Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Зёльден — Австрия Февраль 2019

Каждый год в конце января мы с сыном, любители той бескорыстной радости, что дарят спуски по снежным склонам, ездим на недельку в Альпы. Я катаюсь на лыжах, он на сноуборде. Больше в нашей семье никто ни на чем не катается, поэтому ездим вдвоем. Из всех альпийских стран более других нам симпатична Австрия. Здесь отлично сочетаются качественная каталка, уровень сервиса, разнообразие мест для проживания и цены. В этот раз выбрали Зельден, как ни странно, не были ранее здесь ни разу, хотя каждый год ездим на новое место. Как у всякого горнолыжного курорта, есть у Зельдена плюсы и минусы, о которых несложно получить представление еще на этапе подготовки поездки. Причем иногда плюсы и минусы могут менять знаки в зависимости от некоторых субъективных факторов. О совпадениях ожиданий с реальностью, как и о выявленных преимуществах и недостатках Зельдена я расскажу ниже.

А пока — этап подготовки. Абсолютно все предыдущие лыжные поездки были куплены у туроператоров, несмотря на нашу уже непоправимую приверженность к самостоятельным путешествиям (если исключить лыжи, то последний раз ездили в пакетную поездку 11 лет назад). В горнолыжном случае покупка тура часто видится более правильным решением, как по стоимости, так и по удобству. Несколько раз мы порывались поехать самостоятельно, но всегда идейный порыв разбивался о реалии, первая из которых — в подходящих отелях нет мест уже к концу ноября, а ранее у нас не получалось определиться со сроками.

Также самостоятельная поездка имеет весомый потенциальный плюс: все пакетные туры предлагают фиксированный временной интервал — от субботы до субботы, а самостоятельно можно ехать с субботы по воскресенье (т. е. на день больше). Но есть нюанс — большинство отелей ориентированы на пакетников, поэтому забронировать в них проживание на «кривой» срок не получится.

Долгосрочные планы рождают опасную иллюзию контроля над будущим, поэтому обычно я стараюсь не планировать ничего сильно заблаговременно. И все же осенью мы определились с датой выезда уже к началу октября, сразу решили бронировать отель на 8 ночей. В Зельдене нашлось всего 3 гостиницы, дающих такую возможность и удовлетворяющих нашим запросам (в частности: завтраки, парковка, наличие сауны, близость подъемника или остановки ски-буса). Прибавив к цене проживания перелет и трансфер до места, можно было сравнить стоимость с пакетом (учтя лишние сутки). Самостоятельно получалось немного дешевле. А еще возможность прибавить лишний день катания… решено, едем сами. Забронировали отель, перелет и, подперев головы руками, принялись ждать конца января.

Бывали годы, когда до лыжной поездки мы с женой успевали слетать в тропики, но не в этот раз, слишком много навалилось дел. Однако, в делах и время летит быстрее. Настал январь. Оставался нерешенным вопрос с трансфером. Самолет прибывает в Мюнхен, оттуда до Зельдена около 200 км (есть две основных дороги с разницей в 40 км). Можно ехать на общественном транспорте с пересадками, но, прикинув цену и время, отмели этот вариант. Остановились на аренде автомобиля сразу в аэропорту на весь срок. Получилось 175 евро (за 9 дней), что почти сравнимо с вариантом поезд+автобус на двоих, но несравнимо удобнее. Да и на месте иметь машину очень даже неплохо, ведь по соседству с Зельденом находятся самые крупные в Австрии термы — Аквадом. Так что забронировали авто.

И вот настала последняя суббота января, прекращаем ждать, отправляемся в путь. Перелет Люфтганзой не сулил неожиданностей, но в день вылета в Москве пошел адский снег, по радио сообщали о задержках и отменах рейсов. Прибыли в Домодедово, там толпы народа, табло вылетов сплошь в информации о задержках, но — чудо, наш рейс указан без изменений. Посадка началась с получасовым опозданием, после посадки долго стояли в самолетной очереди на обработку антиобледенителем, в итоге вылетели на полтора часа позже, но вылетели, и это была огромная удача.

В Мюнхене столкнулись с новой неожиданностью. Ожидая увидеть у стойки проката автомобилей скучающего менеджера, увидели же очередь из примерно двадцати человек. Пришлось отстоять около получаса. Выдача автомобиля здесь упрощена до минимума — подписываем договор, нам дают ключ и сообщают номер места на стоянке. Нашли наш новенький Рено Клио — удлиненная версия, можно со своим лыжами запросто поместиться, но у нас лишь пара небольших сумок.

Дорога до Зельдена заняла чуть более двух часов, по немецкой части ехали 150 км/ч, по австрийской значительно медленнее, однако каких-то страшных пробок не было. Навигатор легко проложил путь к отелю, свободное место на парковке нашлось, запарковались возле BMW с российскими номерами. Вселились около 21:00, что примерно соответствовало ожиданиям, несмотря на задержку вылета. Еще успели и в ресторанчик сходить поужинать. Возвращались в ночной тишине, небо было звездным, вдали виднелись очертания гор, оптимистичная фантазия рисовала прелести завтрашнего катания, белый снег, яркое солнце…

Отель наш назывался Пансион Андреас, 3 звезды, уютное местечко на склоне горы. Минусом его является некая удаленность от центра Зельдена, что вкупе с высоким расположением немного затрудняет путь домой (от центра примерно 15 минут, до центра — 10 минут). Но практика показала, что ежевечерняя прогулка по свежему воздуху нам никак не навредила. От отеля ходит скибас, остановка в 50 метрах. Номера не отличаются особым шиком, но все необходимое есть, уборка ежедневная, а завтраки для трех звезд просто великолепны.

Вид с нашего балкона на Зельден:

Альпийские каникулы. Зёльден

Утро, завтрак, сборы. В отеле висит расписание автобусов, оно выполняется неукоснительно. Едем до подъемника. Из Зельдена в горы можно подняться на двух основных подъемниках, один называется очень просто для русского уха — Гигийохбан, другой несколько сложнее — Гайслахкёгльбан. Честно говоря, мы до самого конца пребывания там так и не научились без ошибок выговаривать второе название, заменяя его в обиходе на какое-то более человекоразмерное. К тому же все наши задачи решались с помощью первого. Скибас до Гигийохбана едет минут 5. Там рядом есть пункт аренды снаряжения (мы не возим ничего своего, кроме перчаток и масок, все берем в аренду). Приятный бонус — в этом пункте работает бесплатный для клиентов депот (хранение лыж и ботинок). Т. е. мы из отеля идем налегке в бытовой обуви, там переобуваемся и берем лыжи/борд, вечером обратная процедура. От этого пункта до подъемника метров 100–150. Все это ничем не хуже проживания в непосредственной близости к подъемнику, зато у нас дешевле, тише, и прекрасный вид на городок и горы. Нанизываем на ноги ботинки, кладем на плечи лыжи/борд, идем к кабинкам.

Покупаем ски-пассы на 7 полных дней вместо привычных шести, вот оно, маленькое счастье самостоятельной поездки. Основная масса туристов встает рано, мы же еще потеряли время на аренде, так что возносимся ввысь в пустой гондоле. На станции Гигийох народ разбредается по четырем кресельным подъемникам и дальше в соответствии с предпочтениями выбирают себе зоны катания. Мы с сыном не относимся к «пожирателям трасс», но обкатать большую часть склонов успеваем в первый же день.

Подъемник Гигийохбан:

Вид с подъемника на Зёльден:

Зельденскую каталку можно разделить на три условные зоны — группа трасс непосредственно у станции Гигийох, примерно такая же группа у станции Глайсхкёгль, и место, которое мы назвали «затунелье», попасть туда можно через туннель в скалах. Первые две зоны имеют несколько черных трасс, в дальней группе их нет. Зато в затунелье прекрасные широкие выкаты, синие трассы почти не отличаются от красных, а красные способны порой подкинуть в кровь адреналинчику. В-общем, в этой зоне можно кататься без особых напрягов, но в то же время совсем примитивными склоны не назовешь.

Альпийские каникулы. Зёльден

В первый день катания нам не понравилась система маркировки склонов, частенько на развилках неожиданно отсутствует указание номеров трасс, стоят лишь цветовые указатели. Ранее в Австрии всегда отмечали четкую систему обозначений, по этому пункту австрийские каталки выигрывали у итальянских, в Зельдене же все оказалось схоже, например, с Доломитами. Большим недостатком это никак не назовешь, во-первых, нумерация отсутствует далеко не на всех развилках, во-вторых, уже на следующий день ориентировались без проблем, затруднения могут возникнуть лишь поначалу.

Погода. Еще перед вылетом мы были настроены мрачно, все синоптические сайты с освежающей прямотой предсказывали кромешные снегопады и отсутствие солнца на весь наш срок. Однако в первый же день было солнечно и комфортно, что породило надежду. Но второй день надежду безжалостно разбил — было облачно, шел мелкий назойливый снег. Впрочем, покататься удалось, и даже с удовольствием. Впоследствии выявилось четкое чередование — солнечный день сменялся пасмурным, и наоборот, словно по какому-то утвержденному графику. Пасмурные дни не всегда были беспросветными, порой в первой половине дня безмятежно светило солнце, а облака наползали постепенно, поначалу лишь обозначая себя вдали.

