Турист Татьяна Заварова (Tat_jana_Zavarova)
Татьяна Заварова — была 24 апреля 20:08
Cumbre o muerte!

Касабланка. Крепость Эль-Морро и форт Ла-Кабанья

Гавана — Куба Сентябрь 2018
Крепость Эль-Морро.

На второй день пребывания в Гаване я решила посетить деревню Касабланка. Касабланка расположена напротив Гаваны через залив и добраться туда можно на автобусе или такси через подземный туннель или на пароме. Я добиралась на пароме. Паромный причал находится у окончания улицы Санта Клара, недалеко от православной церкви. От моей казы я дошла до него минут за 20. Первое, что бросается в глаза это огромная очередь возле причала. Но, как оказалось, с этого причала отправляются паромы в две деревни: Касабланка и Регла и огромная очередь — это на паром до Реглы, а до Касабланки народу было совсем немного человек восемь и эту маленькую очередь я даже не сразу нашла, она оказалась уже на территории терминала, меня туда проводила одна женщина. Сам терминал находится в очень плачевном полуразрушенном состоянии, но, несмотря на это здесь было пришвартовано два огромных пассажирских лайнера. Билет стоит 1 CUP, платить нужно при посадке. Паромы ходят каждые полчаса, и переправа занимает минут 15.

На причале.
Морской терминал.
Круизные лайнеры в морском терминале.
Расписание паромов Касабланка-Гавана.

Сойдя с причала, я немного прогулялась по улицам Касабланки, которая в недавнем прошлом была населена рыбаками. Сейчас Касабланка считается пригородом Гаваны, но оставляет впечатление, то ли тихого провинциального городка, то ли небольшого поселка городского типа. Дома здесь в основном двухэтажные, простенькие по своей архитектуре. На улицах, как и в самой столице довольно много мусора.

На улице Касабланки.

Немного пройдясь по деревне, я стала подниматься по дороге в сторону крепости Ла-Кабанья. Чем выше поднимаешься, тем лучше становиться видна панорама самой Гаваны, находящейся по ту сторону залива, а с верхней точки открывается чудесный вид на столицу.

Первая достопримечательность находится в конце подъема — это 18 метровая статуя Христа, сделанная из белого каррарского мрамора скульптором Хильмой Мадерой в 1958 году по заказу жены президента Батисты Марты. Работа была завершена за семь дней до начала революции. Статуя стоит на пьедестале и развернута лицом в сторону столицы и считается ее покровителем.

Статуя Христа.

Недалеко от статуи Христа находится домик Эрнесто Че Гевары, в котором он жил, будучи комендантом крепости. Сейчас там находится музей, вход 6 CUC. Музей небольшой, экспонаты представляющие обстановку жилых комнат не подлинные (были воссозданы). Здесь же представлены некоторые личные вещи и оружие Гевары и его соратников по революции, а также стенды с известными высказываниями Эрнесто Гевары. В целом цена на посещение музея неоправданно высокая, музей, расположенный в бывшей комендатуре на территории Ла-Кабаньи намного интереснее и представительней.

У дома Эрнесто Че Гевары.
Дом Эрнесто Че Гевары.

Форт Ла-Кабанья (полное название Сан-Карлос-де-ла-Кабанья) был построен в 1763—1774 гг. по приказу испанского монарха Карла III в. форме равнобедренного треугольника на площади свыше 10 га. Создателем проекта форта был бригадный генерал Дон Сильвестре Абарка. Это фортификационное сооружение своей монументальностью производит впечатление даже в наши дни: каменные бастионы в некоторых местах достигают толщины 12 метров; здесь создана гениальная оборонительная система — форт состоит из последовательных изогнутых оборонительных линий, каждая из которых расположена выше предыдущей, и сложной системы рвов, благодаря чему, захватчики, перейдя одну линию, тут же попадали в ловушку следующей. Вход в форт осуществляется через подъемный мост, перекинутый через ров. Гуляя по территории форта отмечаешь капитальность строений, которые были воздвигнуты после того, как в 1762 году бастион Эль-Морро после 40 дней осады был захвачен англичанами. Через 11 месяцев англичане покинули остров, а испанцы начали возводить более мощное сооружение для защиты города от возможных атак. По периметру форта буквально через каждые 3–5 метров стоят артиллерийские орудия тех времен грозно развернутые в сторону залива. Кроме военных сооружений на территории форта была организована тюрьма, которая просуществовала с короткими перерывами со времен испанского владычества до 80-х гг. прошлого века, когда была упразднена Фиделем Кастро. Судя по тому, что на территории форта часто встречаются люди в военной форме, а также отдельные экземпляры военной техники, можно сделать вывод, что военные объекты существуют здесь и поныне.

На территории форта Ла-Кабанья.

На территории форта есть пара музеев: Музей-комендатура Че и Музей оружия и фортификаций. В 1959 году в крепости располагался штаб революции и в течение пяти месяцев Эрнесто Че Гевара был комендантом Ла-Кабаньи, а также руководил военным трибуналом над врагами революции. По некоторым сведениям он следил за ходом расстрелов в Эль-Фосо-де-Лаурелес (Лавровом рву), где веками совершались казни, по другим, лично расстреливал врагов революции. Сегодня в здании комендатуры находится музей, где представлены личные вещи Гевары, документы, оружие, воссоздана обстановка рабочего кабинета Че. Музей комендатуры гораздо более интересный, чем домик Че.

Зданиебывшей комендатуры.
Рабочий кабинет Гевары.
Документы Эрнесто Гевары.

В Музее оружия и фортификаций можно познакомиться с образцами оружия и доспехов, здесь есть даже катапульта и таранная установка. Музей интересный, посетить стоит.

Таранная установка.

Билет на посещение крепости вместе с музеями стоит 6 CUC.

Недалеко от Ла-Кабаньи находится музей оружия под открытым небом, где представлены образцы оружия и военной техники времен революции и Карибского кризиса: минометы, зенитки, самолеты, ракеты и т. д.

Музей оружия под открытым небом.
Касабланка. Крепость Эль-Морро и форт Ла-Кабанья

Завершающим объектом моего посещения Касабланки была крепость Эль-Морро. Эта массивная крепость восседает на мысе прямо у океана. В переводе с испанского el morro означает холм, возвышенность, видимо отсюда и пошло само название крепости. Крепость была построена по проекту военного инженера Хуана Баутисты Антонелли в 1550—1616 гг., имеет форму неправильного многоугольника и обнесена прорубленными в скале рвами. Эль-Морро вместе с Кастильо-де-Сан-Сальвадор-де-ла-Пунта расположенным на другом берегу залива должны были открывать перекрестный огонь по вражеским кораблям. Вход в Эль-Морро лежит через узкий туннель Аспийерадо («с бойницами»). Далее наклонная дорога ведет к серии бастионов: Балуарте-де-Аустриа с пушками в бойницах направленных на ров, Балуарте-де-Техеда и Батериа-де-Веласко. В целом конструктивно-архитектурное решение Эль-Морро и Ла-Кабанья очень схожи. Из интересного, на территории Эль-Морро можно отметить маяк, построенный в 1844 году, который действует и по сей день, но скорее уже в развлекательных целях.

Крепость Эль-Морро.
Туннель Аспийерадо.

Билет на посещение крепости Эль-Морро стоит все те же 6 CUC.

Обратно в Гавану, я добиралась также на пароме.