Турист Ольга Яцик (Olga_Yatsyk)
Ольга Яцик
была 2 декабря 2019 2:41

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Валлетта — Мальта, Палермо + 2 города — Италия, Марсель — Франция, Барселона — Испания Февраль 2019
Круизный лайнер MSC Meraviglia

— ….Мы идем в мое. Мы отходим от п’ичала.
— Какой отходим? 3ачем весь этот маскаяд? Если мы пришли, давайте стоять. Мне это н’явится: то стой, то иди.
— Но мы же паяход.
— Паяход-паяход. Как минимум надо сп’есить у людей.
— Яша, я п’ешу, п’екъяти п’ения.
— А! Эта культу’я, этот капитан.
— Яша, клянусь тебе женой Изи, что следующий ейс ты будешь наблюдать с беега…..

М. Жванецкий, «Одесский пароход»

Страдающим нарушениями вестибулярного аппарата просьба не читать!

Начну с того, что я сама — путешественник со стажем. Раньше, живя на своей родине в Украине, я не только покупала готовые туры в жаркие страны, но и организовывала путешествия самостоятельно. Тогда это еще было связано с бумажной волокитой и длительным процессом оформления виз, если дело касалось Европы. Сейчас я четвертый год живу в Испании. Отпали проблемы с шенгенскими визами и объезжены многие интересовавшие меня до сих пор места в Европе. И вот тут встал вопрос, как можно разнообразить свой индивидуальный туризм и, заодно, сделать хороший подарок мужу ко дню рождения?

Выбор пал на круизное путешествие не только потому, что по телевидению каждый день крутят рекламу, где полуобнаженные Шакира и Пенелопа Крус заманчиво взывают покупать морские туры, но и от желания попробовать что-то новое. Кроме того, безумно хотелось «выгулять», наконец, вечерние наряды, пылившиеся в шкафу с момента переезда в Испанию.

Итак, я начала шерстить просторы интернета в поисках относительно недорого морского тура, с удобным городом отправления и маршрутом круиза, который бы я не посещала ранее. Одно из испанских круизных агентств (которым я оказалась впоследствии очень недовольна, поэтому не буду его афишировать) предлагало недельный круиз по Средиземному морю от компании MSC на 5-звездочном 19-ти палубном лайнере Meraviglia длиной 315 метров с выходом из порта Барселоны (Испания) и заходами в Марсель (Франция), Геную, Чивитавеккию (недалеко от Рима), Палермо (Италия) и Ла Валлетту (Мальта).

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Круиз планировался на зиму, так как в настоящее время мой рабочий график позволяет мне отдыхать и путешествовать только в холодное время года с непредсказуемой погодой. Однако, это меня не остановило, тем более, что день рождения моего мужа в феврале, и это как раз совпадало с расписанием круиза. В конце-концов я забронировала тур, куда входила двухместная каюта, питание «все включено» в ресторане-буфете, открытом 20 часов в день, безалкогольные напитки (вода, чай-кофе, утренние соки) там же, завтраки и ужины в тематическом ресторане и обширный список развлечений. Алкогольные и безалкогольные напитки предлагалось покупать с барах и ресторанах за дополнительную плату, или можно было приобрести пакет All inclusive Drinks, или другие варианты.

Будьте внимательны, выбирая морское путешествие: о том, что входит и не входит в ваш пакет, вам должен объяснить ваш агент, продающий круиз. Мне, к сожалению, не повезло с агентством, и мне ничего толком не объяснили. Все пришлось узнавать самой через интернет и на сайте круизной компании.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Посмотреть оснащение и описание MSC Meraviglia и лайнеров других круизных компаний можно здесь: http://www.cruisetips.ru/ship/cabins/msc-meraviglia

Во многие детали сервиса я вас посвящу, чтобы не было различных сюрпризов, тем более, что цены на дополнительные услуги на борту корабля довольно высокие. Поэтому, купив круиз, в любом случае вам еще придется дополнительно платить за:

• Трансферы из порта в исторический центр, если порт находится далеко от выхода в город, как это было в Марселе, например. Стоимость его составила 16 евро на человека. В Барселоне круизный автобус стоит 3 евро в одну сторону и 4 евро туда-обратно.

