плоды, по крайней мере, для нас, эти ошибки дали.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Ночевка на Петровском перевале, март 2016 года.

После седла вам остается сделать последний рывок на пути к искомой вершине. Как правило, силы начинают покидать многих именно здесь, это все психологические напасти вашего внутреннего я. Вы начинаете много думать про маршрут, а самая главная беда настигнет в тот момент, когда вы осознаете, что вас ожидает обратный путь, который по затратам сил будет не проще пройденного. В целом, не стоит сомневаться в себе, все должно получиться! Но с другой стороны тут все относительно и бывает так, что лучше не становиться горным героем доводя дело до фанатизма. Если на каком-то отрезке вы чувствуете, что реально не сможете, дальнейший путь приносит лишь вред вашему здоровью, состоянию, то смело поворачивайте обратно, горы никуда не денутся, а реванш еще никто не отменял.

До вершины остается около 1,7 километров. Этот отрезок — смесь скальных выходов, подъемов и проплешины стланика. Не упускайте момент посмотреть назад, здесь не работает фраза: «Иди и не оглядывайся». В этих местах фактор погоды весьма переменчив и может за считанные секунды скрыть все пейзажи.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Подход к вершине Жданко с севера, август 2018 года.

Именно так случилось с нашей группой в октябре 2018 года. С утра было жутко холодно и туманно, через некоторое время полил дождь, добавился мокрый снег. Мы были расстроены, но через мгновение, с запада, заиграла всеми цветами радуга. Мы еще проговорили про себя, что в этот раз нам должно обязательно повезти. Недовольство погоды приоткрывало все пейзажи, и тот час скрывало их под толстым слоем тумана. Но виды были невероятные, а эмоции зашкаливали все показатели.

По пути на вершину горы Владимировка, 28 октября 2018 года.

С северо-востока вам откроется вид на выпуклую бухту Бурунную и гору Владимировку. Поднимаясь все выше, откроется острый Зуб Жданко — еще одна вершина хребта, чуть уступившая по высоте самому Жданко. Этот каменистый утес выглядит куда более чем внушительно, но не советую пытаться забежать на его осыпающиеся склоны во избежание плачевных последствий. Перед самой вершиной вы нырнете в заросли стланика и выпутавшись из этой древесной паутины… вот она… Вершина!

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Вид на бухту Бурунную, гору Владимировку и Зуб с вершины горы Жданко, август 2018 года.

На этом маленьком пятачке уместились японский триангуляционный знак и православный крест. Если с первым все более чем понятно, то со вторым много вопросов, по крайней мере, у меня. Если я не ошибаюсь, то он появился на вершине Жданко году так в 2016, без каких-либо табличек и пояснений. В любом случае, это стало отличительной чертой вершины. Просто бывают случаи, когда туристы посещают какую-то пупырышку, и попросту не зная, где находится истинная вершина Жданко, ошибочно предполагают, что они дошли. Поэтому эти два объекта будут вам ориентиром.

Японский знак-репер на вершине горы Жданко (как видите, крест еще отсутствует), август 2014 года.

Эта вершина соединена тонкой линией хребта с противоположным пятачком. О нем я расскажу в маршруте с юга. Этот самый перешеек трудно проскочить на своих двоих, приходится, иной раз, в буквальном смысле оседлать хребет и перебираться на пятой точке свесив ноги по обеим сторонам карниза.

Вершина горы Жданко, октябрь 2016 года

Думаю, стоит подвести итог северного маршрута. Что Вас будет ожидать:

— самый простой и доступный маршрут на вершину Жданко, но со своими сложностями, надо подходить к вопросу индивидуально;

— пешая часть маршрута в одну сторону составит около 5,3 километра;

— достаточно внушительный общий набор высоты из-за сильных перепадов;

— среднее время в пути займет от 3 до 6 часов в одну сторону.

ЮГ

Именно с этого маршрута началось мое знакомство с хребтом. Тут на самом деле много мыслей и аспектов, которые я постараюсь уложить в достаточно понятном материале. Если вы стоите перед выбором как посетить Жданко, если вы физически уверенны в себе, если вы не боитесь высоты и опасных склонов, то подумайте еще раз 10, стоит ли. Вариант пути невероятно интересный и разнообразный. Меня часто спрашивают про мой любимый маршрут или объект, то тут я с уверенностью могу сказать, что именно этот вариант один из самых любимых для меня. И так…

маршрут ЮГ

3 августа 2012 года, мое первое знакомство с Жданко (фото Евгения Костинского), маршрут с Юга

Путь начинается с привычной для всех бухты Тихой. Если вы приехали на авто, то можно договориться с рыбаками о том, чтобы машину оставить под присмотром. Далее путь пролегает на север, по натоптанной годами тропе. Это будет наш первый отрезок, протяженность его составит около 3,5 километров. Тут есть два варианта, как в стандартном сценарии экскурсии в Тихую.

