Турист Вечерний картограф (exomni)
Вечерний картограф
был 18 марта 18:48

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Стамбул — Турция Декабрь 2018
Вид с Галатской башни, декабрь 2018
11 36

*boğaz [бооаз] - горло, горловина, пролив, Босфор

Месяц назад я впервые посетил давно интриговавший меня Стамбул, воспользовавшись дешевыми билетами на «Победу». Это был неодозначный опыт, и я хочу рассказать о нем. Собственно говоря, это был мой первый раз не только в Стамбуле, но и в Турции, так что я покинул ряды тех дерзких людей, которые могли, бросая вызов общественному мнению, заявить, что никогда не были в этой стране (если что, про дерзких людей — это шутка).

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Anton Bespalov (exomni)

Для начала пара слов о «Победе». Слышал я о ней только плохое и очень хотелось проверить, так ли страшен черт, как его малюют. В общем и целом — нет. Билет в два конца обошёлся чуть меньше 7000₽. К изначальной стоимости добавились доплата за выбор места (опционально) и комиссия за оплату картой (а вот это уже свинство). Габариты рюкзака проверяли только в Стамбуле — и он влез, несмотря на то, что распух за счёт подарков. Но ряд вещей пришлось распихать по карманам.

Что касается авиапарка, то Boeing 737 вообще не принадлежит к числу моих фаворитов. Особая подстава — за собственные деньги выбрать место у иллюминатора БЕЗ иллюминатора (мне это удалось). Но пресловутые неоткидывающиеся спинки никакого дискомфорта не вызвали.

Переходим теперь к аэропорту. «Победа» летает и в Ататюрка (скоро он закрывается, так что эта информация неактуальна), и в Сабиху, но мои рейсы были через Сабиху, и это было довольно тоскливо, так как ехать оттуда до центра города — одно мучение.

Я, правда, сам выбрал самый мучительный путь — на обычном городском автобусе до Кадыкёя, но сомневаюсь, что на скоростном автобусе или такси было бы сильно лучше. А все дело в чудовищных пробках. Сначала автобус долго плутает по окрестностям аэропорта с узкими улицами, яркими вывесками и навязчивой рекламой (не знаю ещё, как описать отвращение, которое вызывают эти места). Потом вроде выезжает на трассу, но то и дело упирается в очередной затор.

Друзья снабдили меня картой Istanbulkart, которая очень помогла. Правда, сначала я долго и безуспешно пытался понять, как её пополнить (очень просто, в автомате, но он принимает только наличные, а обменник только в зоне прилетов, а туда можно попасть только через зону вылетов, а как попасть туда — вообще большой вопрос).

Пока я мучился с автоматом, подошёл человек в форме Turkish Airlines, у которого я жалобно спросил "Maybe you know how to use it." "Oh yes, I do know" — снисходительно ответил тот. Оказалось, что на моей карточке куча денег, и я могу кататься на стамбульском общественном транспорте целыми днями. И, забегая вперёд, на нем стоит кататься — особенно на трамваях и паромах. И на фуникулерах ещё.

Что меня поразило ещё в окрестностях Сабихи — это обилие людей. Тремя неделями ранее я был в Токио, и там совершенно не сложилось ощущение перенаселенности. Иное дело в Стамбуле. Народу реально много — и это я говорю после Москвы, сопоставимой по численности населения.

Когда автобус доехал до Кадыкёя, уже стемнело. Паромы ходят каждые 15 минут, и на них действует волшебная Istanbulkart. Увидев на табло заветное слово Eminönü, я немедленно прошел через турникет и вскоре теплоход отправился через Босфор в Европу.

Спустившись на берег в Эминёню, я окончательно понял, что все, что вижу на берегу, хорошо знакомо. Район пристани напомнил подмосковный вокзал — мрачные озабоченные люди, смердящие автобусы, выписывающие непредсказуемые траектории. И только нежный бриз и отсутствие снега говорили, что-то тут другое.

1
Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Эминёню, утренний вид

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Эминёню, вечерний вид с Галатского моста

Ещё на пароме я обратил внимание особенность на такую особенность стамбульского народонаселения, как гендерный дисбаланс. В городе огромное количество мужиков, большей частью репродуктивного возраста, большей частью с одинаково уложенными волосами и одинаково подстриженными бородами. Забавно, но даже в Токио (да, я опять вспомнил о нем) у меня не было ощущения, что вокруг столько одинаковых людей.

После Москвы, Будапешта, Воронежа или, тем более, Бердичева действительно может сложиться впечатление, что женщин в Стамбуле практически нет. Их сравнительно мало на улицах и в транспорте, их почти нет на базарах, а многие из тех, что есть — одеты в чёрные мешки с прорезям для глаз. Это явление распространено меньше, чем в Брюсселе или Париже, но оно есть.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*


Народ на Истикляле

Тут надо сказать ещё одну вещь — в Стамбуле мало западных туристов: американцев с вечно полуоткрытым ртом, громких французов и испанцев, немцев в шортах, сандалиях и носках (тут мне говорят — декабрь же на дворе, какие сандалии — ну да ладно, будем считать, что это художественный приём). Зато много гостей из арабских стран — именно их зачастую сопровождают женщины в мешках — и Юго-Восточной Азии. Также высока вероятность встретить соотечественника(-цу) .

Что касается стамбульских мужиков, то многие из них просто не являются турками. Речь не только о том, что в городе живет миллиона два курдов, но и о сирийцах. Турецкий мем: «Что бы вы написали на въезде в Турцию? — Добро пожаловать в Сирию». Конечно, с первого взгляда незнатоку трудно определить, что данный мужик является сирийцем, но в Стамбуле очевидно присутствие нескольких антропологических типажей — начиная вполне центральноевропейским, продолжая средиземноморским и заканчивая ближневосточно-кавказским.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Мужики ловят рыб. Вокруг пасутся коты.

Но вернёмся к городу. Руководствуясь принципом «в Турции все дешево» (совершенно справедливым, кстати), я решил найти гостиницу вблизи от основных достопримечательностей — ею стала Rumours Inn. Путь к ней от шумного причала Эминёню лежал через базар, уже закрывавшийся. Поскольку базары и все с ними связанное не люблю с детства, увиденное решительно мне не понравилось. Ветер гонял по пустым улицам мусор, важно проходили многочисленные коты, вывески на домах приглашали совершить хадж. Но когда я поднялся, наконец, к мечети Беязит, настроение изменилось.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Первая встреча со стамбульским трамваем

Здесь кипела жизнь, звенели трамваи, призывно жарились каштаны. Увидев обменник с неплохим курсом — одним из лучших, как оказалось впоследствии — я решил поменять немного денег и вкусить стамбульского стрит-фуда. По неопытности я чуть не слопал каштан с кожурой, но вскоре понял свою оплошность. Стало совсем весело, ибо ел я последний раз утром во Внуково.

После этого начались два полных дня в Стамбуле с ходьбой (в общей сложности 55 км), едой, смотровыми площадками, общественным транспортом и музеями. Я решил воспользоваться гидом от Izi.travel, c которым посетил места, обязательные к посещению для новичка, но не увидел, пожалуй, и сотой доли стамбульских красот. Что логично, учитывая, что городу двадцать семь (блин) веков и история буквально кричит из каждого камня. Поэтому просто расскажу о том, что меня впечатлило больше всего.

Цены

Лира сильно упала в последнее время, и цены буквально на все очень радуют. С точки зрения «цена/качество» Стамбул на высоте. И это при том, что я ходил по супертуристическим местам, где все переоценено. Если поставить себе задачу совершить супербюджетное путешествие, все предпосылки для этого имеются. Впрочем, музеи (Святая София, Топкапы, Долмабахче) для иностранцев дешевыми назвать нельзя, но пропустить их было бы неправильно.

Общественный транспорт

Неожиданно, да? Но он, действительно, очень классный и дешевый, причем устроен так, что каждая последующая поездка дешевле предыдущей. До метро и электричек я не добрался, зато насладился трамваями, фуникулерами и паромами.

Стамбул — один из тех правильных городов, которые отказавшись некогда от трамвайной сети, одумались и восстановили ее.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Трамвай здесь уважают и есть даже Трамвайный переулок (не проспект, как в Питере, но тоже неплохо).

Электрический трамвай ходил в европейской части города с 1914 по 1961 и с 1992 года. Нынешняя линия T1 идет с далеких окраин через весь исторический Константинополь, по Галатскому мосту направляется в Каракёй и заканчивается у причала Кабаташ.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Кроме того, в городе есть два маршрута, по которым курсируют старинные трамвайные вагоны. Первый, самый известный, — по Истикляль джаддеси — чисто туристический. Трамвай еле ползет (в отличие от лиссабонского, который носится по холмам города только так), вечно забит, и окружен зеваками, которые делают селфи на его фоне. Маршрут обслуживается по-настоящему историческими довоенными трамваями. Так, вагон номер 47 был построен в 1913 году, остальные помоложе.

Трамваи для линии T3 в Кадыкёе (древнем Халкидоне) на азиатской стороне были построены в ГДР преимущественно в 1960-е годы.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Кадыкёйский трамвай

Это уже обычный городской маршрут, хотя и очень короткий. Поездка по кольцу занимает минут пятнадцать.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

В халкидонском трамвае.

Публикация от Anton Bespalov (exomni)

Фуникулеров в Стамбуле аж три (и еще четвертый строится), я прокатился на двух из них. Что старинный Тюнель, что современный Таксим-Кабаташ очень сильно облегчают путь снизу вверх (с набережной до Истикляля довелось подниматься и пешком, и этот тот еще экспириенс).

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

В Тюнеле

Наконец, паромы, снующие через Босфор, являются полноценным видом городского транспорта. Как человек, для которого передвижения по воде не являются повседневностью, я однозначно выбирал их для перемещения между Европой и Азией.

А вот на метро прокатиться не довелось, в следующий раз.

Виды

Классический стамбульский скайлайн с минаретами, кораблями и чайками действительно очень живописен. Любоваться видами города можно до бесконечности — в частности, с крыши Rumours Inn. Меня очень впечатлил вид на пролив и Галату из-под Топкапы, у самого подножия гигантского флагштока.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

На берегу Босфора

И впечатлил бы вид с Галатской башни, если бы не очередь минут на 40 и толпа на вершине. Да нет, классный вид, конечно, что уж там. Просто толкаться неприкольно.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Вид с Галатской башни

Коты

Котов, взрощенных на босфорской рыбе, в Стамбуле великое множество. Иногда кажется — больше, чем людей. Они полны достоинства, фотогеничны и присутствуют в каждом фоторепортаже из этого города. Не буду отставать.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Anton Bespalov (exomni)

Еда

Наверно, во всех путеводителях по Турции пишут, что не надо думать, будто бы турецкая еда — это только кебаб. Да хоть бы и так! Три дня подряд я ел искендер — с бараниной, говядиной и курятиной, и каждый раз он был великолепен. Последний искендер (с айраном, конечно же) был съеден в зале вылетов Сабихи — и оставил прекрасное впечатление.

Ну и салеп. Суперсладкий и супервкусный напиток, который особенно хорошо пьется прямо на улице зимним вечером. Вот кофе по-турецки пробовать не стал, довольствовавшись кофе из Старбакса. Не знаю, почему так получается, но в России и Турции старбаксовский кофе в разы вкуснее, чем в Америке и Японии. Но при этом стамбульский дешевле московского раза в полтора.

Ну все, для начала хватит. Я много думал, хочу ли в Стамбул еще и на подольше. Прошло больше месяца, но я так и не ответил на этот вопрос. Город невероятно живописен, но атмосфера какая-то тревожная. Возможно, дело в непривычных полчищах бородатых мужиков и обилию военной техники на улицах (фото ниже снято на Истикляле, но такая же ситуация в районе Айя-Софии), а в одном месте - по пути к дворцу Долмабахче - был даже замечен снайпер на минарете.

Стамбул: первый раз — через Boğaz*

Сурово

Но, может быть, всему виной переменчивая декабрьская погода. Как бы то ни было, о своем решении посетить древний город не жалею ни разу. И спасибо всем, кто дочитал до конца!

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии