Турист Дмитрий Путешественник (Dimitry)
Дмитрий Путешественник — был вчера 12:56
Сидим дома. Вспоминаем былое...

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Москва — Россия Январь 2019
На выставке Ван Гога я главный экспонат.
86 44

Час Х пробил. Одеваемся. Говорим спасибо и в музей. Всего-то дорогу перейти, и мы на пороге. Ошибки быть не может, перед нами распахивает двери Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

— Двери, правда, приходится открывать самим.

Лакеев ещё в семнадцатом упразднили…

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Так закончилась первая серия рассказа об одном дне в нашей любимой столице.

— Москва. Златоглавая сероглазка.

Кто что-то упустил, читайте здесь https://www.tourister.ru/responses/id_26862 А я продолжаю повествование.

Мы на пороге музея и начинаем задумываться:

— А почему именно имени Пушкина?

Я в смысле не против. Хороший был пацан. Правильный. Сказки писал интересные. Например про «Царя Никиту и его сорок дочерей». Но он же типа писатель и поэт, и никак ни разу не художник? Понимаю, что для России Пушкин «наше всё», но не на каждом же шагу его поминать? Хотя, что это я? Тут вон недавно все скопом голосовали, чтобы аэропорту Шереметьево присвоить его имя. Но там в тему. Потому что по мнению большинства голосовавших Пушкин — первый в мире лётчик! Его так и зовут:

— АС Пушкин.

Прямое отношение к авиации.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Начинаем с гардероба и билетных касс. Раздевалка и номерок на вешалке бесплатные. Стоимость прохода за периметр контроля стоит 600 рублей с каждого туриста. Там, правда, много чего понаписано. Что-то за одну цену, что-то за другую. Кому-то скидки, где-то бонусы, но билет с правом посещения постоянно устраиваемой выставки обходится в 600 рублей. Так и написано:

— Билет даёт право разового посещения выставки и постоянной экспозиции Главного здания.

То есть чувствуете? Стоит только выставка. А постоянная экспозиция прилагается только поскольку постольку. Почему? Пояснениями на этот счёт я и намерен заняться в ближайшее время.

Итак, показываем билет билетёру-охраннику в форме охранника и проникаем в святая святых. Музей начинается с так называемого Итальянского дворика.

— Базару нет, Италия, так Италия.

О стиле эпохи Возрождения реально напоминает лестница. Идеально белая, не мрамор, конечно, но под него косит. Балкончик сверху дополняет антураж. Половина особняков Рима или Флоренции могут похвастаться подобной роскошью. Поэтому интерьер угадали в тему.

3
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Но глаз падает не на тропинку на второй этаж. А на то, что перед ней. Цитирую описание достопримечательности из энциклопедических анналов:

— Скульптура изготовлена из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. Признана эталоном мужской красоты эпохи Возрождения и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Жена засматривается на мускулистого мужика в полном неглиже, я не то, чтобы ревную к каменному истукану, но чувствую подвох. Дальше опять привожу справку всё из того же первоначального источника.

— Статуя Давида работы выдающегося мастера эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti, 1475—1564 гг.) находится в Галерее Академии изящных искусств (Galleria dell’Accademia) во Флоренции.

Не… Я понимаю, что это Давид!

— Что он в Пушкинском-то делает? — Шепчу в полголоса.

Жена отвечает, как капитан очевидности:

— Стоит.

Только красуется перед нами вовсе не оригинал. Копия. Если прямым русским народным текстом:

— Палёнка!

3
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Странное дело. С поддельным алкоголем государство Российское борется. Кооперативщиков, торгующих на рынках неправильным Адидасом за жабры берёт. Даже интернет сообщество пиратов поприжало так, что песенку-чудесенку запросто так уже не скачать для личного пользования. А Микеланджело при этом обсосали…

— Где его авторские права? Сколько отстегнули пацану за реплику Давида? Или он способ обработки мрамора запатентовать забыл?

Давид, конечно, симпатяга, но осадочек на мозг капает.

— Не настоящий.

Хотя один раз, не водолаз, продолжаем наслаждаться прекрасным.

Может я в очередной раз не прав, но думаю так:

— В Итальянском дворике должно стоять всё итальянское.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Согласны Вы со мной, или нет, не важно. Главное, как считает руководство музея. Поворачиваем голову, вход в следующий зал украшает портик, явно вырезанный из надвратной части храма. Я не большой специалист по поводу различий между готикой и барокко, не буду упираться в принадлежности к стилю, но точно знаю опытным путём вынесенным из путешествий:

— Подобные порталы в соборах я встречал в северных землях. В основном говорящих на германских языках.

То есть к южному итальянскому тёплому зодчеству это явно отношение посредственное.

Хотя я ж не специалист. Мало ли чего?

— Вдруг заблуждаюсь?

Поэтому подхожу вплотную и читаю аннотацию. Так и есть:

— Панели сняли с церкви в немецком Фрайберге.

Где Италия и где Германия. А свалили всё в одну кучу… Да и опять же немного смущает ленивая ссылка:

— Храм сгорел. Его не существует. Оригинал хранится там-то и там-то, а у нас в лучшем музее имени лучшего Пушкина лучшая в мире копия…

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Ребята! Что хочу сказать. Это было только начало. Мы, конечно, обошли весь музей. И чем дольше я ходил по залам, где выставлены поделки и скульптурные композиции, тем больше во мне вскипало чувство российской недоделанности.

— Большинство экспонатов откровенные подделки.

Ой, сорри, сорри.

— Копии.

Подделки они же исключительно у китайцев. А у нас правильные «слепки» и «списки». Которые не стыдно выставить на всеобщее обозрение.

Думаете вру? Давайте попробую доказать в фактах и фотографиях. Слава Богу смартфоны теперь у каждого. Даже у меня. И пользоваться я им научился.

Вот, например, стоит бронзовая древнеримская волчица. Вскормившая Ромула и Рэма. Тут даже не стоит заострять внимание. Ибо каждый школьник знает, что она находится в вечном городе Риме в музее на Капитолийском холме. Я опять же понимаю, что столица наша, милая Москва, це второй или третий Рим, стоит на семи холмах и вся такая прочая бла-бла-бла…

— Но зачем же символ чужой к себе домой тащить?

Потому как если у нас кто-то попробует слизать Царь-колокол, мы же обоснованно начнём возмущаться? Не правда ли?

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Из той же оперы скульптура бронзулетка мальчика, вынимающего занозу.

Всё от туда. Всё из того же материала.

— Автор копии неизвестен.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Очень взбесила Пьета. Если кто был в Святом Петре в Ватикане, наверняка стоял возле неё очарованным. Я лично завис перед настоящей Пьетой минут на десять. Всё никак не мог отвести глаза. Хоть и за стеклом стоит этот шедевр.

В музее имени Пушкина наслаждайся образом сколько хочешь. Никакого препятствия, хоть руками трогай.

— Только не хочется!

Или копия неудачная. Или антураж… И вообще:

— Кто там стесняется носить подпольную Дольче Габбану?

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Подобная же ситуация с Никой Самофракийской. Как сейчас помню, встреча с ней оказалась внезапно случайная. Обшариваем, значит, Лувр метр за метром. Уже разочаровался от мелкой Джоконды, к которой из-за толпы метров на много не подойти. Окинул взглядом Венеру, что без рук осталась.

— Ну баба и баба… хотя, если обойти, филейные части вроде ничего так.

Куда-то завернули, откуда-то вышли. Коридор упирается в лестницу. Поднимаю голову:

— Наверху стоит ОНА! Без башки и только крылья топорщатся в разные стороны…

Того и гляди взлетит. И тебя за собой утащит. Вид, который англоговорящие жители планеты называют одним словом:

— Wow!

Здесь подобный эффект не возникает.

— Может не в тот угол поставили?

Или как «Жигули» не маскируй, а «Мерседесом» они всё равно не станут?

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Небольшой казус понравился в Римском зале. Вот смотрите:

— Голова молодого римлянина. Первый век нашей эры.

Шаг в сторону и следует продолжение:

— Статуя римлянина в тоге.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Вроде совпадает. Даже время изготовления.

— А совместить? Никто не пробовал?

3
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Ладно, хватит уже скульптурой заниматься. Пошли по мастерам холста и масла пройдёмся. Здесь уже, слава Богу висят настоящие полотна. Безо всяких рисунков по образу и подобию. Многие узнаваемые. В детстве собирал марки. В основном из серии «искусство». Так Почта СССР реально пропагандировала шедевры, хранящиеся в наших музеях. Да и на развороте вкладыше к журналу «Огонёк» приличные картины появлялись. Поэтому кое-что помню.

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

«Продавщицу фруктов» Маурильо, например.

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Или «Портрет старика» от Рембранта.

Но знаете, каждый выискивает в коллекции музея что-то своё. Особенное. Под личным углом зрения.

Уж не знаю с чего, но жена через некоторое время осмотра экспозиции произнесла такую отметину:

— Мне кажется, или здесь слишком много голого тела?

Вроде не замечал. Пригляделся. И вправду много.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Ладно Адам и Ева. Это люди первобытные и голышом бегать им Господь завещал. Пока они яблочко раздора не откушали. Фигуры нарисованы не айс. Морды плоские, как на иконах. Но учитывая год выпуска картины, можно не придираться.

Моё внимание привлекли комментарии. Научное сообщество Пушкинского музея утверждает, что Лукас Кранах Старший «представляет себе библейский рай как густой лес в Германии». Допустим я им поверю. Но тогда скажите мне на милость:

— Когда это в Германском диком густом лесу водились львы?

Видите в нижнем левом углу подкрадывается? И я вижу… Хотя…

— Может этот лев пещерный саблезубый?

Но почему он тогда не такой страшный?

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Продолжаем прогулку по искусству «декольте-де пупэ». Наверное модно было девчонкам в средние века сисяки пачками вываливать. Особенно если с тобой рядом такой прекрасный дудочник.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Исследуем «Аллегорию Веры».

— Здесь Вера, это Вера, а не Вера, как имя Веры, нарисованной тётки.

Что грудь обнажила?

— Так то от Веры!

Запомните, молодёжь, на изображении этом нужно наслаждаться не женскими прелестями, а крестом у неё за пазухой.

— Главное правильно в экстазе закатить глаза.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Остальные произведения даже комментировать не буду. Сплошные Клеопатры

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Сплошные Данаи

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Сплошные Венеры

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Леды

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Вакханки.

2
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

И, наконец, «Старая кокетка» Бернардо Строцци. Самое мощное на мой взгляд полотно. Во всяком случае возле него я задержался дольше, чем перед изображениями молодых красоток.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Вдоволь набродившись по залам музея изобразительного искусства имени Пушкина, нам осталось только одно:

— Попасть, наконец, на ту выставку, которая одна тянет полную цену входного билета.

Сегодня дают Пикассо.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Вспоминаю старый, очень бородатый анекдот. Советский Союз. Очередь перед ЦУМом в три оборота. В хвост подбегает лохматый мужик:

— Что дают?

— Рембранта.

— Это лучше или хуже Столичной?

— Не знаю, не пробовал…

Это я сейчас к тому, что как и раньше, во времена очередей и дефицита, Пикассо почему-то дают в нагрузку с какой-то Хохловой! Кто такая, с чем её едят, лучше она Рембранта или хуже, ну никаких опознавательных знаков. Наверное, тонкие ценители искусства должны её знать в лицо. Каюсь, я не из таких.

Итак:

— Чем нам очарователен Пабло Пикассо?

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

У меня лично при этом имени тут же возникают два ярчайших воспоминания. Ради первого переносимся в далёкий 1973-ий год. Мне шесть лет и я с родителями хожу по залам Эрмитажа. Восхищаюсь, насколько могу, яйцами Фаберже, плотного телосложения Данаями, без понятийного смысла. Особенно понравились доспехи от средневековых рыцарей. Вместе с лошадью, конечно. У мальчика дошколёнка свои представления об искусстве.

— Главное, чтоб меч кладинец серебром сиял…

И тут, значит, внезапно входим в зал современного искусства, и без задней мысли проявляется театральная сценка.

Я от диких эмоций ору на весь зал:

— Папа, папа! Смотри. Я тоже так рисовать умею…

Отец понимает, что я прав, и начинает ржать во всё горло. Мать, женщина утончённая, оскорбляется за святое искусство, бьёт его дамской сумкой по голове и высказывает накипевшее:

— Это всё твоё воспитание…

Поэтому считаем, что любовь к Пикассо, это у меня от родителей.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Второй образ не менее красочный. Наверняка, все из Вас смотрели художественный фильм «Приключения принца Флоризеля». Да, да. Я сейчас именно про ту реакцию на картину своеобразного художника:

— О, Боже! Это же клетчатый.

Теперь сколько ни крути, а Пикассо для меня это «клетчатый». А вот сейчас добро пожаловать на выставку.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Часть первая. Похожая на искусство.

Не знаю, у кого какое сложилось мнение о творчестве этого гения, но судя по представленным в этой части экспозиции немного художник рисовать умел. Во всяком случае лица частично распознаваемы. Фигуры людей напоминают людей. И даже внешний фон слегка похож на окружающую действительность.

— Не Рембранд, конечно, но уровню деревенской самодеятельности вполне соответствует.

Тут ещё нужно отметить, я как никак с тех шести лет тоже художник, и карандаш в охапке держать умею, что научившись рисовать одно лицо, его потом можно влёгкую тиражировать. Потому что это как при игре на пианино. Пальцы потом уже сами рисуют. Даже если глаза зажмурены.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Пикассо походу выбрал именно такой ненапряжный метод творчества. Не верите? Давайте попробую доказать на иллюстрациях с выставки.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату
1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Очень удобно много лет подряд с разными обложками рисовать одну и ту же женщину. Смотрим на «Портрет Ольги в меховом воротнике». Мазня, но черты угадываются.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Теперь проще. Та же Ольга, но уже не В меховом воротнике, а С меховым воротником. Это как с Украиной. Все страны «В», а она одна «На». И чёрт знает, почему именно так академически сложилось? Есть повод обидеться…

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

«Ольга в шляпе с пером» тоже ничего.

