Турист Valeriy Laptev (Valeriy_Laptev)
Valeriy Laptev
был 23 мая 2023 6:24

Мадаба — Иордания Ноябрь 2018

«И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря, и полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора." (Второзаконие 34:1).

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Гора Нево (Небо, Фасга, а также гора Моисея) — это гора на западе современной Иордании, к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в 7 километрах от города Мадаба. Ее высота — 817 метров над уровнем моря.

Гора Нево расположена в библейской стране Моав. С нее открывается вид на бывшие моавитские равнины — местность к востоку от Иордана, напротив Иерихона, где израильтяне во времена пророка Моисея расположились перед тем, как вступить в Ханаан. Сама гора Нево также связана с приходом сюда израильтян, стан которых, по сохранившемуся преданию, находился неподалеку от нынешней иорданской деревни Кафрейн.

Гора Нево — одно из наиболее почитаемых святых мест и наиболее посещаемое паломниками место в Иордании. Именно с этой горы, вознесшейся над Мертвым морем, долиной реки Иордан, Иерихоном и иерусалимскими холмами, Моисей обозревал Землю Обетованную, в которую ему так и не суждено было войти. «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь." (Второзаконие 34:1).

Это место издавна считают местом захоронения Моисея. «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Второзаконие гл. 34). Точное место его погребения все еще так и остается неизвестным.

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Именно на горе Нево Моисей благословил Иисуса Навина, дабы тот завершил миссию, переведя еврейский народ через реку Иордан. Считается, что местом переправы стал брод против Иерихона, известный как Вифавара или Бейт-Абара («дом пересечения»).

В 393 г. римская монахиня Эгерия, во время своего паломничества на гору Нево, обнаружила на ее вершине небольшую церковь, построенную египетскими монахами. Побывавший здесь позже епископ Петр Иберийский свидетельствовал о виденной им в церкви гробнице Моисея. Имеются данные о том, что в V веке храм на горе Нево был расширен, в 530–531 годах к нему пристраиваются придел во имя Божией Матери и баптистерий. В 597 году здесь возводится базилика, пол которой был выложен мозаикой. В начале VII века появляется пристроенная часовня святой Марии. Несколько позднее все существовавшие к тому времени церковные постройки объединили в монастырь. К этому времени гора Нево уже стала значимым местом паломничества. К XIV веку церковь была заброшена и вновь обнаружена только в XX веке. В 1932 году территорию на вершине горы выкупили монахи-францисканцы. Они начали восстановительные работы и превратили это место в монастырский комплекс.

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Археологические раскопки на горе Нево начались в июле 1933 года. Их проводили ученые Францисканского Библейского института, обнаружившие на горе развалины маленькой церкви (часовни) IV века, возведенной здесь в память о месте, с которого воззванный на гору Нево пророк Моисей обозревал Землю Обетованную. С середины 1933 года, когда были обнародованы первые археологические изыскания на горе, она стала открытой для посещения паломниками. В настоящее время на месте бывшего монастыря стоит так называемый «новый баптистерий», или Церковь Святого Моисея. Мемориал находится неподалеку от так называемого Царского пути, основного маршрута, пролегающего с севера на юг через всю Иорданию.

Посетители, оплатившие входные билеты на территорию мемориала, увидят на вершине горы Нево памятный знак в виде стеллы:

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

и каменный круг, который якобы служил когда-то «местом для входа в монастырь»:

Осматриваем схему Долины Моисея:

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

и панорамные виды на нее:

При входе в саму базилику размещена схема показывающая как над первоначальной маленькой церковью IV века нашей эры с течением времени возникали последующие постройки:

Заходим внутрь базилики:

Гора Нево была объектом паломничества еще первых христиан из Иерусалима. Некоторые камни от первоначального храма, построенного в IV веке нашей эры, до сих пор лежат на своих местах в стене более поздней постройки. Позднее церковь была расширена до размеров большой базилики и украшена византийской мозаикой. В таком виде она и дошла до наших дней.

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Предположительно на старом месте главного монастырского алтаря археологи обнаружили квадратной формы пол, выложенный цветной мозаикой. Эти бесценные мозаики датируются 530 г.

Настоящий шедевр — сцена охоты с изображениями африканских животных: зебу (дикого быка), львов, тигров, кабанов, зебр, страуса на привязи и верблюда.

Под мозаичным полом церкви пророка Моисея на горе Нево было найдено шесть выдолбленных в скале гробниц разных эпох:

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

В алтарной части современного храма также можно видеть остатки мозаики, древнейшая часть из которой — плашка с переплетенным крестом:

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Многочисленные чудесные мозаичные панно на полу и их фрагменты:

Рядом с базиликой находятся развалины других монастырских построек:

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Прямо перед храмом стоит так называемый Змеиный крест, который символизирует медного змея, воздвигнутого Моисеем в пустыне, и одновременно — крест, на котором был распят Иисус.

Эта оригинальная ажурная скульптура работы итальянского мастера Фантони, издали напоминающая своей формой распятие, символизирует Моисеев жезл, обвитый медным змием. Вспомним: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Книга Числа 21: 8).

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Надпись на скульптурном изображении гласит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть и Сыну Человеческому» (Евангелие от Иоанна 3: 14).

Обладающий целебной силой змей, обвивший древко, впоследствии стал символом фармацевтики. В Новом Завете он был еще раз упомянут как символ восхождения Иисуса на крест, которое дает жизнь всем, кто обратит взор на распятие.

Гора Нево была объявлена Католической церковью Ближнего Востока одним из мест паломничества в юбилейный 2000 год от Рождества Христова. Самым высокопоставленным паломником стал сам Папа римский Иоанн Павел II, который отметил приход нового тысячелетия паломничеством на Святую Землю. Он начал свой визит с молитвы в базилике на горе Нево. На память о своем пребывании здесь Папа римский Иоанн Павел II посадил оливковое дерево.

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Затем он остановился на вершине горы, откуда увидел ту же панораму, что и Моисей более 3000 лет назад…

Находясь на смотровой площадке при хорошей погоде можно обозревать часть Святой Земли: долину Иордана, Мертвое море, силуэты Иерусалима и т. д. Нам с погодой не очень повезло, был туман, поэтому пришлось ориентироваться по установленному тут же рядом указателю:

Гора Нево и Мемориальная церковь Моисея

Как видим расстояние до Иерусалима по прямой всего 46 километров!

Гора Нево — важнейшая остановка на пути между Мадабой и Мертвым морем. Это культовое место для паломников, сердце святой земли Иордании. Гора Нево позволит Вам, подобно Моисею, окинуть с высоты взглядом Галаад, Иудею, Иерихон и Негев, другими словами, многострадальную Землю обетованную.