Один из вариантов проходит по верхней террасе, тропа легко читается и несет вас на высоте около 30 метров. В этом пути есть свои плюсы, например, сверху отличные виды на заросли подводного мира, вырисовывающие четкие плантации на отмелях, шикарная картина, которая всегда заставляет меня залипнуть на несколько минут.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Вид на отмель севернее мыса Тихий с верхней террасы, 21 августа 2018 года.

Недалеко от Тихого мыса находится яркая достопримечательность тех мест — останец Сфинкс. Скальный выход, отёсанный ветром и дождем, профиль которого практически идентично напоминает египетского собрата, будет неплохим дополнением к маршруту.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Останец Сфинкс, 22 мая 2017 года.

Еще немного на север, практически перед мысом Красным, стоит уделить особое внимание обширной поляне, понимаю, что так себе объяснение, но по-другому не хватает тяму описать это место. С этой поляны открывается отличный вид на лежбище нерп. В определенное время их можно насчитать под несколько десятков особей, забавно нежащихся на солнечных лучах. Сразу оговорюсь, животные очень пугливые, стоит быть тихим и скрытным, чтобы полюбоваться зверьками. Ну и конечно не стоит нарочно их пугать, кричать и махать руками, ведь лучше от этого не будет никому.

Лежбище нерп близ мыса Красный, октябрь 2016 года

Конечно, есть и минусы у этого маршрута, для многих они являются определяющими выбор. Самое главное — в период, с конца апреля до середины июля, тут очень большая концентрация клещей. Очень часто я водил экскурсии в Тихую именно в этот период.

После долгой борьбы с этими кровососущими, мне как-то стало интересно, сколько особей я снимаю со своей одежды за маршрут. На всех остановках я начал считать каждого клеща, который рьяно полз по моим штанам, куртке и под ними, многие не верят, но даю крест, насчитал 180 штук.

Если вы направились в эти места именно в этот период, то подготовьтесь, пожертвуйте модой и наденьте высокие носки, заправьте в них штаны, заправьте футболку, оставляйте минимум открытых участков тела, проверяйте себя и товарищей как можно чаще на привалах.

Второй минус, который бонусом идет на весь летний период — гадюка. Я как-то писал пост про этих животных, говорил, что на Сахалине из змеюг только одна гадюка и да, она ядовита. Не стоит бояться их и тем более не надо кромсать ее при первой встрече. Опять же, будьте внимательными, смотрите под ноги, постукивайте перед собой трекинговой палкой, а при встрече с ней постучите возле нее по земле и она уйдет.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Сахалинская гадюка по пути на хребет Жданко, август 2018 года.

Второй вариант прохождения этого пути выглядит более безопасным и наверняка, после написанного выше, это будет единственный верный и комфортный путь, а проходит он по побережью. Вполне логичные плюсы и минусы вырисовываются и у этого маршрута: отсутствие ползучих гадов (хотя змеюгу можно встретить и в песке), отсутствие видов сверху, зависимость от приливов и отливов, однозначно мокрые ноги. Если говорить про мой опыт, то первое посещение Жданко началось с прогулки по побережью, однако пешку по верхней террасе мы выбирали неоднократно.

3 августа 2012 года, путь к горе Жданко с юга по прибрежной зоне.

Прибыв на мыс Красный, не потеряйте тропинку, которая незаметно нырнет в редкий лесок и поспешит на склоны могучего Хребта. С нее (тропинки) и с них (склонов) начинаются, как я их называю «ступени». Я так говорю про затяжные подъемы с южного склона, которые имеют форму обычной лестничной площадки. Самые сложные и долгие — первые 3 ступеньки, дальше будет проще… хотя… Поднимаясь по ступеням, вы не встретите ничего примечательного, хотя виды начнут постепенно радовать взор.

В марте 2016 года, через недели две после фиаско с Артемом на зимних склонах с севера, я отправился совместно с клубом «Бумеранг» на штурм зимнего Жданко с юга. Так вот, подъем на ступени происходил в предзакатном периоде и заснеженные просторы выглядели очень эффектно, что позволило запечатлеть одну из моих любимых фотокарточек.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Бухта Тихая и пик Смелый с южного склона хребта Жданко, март 2016 года.

