Leolik
Elena Итенберг Пользователь — была сегодня 8:10
Признание
пользователей

Пламенеющая готика и тонкий вкус Шабли

16 апреля 8:49 Шабли, Понтиньи — Франция Октябрь 2018
108 70

Сгоревшему Нотр-Дам де Пари посвящается.

Это был первый день октября и первый день, когда на безоблачное сентябрьское небо Бургундии навалились облака, будто ожидавшие календарной смены.

16
Дорога на Осёр.

Их гнал ветер, который забирался под куртки, закидывал на голову капюшоны и превращал прически в хаос, не давая сделать приличное сэлфи.

18
Дорога на Осёр.

Первую половину дня мы провели в Осёре и глядя на великолепную панораму его готических церквей, высящихся на берегу Йона, я понимала, что редко что может сравниться с возвышенностью этой пламенеющей готики.

31
Осёр.

Мы с Ксюхой добросовестно и неспешно обошли все соборы и монастыри, посетили даже содержащиеся в них музеи, но в памяти остались лишь наши гулкие шаги среди порой банальных, порой любопытных, но не более того экспонатов, хотя о потраченном времени мы ни разу не пожалели.

К аббатству Понтиньи подъезжали ближе к 4-м, уже торопясь, т. к. его могли закрыть. Припарковав машину на совершенно пустой стоянке, двинулись к зданию церкви, сначала по разбитому асфальту, а потом по мощеной булыжником дороге. Были ли эти камни теми самыми, что девять веков назад вбили в глинистую почву двенадцать монахов-цистерцианцев, пришедих из Ситэ под предводительством Гуго Маконского? Осталось ли что-то в этой церкви, ставшей с течением времени приходской, от той, постороенной в XII веке? Может да, а может нет. Известно лишь, что то что мы видим — это детище XIII–XV веков, когда орден был силен, а ветвь Понтиньи росла и плодоносила, разродившись в итоге 22 новыми аббатствами.

21
Понтиньи.

Встающий в проеме ворот лицевой фасад совершенно не выдавал секрета внутреннего космоса, о котором не расскажут ни фотографии, ни описания, ни даже собственная память.

22
Понтиньи.

По миру уже во всю шагал Ренессанс, а в Бургундском королевстве еще правила бал готика, с поднебесными стрельчатыми сводами, апсидами, похожими на членистоногие лапы гигантских пауков и несоизмеримыми с количеством паствы ангарами молельных зал.

20
Понтиньи.

Вряд ли тогда аппелировали экономическими категориями. А чего точно не отнять у средневековых шедевров — так это невероятного стремления дотянуться до самой высокой потолочной розетки и прокричать, или пропеть, пусть псалом — тоже поэзия, или песню отчаяния, или ликования.

11
Понтиньи.

Нет резона спорить с тем, что готика — это «выражение мечты о нравственном совершенстве». При тотальной неграмотности, и пусть даже грамотности, но не дающей необходимого потока информации, из-за мизерного объёма книжной продукции, только архитектура соборов и монастырей с их внутренним убранством, игольчатыми окладами полиптихов, с аскетично-утонченными ликами святых и мадонн, давала возможность вырваться из серого, зловонного, кишащего насекомыми обыденного. Вырваться к высокому, к свету, более того, к свету Святому.

19
Понтиньи.

Жаль, что многое из внутреннего убранства религиозных объектов Франции не сохранилось. Войны: внутренние и внешние, революции, религиозные распри… Вот и Понтиньи не избежал этой участи. Осадившие его в 1569 году войска гугенотов разрушили многие монастырские постройки. Сбежавшие монахи успели лишь «эвакуировать» мощи св. Эдмунда.

В последствии часть монастыря восстановили и он действовал вплоть до ВФР. Потом новая религия повторила то, что творили гугеноты, но церкви вновь повезло. Она выжила, но потеряла в статусе. Какое-то непродолжительное время в середине XIX-го и XX-го веков в сохранившихся помещениях монастыря обитала конгрегация «Общество св. Эдмунда». А сейчас там реабилитационный центр людей с физическими недостатками.

29
Понтиньи.

Немного про святого. Святой Эдмунд — последний король Восточной Англии был в 870 годй захвачен в плен викингами и затем расстрелян из лука за отказ поклониться их языческим богам. Какими-то неизведанными путями часть его мощей попало в аббатство Понтиньи, хотя считается, что выкравшие их у англичан в XII веке французы вывезли мощи в Тулузу. Наверное грабители по дороге или поиздержались и продажей аббатству части мощей пополнили свой бюджет, или, как это часто случается, мощи, уж извините, левые.

17
Саркофаг для мощей св.Эдмунда.

Но было в жизни этого места одно удивительное время, когда земли монастыря выкупил поэт и философ Поль Дежарден и устраивал там «Декады Понтиньи». На них бывали Экзюпери, Манн, Элиот, Сартр.

В воображении возникает гул не выученной речи, скучающие барышни, не понимающие смысла произнесенного, споры, обсуждения. И кажется что где-то там, на ребрах сводов, подпираемых лесом колонн, записаны их голоса.

11
Понтиньи.

Ксюшка сказала, что Понтиньи ей понравился больше всего. А ведь мы уже успели накануне побывать в Везле, где якобы хранятся мощи Марии Магдалены. Да и мне Понтиньи запал в душу. Напомню о том, что по хорошей бургундской привычке гуляли мы по огромному, полупустому пространству церкви в совершенном одиночестве и совершенно бесплатно, опасаясь единственно, что нас там нечаянно, не проверив, могут запереть. Вот это было бы приключение: провести ночь в населенном духами девятисотлетнем аббатстве. Чисто французский «Вий».

21
Понтиньи.

У городка Шабли оказались уже в ранних сумерках, ехали через знаменитые виноградники, занимающие площадь 15 на 20 километров. Как видите территория совсем не велика. А Гранд Крю так вообще километр на километр. Однако во всех суперах Бургундии бутылки с шабли стоят на полках стройными рядами.

15
Виноградники Шабли.

Виноградники Шабли — это исключительно сорт шардоне, но белые глины с примесью кремния дарят местным винам тот изысканный, чуть-чуть минеральный, прохладный вкус с едва заметной дымной ноткой, гася при этом присущий шардоне фруктовый привкус. Бледно желтое с зеленоватым оттенком шабли — один из самых французских топонимов, на которых по давней исторической привычке взращен советский человек.

22
Виноградники Шабли.

Считается, что лозу в эти места завезли римляне, а возможно все началось еще раньше, но то что монахи цистерцианцы приложили к этому свои знания и труд — бесспорно. (Когда искала информацию для рассказа, прочла, что вино шабли изготовляют из винограда пино-нуар!!!! Бредятина. Причем сайт называется «Моя Франция».)

К сожалению виноградники шабли — это череда трагедий, почти полностью совпавших с историей взлетов и падений соседнего Понтиньи. Дошло до того, что в 1945 году было произведено лишь 5 тысяч бутылок этого вина. К 1949 году их было уже 100 тысяч, но заморозки 57 и 61 годов вновь нанесли урон, от которого регион не оправился до сих пор.

Город Шабли повторил историю виноградников, неся уже человеческие потери. 100 человек унесла Первая мировая. И, наверное, это была своеобразная граница, последний выдох воинственного и боевого духа французов, беспрерывно воевавших несколько столетий.

Во времена расцвета, до гугенотских войн, на территории Шабли проживало 4 тысячи человек, тогда как сейчас не более двух с половиной. И он также не оправился от потерь, как и виноградная лоза.

12
Шабли.

Ну про историю с географией все. Запарковав машину у какой-то площади, не опасаясь штрафа, т. к. кроме редчайших прохожий на улицах никого не было (наверное все сидели у телевизора и попивали шабли, в том числе и полицейские),

18
Шабли.

мы оправились побродить.

14
Шабли.

Очень все аккуратно, ухоженно, но без единостилия. Чувствуется, что время и жизненные обстоятельства прошли тяжелым катком и по судьбам, и по строениям, выбивая из строя каждого третьего, или пятого, а может даже и второго.

12
Шабли.

Но в тот наш вечер город был тих и безмятежен. В небе появилась какая-то трогательная прозрачность, какая бывает на лицах детей и стариков.

31
Шабли. Река Серейн.

Шабли — это ведь самый север Бургундии. Неслышно, не тревожа отражения течет речка Серейн

28
Шабли. Река Серейн.

и было в Шабли такое настроение… лунное, отрешенно-прохладное, а по углам пряталась тишина.

12
Шабли.

Иногда налетал легкий, почти невесомый ветер, похожий на вздох, на сладкий зевок засыпающего ребенка.

28
Шабли. Река Серейн.

И с первого взгляда было ясно, что Шабли живет шабли.

9
Шабли.
21
Шабли.

Практически все первые этажи зданий на главной улице — это дегустационные и винные магазины, бары, ресторанчики и жаль, что мы очутились там уже под самый вечер. Времени оставалось только на короткую прогулку.

20
Шабли.

Главный «проспект» упирается опять-таки в виноградники, а не доходя до них, по левую руку оказались открытыми ворота в небольшой, симпатичный, регулярный садик, с бледно-розовым домом и пирамидками выстриженных туй.

24
Шабли. Chateau Long-Depaquit.

Тогда я знала только название — Chateau Long-Depaquit и то лишь потому, что рядом с воротами красовалась начищенная латунная табличка, которую было сложно не заметить. А сейчас почитав, выяснила, что это шато одно из «штаб-квартир» семейства Бишо, что ведут свою родословную с 1350 года. Представляете, люди 700 лет живут на том же самом месте. Невероятно!

Правда виноградарством они начали заниматься лишь в XIX веке, и нынешний владелец — Альбер Бишо 6-е поколение этих виноградарей.

Опять же поразительная особенность, мы зашли на территорию поместья совершенно свободно, нас никто не окликнул, не говоря уже про прогнал, хотя там крутились какие-то служащие. Было ощущение, что можно взять и запросто зайти в дом. При этом возведенном в абсолют бургундском малолюдстве было чувство, что местные рады любому вдруг возникшему на горизонте новому лицу. Это как бы придает осмысленность их жизнедеятельности. (Я представила, как бы взбеленились хозяева если бы мы так вломились в частные владения где-нибудь в Австрии.)

19
Шабли. Chateau Long-Depaquit.

И такая, знаете, благородная простота во всем. Вазон с декабристом, замшелая скамья и столб с лишайником в тон.

Я помню, еще во времена советские, одна моя приятельница рассказывала про свою знакомую-француженку:

— Ну вот, что в ней такого особенного? И стрижка такая же, без макияжа, юбка в цветочек простенькая, майка белая, а сразу видно — иностранка.

И мало ли в России плесневелых столбой и у кого на подоконнике не цвел декабрист?

10
Шабли.

Но если бы меня высадили из вертолета, в котором я летела с завязанными глазами, то очутившись по середине неизвестного городка, где нет бросающейся в глаза и потому запоминающейся вычурности и какой-то потуги на эксклюзивность, я по любому сразу бы поняла, что нахожусь во Франции.

15
Шабли.

А мы тем временем добрели до Коллегиальной церкви Святого Мартина, чья ажурная башенка видна из разных точек города,

23
Шабли. Река Серейн. Вдали видна башня церкви свюМартина.

а вот целиком сфотографировать ее не получится никак, т. к. спрятана она среди узеньких средневековых улочек. По факту это одна из первых готических церквей Франции.

23
Шабли. Уголок апсиды церкви св.Мартина.

Первоначальную церковь построили в IX веке в честь святого Мартина — епископа Турского, жившего в IV веке. С его мощами приключилось приблизительно то же самое, что и с мощами св. Эдмунда. Турцы выкрали их у жителей местечка Канде, где епископ скончался во время службы.

Церковь по позднему времени была закрыта, но внутри она очень интересная — двух ярусная. Её перестроили в XII–XIII веках.

Вышли к реке. Наташа вернулась в машину, а мы с Оксаной решили немного пройтись вдоль русла Серейн и неожиданно забрели в какое-то потайное место. Уже покрытая росой трава хрустела под ногами, как снежный наст.

24
Шабли. Река Серейн.

Ветви огромного дуба, который я никак не ожидала встретить, ну не прибрежное это растение, клонились к воде, как у заправской ивы, создавая укрытие от суеты. Хотя какая суета в Шабли? Лишь спокойствие, льющееся от родникового, зеленоватого света.

21
Шабли. Река Серейн.

И где-то там внутри что-то взметнулось, закружилось мгновенным радужным вихрем и улеглось на место, притаилось, оставив легкий озоновый запах.

22
Шабли. Река Серейн.

В воде блеснул особенный, драгоценный отблеск последнего прощания.

28
Шабли. Река Серейн.

Хотя я все оборачивалась и оборачивалась даже когда мы уже сели в машину и отправились в обратный путь.

— Ну что, остановить тебе? — засмеялась Наташа.

Я согласно закивала головой.

15
Шабли. Река Серейн.

У того из «Декад Понтиньи» Поля Дежардена есть такая строка:

Леса уже черны, а небеса светлы…

Которая невероятно перекликается с Фетовским

Есть осенью первоначальной короткая, но дивная пора…

Бургундия — это прекрасная осень Франции. То самое прошлое, которое хорошо забытое будущее. В ней всякое новое знание есть воспоминание. Прошлое живет в знании и памяти, будущее в мечтах и воображении. Не велика разница.

Там нет молодой весенней энергии, но ее жители идут на любые ухищрения, чтобы жить в ладу с самим собой. Шабли яркий тому пример.

Всю обратную дорогу за нами несся бешеный закат, вымазанный огненными красками.

25

— Поехали быстрее, — скомандовала сама-себе Наташа, — может застанем его еще в Осере.

Я представила как вырываются из угасающего пламени дня готические башни Осерских соборов. Но краски стали блекнуть и… ну и ладно, хотя конечно обидно.

12

P. S. Рассказ дописала вчера в районе шести вечера, а через пару часов начался пожар в Нотр-Дам де Пари. Проснувшись и включив сотовый, получила несколько десятков смс об этой трагедии. Нет, я не напишу: «Как после этого жить?», но и представить мир без него как-то не получается. Соболезнования всем любящим Париж и французам в первую очередь.

***

Если вы отправитесь в те края, то рекомендую совместить посещение аббататсва Понтиньи и Шабли, с городом Тоннер. Они расположены буквально в 25 минутах езды один от другого, а Осёр оставить на другой день. Нам в Тоннер пришлось ехать еще раз, т. к. город весьма любопытный, но очень не однозначный и рассказ про него еще впереди.

И еще, найдите рядом с Шабли церковь св. Петра. Она стоит среди виноградников и зрелище должно быть волшебное.

Комментарии

Nasten_ka_Pavlik
+1
16 апреля 11:05
Ленусь, настроение после прочтения рассказа под стать событиям, полное печали и ностальгии...
Ты прекрасна в своем умении затронуть тончайшие струнки нашей души, нежно перебрать их и оставить, но звуки этой игры будут еще долго разноситься повсюду
Leolik
+1
16 апреля 11:08
Настюш, спасибо тебе за отклик. Меня совершенно выбили из колеи вчерашние события. Хотя рассказ я писала до них. Но получилось созвучно.
Marina2506
+1
16 апреля 11:38
Лена, тонко, душевно и грустно...
А теперь к P.S.
представить мир без него как-то не получается
Более подходящие слова сложно найти
Leolik
+1
16 апреля 15:13
Marina2506 писала 16 апреля 11:38
и грустно
Грустно-грустно, Мариш. У меня прям глаза на мокром месте.
FMarina
+1
16 апреля 12:04
Леночка, фотографии с отражениями в реке Серейн- это уже поэзия в самом высоком стиле- изящно, светло, без вычурности, шедеврально, моя дорогая! Как мастерски ты умеешь увидеть фотосюжет и потом подчеркнуть его с помощью слов! Не устаю этим восхищаться
А горечь от потери величайшего памятника архитектуры по вине человеческой неосторожности со вчерашнего вечера затирает все остальные эмоции. Обидно, что я переносила Париж уже два года подряд на потом, со словами "успеем".
Leolik
+2
16 апреля 15:16
Маришечка, спасибо тебе за добрые слова. Хорошо что писала до события, поэтому не могу себя упрекнуть в излишней минорности вызванной обстоятельствами.
FMarina писала 16 апреля 12:04
Обидно, что я переносила Париж уже два года подряд на потом, со словами "успеем".
Да, это очень печально. К счастью, что он не сгорел совсем. Говорила сегодня Наташей. Она была накануне рядом с собором, и как раз во время пожара. Говорила, что молились все: и католики, и мусульмане, и буддисты, даже какая-то американская церковь. Может намолили, чтобы не рухнул. Людям плохо становилось, министры плакали.
FMarina
16 апреля 15:41
Leolik писала 16 апреля 15:16
Говорила, что молились все: и католики, и мусульмане, и буддисты, даже какая-то американская церковь

