Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 19:20
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Хадибу — Йемен Январь 2014

Предыдущая часть — Последний султан Сокотры

В исламе есть поверье, что существует ангел, записывающий греховные поступки. Однако он записывает их по истечении шести часов, ожидая раскаяния человека в содеянном, ибо человек — обладатель разума, обязан знать — совершая зло, он вредит самому себе, вызывая недовольство Создателя.

Мы прилетели на Сокотру в 14 ч. Пока добрались до отеля прошёл ещё час, темнеет на острове в 18 ч. Таким образом, на осмотр осталось всего 3 часа. Знакомимся с принимающей стороной: гида зовут Эднан, водителя Аеф. Ребята, посовещавшись, везут нас на экскурсию в ущелье Айхафт.

Для этого приходится вновь встать на дорогу в аэропорт (лучше бы мы не заезжали в отель), и не доезжая до него свернуть вглубь острова на грунтовку.

Впереди поросшие кустарником горы, они соседствуют с полупустыней, отчего глядя вокруг, понимаешь — вода на острове источник жизни.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

В прежние годы она подразделялась здесь на воду Аллаха (общую) и частную. Последняя тоже была всем доступна, но если человек выкапывал свой колодец, он чаще всего устанавливал некие правила пользования.

Впрочем, и вода Аллаха тоже бывает разной. В некоторых местах с гор спускаются благодатные ручьи и водопады, воду из которых дехкане разбирают на полив огородов и на водопой скота. Однако во время дождя эти маленькие живописные струйки превращаются в мощные и грозные потоки, сметающие всё на своём пути.

В конце апреля и до июня Сокотра оказывается в центре мощных тропических циклонов. В этот сезон кораблям тяжело подойти к острову и стать на якорь.

На дороге к ущелью, мы пересекли каменную реку вади, заполненную большими валунами. По мере спуска в долину вода отшлифовала эти камни, округлив неровности.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Чем ближе приближаемся к ущелью, тем сильнее усиливается ветер.

Найдя в горном монолите небольшую лазейку, вода и воздух стараются её расширить, и счёт в этом сражении идёт не на годы и даже не на века, а на тысячелетия.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Дорога в ущелье идёт вдоль его расщелины, параллельно спускающемуся вниз руслу вади. Откуда-то сверху вниз тянется водопровод, питающий селения у подножия горы. Но вода это реальное богатство, и она достаётся не всем.

Эднан говорит, что где-то посредине горы в скалах есть тропинка, уходящая чуть в сторону. Там в горной деревушке люди живут без света и без водопровода. Далее мы видели на дороге полностью закрытых женщин этого селения. Они каждый день, снизу из долины таскают на себе в гору канистры с водой, проходя при этом вдоль водопровода.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

В 10 км. от этого места аэропорт, а ещё в 30 км. городок Хабидо, где в отеле есть интернет. Я спросил у гида, почему нельзя было сделать посередине водопровода небольшой кран, чтобы люди не шли 2–3 км, а набирали бы воду рядом с домом? Эднан ничего внятного мне не ответил.

Арабских женщин снимать категорически запрещено, но один раз на длинном кадре мне втихаря удалось запечатлеть закрытую цветным платком старушку.

Гид и водитель попросили больше так не делать, ибо дамы в отместку могут запросто кинуть камень. Я согласился и в дальнейшем старался придерживаться этого правила. Впрочем, тут и без женщин есть что снимать.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Мой фотоаппарат просто не выключался.

Удивительно, но здесь в естественной среде здесь встречаются такие растения, которые у нас обычно выращивают как цветы в горшках, выставляя их ближе к свету на холодный подоконник.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Растительный мир Сокотры реально поражает.

В некоторых местах деревья растут прямо на камнях, или скорее из камней.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Из всего увиденного я узнал только алоэ и бутылочные деревья.

Забавные карапузы, словно не желая тянуться вверх, надули свои тела вширь, и не стремясь при этом образовать пушистую крону.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Они не только похожи на бутылку, но и содержат внутри большое количество влаги. Говорят, что их сок сладкий и очень полезен.

Местная молодёжь почему-то считает своим долгом на бутылочных деревьях вырезать надписи.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Я спросил об этом Эднана, он посмеялся, и рассказал легенду.

Когда-то давно на острове жили гордые и красивые женщины. Они возомнили себя выше Создателя, перестав упоминать его имя в молитве. Мужья постоянно ругались с жёнами, но справиться с их гордыней страдальцы не могли. Кончилось терпение Создателя!

Как-то раз мужья вернулись домой и увидели — их самовлюблённые женщины превратились в толстые, стремящиеся не вверх, а вниз деревья. Мужья погоревали-погоревали, и решили подписать каждый своё дерево.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

В день страшного суда, когда все люди должны будут предстать пред Аллахом, мужьям будет легче найти своих непутёвых жён.

Архипелаг Сокотра географически принадлежащий восточно-шельфовой окраине Африканского континента, является осколком некогда единой Африкано-Аравийской платформы. Природные катаклизмы последних двадцати миллионов лет раскололи монолит, благодаря чему изолированная от материков Сокотра сохранила специфическое своеобразие природы.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Но есть одно, но — это человек. По мнению учёных, было несколько этапов заселения острова. Самое последнее и решительное проникновение в этот заповедный край произошло примерно 3500 лет назад. Каким был в те времена остров? Остаётся только предполагать.

Архипелаг, и в первую очередь Сокотра, с середины 19 века стали известны миру своей уникальной флорой и фауной. Сокотру величают «Галапагосами Индийского океана», причём в отношении растительности она оставляет Галапагосы «далеко позади».

Ботаники называют остров «экорегионом глобальной приоритетности». Флора региона является реликтом флоры Гондваны. Считается, что растения сюда мигрировали.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

Близость Аравии и Африки и сильные муссонные ветры позволяют предполагать возможность миграции с континента и обратно.

Ещё, как пишут учёные, «стабильная геология и относительно океанический влажный климат, могли позволить растениям выживать и развиваться здесь в течение более длительного времени, чем в более суровой среде соседних континентов».

Коренная фауна Сокотры ограничивается летучими мышами, маленькими змейками, особыми жуками, пауками, насекомыми и другими пресмыкающимися, включая хамелеона. Из 30 видов местных рептилий 27 не встречаются за пределами архипелага.

Теперь вернёмся к жизнедеятельности на острове человека. По мнению известного ботаника Г. Фобса все существующие животные (овцы, козы, коровы, собаки, ослы и кошки), часть которых находится в полуодичавшем состоянии, были завезены на архипелаг людьми всего несколько веков назад.

Растительный мир Сокотры. Ч - 2

В этом состоит главная опасность для неповторимой природы архипелага. Одичавшие козы в отсутствии хищников расплодились на Сокотре в неимоверном количестве, нанося природе острова огромный вред. Их здесь можно увидеть в любом месте.

Кто, сколько и чего съел, сказать тяжело, поэтому посчитаем по воде. Зоологи приводят такие цифры. В полузасушливых зонах, в случае свободного доступа к воде, животные употребляют её в следующих объёмах:

овца выпивает — 4–5 л.

за два дня коза — 4–5 л.

ежедневно осёл — 10–13 л.

ежедневно корова — 30–40 л.

за 2 дня верблюд — 60–80 л. раз в 4–5 дней

Пастухи считают, что животные не должны напиваться воды вдоволь. Это ухудшает качество мяса, делая его слишком водянистым, но примерное представление о расходовании воды получить таким образом можно. Одним словом, наши внуки, приехав на Сокотру, застанут её уже несколько другой.