На самом деле это очень изнуряющие и затяжные подъемы, но, как и в маршруте с севера, первые сложности нужно просто перетерпеть, ведь дальше начнется самое интересное. Вскоре, эти природные лестничные пролеты выведут вас на скальный козырек. Как и в северном варианте, начнется волнообразное прыгание по скальнику, но с меньшей потерей высоты, однако адреналину будет в разы больше. Иной раз гребни стоят непоколебимой стеной. Вроде бы их можно пройти по верху, карабкаясь как герой оскороносного фильма Free Solo, но лучше поумерить свой пыл. Иногда приходится спускаться по крутому склону чуть ниже и обходить каменные стены.

Обход одного из Южных гребней понизу 8 июня 2017 года

Очень забавная ситуация случилась 20 июля 2013 года. Это был мой второй поход на Жданко и опять он начинался с юга. Группа была интересная и разная во всех смыслах этого слова. Мы проходили скальный выступ, гребень. Я решил пройти его сверху и ни в коем разе не пожалел о своём решении. Остальная группа задумала его пройти понизу и обезопасить себя от рискованного штурма. У нас были рации, Жека Васькин руководил теми, кто проходил гребень снизу. Один из участников, а именно Александр Сергеевич, прости, что раскрываю все карты, решил пройти иным путем. Впоследствии Сергеич срывается с отвесного склона и, издавая истошный крик, летит вниз, цепляясь за что придется. Пролетел он добротно, даже скрылся из виду, а Жека Васькин передал монотонное сообщение по рации: «Минус один». Сергеича спасла тонкая береза, но последствия были куда интереснее. Он не мог пошевелить пальцем на ноге. Коллегиальным собранием мы решили, что это перелом. Из-за желания участника, особенностей травмы, дальнейшего пути, мы решили примотать сломанный палец к здоровому (нам так показалось) и продолжить маршрут. Сергеич преодолел все тяготы и протоптал еще много препятствий. После маршрута он обратился в травму, где ему сказали следующее: «Мы видели многое, но когда два сломанных пальца приматывают друг к другу, это нонсенс». Оказалось, что Сергеич сломал именно 2 перемотанных пальца, что породило большое количество шуток и историй»

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Уставший Сергеич за несколько часов до срыва, 20 июля 2013 года.

Казалось бы, что на этом можно останавливать череду проблемных участков, но самое интересное впереди. Отдельной темой для разговора могут стать всеми любимые медведи. Я никогда не встречал их на Жданко, но следы их пребывания четко присутствовали в моей практике. В 2014 году мы наблюдали тропу хозяина тайги на высоте около 400 метров. Тогда мы наткнулись на перекопанный грунт, рядом с этим местом стоял тяжелый запах псины, все говорило о присутствии Потапыча. Встречи с ним не было, но наличие этих факторов держали нас в тонусе. Часто приходили сведения от товарищей, которые встречали медведя. Однажды даже читал отчет о встрече косолапого непосредственно на вершине Жданко в первых числах мая. Это, безусловно, возможно, поэтому нужно быть готовым к такому сценарию. Углубляться в тему медведей я не буду, ведь это отдельная 40-ка листовая статья.

Двигаясь по хребту с юга на север, всегда находишься в каком-то напряжении, ведь сложность препятствий растет в геометрической прогрессии. Если мы говорили о травмоопасности на предшествующих участках, то, безусловно, риски большие. Следующий важный объект или препятствие называют по-разному. Кто-то называет ее вилкой, кто-то зубом, мне ближе название одной буквой V (или цифрой).

Представьте, вы двигаетесь по тонкому козырьку хребта. С обеих сторон не страшные, но не приятные склоны, которые, иногда, превращаются в действительно опасные участки. Так двигаться предстоит около километра, уже начинает мелькать вершина. Потом вырастает огромный гребень с обрывистым склоном с востока и более пологим с запада. Место крайне не приятное, но до искомой V мы так и не дошли.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Гребень перед V, август 2014 года.

Взобравшись на прошлый гребень и продвинувшись в сторону севера, вас остановит обрыв, отвесная скала, которая соединяется с дальнейшим путем маленьким пяточком внизу. Так вот это, наверно, самое неприятное место на этом маршруте. Тут приходится извернуться и очень осторожно пройти препятствие. Да, для опытных ребят это как щелкнуть семечку, но напомню, что рассказ для тех, кто собрался впервые посетить что-то подобное. В любом случае, лучше взять необходимые средства страховки и знающего человека. Мы же всегда проходили этот участок с веревкой, чего в принципе хватало, НО!!!! этого не достаточно для полной безопасности.

Прохождение V, 8 июня 2017 года

Что же, можно немного перевести дух и насладиться видом с этого участка. До вершины уже не будет особых препятствий, хотя, смотря про какую вершину мы говорим. Двигаясь дальше можно встретить оставленные цепи с вбитыми железными кольями. Предполагаю, что это остатки былой истории и объектов, которые были расположены на вершине Жданко.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Цепи перед первой вершиной, 20 июля 2013 года.

Взобравшись наверх, чувства, безусловно, переполняют. В голове намешано все, радость, страх, азарт, адреналин. Думается тут по-другому. Проблем, кроме тех, которые ты прошел, больше не существует. Идеальное место, которое огородит от урбана и повседневности. Можно и глаза закрыть, но главное не заснуть надолго. Как вы уже заметили, пока еще не было ни слова о кресте и японской отметке высоты. Все верно, ведь они располагаются на соседнем участке, который соединен тонким хребтом с нашим пяточком. Если вы желаете добраться до креста и выполнить план на 110%, то предстоит завершающее испытание. Как правило, многие проходят его сидя на попе, чем успокаивают себя и немного сокращают риски. Действительно, ведь на таком тонюсеньком соединении можно легко рухнуть вниз. На самом верху очень сильные потоки ветра, которые могут подхватить или нарушить равновесие, поэтому будьте предельно сконцентрированными.

Между двух вершин, 8 июня 2017 года.

Мы прошли интересный маршрут, и как по мне, так один из самых сложных на этом объекте. Однако возможности комбинировать еще есть. Так, можно банально соединить юг с севером и насыщенность поразит ваши мышцы на ногах и перенасытит впечатлениями голову. Подобный вариант был пройден нами в 2017 году и как вы понимаете это не все фишки Жданко. Пока подведем итог юга:

— один из самых сложных и опасных отрезков на всем хребте;

— пешая часть маршрута в одну сторону составит около 9 километров;

— среднее время в пути займет от 3 до 6 часов в одну сторону.

— присутствуют сложные участки, требующие навыков и снаряжения.

ВОКРУГ ЖДАНКО

Сейчас представлю мой самый любимый вариант посещения Жданко. Это двухдневный маршрут с невероятными испытаниями и крутыми препятствиями. Если выжимать максимум из Жданко, то можно сказать, что этот маршрут сосредоточил 70% из возможного экшена в этих местах. Именно этим маршрутом я прошел впервые Жданко, этот маршрут я протоптал в нашу вторую встречу и закрепил его, посетив Жданко в 3-ий раз. В общем, рассказать и показать есть что.

Все начинается с Южного маршрута, который описан выше. Пройдя все сложности и тяготы пути, начинаешь радоваться мягким альпийским лугам с северного склона. Следующий важный пункт на нашем пути — Петровский перевал, тот, на котором мы ночевали, и который нас однажды обделил водой. Именно с этого перевала нужно свернуть на восток, к бухте Бурунной.

Маршрут вокруг Жданко

Первый участок, о котором стоит поговорить — путь от «седла» до побережья Бурунов. Он проходит по руслу ручейка, который впоследствии станет первым водопадом хребта. Этот небольшой отрезок может доставить много неприятностей, ведь камни в ручье скользкие, заросли высокие, а силы казалось бы на исходе, но на самом деле все еще впереди. Ближе к берегу начинаются небольшие водопады, которые предстоит обходить, то и дело, повисая над небольшим обрывом.

Путь по руслу ручья к бухте Бурунной (фото Евгения Костинского), 3 августа 2012 года.

Перед самым пляжем нужно быть крайне внимательным, ведь можно немного промахнуться с направлением и в зарослях сахалинского высокотравья не заметить довольно внушительный обрыв, из-за которого и рождается водопад. В этом месте нужно держаться севернее и аккуратно обходить это препятствие. Впоследствии вы окажетесь в одном из самых привлекательных мест юга острова. Побывав тут несколько раз, Буруны, для меня, явно в 10-ке лучших мест Сахалина.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Бухта Бурунная, вид на хребет Жданко (фото Евгения Костинского), 4 августа 2012 года

Виды тут действительно на высоте эстетического наслаждения, главное, чтобы повезло с погодой. Ночевали мы всегда чуть севернее первого водопада, чтобы и виды хорошие были и условия располагали. Впереди нам предстоит интереснейший и очень мокрый отрезок пути прямиком в бухту Тихую, двигаемся на юг.

Первым значимым и, безусловно впечатляющим объектом по пути, будет Второй водопад Жданко. Я проходил мимо него 3 раза, и самая первая встреча была наиболее эффектной. В последующие годы был засушливый период, и водопад падал водяной пылью, практически исчезая перед землей. Высота его составляет 45 метров и интересен он тем, что вода летит одной ступенью прямиком в море. Зрелище невероятное, а если еще в жару встать под прохладные воды, то эмоции настигают запредельные.

Второй водопад хребта Жданко (фото Евгения Костинского), 4 августа 2012 года

Вплоть до мыса Красного будут то и дело появляться различные водопады, среди которых, возможно, самый высокий водопад на Сахалине. В числовой классификации он носит 3 порядковый номер, а кто-то называет его Потайным, ведь он действительно скрыт за скальными выходами и на первый взгляд совершенно не приметен. Не проходите мимо и пройдите через природные врата к этому красавцу, высота которога на сегодняшний день составляет 65 метров.

3-й водопад хребта Жданко (Потайной), 20 июля 2013 года.

Это действительно мир водопадов, с невероятным количеством брызг, мокрых стен и мимолетной радугой у самого низа, но повторюсь, что лучше подгадать сезон. Как правило, в конце лета водопады очень «худые», а нам всегда охото увидеть мощные потоки. Двигаясь ближе к бухте Тихой, появляются новые и более интересные варианты интерьера скал, останцев, все новые и новые камни, новые эмоции. Тут и каменный гриб, и новые лежбища нерп.

Под каменным грибом (фото Евгения Костинского), 4 августа 2012 года

Лежбище нерп и небольшой птичий базар (фото Евгения Костинского), 4 августа 2012 года.

Можно сказать, что этот путь — одно удовольствие, перемешанное с шикарными видами и крутыми эмоциями. Но как всегда пятая точка хочет приключений и скучать ей не придется. Первый звоночек взбодрит вас на небольшом гроте возле 4 водопада хребта. В зависимости от прилива, это место может показаться вообще безобидным и скорее всего, вы даже не заметите его, но если попасть в относительный шторм у берегов, да и в максимальный прилив, будет не очень комфортно, но сто процентов весело.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Грот по пути к мысу Красный (фото Евгения Костинского), 4 августа 2012 года.

Для пущего комфорта, мы всегда передавали рюкзаки по веревке, а по скользким камням прыгали налегке. Глубина там не большая, но всегда хотелось сохранить относительную сухость на теле, правда в знойный день, можно смело и занырнуть, потому что впереди точно будет заплыв.

Береговая полоса становится все более узкой и постепенно переходит в отвесный склон, по которому надо карабкаться над разбивающимися о камни волнами. Сразу оговорюсь, что ползти не долго, ведь скоро он превратиться в обрыв, внизу которого кипит морская гладь. Тут тоже все относительно, зависит от отливов. В первый раз это препятствие прошло безболезненно и даже весело, был сильный отлив, и волна практически отсутствовала. В остальные разы везло меньше. В 13 году стояла прохладная погода, а водичка сводила ноги, да и штормовало неплохо. Эмоции действительно как на аттракционе. Сидишь на краю обрыва и смотришь, как волны бьются о скалы. Считаешь про себя волны и наблюдаешь, когда же будет тот момент, чтобы ты смог спрыгнуть вниз и пробежать 30 метров по грудь в воде.

Жданко – история одной горы, Сахалин.

Прижим между 4 и 5 водопадом Жданко (фото Евгения Костинского), 4 августа 2012 года.

Если у вас есть страх воды, то, безусловно, не стоит суваться в эту сторону, нервишки у некоторых шалят, а кроме как прыгнуть и освежиться вариантов не много. В любом случае, после прохождения этого маршрута обсуждений и историй настолько много, что хватило бы на какой-нибудь артхаусный сериал.

Перед прыжком, 20 июля 2013 года.

В дальнейшем ничего не будет доставлять вам неудобства. Вы вернетесь на натоптанную тропу, ведущую в бухту Тихую. На вашем пути будет появляться все больше и больше людей, которые наверняка удивятся группе появившейся из неоткуда. Ну, а дальше возвращение в город, с некой горчинкой, что это увлекательное, азартное, с хорошей долей опасности путешествие закончилось.

На этом я приостановлю цикл рассказа о Жданко, но как я писал выше, эти рассказы таят наверно только 60–70% потенциала хребта. Есть куда более сложные и эпичные варианты прохождения хребта, о которых я поведаю позже. Искренне надеюсь, что данный материал хоть чем-то поможет Вам. Безусловно, что-то можно добавить или исправить, поэтому надеюсь на обратную связь, ваши отзывы, надеюсь на ваши вопросы.