Я сама, Ленусь, молилась, у нас в прямом эфире пожар по телевизору показывали, я оторваться не могла и думала все время- неужели все конструкции рухнут? Когда в левой башне огонь стал мелькать и разгораться- все комментаторы повторяли, что может произойти полное обрушение. Сегодня пишут, что реконструкция возможна, позитив появляется. Значит пока по Бургундии поездим!
Galina_eremina-1
+1
16 апреля 12:23
и было в Шабли такое настроение… лунное, отрешенно-прохладное, а по углам пряталась тишина
nika55
+1
16 апреля 12:44
Когда читаешь текст и рассматриваешь фотографии, привязанные к нему, то понимаешь, что нет ничего случайного, всё очень гармонично!
Лена, очень тонко и интеллигентно!
Leolik
+1
16 апреля 15:18
Вика спасибо. Бургундия - сама гармония. Простота и интеллегентность. Было обидно это не передать.
Olga-Valeriia2017
+1
16 апреля 12:57
. Неслышно, не тревожа отражения течет речка Серейн
Фотографии просто говорящие!
Жаль , не успели побывать в Нотр-Даме...
Leolik
+1
16 апреля 15:18
Да, в такие моменты особенно об этом сожалеешь.
AnastasiaJulia
+1
16 апреля 13:26
Ленусь, эссе-настроение идиллия фото-ряда и метафор, такая тонкая красота, изысканная - я тоже считаю пламенеющую готику образцом совершенства, а в твоем видении она заиграла по-новому.
Еще и шабли захотелось, так маняще ты его расписала)))
Leolik
+1
16 апреля 15:20
AnastasiaJulia писала 16 апреля 13:26
Еще и шабли захотелось
Мне шабли перманентно хочется. Оно очень гармоничное. Рислинг кисловат, а вот шабли нечто среднее между ним и шардоне.
спасибо, Юляш, за добрые слова. Я рада, что передала настроение. Мне самой рассказ нравится.
AnastasiaJulia
+1
16 апреля 18:36
Leolik писала 16 апреля 15:20
передала настроение.
- ну, в этом тебе равных нет!)
Leolik
+1
16 апреля 18:37
Я скромная!
AnastasiaJulia
+1
16 апреля 18:39
вот надо оно тебе
Leolik
+1
16 апреля 18:40
Сама удивляюсь!
pervuhinsergey1961
+1
16 апреля 14:09
Чувствовала конец Нотр-Дама, поди...под стать
фотографии на закате прекраснейшие передают атмосферу вечера на 150%
Leolik
+1
16 апреля 15:21
pervuhinsergey1961 писал 16 апреля 14:09
Чувствовала конец Нотр-Дама
Ты не поверишь, я когда спать легла у меня перед глазами зарево было, но я это отнесла к тому, что думала об осерских соборах в огне заката. даже подумать не могла, что будет все так трагично.
Спасибо, Сереж.
pervuhinsergey1961
+1
18 апреля 1:52
Кассандра...
Leolik
+1
18 апреля 15:15
Не, Нострадамус. Еще же расшифровать надо!
pervuhinsergey1961
+1
Вчера 2:44
Не Нострадамокассандра! Это вторично...
Leolik
+1
Вчера 13:58
Ну, блин, вот обозвал!
MariaPenina
+1
16 апреля 14:12
Вот это было бы приключение: провести ночь в населенном духами девятисотлетнем аббатстве. Чисто французский «Вий».

- мне кажется эти приключения были бы тебе к душе
Мастер слова и цвета, все гармонично и лаконично!
Нет, я не напишу: «Как после этого жить?», но и представить мир без него как-то не получается.

Да, эта трагедия затронула все наши сердца, тяжелым камнем легла в наши души. Действительно мир стал другим в одно мгновение ((
Leolik
+1
16 апреля 15:24
MariaPenina писала 16 апреля 14:12
мне кажется эти приключения были бы тебе к душе
Нет, дорогая моя, я уже предпочитаю спать в своей постели! Хотя воспоминай бы при случае хватило на долго.
Действительно мир стал другим в одно мгновение ((
Трагично все это, Маш. С другой стороны, понимаешь, что все-таки, если мы на это так реагируем, то для человечества не все потеряно. И ужасно неприятно читать в сетях иные сообщения. Надо же быть настолько нищими духом.
vadimbryansk333
+1
16 апреля 14:50
Однако во всех суперах Бургундии бутылки с шабли стоят на полках стройными рядами.


