Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была сегодня 20:11
Cumbre o muerte!

Тринидад — Куба Сентябрь 2018
Символ «золотого века» Тринидада.

Из живописной долины Виньялеса мой путь лежал в город архитектурного колониального наследия — Тринидад, который расположен недалеко от побережья Карибского моря. Билеты до Тринидада я также покупала заранее на сайте компании https://www/viazul.com, стоит 37 $ USD. Если точно знаешь, сколько дней пробудешь заранее в городе, очень удобно, не нужно лишний раз ходить на автовокзал. Ехать от Виньялеса до Тринидада около шести часов.

В это раз я решила совместить культурно-ознакомительный отдых с пляжно-релаксирующим и потому решила остановиться не в самом Тринидаде, а в поселке Касильда от которого одинаково 5 км до города, пляжей Анкон и Мария Агилар. До города отсюда можно дешево добиратья на «камьёне» (грузовик, переделанный для перевозке пассажиров наподобие автобуса) за 1 CUP, или на маршрутном «лошадо-такси» (лошадь с телегой, в которую вмещается человек 6–8) за 5 CUP. Ездит этот транспорт довольно часто, так, что без проблем.

Жильё я бронировала заранее на booking.com, из множества вариантов я остановилась на хостеле Villa Dona Barbara. И это оказался великолепный выбор по такой цене: если в Виньялесе у меня была лучшая обстановка из всех моих вариантов, то самая лучшая еда и самые дружелюбные и гостеприимные хозяева, именно в этом хостеле. После поездки я хотела оставить об этом хостеле отзыв на booking.com, но, увы, почему-то после моих бронирований эта опция оказалась недоступной. Более того, почему-то из раздела отзывы, убрали вообще всё, как я не пыталась, ничего не вышло. Поэтому расскажу, вкратце здесь. У хостела замечательные хозяева, которых зовут Барбара и Хуан Карлос. Именно у них я узнавала, на чем и куда можно дешевле и удобнее добраться, где поесть, что интересного посмотреть. Кроме, того с ними я часто беседовала о жизни людей и политико-экономической ситуации на Кубе, и несмотря на мой далекий от совершенства испанский, я понимала практически все. У хостела есть свой ресторан, где подают очень насыщенные и вкусные завтраки (яйца, тосты, мармелад, сыр, кофе, масло, свежевыжетые соки, фруктовую нарезку), здесь можно заказать ужин. Все ужины также были очень вкусными: свежайшая рыба, лобстеры, ммм… пальчики оближешь! А также прилагающиеся овощи, рис, фасоль, юкка, овощная нарезка, разнообразные супы. Кроме того, при ресторане есть свой бар, где можно заказать различные напитки: ром (несколько сортов), вино, пиво, коктейли (пина-колада, куба-либре, мохито и др.). Чему я удивилась, так это, что на Кубе есть только одна марка вина — Сороа и как производная два его вида — красное и белое. Вино хоть и не элитное, но, на мой взгляд, довольно приятное. Как мне объяснила Барбара на кубе нет культуры производства вина. Ужин с лобстером стоил 10 CUC, с рыбой от 12 до 20 CUC, в зависимости от ее размеров. У хозяев также можно заказать экскурсии по окрестностям Тринидада. Номер у меня был очень чистый, уютный, с ажурным покрывалом и москитной сеткой. В одну из стен был вмонтирован раритетный кондиционер советского производства, но, несмотря на свой вид, работал исправно и со своей задачей справлялся. В номере был также собственный санузел. Здесь я провела четыре ночи и, уезжая очень тепло попрощалась с хозяевами, Барбара мне даже кофейную чашечку подарила на память. Сейчас пью из не кофе и вспоминаю Кубу.

