Турист Homochka77
Homochka77
был 2 апреля 7:21

Вологда — Россия Январь 2019

Накануне Нового 2019 года я написала желания, которые давно хотела исполнить и одно из них- посетить Вологду с ее резными палисадниками, приятным северным говором, кружевными шедеврами мастериц и несмолкаемой славой фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре. Сказано-сделано, и после новогодней ночи мы отправились на Ярославский вокзал на поезд Москва- Воркута. Долго я сомневалась ехать ли на машине или поезде, но потом раскинув, решила, что будучи единственным водителем из всей компании превращу свои 4 дня отдыха в напряг, поэтому в итоге мы выбрали поезд. Сняли двухкомнатную квартиру на улице Мальцева, недалеко от центра, и приступили к изучению достопримечательностей.

В первый день отправились на Кремлевскую площадь рассматривать ансамбль церквей Кремля. Прочитали в путеводителе, что Софийский собор строили при Иване Грозном, но во время стоительства случилось какое-то мистическое происшествие и царь спешно покинул город, а затем и поток финансирования иссяк. Поэтому Вологодский кремль не стал сродни Московскому, он небольшой, но милый. Полюбовавшись Софийским собором и его колокольней, Воскресенским собором и Архиерейскими палатами, разглядев старинные куранты, мы зашли на рождественскую ярмарку и отправились греться в музей кружева, благо он находится на этой же площади.

Город, где резной палисад

Заранее посмотрев в интернете расписание сборных экскурсий, мы успели на экускурсию в 14 00. С экскурсоводом, действительно, было интересней, нам рассказали и об истории кружева и об особенностях вологодского рисунка, показали как работают с коклюшками, обьяснили, что стенды интерактивные, можно выдвигать ящечки и рассматривать инстументы и невероятные произведения искусства: от воротничков и манжетов до свадебных платьев и скатертей.

Вдоволь нафотографировавшись на набережной реки, изучив памятники букве «О», скамейку «посидим, поокаем», «дверь в.», понаблюдав как активно спускается малышня с горок на ватрушках, а взрослые катаются на лыжах прямо по льду реки, мы услышали звуки интерактивных игр в парке и пошли на голос. Горит костер, возвышаются огромные качели, а аниматоры в костюмах сказочных героев у избушки играют в лапту с детьми. Тут же запах шашлыков и медовухи. Очень атмосферно, да еще и с погодой повезло. Мы пообедали в центре, в местной сети «о’Город» и двинулись искать резной палисад. Пару лет назад в деревянном доме открыли музей рукоделия и в какой-то степени этнографический музей, здесь можно увидеть не только кружева, кукол, вышивку, лоскутные одеяла, но и прялку, чугунные утюги, ткацкий стан.

Город, где резной палисад

На следующий день мы заранее запланировали экскурсию в Кириллов, чтобы увидеть знаменитые Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри. Долго прикидывали как туда лучше добраться и, все-таки, выбрали организованную экскурсию, в интернете нашли телефоны местного турбюро и забронировали места в автобусе. Экскурсия началась с Феропонтова монастыря, он, конечно, невероятной красоты, маленький, белый и на фоне снега, словно, игрушечный. Монастрь недействующий, братии здесь нет, зато есть увлеченные экскурсоводы и отлично сохранившиеся фрески Дионисия. Монастырь был основан Феропонтом, а расцвета достиг в середине XV века, при его преемнике преподобном Мартиниане, чудо, но в музее сохранились его личные вещи. Со слов экскурсовода автор фресок — Дионисий, вопреки сложившемуся мнению, не был монахом, местная летопись сохранила информацию, что он вместе со своими сыновьями расписал своды собора за 34 дня. Монастырь не был богатым и Дионисий Москвский работал бесплатно, а монахи в благодарность внесли его в список на вечное поминовение. Фрески Рождественского собора отличаются нежностью, цвета неяркие: небесно-голубой, розовый, золотой. Все фигуры невесомы и словно парят над головой посетителей. Невероятные впечатления, недаром эти фрески в списке наследия ЮНЕСКО.

Кирилловский монастрь меня впечатлил меньше, может виною тому рано наступившие сумерки или огромные размеры монастыря, эклектика в стиле и замерзшее огромное озеро, а может пристроенные в отдельных частях монастыря декорации для фильмов и какая-то суета.

Город, где резной палисад

Третий день начался с посещения домика Петра, вернее домика купца-голландца, в котором император останавливался, приезжая в Вологду. Надписи на стендах гласят, что это самый старый музей города, всего одна комната, разделенная экспонатами на несколько частей. Мы вошли в домик, во время интереснейшей экскурсии, ведущий был в одежде Петровской эпохи и лихо имитировал речь XVIII века, обращаясь к присутствующим- милостливейшие судари и сударыни, и вставляя в рассказ словечки «паче», «яко», «иже» и немецкие заимствования.

А затем в наши голову закралась идея увидеть усадьбу Брянчаниновых, которая находится в селе Покровское, в 20 км. от Вологды. Местные жители уверяли, что никакой общественный транспорт туда не ходит, село нежилое, так как там есть проблемы с водой и оно не газифицировано. Но когда трудности нас останавливали? Мы вызвали такси, нас не смутило даже то, что таксист не знал что это за усадьба и как до нее доехать. В итоге, поплутав и выступив в качестве штурманов, мы таки добрались до этого потрясающего местечка.

Усадьба отремонтирована, и уже нет никакого следа, что пару десятилетий здесь располагался туберкулезный диспансер. Сохранилась домовая церковь и прекрасный парк, в самой усадьбе бережно реставрируют порядки XIX века, проводят рождественские елки, топят печь дровами, создают инсталляции из старых игрушек. Экскурсоводы- молодые девушки, одетые по моде середины позапрошлого века, рассказали нам историю дворянской семьи, о суровых порядках в которых воспитывался будущий епископ, богослов и проповедник Игнатий (Дмитрий Брянчанинов) Мы отлично провели время в усадьбе: погуляли по парку, зашли в церковь, насладились тишиной и ни с чем не сравнимой красотой Русского Севера.

Город, где резной палисад

Вернуться из усадьбы оказалось сложнее, чем добраться до нее, но услуга яндекс-такси спасла нас и в провинции. Мои компаньонки так устали, что отправились домой, а я дошла еще до одного музея — «Мир забытых вещей», мои фантазии рисовали большой купеческий дом с кучей исторических артефактов, о предназначении которых человек XXI века может только догадываться, типа жирандоли. Музей и удивил и оправдал ожидания. Он камерный, даже семейный, можно сказать. Я купила входной билет за 80 рублей и погрузилась в какой-то иной мир. А смотрители с радостью демонстрировали мне старинную музыкальную шкатулку, завели граммофон (пластинка начала прошлого века «художественный свист»), тут же сыграли на старом клавикорде.

Заключительный день нашего путешествия мы посвятили Спасо-прилуцкому монастырю, который находится практически в черте города и моно-спектаклю в Доме Актера. И конечно же, мы накупили Вологодских сувениров: масло, кружево, льняную скатерть, варежки из козьего пуха. Наше приключение закончилось, пора домой. Но еще долго мы будем вспоминать это путешествие. Новый год начинается с отличного настроения, которое я не могу выразить словами, а только этой фотографией.