• Обязательные чаевые (от 8 до 10 евро в сутки на человека). Они должны уже на корабле списываться с вашего счета, заведенного на специальной карте, так как все оплаты на борту производятся только этой картой. Но даю вам один лайфхак — можно подойти к администратору на ресепшн и спросить, как платить чаевые, и как их будут списывать. В моем случае, меня просто спросили, хочу я их платить или нет, так как можно от них отказаться. Я, конечно, не упустила возможности сэкономить 140 евро, и нам без всяких разговоров просто отменили эти чаевые. Потом мы просто оставляли чаевые нашему улыбчивому адъютанту, убиравшему каюту 2(!) раза день и знавшего нас всех по имени. В общей сложности мы ему оставили 20 евро за неделю.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

• Экскурсии, если вы хотите посмотреть город во время высадки в порту, также будут платными. Их можно зарезервировать на сайте компании или уже на борту лайнера. Цены варьируются от 20 евро за тур на туристическом автобусе типа «hop-on-hop-off» и от 65 евро за участие в групповой экскурсии в сопровождении опытного гида. Но я не любитель таких общественных мероприятий в силу своей деятельности. Часто я сама провожу индивидуальные экскурсии для туристов в своем городе Таррагона, который полон древней истории и считается вторым Римом на Иберийском полуострове. Поэтому, путешествуя по миру, я предпочитаю изучать местность сама, предварительно получив информацию из открытых источников и расписав маршрут заранее.

• Платные представления. На лайнере MSC Meraviglia, например, всемирно известный цирк Du Soleil 6 раз в неделю делал шоу. Стоимость просмотра с ужином составляла 35 евро, а с коктейлем — 15 евро. К цене обязательно плюсуется 15% сбор за обслуживание.

• Напитки (алкогольные и безалкогольные) в ресторанах и барах на территории всего лайнера платные. Например, чашка кофе стоит от 1,70 евро, бокал пива от 6 евро, коктейли от 8 евро, бутылка вина от 23 евро, шампанского от 30 евро. Не забывайте, что к этой сумме всегда автоматически будет добавляться 15% сервисного сбора. Поэтому, я не совсем понимаю, на каком основании круизные компании взимают с клиентов еще и обязательные чаевые (8–10 евро в сутки), которые люди и так платят, каждый раз заказывая что-либо. Тем более неясно, попадают ли потом эти деньги к обслуживающему персоналу или остаются в компании.

Другой вариант не платить за каждый напиток — приобрести пакет All inclusive, который должен купить каждый человек, находящийся в каюте. Стоимость его составляет от 26 евро день на каждого человека. Покупать его обязательно на все дни круиза.

• WI-FI на борту MSC Meraviglia доступен от 30 евро за неделю для 1 устройства (только соцсети и проверка почты).

• SPA, салоны красоты и некоторые спортивные услуги — тоже за дополнительную плату, если они вам будут необходимы.

Это основные дополнительные платные услуги, и вам решать, нужны ли они вам. Об остальном вам не даст забыть услужливый персонал, который часто довольно навязчиво будет предлагать сфотографировать вас или протестировать какой-то косметический продукт. Конечно, это не будет бесплатно, поэтому без смущения и стеснения можете говорить «No, thank you!» и проходить мимо, если эта тема вам не интересна. Цена на пакет фотографий — около 170 евро. Также на борту корабля в специальной зоне-фотостудии можно распечатать фото со своих носителей на цифровом автомате. Цена печати одного фото составит 13 евро.

• Улыбнитесь, вас снимают!

И еще немного расскажу о фото. При посадке на лайнер MSC Meravilglia, после прохождения контроля и выдачи вам личных карт, вас попросят сфотографироваться на фоне панно с морской тематикой. Нам ничего не объяснили, только сказали, что это обязательное фото для каждой каюты. Мы подумали, что это фото для службы безопасности и сделали серьезные лица, не выпуская при этом из рук сумки и пальто. Ну, сфотографировались и забыли. Через 3 дня наш адъютант оставил в каюте пакет с четырьмя фотографиями, где я и муж с кислыми минами и кучей вещей стоим на фоне нашего лайнера в художественном обрамлении из ракушек и рыбок. К пакету была прикреплена записка на английском языке, что эти наши фото стоят 30 евро (и это уже со скидкой!) и (какая щедрость!) к ним прилагается одна бесплатная фотография нашего лайнера. Если мы минимум за 2 дня до высадки не вернем эти фото адъютанту, то их стоимость будет автоматически списана с нашего счета. В общем, хорошо, что я владею языками, смогла все это прочитать и вовремя вернуть. В целом, хотелось бы отметить, что это прикол с фотографиями был единственным негативным моментом в нашей поездке.

Лучше круиза может быть только летний круиз

Если вы еще никогда не были в круизе, то представьте, что вы находитесь в открытом море на борту шикарнейшего плавающего 5*отеля, который каждый день вас привозит в новые страны и города. Несмотря на относительно высокую цену морского путешествия, в перерасчете на индивидуальные посещения стран и городов, получается не так уж и дорого. Посчитайте сами, во сколько бы вам обошелся перелет, отель и питание в каждой отдельно взятой стране? Не считая того, что каждый вечер у вас есть возможность наслаждаться новым музыкальным спектаклем, участвовать в светских раутах, коктейлях, совершать променад в вечернем туалете по главной площади лайнера и пробовать в ресторанах блюда от знаменитых поваров-обладателей звезд Мишелин. Все это не может не будоражить воображение.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Однако, отвлекусь от шика лайнера и вкратце опишу наши сухопутные променады по портовым городам на маршруте круиза. Не буду на этом особо задерживаться, потому как с зимней погодой нас не повезло. Во всех городах — Марселе, Генуе, Палермо — шел проливной дождь, в Генуе даже с сильным ветром и градом. В Чивитавекье и Ла Валлетте переменная облачность соперничала со срывающимся дождем. Тем не менее, под зонтиками мы успели прогуляться по основным достопримечательностям и даже посетить некоторые музеи, где благополучно пережидали непогоду.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Самым ярким впечатлением, без сомнения, стала Ла Валлетта на острове Мальта. Этот удивительный город в ХVI веке основали рыцари ордена Святого Иоанна (госпитальеры, в дальнейшем именовавшие себя Мальтийскими рыцарями), отбив от него атаки войска Сулеймана Великолепного (мужа украинской Роксоланы). Архитектура города заметно отличается от уже привычной европейской, и лично мне кажется, что в ней проявляются шумеро-аккадские нотки. Необычен и мальтийский язык, напоминающий смесь итальянского с арабским. Безусловно, Мальта — то место, куда стоит вернуться еще раз и более детально изучить её уникальную островную культуру.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Советы по посещению Ла Валлетты можно прочитать по ссылке: https://www.otzyv.ru/read.php?id=186019

Но вернемся на лайнер. Стоит несколько слов сказать о персонале: очень приветливые, отзывчивые и стрессоустойчивые ребята. В основном, из южной Азии, но есть и европейцы. Многие официанты говорят на нескольких языках, а администраторы и ведущие мероприятий — настоящие полиглоты! Я, как человек, худо-бедно говорящий на 6 языках, могу оценить это. Работа у сотрудников ресторанов и службы клининга очень сложная, ненормированная и постоянно на ногах. Так как они и живут, и трудятся на борту, то могут работать по 16 часов за смену, вставая рано утром и ложась поздно вечером. Кроме всего прочего прибавьте постоянную качку!

А когда на море качка…

Немного слов об этой волнующей многих проблеме. Я раньше плавала только на речных или морских прогулочных корабликах, я очень люблю прогулки по воде и у меня нет проблем с морской болезнью. Но масштаб круизного лайнера, конечно, не идет ни в какое сравнение с предыдущим опытом! Может быть нам повезло и зимнее Средиземное море не было очень «злым». Корабль начало совсем немного качать, когда мы в первый день вышли из Барселоны, но назвать это качкой было нельзя и никакого дискомфорта это не вызывало. В следующие несколько дней море было более подвижно и, выходя из зала представлений — Broadway Theatre — на высокой шпильке, приходилось держаться за поручни, чтобы не упасть. Мужчинам было немного легче:-) Однако, это было даже весело! Тем не менее, на корабле все было предусмотрено: в каждой из многочисленных уборных были заботливо разложены синие пакетики для страдающих морской болезнью. На них была указана просьба пользоваться ими, а не умывальником, в случае плохого самочувствия. Поэтому, один из минусов круиза это то, что не все могут в него поехать из-за непредсказуемых реакций организма.

В пассажире всё должно быть прекрасно

Одна из главных тем, которая меня занимала при подготовке к круизу, это - дресс-код. В моем гардеробе достаточно вечерних нарядов, но начитавшись в интернете отзывов от других путешественников, мне стало ясно — нужно спасать мужа! В Испании народ очень демократичен (даже слишком) в выборе одежды и не придает ей почти никакого значения, что для выходцев из бывшего Союза неприемлемо. Пришлось почти полностью обновить мужу гардероб: купить пару пиджаков, галстуков и платочков к ним, классическую обувь. Ведь везде предупреждалось о проведении официальных вечеров, где необходим чуть ли не смокинг. Его мы, конечно, покупать не стали. Если нужно, смокинг можно было бы взять на прокат на борту корабля.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Информацию о круизном дресс-коде можно посмотреть по этой ссылке: https://cruise-life.pro/news/news_43.html

Стоит сказать, что не зря я старалась, все-таки очень многие были одеты элегантно и даже вычурно. Многие современные европейцы могли бы назвать это ярмаркой тщеславия, но, живя в Испании и полностью переменив свою жизнь, я просто очень соскучилась по выходам в свет и меняла наряды по три раза в день, соответственно ситуации, конечно.

Однако, любители свободного стиля могут не переживать, на лайнере были и те, кто спокойно мог приходить в ресторан в повседневной одежде. В буфет, открытый 20 часов в сутки, люди вообще могли зайти в спортивной одежде, шортах, и даже банных халатах. Культура одежды и поведения в Европе, да и во всём мире, заметно снизилась в последние годы, что меня лично удручает. Хотя это и называется свободой и демократией, но я искренне не понимаю, почему вызывающе громко разговаривать и демонстрировать отсутствие вкуса в одежде — это признак либерализма?

Однажды немец, русский и француз…

Скажу пару слов о публике на лайнере. Она была довольно разношерстной по стилю поведения, не говоря уже о ее мультинациональности. Итальянцы, испанцы, французы, австралийцы, немцы, украинцы, норвежцы, россияне, африканцы, латиноамериканцы и огромное количество китайцев! Такое количество представителей «желтой» расы было связано с празднованием Восточного Нового года. Для них организаторы даже устроили встречу с проводами старого года и обратным отсчетом, а каждому гостю на дверь каюты прикрепили поздравление. Таким образом все узнали, в каких каютах поселились китайцы и японцы.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

В этом мультикультурализме, однако, были и свои негативные моменты. Например, на вечерних спектаклях многие люди, не знакомые, вероятно, с правилами культуры поведения в общественных местах и на концертах, опаздывая, спокойно заходили в середину зала и, желая занять лучшие места, заставляли подниматься весь ряд, пропуская их на выбранные сидения. В основном это были китайцы. Мой муж с такими не церемонился, а просто не пропускал их, и они уходили. А однажды рядом с нами в зале оказалась группа подростков в спортивных костюмах. Закинув ноги на передние сидения, они явно мешали остальным и не были заинтересованы в просмотре шоу. Они просто орали, как дикие обезьяны. Мой муж несколько раз шикал на них, чтобы они успокоились. Было видно, что вообще в первый раз в жизни им кто-то делает замечание по поводу поведения. Большинство людей в Европе просто предпочитают игнорировать такое поведение, даже если оно им не нравится и мешает. Это обратная сторона европейской толерантности, когда хамство считается нормой, а переход личных границ других людей в общественных местах никак не пресекается.

-Что у нас сегодня на завтрак, Бэримор?

— Овсянка, сэр!

Х/ф «Собака Баскервилей»

Ну, а теперь снова о приятном. Еда на лайнере — это что-то!!! Настоящее богатство средиземноморской гастрономии! Корабельный ресторан-буфет «все включено» Marketplace не сразу сразил нас масштабом, но потом мы поняли, что он занимает аж половину площади 15-й палубы! Вкусно накормить несколько тысяч людей одновременно — не шутка! Здесь мы только обедали. Но такого разнообразия блюд я давно не видела, даже в лучших отелях. На то он и 5-звездочный лайнер! Свежие овощи и зелень, морепродукты, рыба, копченый лосось с прозрачных стаканчиках в составе различных слоеных мини-закусочек, огромная запеченная сочная индейка, от которой шеф-повар порционно отрезал кусочки по заказу! Я уже не говорю об огромных ароматных пиццах с пылу-с жару, за которым выстраивалась очередь из молодежи, не понимающей высокой кухни и предпочитающей знакомые вкусы новым гастрономическим впечатлениям. Сладости также были на высоте и мы искренне пытались не объедаться, что получалось у нас плохо. Спасали только ежедневные длительные прогулки по городам во время стояки судна, да и передвижение по огромному лайнеру забирало достаточно энергии. Единственный минус буфета — было сложно найти спокойное свободное место, иногда приходилось ждать, пока народ освободит столик с видом на море.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Одним из развлекательных шоу была презентация мини-сыроварни, где прямо на корабле делали элитную моцареллу из буйволиного молока. Тут же, на глазах изумленной публики, из агрегата, куда 5 минут назад добавили кисло-молочную смесь, выскакивали маленькие круглые моцарелинки! А из крупных кусков сырной массы итальянский шеф-повар Марко, родом из Сорренто, лепил целые моцарельные косы. Потом все это давали пробовать зрителям, хотя мы и так каждый день устраивали на тарелках импровизированный «капрезе».

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Завтрак и ужин у нас проходил в ресторане "Waves" на пятой палубе. За нами был закреплен отдельный стол в зоне с испаноговорящими соседями. Но мы не особо с ними общались. За нами ухаживал официант и здесь мы уже выбирали блюда из меню, разработанного специально для круизной компании MSC лучшими поварами со звездами Мишелин. Меню менялось каждый день в зависимости от тематики вечеров в круизе. Однако, в ресторане все напитки, даже воду, нужно было оплачивать отдельно. Цена 1л бутылки воды — 4 евро +15% сбора. Также можно было взять бутылку вина (от 23 евро и выше), выпить половину, и оставить на следующий день. Причем, я заметила, что в ресторане не было детей, только взрослые 18+. Потом я поняла, что все семейные питались в буфете, давая таким образом остальным людям насладиться спокойным отдыхом без детских шалостей и капризов.

Как я уже писала, у моего мужа в это время был день рождения, и я заранее заказала особое поздравление в ресторане. Перед десертом группа официантов, под недоумевающие и любопытные взгляды гостей с песней и музыкальным сопровождением преподнесли мужу торт с поздравительной надписью. Он, конечно, был немного растерян, но, безусловно, приятно удивлен. Сюрприз удался!

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Сообразим на троих? или Алкоголь в круизе

Несколько строк посвящу животрепещущей для многих туристов теме транспортировки своего алкоголя на борт лайнера. Перед поездкой я читала много советов в интернете, можно или нельзя этого делать. Но свой «живой» опыт — самый ценный. Итак, несмотря на официальный запрет компании MSC и контроль безопасности при посадке, мы пронесли на корабль около литра спиртного, налив его в 100-граммовые бутылочки из-под косметики и положив в багаж. Кроме того, на первой прогулке в Марселе, мы купили в супермаркете 0,5 л бутылку коньяка, перелили его в синюю пластиковую ёмкость из-под минеральной воды и так же спокойно прошли контроль безопасности. В Палермо мы решили купить бутылку Limonchello из местных лимонов и нас тоже пропустили с ней на корабль. В Ла Валлетте мы прикупили бутылку мальтийского вина. Затем, перед посадкой на лайнер всех пассажиров пропустили через duty-free, где народ затаривался кто чем мог. Там мы взяли еще бутылочку «наполеона». Итак, на прохождении контроля безопасности наш ждала «алкогольная полиция»: она изымала и опечатывала спиртное до окончательной высадки пассажира. Мы уже приготовились к тому, что у нас отнимут нашу «контрабанду», положили ее на ленту контроля, она выехала из аппарата, и нам (о, чудо!) вообще ничего не сказали… Мы решили быстренько слинять, не привлекая к себе внимание. Вечером в каюте мы наслаждались французским коньяком!

Хлеба и зрелищ!

Мое повествование, безусловно, будет неполным, если я не расскажу о развлечениях на борту лайнера, ради которых стоит ехать в круиз и коих там великое множество на любой вкус и возраст. Так как путешествовали мы зимой, то не буду останавливаться на описании огромного аквапарка, расположенного на верхней 19-й палубе, которым мы не воспользовались. Но были и «моржи», которых не пугала ледяная вода и сильный морской ветер. Правда, таких было немного. Открытый бассейн также не был популярен, а вот крытая спа-зона с джакузи (не путать со спа-центром за дополнительную плату) была заполнена до отказа.

О других мероприятиях «для души» вас ежедневно будет оповещать бортовой информационный бюллетень с полным расписанием на целый день. Его вам будет приносить в каюту ваш адъютант. Любителю музыкальных шоу придутся по вкусу театральные постановки в стиле «путешествие по эпохам», поп-рок и даже (!) оперы в исполнении лучших голосов Европы. На центральном променаде весь вечер для вас будет играть живая lounge music, где вы, попивая коктейль в баре, будете чувствовать себя властелином мира. Поклонники танцев днем могут посещать мастер-классы, чтобы вечером на танцполе перед огромной аудиторией под зажигательную музыку Disco 70-80х или Latina продемонстрировать выученные танцевальные па.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Для гостей, не представляющих свою жизнь без караоке, каждую ночь открыты двери в TV Studio&Bar. А если вам нравится готовить, то можно побороться за звание лучшего повара в кулинарной программе Master Chef, предоставляющей победителю возможность попасть в одноименное кулинарное телешоу.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Дети в круизе приобретут нового друга по имени Doremix, который будет с ними танцевать, петь и учить словам на разных языках. Целыми днями креативные ведущие будут придумывать все новые и новые развлечения: бинго, пивная викторина, карточные розыгрыши, танцевальные флешмобы. А ночью на небе — цифровом интерактивном экране — будут зажигаться огни Сиднея, Нью-Йорка и Парижа!

Одним из изумивших и поразивших меня мест на лайнере был шоколадный бар. Там расположилась целая выставка фигур морских обитателей и удивительной красоты часы, сделанные из шоколада французским кондитером-победителем всевозможных кулинарных конкурсов Jean-Philippe Maury.

Меравийские хроники, или Путевые впечатления от круиза на MSC Meraviglia

Также в один из дней круиза можно было познакомиться лично и сделать фото с капитаном. В этот особый вечер все гости должны придерживаться дресс-кода Elegante, подразумевающего вечернее платье для дам и смокинг (или темный строгий костюм) для мужчин. И пусть все это выглядит, возможно, немного старомодно и слишком помпезно, но только в такие моменты можно почувствовать себя на вершине мира! И если вас привлекает сочетание демократичного туризма с элегантной роскошью, то вам несомненно стоит отправиться в круизное путешествие!