В ресторане Villa Dona Barbara.
Кондиционер в моем номере.
Тринидад — прямой наследник колониального прошлого

Разместившись в своей комнате, я вышла на прогулку по Касильде. Поселок небольшой, центр аккуратный, к окраинам дома становятся все беднее, дороги все хуже. На улицах много советских машин марок: «Жигули», «Москвич», «УАЗ», «ЗИЛ», «ГАЗ». Есть какая-то железнодорожная ветка, на вид заброшенная, но местные сказали, что рабочая. Есть три небольших магазина с продуктами и предметами первой необходимости (мыло, зубная паста и т. д.). В воздухе витает запах моря. Я даже дошла до какой-то гавани с рыбацкими лодками, но на пляжи я в первый день не поехала.

На улице Касильды.

Утром следующего дня я отправилась в Тринидад. Город был основан в 1514 г. Диего Веласкесом, и это было третье поселение на Кубе. Вскоре крупным городом стала Гавана, Тринидад же остался южным сторожевым пунктом и резиденцией контрабандистов, пиратов и работорговцев. В XVIII в. городе стало набирать обороты производство сахара. Наступил золотой век Тринидада: здесь были построены роскошные особняки и культовые здания. Однако со временем город не выдержал конкуренции с другими областями и постепенно пришел в упадок. В 1950-хх гг. Тринидад был объявлен национальным Кубинским памятником. Началась реконструкция, на новое строительство был наложен запрет. В 1988 г. Город был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В десять часов солнце еще не сильно припекает, и погода располагает к прогулкам. Первое впечатление от города — уютный, чистый, старинный, нарядный, улицы расположены как-то странно — не всегда понимаешь куда нужно идти. Как позже выяснялось такое расположение улиц, имело стратегическое значение — такое расположение было призвано, чтобы затруднить пиратам вторжение в город. В Тринидаде, также как и в Касильде, очень много машин советского производства. Многие проезжие части и тротуары до сих пор замощены булыжником, но кое-где встречается и асфальт. И еще, один очень странный момент — на улицах часто попадаютя раздавленные крабы. Как они сюда попсли? До ближайшего морского берега не менее шести километров. Не совсем понятно. На домах черепичные крыши, что очень органично вписывается в окружающий пейзаж. Современные дома встречаются довольно редко, и то, они так удачно вписаны в колониальный ансамбль, что не сразу понимаешь, что это новостройки. В городе есть несколько небольших весьма симпатичных площадей. Вообще для колониальной Кубы очень характерен небольшой размер площадей, иногда на столько маленький, что даже не совсем удобно фотографировать.

Тринидад — прямой наследник колониального прошлого

Первая, на которую я вышла — Parque Central Cespedes. Посредине площади разбит крохотный скверик, который смориться здесь очень органично и на скамейках, в котором очень приятно отдохнуть в жару. А, кроме того, здесь есть Wi-Fi, а в здании через дорогу продают интернет-карты (здание можно опознать по очереди перед входом). Рядом с площадью есть здание муниципалитета и две церкви — одна небольшая и достаточно скромная — Iglesia de Paula и более представительная Iglesia Senora de la Candelaria de la Popa.

Parque Cespedes Central.
Parque Centrale Cespedes.
Iglesia de Paula.

Вторая площадь, увиденная мною, была главная площадь города — Plaza Mayor. Она оказалась чуть больше предыдущей и оформлена очень оригинально, что придает весьма и весьма симпатичный вид. Особый шарм этой площади, на мой взгляд, придают ажурные скамейки и забор по периметру выполненные из чугуна и покрашенные в белый цвет, а также вазы на тумбах в кремово-зеленой цветовой гамме и фонари. К площади примыкает главный собор города — Iglesia de la Santisima (церковь Святой троицы). К сожалению на момент моего пребывания там была закрыта. Неподалеку от главной площади есть еще одно интересное место — широкая длинная лестница, которая когда-то служила своеобразным «прилавком» для выставки-продажи рабов, а сейчас на ее ступеньках расположилось летнее кафе, а на вершине она подходит к Дому Музыки (Casa de la Music).

Ориентиром для моего следующей прогулки по площадям явилась колокольня San Francisco de Asis расположенная при одноименной церкви и монастыре (Iglesia y Convento de San Francisco) на площади Plaza Carillo. Ее видно издалека, практически из любой точки города. Колокольня была построена в 1813 году монахом францисканцем. Её высота составляет 13 м. в здании монастыря сейчас размещается Музей борьбы с бандитами, экспозиция которого посвящена победе над контрреволюционерами на склонах Сьерра-дель-Эскамбрай (1959—1966 гг.). Интересный или нет, не знаю, не была. На площади перед церковью можно посидеть на лавочках в тени деревьев и понаблюдать за окружающей жизнью. Улицы примыкающие к этой площади имеют исключительно каменное покрытие — никакого асфальта. Часто встречаются всадники, на лошадях предлагающие конные экскурсии по окрестностям Тринидада. Ко мне тоже подъехал один молодой парнишка и предложил экскурсию за 15 CUC. На мои уверения, что я никогда не ездила верхом, сказал, что это не проблема. Договорились встретиться завтра в 10 утра рядом с церковью, никакой предоплаты. Можно было взять и на сегодня, но я решила этот день посвятить осмотру города, а ближе к вечеру съездить на пляж. Дальше идя по одной из улиц меня пригласили зайти в начальную школу. Там как раз шел урок математики. Класс простенький, детей достаточно много, просматривается явный недостаток мебели, но при этом дети не выглядят несчастными.

Улица недалеко от Iglesia y Convento de San Francisco de Asis.
Недалеко от Iglesia y Convento de San Francisco de Asis.
Iglesia de San Francisco de Asis.
Сквер около Iglesia y Convento de San Francisco de Asis.
Тринидад — прямой наследник колониального прошлого
Улица недалеко от Iglesia y Convento de San Francisco de Asis.
В начальной школе.

Завершающей четвертой площадью стала Plaza de Santa Ana и расположенная здесь же небольшая одноименная церковь Ermita de Santa Ana. Церковь небольшая, достаточно простенькая и явно нуждается в реставрации.

Iglesia Ermita de Santa Ana.

Во второй части дня, ближе к пяти часам я поехала на пляж Мария Агилар. Хозяева хостела вызвали мне такси за 5 CUC. Можно было взять в моем хостеле на прокат велосипед, что было бы дешевле, но от гуляний по городу я несколько подустала и мне хотелось отдохнуть. Что касается пляжа: чистый, ухоженный, песок мелкий, светлого цвета, спуск на глубину достаточно пологий, дно не каменистое. Можно взять лежак, кажется за 3 CUC. На дне моря наблюдается какая-то растительность отдаленно напоминающая кораллы. Море здесь спокойное, в отличие от того, с чем я столкнулась чуть позже в Баракоа.

Пляж Мария Агилар.

На следующий день, я, позавтракав, отправилась на конную экскурсию, о которой договаривалась накануне. Все оказалось честь по чести ровно в 10 часов меня встретили возле собора. Но саму экскурсию проводил не тот человек, который продавал, а другой. Его нужно было подождать минут 15, и тут у меня появилась возможность зайти в обычный жилой дом жителя Тринидада (пригласила жена гида), чем я и воспользовалась. Комнаты небольшие, обстановка достаточно простая, но далеко не нищая. Бытовая техника, мебель, это все в наличии. А вот с водопроводной водой проблема, как я поняла, она бывает не всегда. Вскоре появился гид с двумя лошадями. Оказалось, что нас в группе будет двое: я и молодой американец Алекс мексиканского происхождения. Лошади оказались низкорослые, спокойные, хорошо обученные, и, несмотря на то, что это была моя первая в жизни верховая прогулка, я освоилась очень быстро. А вот мой фотоаппарат, к большому сожалению «заглючил» практически сразу после выезда из города и мне не удалось сделать почти ни одного снимка. Правда пару-тройку снимков я попросила сделать Алекса и скинуть мне на e:mail, так что на память все же кое-что осталось. А виды между тем открывались просто шикарные: сочная тропическая зелень на фоне горных хребтов и над всем эти ярко-голубое небо. Конечной точкой нашего маршрута должен стать водопад. По дороге к нему мы заезжали на две фермы для дегустации кофе и сигар. Кофе оказалось неплохое, а сигары гораздо лучше, чем те которые я пробовала в Виньялесе. Я купила несколько штук себе, а также на подарки. Поскакали дальше к водопаду. Местами дорога сужалась до узкой тропинки и проходила через густой лес, местами шла через открытую местность. Наконец мы доехали до водопада. Водопад небольшой, но очень живописный, очень удачно вписавшийся в окружающий ландшафт. Здесь скапливается много туристов, под водопадом можно искупаться в прохладной воде, что весьма кстати, в такую жару. И все, дальше в обратный путь. По времени вся экскурсия заняла примерно три с половиной часа. Мне очень понравилась, рекомендую.

На выезде из Тринидада.
По окрестностям Тринидада.
У водопада.

Вечером того же дня я поехала на пляж Анкон на такси за все те же 5 CUC. Выглядит он почти также, как и предыдущий, но почему-то лично мне, пляж Мария Агилар понравился больше. В том месте, где я была находилось два отеля, и плюс в том, что за лежаки платить не надо, никто не сказал и слова против.

На третий день я взяла у хозяев моего хостела экскурсию по окрестностям Тринидада за 15 CUC. Моим водителем и одновременно гидом был негр по имени Иван. В ходе моих расспросов, почему у него такое нетипичное для Кубинца имя, выяснилось, что его мама когда-то училась в СССР в Санкт-Петербурге. А машиной, на которой мы ехали, был советский «Москвич» — 472. Так по пути, разговаривая на разные темы, мы доехали до небольшого поселка Валье-де-Сан-Луис, визитной карточкой которого является видимая издалека 45-ти метровая башня. Это башня Торре-де-Манака-Иснага была построена в 1816 г. на территории поместья плантатора Манаки-Иснага. Форма башни уникальная — три нижних яруса имеют форму квадрата, а четыре верхних — восьмиугольника. Первоначально башня предназначалась для наблюдения за рабами, которые трудились на плантации (около 350 рабов). Наверх башни ведут 136 ступеней, и чем выше поднимаешься, тем более захватывающими становятся виды на Валье-де-Сан-Луис, гасиенду Иснага и природный ландшафт. Недалеко от башни можно увидеть колокол, звон которого оповещал начало и конец работы на плантации. Сегодня у подножья башни расположились небольшие торговые ряды с изделиями из кружева. Изделия качественные, явно не китайский ширпотреб. Главный особняк гасиенды Иснага расположен здесь же, рядом. Сейчас там музей, где выставлены предметы обихода той эпохи, а рядом оборудование тех лет для производства сахара.

Вид на долину.
Вид с башни Торре-де-Манака-Иснага на Валье-де-Сан-Луис.
Вид с башни Торре-де- Манака- Иснага на гасиенду.

Вторым этапом экскурсии стало посещение заброшенного сахарного завода, уже почти современного. Как известно экономика пост революционной Кубы сильно зависила от поддержки СССР, и когда ее не стало, пришла в упадок. В 90-ее гг. здесь были закрыты многие предприятия, в том числе и данный завод, считавшийся крупным. Немножко грустно ходить среди разваливающихся зданий и ржавеющего оборудования — ему бы еще работать и работать. Сейчас здесь нечто наподобие музея. Вход 1 CUC. На территории завода также была исследовательская лаборатория, где сейчас представлено несколько экспонатов оборудования.

На территории сахарного завода.

Сахарный тростник.

В завершение экскурсии я прокатилась на zip line за 10 CUC. Высота не очень большая, но все равно, интересно.

Во второй половине дня я поехала на понравившийся мне пляж Мария Агилар, чтобы расслабиться и порелаксировать, ведь на следующий день я уезжала путешествовать дальше, в город революционного перелома — Санта-Клару.