а еще на экспорт тоннами и всего с одного кв.км.?
что-то мне напоминает начало 2000-х,когда в РФ грузинского вина было больше,чем винограда во всей Грузии))))
Leolik
+1
16 апреля 15:27
грузинского вина было больше,чем винограда во всей Грузии))))
Ну французов я в этом заподозрить не могу. Уж больно трепетно они относятся к своему национальному продукту. Это подражатели-плагиаторы!
и всего с одного кв.км
Не, это только Гранд Крю. Оно стоит под сотню и выше, так что тоннами что-то другое.
vadimbryansk333
+1
16 апреля 15:29
ааа,ну я по белому не спец,красное в приоритете))))
Leolik
+1
16 апреля 15:33
Это общепринятая терминология и для белого, и для красного.
vadimbryansk333 писал 16 апреля 15:29
красное в приоритете)
А я когда как. Летом белое, конечно, а зимой в основном красное и поплотнее!)))
sbasman
+2
16 апреля 14:56
читается, что выкравшие их у англичан в XII веке французы вывезли мощи в Тулузу.
Венецианцы даже на стенах собора историю кражи изобразили, очень гордятся.
Печально, что Нотр Дам сгорел. На пожарную службу видимо средств не хватает, зато приют в Булонском лесу отстроили.
Leolik
+1
16 апреля 15:29
даже на стенах собора историю кражи изобразили
Ну вообще клептомания - это болезнь. Больное было общество!
На пожарную службу видимо средств не хватает
Ой, там это сложно. Вертолетами тушить нельзя было, а что брандсбойтом-то сделаешь. Тушить-то не сразу начали. Да и проехать по узким улицам быстро пожарным машинам сложно. Потом если бы знать, то соломки бы подстелил...
borisnov
+3
16 апреля 15:59
Leolik писала 16 апреля 15:29
Ой, там это сложно.
может, переборщаю, но как-то не то что сложно, а символично. Дочь прибежала днём - "Горит!" Расстроился. Ночь не спал, онлайн смотрел. Один умный человек сказал - "соборы просто так не горят" . А рассказ Елена чудесен, как всегда прочитал с удовольствием. Атмосферно, откликается.
Leolik
16 апреля 16:03
borisnov писал 16 апреля 15:59
"соборы просто так не горят"
Тут я с Вами, Борис, полностью согласна.
borisnov писал 16 апреля 15:59
Расстроился. Ночь не спал