— Но уж больно как-то всё очень просто?

Карандашный набросок пятиминутного дела…

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Дальше та же Ольга, но уже задумчивая. О чём грустит, о чём печалится, ведано ей одной. Да ещё, наверное, самому Пабло Пикассо.

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Тут меня немного осеняет. Методом разносторонней дедукции начинает доходить, что вдруг та Хохлова, чьё имя на афише, это не куратор сей выставки, а вполне себе авторская муза? Информацию нынче получить проще пареной репы. Даже проще, чем «Клетчатого» нарисовать.

— O’Key, гугл. Что знаешь про жён Пикассо?

Вот и разгадка загадки с выставки.

— Ольга Хохлова. Первая жена Пабло Пикассо.

И единственная, между прочем. То есть баб у него было много. А вот жена одна. Поэтому и нарисована множественно и с любовью.

Знаете, я его чем-то понимаю. Имя уж больно родное. Вот она, рядом ходит. И, что странно, почему-то молчит…

А в голове стихи от «Чижа и компании»:

«Знаешь, Ольга!

Если б я был танцором,

То станцевал бы для тебя менуэт».

По тому же сценарию мастер изображал своего сына. Паоло на ослике

Паоло учится рисовать.

Паоло в костюме арлекина.

Дважды…

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату
1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Часть вторая. Угадайка загадайку.

Информативная часть выставки на этом заканчивается. Можно только гадать отчего или почему? Единственный факт, неоспоримый, это то, что начался новый период творчества. Если образы, которые читались хоть каким-то боком были нарисованы в начале двадцатых века двадцатого, то нынче прошло десять лет. Любовь прошла, завяли помидоры, и лики женщин приобрели новые, неведомые до селе формы.

Отныне каждое полотно сплошная загадка. Смотришь на холст. Видишь квадратную фигу. И никогда не угадаешь, что художник хотел сказать, и кто вообще красками изображён.

Давайте угадывать вместе.

— Вдруг получится?

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Картина первая. Маслом. Формы округлые. Лица непонятные. Я помнится, когда лет в пять нашёл пластиковое лекало, обводил его с рьяной старательность. Так вот на альбомном листе у меня вышло нечто похожее. Были б у меня тогда под рукой краски, может выставлял сейчас свои работы где-нибудь в Парижах…

Однако это на стене висит не что иное, как «Женщина в красном кресле».

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

У меня по сути всего два вопроса:

— Где здесь женщина и где здесь кресло?

Про цвет не говорю, потому что это нечто опять же полосатое…

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Оппачки! Нашёл картину, которая сто пудово доказывает, что Пикассо гений. Смотрим внимательно.

— На холсте явно изображена леди, смотрящая в развёрнутый экран ноутбука.

Год издания 1936-ой. Это мне сейчас одному так кажется, но в те времена компьютеры были только в фантастических рассказах описаны? Или я опять не прав?

Авторское название, впрочем, всё объясняет:

— Женщины в комнате.

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Слушайте, кто подскажет, их там что, реально две? Хотя, если долго за монитором просидеть, по углам точно будут крокодильчики мерещится…

А вообще знаете, я сейчас стал ближе к классике. Цитату из шедеврального фильма про «Собаку на сене» помните?

— Нет, Тристан, не так себе я представляю женщин!

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

У Пикассо, однако, свой вкус. Вот глядите. Два космических пришельца. Один выползает из летающей тарелки прямоугольной формы, явно открывая дверь, второй его встречает, отдавая честь. Так-таки сцена встречи министра обороны с инспекцией на сирийском берегу. Даже камуфляж подогнан в цвет заката в пустыне.

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Ан нет. Я опять ошибаюсь. Это «Купальщицы в пляжной кабинке».

— Ни в жизнь бы не догадался!

Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Ура! Я угадал. Я угадал. С первого раза, не поверите. В этих переплетающихся зубах угадывается романтический поцелуй. Слушайте, ещё полчаса побродить по выставке и я начну понимать, что хотел сказать художник, усаживая своих моделей в красное кресло…

1
Почему мы отдыхаем заграницей, или Музей имени Пушкина, как дорога к плагиату

Жаль однако, что уходить пора. Вечером самолёт, который перенесёт нас в тёплую Азию. Где всё просто и понятно. Вот море, вот пальмы. Где змея похожа на змею, а женщина на женщину. Хотя вспоминая Таиланд…

Москва: полезная информация
Бронирование отелей
в Москве
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии