Турист Маша Шелепова (Masha_Shelepova)
Маша Шелепова
была 29 сентября 2023 21:06

Ливингстон — Замбия Июнь 2014

Если ты не успел реализовать свою детскую мечту в возрасте, когда ещё не обременён страхами и опасениями, со временем сделать это будет всё сложнее. Так случилось со мной, когда выпал шанс прыгнуть с тарзанкой в одном из самых завораживающих мест нашей планеты.

Профессиональная судьба занесла меня как-то в Африку. Мы с коллегами отправились в выставочное турне по шести южным странам. После напряжённой работы и постоянных переездов нас ждал небольшой отдых у водопада Виктория, который находится на границе трёх государств: Замбии, Зимбабве и Ботсваны.

111 метров большого африканского неба

Когда самолёт начал заходить на посадку в аэропорту города Ливингстон, вдалеке посреди ровной зелёно-коричневой равнины мы увидели облако брызг, вздымающееся на сотни метров вверх. Наша гостиница располагалась в пяти минутах ходьбы от водопада. На пути к ней водяной туман увеличивался и уже занимал добрую часть неба, а шум падающей воды нарастал и превратился в грохот природного оркестра из сотен ударных инструментов. Не зря коренное население называет водопад «Гремящим дымом».

Где-то на середине своего пути река Замбези встречает неожиданное препятствие — узкую расщелину, уходящую на добрую сотню метров вниз. Разлившаяся по долине вода срывается в пропасть, образуя самый большой в мире водопад, который носит имя английской королевы Виктории. Внизу, зажатая между высокими скалами зигзагообразного разлома, река бурным потоком устремляется дальше навстречу океану.

111 метров большого африканского неба

На первом изгибе ущелья, откуда открывается прекрасный вид на водопад, над пропастью перекинут мост. Это нейтральная зона между Замбией и Зимбабве, в которой проживает большое семейство бабуинов. Периодически они пытаются незаконно пересечь границу верхом на каком-нибудь зазевавшемся грузовике.

Посередине моста обустроена площадка, с которой любители наполнить кровь адреналином могут прыгнуть в пропасть с тарзанкой. Об этом аттракционе я узнала от своей подруги, которая когда-то решилась на такой прыжок. Я подумала, что если уж исполнять детскую мечту о безумном шаге в пустоту, то только в таком невероятном месте.

111 метров большого африканского неба

В первый вечер мы заглянули на мост, чтобы посмотреть, как здесь всё устроено. Есть два варианта прыжка. Первый — вниз головой, когда тебя привязывают за ноги на растягивающийся трос, и ты, расставив руки крестом, ныряешь в пропасть. Второй — солдатиком, когда жёсткие канаты крепятся к груди и маятником выводят тебя из свободного падения.

Пока мы гуляли по мосту, к прыжку готовилось несколько человек, некоторые даже в тандеме. Даже от одного взгляда на них дрожь пробегала по телу. Вот две молоденькие девчонки подходят к краю. Одна явно сомневается, но вторая настроена решительно. В момент прыжка даже мне хочется закричать. Они бесконечно долго летят в пропасть, и всё это время моё сердце не бьётся. Если даже смотреть на всё это так страшно, каково будет испытать на себе? Но адреналин уже бежал по венам, и мы с коллегами решили, что на следующий день будем прыгать сами.

За ночь моё намерение не изменилось, хотя страх и щекотал тело. Второй вариант прыжка показался мне легче и приятнее, так как не нужно будет долго болтаться вниз головой, испытывая раз за разом тошнотворное чувство свободного падения. После регистрации каждому на руке маркером пишут порядковый номер и вес. Поскольку в таком месте на ум приходит только чёрный юмор, я предположила, что это специальный код для идентификации на случай неприятного исхода. Но на самом деле — это информация для настройки страховки.

(Фото - Shearwater Bungee (http://shearwaterbungee.com/)

И вот наступает мой черёд зайти на платформу. Меня встречают двое местных улыбчивых парнишек в модных очках с синими поляризационными линзами и в клетчатом шарфе вокруг шеи. Они помогают мне надеть страховочную беседку. За разговорами и шутками они цепляют на грудной карабин первую верёвку. Я чувствую её тяжесть, которая тянет вперёд в пропасть. Инстинктивно я хватаюсь обеими руками за перила, чтобы раньше времени не улететь в неизвестность. Затем идёт вторая верёвка, которая вдвое усиливает тягу. Меня берут под руки и мелкими шажочками подводят к краю платформы. Всё, что видно сверху — это уходящее вдаль ущелье и плотный бирюзовый поток где-то далеко под ногами.

(Фото - Shearwater Bungee (http://shearwaterbungee.com/)

Идёт обратный отсчёт: «пять, четыре, три…». В этот момент я чувствую, как по щекам текут слёзы. Верёвки тянут вперёд, ребята готовы вот-вот меня отпустить, но к горлу подкатывает ком. Я делаю шаг назад и говорю, что не могу этого сделать. После недолгих уговоров они снимают снаряжение и отпускают меня обратно на мост.

Я пытаюсь объяснить всем вокруг, — коллегам, персоналу, а может самой себе, — что меня не пугает ни высота, ни опасность разбиться, ничего такого. Единственное, что меня останавливает — отвращение к ощущению свободного падения. Я вспоминаю весь опыт прыжков с трёхметровой вышки в бассейн, катания на американских и водных горках. А здесь нужно лететь 111 метров! Они должны показаться бесконечными.

Придя немного в себя, я спрашиваю у ребят, как часто люди отказываются прыгать, ожидая услышать внушительную цифру. Но по их словам — один на сотню. Был ли это хитрый психологический ход или действительно реальная статистика, но это подействовало. Не желая быть одной трусихой на фоне стольких храбрецов, я решаюсь на вторую попытку. К тому же коллега пообещала подарить мне футболку с надписью «111 metres of big African air» (111 метров большого африканского неба), если я прыгну.

Снова та же процедура: верёвка, ещё одна верёвка, приближение к краю, обратный отсчёт. После цифры один я делаю шаг в пропасть. Пытаюсь крикнуть, но дыхание и звук застревают в горле, сдавленном всеми внутренними органами. Тело напряжено, руки впиваются в страховку, ноги поджаты. За четыре секунды полёта я успеваю подумать, что глупо взрослому человеку реализовывать детские мечты, и что больше я на такое никогда в жизни не соглашусь.

(Фото - Shearwater Bungee (http://shearwaterbungee.com/)

Пролетев 111 метров, я чувствую, как верёвка начинает натягиваться, и по дуге я плавно ухожу из вертикального полёта в горизонтальный. Качаясь в воздухе, как на качелях, я, наконец, могу прийти в себя, расслабиться и осмотреться. Слева и справа уходят ввысь каменные стены ущелья, в которых отражается грохот проносящейся метрах в тридцати подо мной реки Замбези. Где-то высоко надо мной — мост, а вокруг — никого и ничего. Обняв верёвки и прижавшись к ним головой, я летаю где-то посреди африканского неба и чувствую невероятное счастье.

(Фото - Shearwater Bungee (http://shearwaterbungee.com/)

Стоит ли реализовывать детские мечты — это решать каждому самостоятельно. Но почему бы не попробовать?

111 metres of big African air

(Видео - Shearwater Bungee (http://shearwaterbungee.com/)