Что и говорить и я расстроилась. Хорошо, что узнала только утром.
Рада, что удалось передать настроение.
NataliaC
+1
16 апреля 15:06
Сгоревшему Нотр-Дам де Пари посвящается.
-приписка свежая....но лучше бы ее не было, Лен...
нас там нечаянно, не проверив, могут запереть.
-это Ксюша в белом в пол? Очень гармонично смотрится на фоне мрачного и грустного, белым мотыльком.
заморозки 57 и 61 годов вновь нанесли урон, от которого регион не оправился до сих пор.
-а ведь прошло так много лет!
в тот наш вечер город был тих и безмятежен.
-даже слишком, хмуро, пасмурно и небо на грани!
Времени оставалось только на короткую прогулку.
-как жаль, а может быть именно вечером в городе такое настроение? Фото с водой и отражениями шикарны!
и у кого на подоконнике не цвел декабрист?
- у меня до сих пор цветет, время попутал что-ли?
Leolik
+1
16 апреля 15:31
приписка свежая
Ну да. До утра эпиграф был иной.
это Ксюша в белом в пол?
Нет, это Наташа.
а ведь прошло так много лет!
Не даром лозу сравнивают с человеком.
даже слишком, хмуро, пасмурно и небо на грани!
Неее, там было очень трогательно. Дождик был небольшой, по не хмуро.
время попутал что-ли?
Знать хорошо ему у тебя живется, дорогая моя.
Спасибо, Натусь!
NataliaC
16 апреля 16:18
Leolik писала 16 апреля 15:31
Знать хорошо ему у тебя живется, дорогая моя.
-мама мне так же сказала.
AsiaGate
+1
16 апреля 16:35
Собор в Осёре просто ...слов нет. Интересно, есть ли тут кто-то, кто готику не любит?)
Leolik
+1
16 апреля 18:33
AsiaGate писала 16 апреля 16:35
Интересно, есть ли тут кто-то, кто готику не любит
Может и есть, но это тот кто Францию не любит. Ага, Осёр хороший. Как-нибудь напишу про него.
Galina_Gorshenina
+1
16 апреля 17:01
Вот это было бы приключение: провести ночь в населенном духами девятисотлетнем аббатстве.
а что, испугались??
люди 700 лет живут на том же самом месте.
А вот интересно - от безысходности или стабильности и нежелания рискнуть что-то поменять?
Leolik
+1
16 апреля 18:35
Galina_Gorshenina писала 16 апреля 17:01
а что, испугались?
Галя, про пугались - это не про нас. Единственно чего бы нам не хватало - это шабли!)))
Galina_Gorshenina писала 16 апреля 17:01
от безысходности или стабильности и нежелания рискнуть что-то поменять?
А зачем менять? Если любишь то где живешь и то чем занимаешься. Ну выезжали они куда-то, наверное. Я бы там жила.
Galina_Gorshenina
+1
16 апреля 18:52
Leolik писала 16 апреля 18:35
Единственно чего бы нам не хватало - это шабли!
без шабли скучно спать! )))
Leolik
16 апреля 18:55
Без шабли многое что скучно!)))
Oleg_Sarapulov
+1
16 апреля 18:06
Осень - лучшее время для путешествий по Бургундии, кажется!
Leolik
+1
16 апреля 18:42
Да, по Бургундии. Да я бы по ней круглый год путешествовала. Там весной маки, как в Тоскане, в ноябре туманы слоистые, осень ... ну осень это вообще.
Oleg_Sarapulov
+1
17 апреля 2:41
Илето наверное не такое жаркое, как на Юге? На дегустациях были? Минеральность Шабли мне хорошо знакома, но мне кажется оно все похожим:) Ну да апелясьон совсем крошечный ;)
Leolik
17 апреля 16:13
Oleg_Sarapulov писал 17 апреля 2:41
Илето наверное не такое жаркое
Там год на год не приходится. Поэтому и вино такого-то года хорошее, когда жарко, а какого-то хуже из-за дождей. Кстати прошедшее лето было аномально жарким, да +46.
tinka61
+1
16 апреля 18:27
Ой, Лен, какие дивные места ты нам открываешь в Бургундии! Осер безумно понравился! И понимаю ведь, что в одну поездку все не впихнуть, а все равно хочется. Буду думать, в общем, Искусительница ты!
Да, прямо по следам трагедии Нотр-Дама. Вчера тоже весь вечер провела у телевизора, CNN слушала. Просто в голове не укладывается!
Leolik
+1
16 апреля 18:50
Ир, почему не впихнуть. Как раз очень даже. День Дижон, день Бон. Потом подъехать куда-то в район Осера и оттуда ездить по округе. Но машина нужна, я тебе говорила. Там общественным транспортом никак.
Да, собор невероятно жалко.
tinka61
+1
16 апреля 20:25
В Осер можно на автобусе или на двух поездах. Два часа. Но времени у меня там маловато получается. На Бонн сколько времени нужно? Целый день или меньше? У меня в Дижоне 4 полных дня. А виный тур, а Семур? О, Боже! Голова кругом!
Leolik
+1
16 апреля 20:49
На Бон можно наверное и пол-дня, чуть больше. На Осер можно пол-дня. Но это все бегом.
tinka61
+1
16 апреля 20:56
Охо-хо!
Leolik
+1
17 апреля 16:10
Да, там надо хорошо все продумать.
Chedty
+4
16 апреля 18:34
"На них бывали Экзюпери, Манн, Элиот, Сартр."
Господи, какое бы счастье было бы услышать их разговор. В жизни можно многого достигнуть, еще больше купить, а место на Кристине или вот здесь в абатстве ни как не получишь.
Блестящий кусок про значение собора в жизни средневекового человека, очень мощно.
Шабли, Шабли, белая глина, у меня без этой белой глины не хуже. Ни черта не помогает, какая то дыра процветает роскошные в своем климате, древней культуре, ... изящные места потихоньку ветшают и рассыпают. Хорошо, что фотографии не стала делать ярче, вообще у тебя со вскусом здорово, очень гармоничная заметка.
Ребята, те кто выставляет первые три минуса сразу после начала голосования, не стыдно??? А совесть? Как только напишите такого уровня заметку, сообщите пожалуйста, я движение в вашу поддержку организую с флагами и транспорантами.
Лен, спасибо! С огромным удовольствием прочитал.
Leolik
+1
16 апреля 19:11
Chedty писал 16 апреля 18:34
какое бы счастье было бы услышать их разговор
Да, и еще понять, но хотя бы просто подглядеть!
Chedty писал 16 апреля 18:34
или вот здесь в абатстве ни как не получишь
Можно записаться в монахи.
Chedty писал 16 апреля 18:34
изящные места потихоньку ветшают и рассыпают
Именно, очень жаль. там и правда все ветшает. Шабли еще держится, все-таки живые деньги. А вот рядом Тоннер - вообще по-моему вымирает.
Спасибо, Миш.
Chedty писал 16 апреля 18:34
те кто выставляет первые три минуса
Да я знаю кто это, Миш.
Ты мой защитник!)
Chedty
+1
16 апреля 19:23
Leolik писала 16 апреля 19:11
Можно записаться в монахи.
Или в матросы на Кристину... Что то не хочется...
Жалко, что ветшает. Наверно у людей плохой вкус.
Leolik писала 16 апреля 19:11
Да я знаю кто это, Миш.
Просто про совесть хочется понять, ну не красиво ведь так делать.
Leolik
16 апреля 19:48
Chedty писал 16 апреля 19:23
Наверно у людей плохой вкус
Наверное другие интересы.
Chedty
16 апреля 23:54
Наверно есть какой то интерес, хотя понять трудно, так чисто удовольствие от пакостничества по мелочам. При чем так три и осталось, то есть всегда на чеку, мы свою возможность нагадить не упустим.
Leolik
17 апреля 16:12
Chedty писал 16 апреля 23:54
то есть всегда на чеку
Да-да, именно так. паталогическая страсть к
Chedty писал 16 апреля 23:54
пакостничеству по мелочам
sbasman
16 апреля 21:58
А мне непонятно, почему кто-то минусы ставит. У меня тоже бывает ответы на вопросы минусуют непонятно по какой причине, особенно гиды.
Chedty
+1
16 апреля 23:57
Трудно понять, ну не нравится, напиши, что не правильно.
sonnenschein
+1
16 апреля 19:38
Соболезнования всем любящим Париж и французам в первую очередь.
очень, очень грустно. Вечер в Шабли с видом на речку вызывает такое умиротворение, там хочется остаться.
Leolik
+1
16 апреля 19:49
sonnenschein писала 16 апреля 19:38
там хочется остаться.
Да, там именно такие настроения и возникают.
larabi
+1
16 апреля 20:52
С Нотр-Дaм -катастрофа😱. Два раза были коротко в Париже и оба раза откладывали вход внутрь. "Как жить?" 😢А бутылочка Шабли стоит дома. Всё повода распить нет.
Leolik
+1
16 апреля 20:54
larabi писала 16 апреля 20:52
А бутылочка Шабли стоит дома. Всё повода распить нет
Ну вот за помин Нотр Дама можно. Ну вон жертвуют все. Глядишь и дождемся, что на нашем веку восстановят. Но очень печально.
larabi
+1
16 апреля 21:00
Уже подумала об этом
teona
+1
16 апреля 21:09
Лирично и грустно на фоне последних событий...Тоже весь вечер смотрела новости и ужасно переживали с мужем, хоть успели побывать внутри собора и прочуствовать его ауру и было очень обидно...до слез...Но сегодня вроде обнадеживающие новости, что основная конструкция сохранилась и сумеют его отреставрировать.
Leolik
+1
17 апреля 16:16
teona писала 16 апреля 21:09
и было очень обидно...до слез
Да-да, именно так. смотрела интерьвью, там какая-то негритянка, местная судя по всему, парижанка, говорила:"Ну это католическая святыня, конечно для НИХ это большая потеря"! Так и сказала для НИХ. Вот завозят французы к себе пятую колонну, а те даже не пытаются приблизиться к ним в подобные скорбные моменты.
sbasman
+1
17 апреля 16:57
Это она ещё скромно сказала
Leolik
+2
17 апреля 16:58
Меня от ее слов аж затошнило!
sbasman
+1
17 апреля 17:00
Сейчас везде так
Leolik
+1
17 апреля 17:02
Да мне это знакомо не по наслышке, учитывая место проживания!
sbasman
+1
17 апреля 17:03
цивилизации всегда рушились под нашествием варваров
Leolik
+1
17 апреля 17:17
Ну в общем да. Но зачем завозить этих варваров по собственной инициативе?
sbasman
+1
17 апреля 17:22
Благими намерениями вымощен ад. Думают, что делают добро и получат добро в ответ. Утопические идеи не раз приводили к трагедиям.
Leolik
+2
17 апреля 17:26
Надо изучать менталитет завозимого населения, а не пускать все на самотек стихийной адаптации.
ONA
+1
16 апреля 21:29
Присоединяюсь к всеобщей печали. За рассказ отдельное спасибо - грустно и прекрасно, как бокал шабли в одиночестве, глядя на закат.
Leolik
+1
17 апреля 16:17
ONA писала 16 апреля 21:29
как бокал шабли в одиночестве, глядя на закат.
ONA писала 16 апреля 21:29
как бокал шабли в одиночестве, глядя на закат.
ну что-то так, приблизительно. Спасибо.
Lyudmila_Klyopova
+1
16 апреля 21:57
Узнала о Нотр-Дам поздно вечером после развесёлой встречи туристеров. Хорошего настроения как не бывало.
нет бросающейся в глаза и потому запоминающейся вычурности и какой-то потуги на эксклюзивность, я по любому сразу бы поняла, что нахожусь во Франции
Естественность во всем: во внешности, в поведении, в умении красиво стареть — то, что отличает француженок от многих других. Они заметны в любой, даже большой толпе.
Leolik
+1
17 апреля 16:18
Lyudmila_Klyopova писала 16 апреля 21:57
в умении красиво стареть — то, что отличает француженок от многих других.
Да есть у них это, то что называют шармом. Красавиц, кстати, совсем не много. Но породы не отнять.
sovikont
+2
16 апреля 23:57
Какая же грусть , но не от твоего рассказа ,Леночка, а от событий ,Франция душевная ,очень красивая и ты ее чувствуешь! Спасибо ,Леночка!
Leolik
17 апреля 16:19
и ты ее чувствуешь!
Да, Сонечка, французская глубинка мне очень по душе. Бургундия особенно. не даром я туда уже 2-й раз приезжаю. Съездила бы еще. Спасибо тебе.
Natali__happy
+1
17 апреля 8:11
Лена, это что ли я там опять в шали? Я только в Везле помню