Несколько снимков пасмурных дней, позволяющих нормально кататься:

Альпийские каникулы. Зёльден

Классическая для Зельдена внетрассовая зона, фактически уже превращенная в трассу:

Возле кафе:

Теперь о плюсах Зельдена в целом. Местная каталка знаменательна тем, что здесь целых три пика выше 3000 метров. Такое высокое расположение обеспечивает наличие снега даже в теплую погоду. Много возможностей для цивилизованного внетрассового катания. Много широких выкатов, несложные, но крутые трассы также присутствуют в достаточном количестве. В горах есть несколько локальных интересностей — уже упомянутый туннель, нависающая над склонами терраса, музей Джеймса Бонда (здесь снимался фильм «007: Спектр»).

Катание:

Альпийские каникулы. Зёльден

Есть в Зельдене и кубковая трасса, здесь проводится этап по гигантскому слалому. Подъемник к кубковой трассе (она справа):

А это упомянутая терраса:

Альпийские каникулы. Зёльден

И пара снимком самого городка:

Альпийские каникулы. Зёльден

Вблизи Зельдена расположен еще один регион катания — Обергургль/Хохгургль, до него примерно 12 км. Скибас довозит туда бесплатно за 20–25 минут, а зельденский скипасс дает возможность пользоваться тамошними подъемниками (при условии, что скипасс куплен на срок более чем 3 дня). На таком же расстоянии от Зельдена находится городок Лангенфельд, с расположенным здесь самым известным австрийским термальным комплексом Аквадом. Если 7 дней непрерывного катания покажутся чересчур обременительными, можно съездить с туристическим визитом в город Инсбрук, до него примерно 80 км. А можно и к замкам Нойшвайштайн+Хоэншвангау (120 км). Если же склоны Зельдена будут покорены в полной мере, а запал энергии затребует чего-то нового, можно съездить на денек в Ишгль, Санкт Антон или Серфаус, до каждого из них примерно по 75 км, или в Майрхофен, который несколько дальше. Впрочем, в Майрхофене и Ишгле мы уже бывали. На мой взгляд, семь дней непрерывного катания — немного утомительно, нужен однодневный перерыв. Хотя лет десять назад я мог бы легко откать и две недели подряд.

Минусы Зельдена значительно скромнее его плюсов, это упомянутая уже недостаточно четкая система маркировки склонов, а снобы и профессионалы-эксперты могут отметить некий дефицит по-настоящему трудных трасс. Те черные, что там имеются, в иных местах вполне могли бы считаться красными (если угодно, темно-красными). Однако, некоторые красные и даже синие здесь весьма круты.

Высокое расположение зоны катания имеет негативные стороны — здесь часто холодно и могут дуть довольно сильные ветра. Поэтому на высоте много подъемников гондольного типа. Это, конечно, не минус, но отстегивать лыжи для входа в гондолу приходится частенько.

Что мы посетили из всего разнообразия? Съездили в Гургли (Обергургль+Хохгургль). Это две деревни, расположенные в 5–6 километрах друг от друга, имеющие общую зону катания. Здесь тоже есть трехтысячник, каталка очень даже приличная, а отсутствие в деревнях отелей ниже четырех звезд (ценовая отсечка) в совокупности с удаленностью места (отсечка ленивых) дают некоторое снижение численности народа на склонах. С погодой нам в тот день повезло не очень, но покататься по основным склонам успели, также посетили кафе на трехтысячнике, напоминающее летающую тарелку.

Альпийские каникулы. Зёльден

Возле этого кафе устроена терраса, заканчивающаяся холмиком с установленным памятником горному козлу:

На Обергургль надвигается снегопад:

Ближе к концу срока съездили в Аквадом. Стандартная длительность посещения терм — 3 часа, машина есть, т. е. ехать можно после почти полноценного дня катания. Здесь бесплатная подземная парковка с выходом непосредственно внутрь. Стоимость трехчасового абонемента — 25,5 евро на человека. Посещение сауны — плюс 15 евро. Еще по 6 евро за полотенца (можно приходить со своими). На входе дают чип-браслет, при получении дополнительных услуг он все зафиксирует и на выходе нужно будет все оплатить. Изюминка комплекса — система открытых бассейнов с термальной водой разных температур и химического состава. Есть и внутренние бассейны, есть детская зона. Внешние бассейны созданы в виде огромных полукруглых чаш, все это на фоне Альп, выглядит впечатляюще. Один из бассейнов оборудован круговой системой направленных потоков, создающих эффект течения реки. Мы не взяли с собой мобильников, думали, вряд ли это уместно и удобно, но народ активно фотографировался.

Сауна большая, мест на 25–30, снабженная огромным окном с прекрасным видом, раз в полчаса банщик готовит пар на базе разных ароматов, создаваемых путем растапливания на камнях ледяных комков с травяной настойкой. Да, сауна подразумевает посещение в голом виде. Некоторые парятся в полотенцах, потом испытывают трудности — ведь в локальный бассейн в полотенце не прыгнешь, как и не встанешь под душ «водопад». А после парилки это сделать необходимо.

В целом в Аквадоме все очень грамотно организовано и тщательно продумано. К бассейнам примыкает огромная зона релаксации, после сауны и бассейнов можно поваляться с книжкой или в наушниках. Есть рестораны и гимнастический зал. Раздевалки снабжены шкафчиками, ключом служит тот браслет, что сразу одеваешь на руку. Есть души, туалеты, скамейки, зеркала, фены. Отличное место этот Аквадом. Жаль, фоточек не наделал.

Музей Джеймса Бонда посещать не стали, что-то у обоих не возникло интереса. Разве что привлекает внимание джип из фильма, установленный на скале.

Альпийские каникулы. Зёльден

На склонах фирмой BMW организованы четыре точки фотосъемок — приложив скипасс к датчику, можно подвергнуться автоматическому фотографированию, затем нужно зарегистрироваться на сайте, ввести номер скипасса и получить возможность скачать свои фоточки. Правда, рассчитывать на выдающееся качество не стоит. К тому же, из четырех сделанных снимков я нашел на сайте лишь два.

Настал день вылета, рейс из Мюнхена вечером, есть возможность посетить Инсбрук или Мюнхен. Увы, с утра идет удручающе обильный снегопад. На стоянке вместо нашей машины — сугроб, пришлось проводить раскопки. Решили заехать в Инсбрук, все равно по пути, а там действуем по обстоятельствам. Снегопад продолжался и в Инсбруке, проехали по центру, снег здесь больше походил на дождь, на тротуарах мокрая каша… нет никакого смысла останавливаться, едем в Мюнхен.

В Мюнхене я уже бывал, причем летом, сын был только в аэропорту. Снег продолжает идти, лишь снизилась его интенсивность. Запарковались в подземелье возле Мариенплац, вышли — все та же снежная каша под ногами, ветер и серое низкое небо, позитива ноль. На Мариенплац малолюдно, но и делать там нечего, даже шпиль ратуши скрыт туманом. Вернулись к машине и поехали в аэропорт.

Горнолыжные отчеты хороши тем, что обычно не очень длинны, читают их преимущественно люди, напрямую интересующиеся темой, и, сужу по себе, читателю важно, понравилось ли в итоге конкретное место, чем оно лучше/хуже других. Итак, в заключение о Зельдене сухим языком судового журнала.

Курорт популярный, народу всегда много. Следствие — очереди на подъемники, заполненность трасс, разбитые у вечеру склоны, с буграми и оледенением. Но так сейчас, пожалуй, везде. Даже в непогоду в аристократичном Обергургле народу предостаточно. Так что этот параметр можно особо не анализировать. Сложность, ширина и длина, разнообразие трасс — уверенная четверка с плюсом. Хорошие возможности для внетрассового катания. Окружающие пейзажи весьма симпатичны. Аквадом, опять же, совсем рядом. В Зельдене тоже есть комплекс с бассейнами, но он в большей степени ориентирован на семьи с детьми.

Цены. Зельден не относится к дорогим курортам, но и дешевым его не назовешь. Мы пропустили прошлый сезон (обстоятельства непреодолимой силы), возможно, за два года от предыдущего катания цены несколько подросли везде. Сэкономить можно, поселившись в соседних деревнях, охваченных маршрутами скибасов, потери времени будут совсем незначительны, а экономия заметная. А если жить там в апартаментах и готовить самостоятельно, экономия будет такова, что Австрия еще и должна останется. Мы же возвращались, слегка покусанные ценами.

Апре-ски. Специфика нашей компании из двух родственников не предполагала посещение клубов и баров со стриптизом на столах, но всего этого там достаточно. Ресторанов тоже достаточно, но могло бы быть и чуть больше, в вечерние часы пик у популярных заведений можно видеть очереди на вход. Наибольшая загруженность — вечер субботы.

В общем, по субъективным ощущениям Зельден оказался очень хорош. Особенно, учитываю нашу с сыном низкую терпимость к разочарованиям. Закончу краткой характеристикой, услышанной от парня в отеле, приехавшего в Альпы впервые и объятого экстремальным восторгом — «Просто космос! Аж крышу срывает».

А последней фоточкой пусть будет эта, вид с подъемника с опущенным оранжевым колпаком:

Альпийские каникулы. Зёльден

А, чуть не забыл, еще вот ролик, дающий более динамичное представление о Зельдене: