Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 22:09
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Хайкоу — Китай Июнь 2017

Поднявшись на один из холмов, я начал прикидывать, где находится море. По моим представлениям, старый город располагался рядом с ним. Мне представлялось, увижу море, пойду в ту сторону пешком. Какой там…

От идеи пришлось быстро отказаться. Пешком по двухмиллионному Хайкоу никуда не дойдёшь из-за его большой протяжённости. Я решил взять такси. Проблем с этим нет. Жёлтых машин много. Стоимость проезда вполне приемлемая. Останавливаю, сажусь в салон. И о ужас!… Я не нахожу бумажку, где было прописано название старого города. Пытаясь что-то объяснить таксисту, тот не понимает… Я начинаю паниковать…

Благо есть визитка Вани (русскоговорящий гид в городе Санья). Мы ему звоним. Объясняю, что мне нужен Старый Город, а именно улочка с памятниками. Какое-то время китайцы между собой общаются. После Ваня сообщает, что таксист не знает никаких памятников, он меня просто в Старый Город отвезёт.

Доехали без проблем. Таксист показал, куда мне идти. Однако я первым делом направился к старой колониальной башне.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Мне вспомнилось, что я проезжал здесь на 17-ом автобусе, когда направлялся к Хай Жую. Через прилегающую площадь проходит маршрут почти всех автобусов.

Китаю принадлежит примерно 7 тыс. островов. Для жизни пригодны не более пяти сотен. На остальных нет воды, что делает проживание человека невозможным. Хайнань в этом плане райский уголок. Единственный минус — небо не всегда благоволит Хайнаню. В сезон дождей на остров часто обрушиваются ураганы. Разрушениям могут быть подвержены как крупные города, так и маленькие посёлки.

Учёные считают, что Хайнань сформировали вулканы. 60 млн. лет тому назад часть материка опустилось в море. Так образовался остров Хайнань. После началось извержение вулкана, которое сформировало рельеф местности. В настоящем на Хайнане более 40 спящих вулканов. Один из таковых находится в непосредственной близости от Хайкоу. Последний раз он извергался 13 тыс. лет назад. В настоящем его кратер живописно облагорожен зеленью.

При экскурсии из Саньи туристы его посещают, и далее едут в сафари-парк. Подобных задач я себе не ставил, и потому сфокусировал внимание непосредственно на Хайкоу. На острове 4 большие реки и множество мелких. В переводе с китайского Хайкоу обозначает — устье. Нанду — самая большая река Хайнаня. Нанду разделяя Хайкоу на две половинки.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Перехожу дорогу, направляюсь туда, куда указывал таксист. Ура! Я в Старом Городе, на его самой известной, изгибающейся волной улочке.

В настоящем её сделали пешеходной. Здешние дома напоминают о колониальном прошлом.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Боками они срослись друг с другом. Первые этажи представляют собой зону сплошных кафе и магазинов. Вторые и третьи жилые. Лавки на первых этажах расположились в глубине здания.

При этом сами здания с фасадной части подпирают колонны, образуя вдоль улицы крытый коридор. Не будем забывать, что Хайнань это тропики. В жару много ходить тяжеловато. Соответственно, по задумке строителей, покупателю было удобно перемещаться от лавке к лавке, оставаться при этом в тени.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Подобный архитектурный стиль пришёл из юго-Восточной Азии. В какой-то момент у меня даже возникло ощущение, что я нахожусь в Макао. Одной из главных изюминок Старого Города являются бронзовые скульптуры.

Их много, они появились после реставрации.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Китайские художники изобразили простых людей, глядя на которых, узнаёшь что-то интересное об истории города.

Тяньцзиньские трактаты от 1858 г. легализовали в Китае торговые поселения европейцев. Одно из таковых появилось в Хайкоу. Мне особенно понравился памятник, где джентльмен из Европы о чём-то спорит с местным торговцем. Улыбку вызывали два китайца, играющие за столом в какую-то игру.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Ну, а про одну особую группу монументов, следует рассказать отдельно. В XIII веке в порту Хайкоу были проведены масштабные работы, превратившие его в важнейшую военно-морскую базу династии Мин (1368—1644 гг.). Корабли на остров стали приходить чаще. Пролив же в самой узкой точке 30 км. Кажется не много, и тем не менее эти воды для судоходства очень опасны.

Пролив, благодаря ветрам и течениям, поглотил великое множество кораблей. В середине позапрошлого века началось массовое переселение на остров материковых китайцев. Кто-то кого-то провожал, кто-то кого-то встречал. Люди, волнуясь за своих близких, приходили в порт, чтобы встретить их, либо наоборот проводить.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

На одной композиции представлен именно такой сюжет.

Мать и дочь на пристани, их отец, установленный на другой стороне улицы, машет им рукой с корабля.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Гуляя по улочке, я заглядывал почти в каждую лавку, с интересом изучая ассортимент торговцев.

Местные по пешеходной улочке не гуляют. Они представлены продавцами и официантами, и потому нет ничего удивительного, что таксист не знал ни про какие памятники. Праздно шатающаяся публика состоит из материковых китайцев.

Я искал сувениры.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Что-то конечно можно было подобрать, однако тарелок и кружек с символикой острова я так и не обнаружил.

Среди колониальной архитектуры каким-то боком затесался китайский храм. Я зашёл во двор.

Посмотрел, сфотографировал Богов и алтарь.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

У самого выхода сидел дедушка, рисовавший иероглифы. Сам не знаю почему, но он предложил мне взять в руки кисть и нарисовать иероглиф.

Копируя, с первого раза я нарисовал каляку-маляку. Второй раз вышло лучше, правда с его помощью. Что за иероглиф мы нарисовали, я конечно не понял. Продолжая осмотр, я отправился дальше. Старый Город двумя широкими боковыми улицами и множеством узких поперечных делился на кварталы. По узким улочкам машины почти уже не ездят.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Здесь короли дороги мотоциклисты.

Гуляя, мне приходилось прислушиваться к их тихому, но опасному рыку. С улочками мне всё было понятно, теперь же хотелось посетить какой-нибудь двор. Выбрав один из более-менее приличных проходов, я углубился в его нутро. Первый внутренний дворик приятно удивил чистотой.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

В следующем подобном месте я обнаружил на стене пропагандистскую картинку, выложенную из плитки.

Где-то в узких проходах попахивало — в те дворы я не заходил. Ну, а где я проникал-таки во внутреннее пространство, на окнах и на балконах везде и всюду приходилось видеть решётки. Так я и не понял, что у них с преступностью? Возможно решётки уже стали традицией…

Если тело человека обладает кровеносно-сосудистой системой, то в городе, в этом большом едином организме, подобную функцию выполняют дороги.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

На больших территориях понять тяжело, здесь же можно было видеть, как функционируют все эти вены, артерии и капилляры… Я попал в старый добрый Китай.

В тот Китай, который китайцы не особо любят показывать иностранцам.

Китай уснувший

и вместе с тем уходящий,

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

растворяющийся в глобализации, исчезающий.

Между тем часовая стрелка приближалась к четырём часам. Я же со вчерашнего дня ничего не ел, и потому всевозможные уличные кафешки манили меня своим запахом.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Зайдя в одну из таковых, я заказал: спаржу, куриные желудки, суп и рис с зеленью. Чай же при этом прилагается бесплатно (пей сколько хочешь). За обед я отдал 18 юаней.

Но это в простом квартале. Отмечу, что на соседней пешеходной улочке я пил кокос — с меня взяли 12 юаней. Здесь же, буквально в ста метрах, кокос стоил 6.

Перекусив, я направился дальше.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Следующая улица, а она шла в паре тройке кварталов параллельно пешеходной, мне показалась уже чуть-чуть посовременней. Глядя на аквариумных рыбок, мне вспомнилось, что в Гонконге торговцы подобными рыбками занимают целый квартал. Китай морская держава, и потому здесь настоящее изобилие всевозможных морских существ.

Таковых ловят, сушат и продают.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Я заходил в подобные в лавки как в музей.

В итоге купил пакет сушёных кальмаров и аналогичные креветки. Сия покупка облегчила меня на 165 юаней. В свою очередь китаянка, видя, что я от жары погибаю и обливаюсь потом, угостила меня холодным лимонным напитком. Пустячок, а приятно! В обычной лавке таковой стоит 5 юаней.

Хайкоу хоть и столица целого острова, но иностранцы здесь довольно большая редкость. Мне же, кроме веского и зычного спасибо, отблагодарить её оказалось нечем…

Пройдя чуть дальше, в одном дворе я обнаружил чёрно-белые фотографии старого Хайкоу.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Местная девушка рассматривала их самым внимательнейшим образом. Так незаметно я добрался до условных границ Старого Города. Решив, что нужно возвращаться, я направился к реке, в то место с которого началась прогулка.

Впечатлений для одного дня было более чем достаточно.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

И тем не менее меня удивил один парень, пришивавший к стене панельки. Пользуясь шуруповёртом, он вгонял саморезы так быстро, словно стрелял из пистолета. При этом стоя на лестнице, он двигался вместе с ней словно на ходулях.

Вот что значит трудолюбивые китайцы! Когда они работают, ни минуты, ни секунды зря не теряют. В 19-ом веке возникло такое понятие как «Шёлковый путь». Конечно оно несколько примитивное, ибо Китай торговал не только шёлком. Торговые пути пролегали не только по суше, но и по морю. Одной из таких торговых точек являлся Хайнань.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Китайский революционер, основатель партии Гоминьдан, Сунь Ятсен в 1906 г. предлагал засунуть Хайнань в особую экономическую зону. Идея была реализована только в 1988 г.

Ден Сяопин действительно создал здесь свободную экономическую зону.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Это во многом помогло Китаю разогнать свою экономику.

Заканчивая про Хайкоу, мне вновь хочется вернуться к теме мотоциклистов. Друзья, помните, мотоциклисты в Китае ездят абсолютно везде. Движущийся автомобиль создаёт шумовой эффект, а мотоцикл вы можете попросту не услышать. Для пешехода китайские мотоциклисты представляют наивысшую опасность. Ты переходишь на зебре на зелёный свет дорогу — а навстречу тебе мотоциклисты едут!

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

До вокзала я добрался за 15 минут, отдав за поездку 25 юаней. В кассы выстроилась приличная очередь.

Долго это или быстро не знаю, но стоять мне пришлось 15 минут.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Как и в Санье, при входе на вокзал пассажиров тщательно досматривают. Зал ожидания на втором этаже. Гляжу, на табло загорелся мой поезд. Подхожу к нужному выходу, встаю в толпу.

И…. меня закружило китайским водоворотом и далее вынесло на нужную платформу, к нужному поезду.

Одна толпа строем вышла.

Другая строем зашла. Через пять минут поезд отправился в путь. До Саньи доехал без приключений. На привокзальной площади встаю вместе со всеми в очередь на такси. Подъезжает машина, пассажир садится, через 10 секунд другая, за ней третья, пятая, десятая…

Такси на вокзалах работают по принципу конвейера: машина — пассажир, машина — пассажир… Когда-то и у нас такое было… Многие этого уже и не помнят.

Один день в Хайкоу. Ч — 4. Старый город. Возвращение в Санью

Одним словом, Хайкоу мне понравился. Поездку считаю удачной. За весь день, если не считать отеля, будучи и там и сям, я не видел ни одного европейца. Предвижу вопрос — стоит ли ехать в Хайкоу? Ничего подешевле вы там точно не купите, ну, а в остальном пусть каждый решит для себя сам.