Турист Валерия Белоусова (ValeriiaBel)
Валерия Белоусова
была 24 апреля 10:41

Суздаль — Россия Июль 2018

Первый пункт тура - Владимир.

Суздаль — это город-заповедник, где сохранилось наибольшее количество памятников архитектуры Древней Руси. Первое упоминание этого города приходится на 999 год. С Суздалем связаны жизни многих известных людей, например, ученый Виноградов, князь-полководец Пожарский, Лопухина — жена Петра I и многие другие.

Суздаль покорил мое сердце сразу! Камерностью, уютом, старинной архитектурой, а главное пасторальными пейзажами! Кажется, что время здесь остановилось.

Вот села бы на стульчик и любовалась бесконечно долго на вертикали церквей на фоне заливных лугов,

Галопом по Золотому кольцу. Суздаль

а потом прошлась бы неспешно по городу, а быть может даже прокатилась с ветерком,

спустилась бы к реке, покормила бы и без того зажравшихся жирных уток,

Галопом по Золотому кольцу. Суздаль

прогулялась по земляным валам, насладилась бы колокольным звоном. Что-то я размечталась! У нас ведь экскурсионная программа с жестким цейтнотом. Вперед за экскурсоводом!

Знакомство с Суздалем у нас началось не с Кремля, как вы, наверное, могли подумать, а с Музея Деревянного зодчества. Это музей под открытым небом, своеобразный ансамбль русских окрестностей. Музей представляет собой русскую деревню XVII века со всеми соответствующими атрибутами и экспозициями. Здесь всё продумано до мелочей, начиная с мельниц и церквей и заканчивая детскими игрушками и домашней утварью.

Вот люблю я такие этнографические музеи. Ты как будь-то переместился в прошлое на машине времени. Цветы на окнах,

посуда на столе,

гуси в загоне,

инструменты в огороде.

Кажется, что хозяева только что вышли и вот вернуться. Здесь даже смотрители выглядят по особенному, как приветливые хозяйки этих деревянных домов. И только обилие туристов одетых в современную одежду, выдает, что ты в веке 21-м.

В Музее Деревянного Зодчества царит настолько душевная и уютная атмосфера, что это место не хочется покидать.

Галопом по Золотому кольцу. Суздаль

В Суздаль мы приехали накануне Праздника огурца. Из огурца сделали местный бренд! Суздальцы из него даже варенье варят, утверждая, что это ягода. Этим самым они сломали мою картину мира. В этот день шла активная подготовка к празднику, которую мы застали. День Огурца — это не просто местный праздник урожая, а настоящее событие, которое отмечается в народных традициях, и привлекает до 18 тысяч туристов со всей России, при том, что население Суздаля около 10 тысяч человек.

Далее у нас было посещение Кремля — души и сердца города. Кремль был построен еще в X–XI веке, но земляные валы и деревянные укрепления, церкви и ансамбль архиерейского двора сохранились и по сей день. От Музея деревянного зодчества налево через мостик и мы уже у стен Кремля.

Галопом по Золотому кольцу. Суздаль

Практически сразу привлекает внимание храм с синими куполами покрытыми россыпью звезд. Это Собор Рождества Богородицы — старейший храм Суздаля. Его трижды возводили на одном и том же месте. Первое здание было построено еще во времена Владимира Мономаха. Приблизительно в 1148 году Юрий Долгорукий возвел новый храм. Его основание стало нижним ярусом современного собора. В 1222–1225 годах владимирский князь Юрий Всеволодович построил третье, белокаменное, здание. Он неоднократно перестраивался и изменял свой облик. Жаль, что мы не заглянули внутрь и не посмотрели интерьеры.

Напротив находится колокольня со старинными часами, на циферблате которых размещены церковно-славянские буквы, обозначавшие раньше цифры. Часовой механизм до сих пор в рабочем состоянии, но все делается, по словам экскурсовода, одной монахиней вручную.

Галопом по Золотому кольцу. Суздаль

Далее мы отправились смотреть архитектуру Покровского монастыря. Здесь нас познакомили с невероятными историями и легендами, с которыми связан этот объект. Этот монастырь был местом ссыльных жен. Среди его обитателей числятся 28 великих княгинь. Первой была сослана первая бездетная жена Василия III Соломония Сабурова в 1525 году. После 20 лет брака она так и не забеременела и была насильственно сослана в монастырь своим супругом. Существует легенда, что в монастырь она попала будучи беременной и родила там сына, но эта легенда не нашла у историков своего подтверждения. В заточении она провела 17 лет, приняв постриг под именем Софьи. После смерти была канонизирована под именем Преподобной Софии Суздальской.

Та же участь постигла пятую жену Ивана Грозного. После всего лишь года супружеской жизни она попала в опалу и была обвинена в бездетности, несмотря на короткий срок супружеской жизни.

Не избежала этой участи еще одна царская жена — первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, за то что они с супругом «не сошлись характерами». Но в отличии от предыдущих сосланных жен, Евдокия праведным образом жизни не отличалась. Жила как мирянка и даже имела любовную связь с майором Степаном Глебовым. Участвовала в заговоре, организованном ее сыном Алексеем. После раскрытия заговора, ее вместе с Глебовым и другими участниками арестовали и перевезли в Москву. Глебова пытали и казнили, вместе с ним казнили несколько монахинь и игумения Покровского монастыря. А Лопухину избили кнутом и перевезли в Ладожскую обитель и только после того, как на престол взошел Петр II, ее помиловали.

Монастырь окружен каменной стеной. Территория храма очень ухоженная.

Покровский храм — главный храм монастыря был построен в 1510–1514 годах.

Галопом по Золотому кольцу. Суздаль

В советские годы монастырь был закрыт. Здесь находилась секретная биохимическая лаборатория. В 1960-х годах Суздаль стал туристическим местом, и монашеские кельи были переделаны под домики для туристов. В начале 90-х монастырь был передан обратно РПЦ.

После сытного обеда, во время которого мы даже попробовали местные наливки, было время пробежаться по узким улочкам Суздаля в сторону Торговой площади, где можно прикупить сувениров.

Из Суздаля не хотелось уезжать, пара часов для такого колоритного города с его аутентичной атмосферой ничтожно мало! Здесь надо гулять минимум два дня, встречая рассветы и провожая закаты, слушать колокольный перезвон, любоваться отражением церквей в речке Каменке. Но предстоял переезд в Иваново, где у нас была запланирована только ночевка в гостинице «Союз», без всякой экскурсионной программы в городе. Но нам же так не интересно! Когда мы еще попадем в Иваново? Собравшись с силами, мы совершили небольшую прогулку по этому городу, но об этом с следующем рассказе.