Да уж, видимо, французское захолустье скоро будет популяреным, а всего то - стоило мне туда переехать, а тебе - меня навестить))
Leolik
+1
17 апреля 16:20
это что ли я там опять в шали
Ты-ты, а кто же еще, дорогая моя.
французское захолустье скоро будет популяреным
Да уж поскорее бы, так что с домиком не торопилась бы!
KonstantinPavlov
+1
17 апреля 16:49
Хороший текст и фотографии ему под стать! И очень заметна грусть. Почему? Неужели это влияние Бургундии? А Нотр-Дам восстановят, обещали
Leolik
+1
17 апреля 16:54
KonstantinPavlov писал 17 апреля 16:49
А Нотр-Дам восстановят, обещали
Да это понятно, но 20-40 лет сроки. Как это:"Только увидеть ту пору прекрасную"... Вот вроде и не надо мне в Париж, и Нотр Дам особо не произвел в свое время, а печально.
KonstantinPavlov писал 17 апреля 16:49
И очень заметна грусть
Нет, это на грусть, Костя, такая светлая печаль. Мне те места ооочень нравятся. Понимаю, что опять ехать вроде и не за чем, но хочется.
Svet-lanka
+1
18 апреля 1:16
Вот это было бы приключение: провести ночь в населенном духами девятисотлетнем аббатстве. Чисто французский «Вий».
да уж.
Вот он какой Шабли оказывается! А ведь правда, настроение осень... состояние - осень. Немного призрачный засыпающий город... даже не представляю его весенним. Поля, виноградники, солнце и тяжелое осеннее небо - так это чудесно тебе удалось запечатлеть! Залюбовалась...
Тонкий проникновенный рассказ, Леночка... немножко взгрустнулось.
А собор накануне Светлой Пасхи.... ну уж правда тревожный знак. И во Франции не простые времена, да и все человечество упорно не хочет что-то менять... а надо бы... тут уже и природа не выдерживает, и реликвии, и святыни...
Leolik
+1
18 апреля 15:26
Svet-lanka писала 18 апреля 1:16
да уж
Это занешь как:"Не бывает не красивых женщин, а бывает мало водки". Вот если бы нам туда тройку бутылочек Шабли с закуской, Вий бы просто был 4-ым!
Svet-lanka писала 18 апреля 1:16
Немного призрачный засыпающий город
Вот-вот, Светочка, он именно такой. Даже немного нереальный.
Svet-lanka писала 18 апреля 1:16
твевожный знак
Да, само по себе событие печальное, но и около него очень странная какая-то обстановка.
И с этим
Svet-lanka писала 18 апреля 1:16
тут уже и природа не выдерживает, и реликвии, и святыни.
я тоже абсолютно согласна.
Залюбовалась
Спасибо тебе,моя дорогая!
Svet-lanka
+1
Вчера 1:14
Leolik писала 18 апреля 15:26
но и около него очень странная какая-то обстановка.

Cult-tourist
+1
18 апреля 4:36
"Украл" три чудесных светописи на заставки , погрустил над дивным слогом Шабли у меня нет, а в такие дни и по такому поводу тянет выпить чего-нибудь покрепче
Leolik
+1
18 апреля 15:28
а в такие дни и по такому поводу тянет выпить чего-нибудь покрепче
Ну в общем да, за помин Шабли не пойдет. Но есть надежда на восстановление, так в принципе можно и Шабли!
"Украл" три чудесных светописи на заставки
ПрЯвда? Ой приятно-то как. Спасибо, Игорь.
fanolia
+2
18 апреля 7:40
Пламенеющая готика - теперь звучит фатально.
Лена, очень атмосферно! фото потрясающей колористики! Настроение - соответствующее.

Не могу не вернуться к трагедии Нотр-Дама. Ну разве масштаб и ценность этого сооружения и других исторических памятников на Сите не заслуживают, чтобы меры безопасности были соответствующие! Пожарные застряли в пробке?! - вокруг вода Сены, может и без пожарных машин было бы достаточно насосов, если всю систему безопасности и все инженерно-техническую часть заранее предусмотреть. Повторюсь - бесценные исторические архитектурные ценности разве не достойны повышенных мер безопасности? Почему бы на Сите (сердце Парижа, его колыбель) не быть чему-то вроде МЧС. Там пол острова занимают полицейские и службы юстиции. Быстро загорелось - а что камеры наблюдения? и первичные средства пожаротушения? Извиняюсь за этот мой бред, но как-то наболело.
Может это и не самое мое любимое сооружение Парижа, но еще полгода назад я сидела и разглядывала его с боковой стороны, роза трансепта восхитила - в первую поездку как-то все это пробежали мимо.
Leolik
+1
18 апреля 15:33
ющая готика - теперь звучит фатально
Да,я тоже задумалась над этим, когда название к рассказу меняла. До пожара было просто "Тонкий вкус Шабли".
фото потрясающей колористики!
Это там так было, я цвета не меняла, Оль.
Извиняюсь за этот мой бред, но как-то наболело
Не, ну почему бред. Это все разумно и оправдано в тех условиях. А принимать на работу мигрантов, особенно если учесть, что последнее время во Франции участились поджоги католических храмов.
роза трансепта восхитила
Она вроде сохранилась. Я тоже не поклонница собора с момента посещения, но это мировой символ, икона, с такими вещами надо как-то бережнее и продуманнее.
vermut-777
+1
18 апреля 7:53
Интересный рассказ и замечательные фото, браво!
Leolik
18 апреля 15:33
Спасибо!
Nomad
+1
18 апреля 13:31
Просто
И очень нравятся мне твои фотографии...
Leolik
18 апреля 15:34
Нъявятся? Я рада.
Спасибо, Олег!
Nomad
+1
18 апреля 16:22
Нравится... все нравится... ))))
natchen
+1
18 апреля 15:07
Шабли - восторг, но аббатство, Лен....это полный взрыв моего мозга. Уже рассматривая первую фотографию, поняла, что мне туда надо обязательно. В моем списке европейских диковинок, которые меня зацепили, это третий раз. Спасибо тебе, что показала и рассказала.
Leolik
+1
18 апреля 15:36
мне туда надо обязательно
Если соберешься и у тебя не будет компании, стукни мне, Наташ, я с тобой еще съезжу. Но только ты за рулем!
Там просто отпадно. А сейчас маки зацветут. Вообще будет роскошно.
natchen
+1
18 апреля 15:49
Ой, Лен, отличное предложение и отличная компания. Я думаю, что это еще быстрее ускорит мое решение.)) Как только..., так сразу!
Leolik писала 18 апреля 15:36
Но только ты за рулем!
Заметано! Тогда ты - штурман.
Leolik
+1
18 апреля 15:50
natchen писала 18 апреля 15:49
Тогда ты - штурман
Это моя извечная роль!
natchen писала 18 апреля 15:49
Как только..., так сразу!
Заметано, Наташ!
Laskovsky
+1
18 апреля 17:05
Удивительное созвучие неярких фотографий вечера и настроения уединенного созерцания!
Leolik
+1
18 апреля 17:10
Laskovsky писала 18 апреля 17:05
и настроения уединенного созерцания
Ну да, что-то такое и было по настроению, Марин.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.