Турист Valeriy Laptev (Valeriy_Laptev)
Valeriy Laptev
был 23 мая 2023 6:24

Петра — Иордания Ноябрь 2018

После приключений, случившихся с нами в первый день нашего путешествия , и насыщенной программы второго дня изучения чудес и загадок Петры, программа задуманная для третьего, завершающего дня выглядела очевидной и понятной. Нам предстояло пройти по Ad-Deir (Monastery) Trail к одному из самых легендарных монументов Петры — необыкновенной красоты Монастырю, известному также под местным названием Ad-Deir (Эд-Дейр). Поскольку пешеходная тропа к нему начинается практические в самом конце Main trail (Главной дороги), то заодно мы планировали наконец-то пройти по Colonnaded Street (Улице колоннад) и осмотреть окружающие ее достопримечательности, ведь сделать это в первый день нашего пребывания в Петре помешал злополучный сель.

Пройдя уже знакомый нам каньон Сик, в очередной раз взглянув на Сокровищницу, мы идем по Улице Фасадов мимо Амфитеатра, справа вновь видим Царские гробницы и, следуя повороту Главной дороге налево подходим к Улице колоннад. Обратите внимание на толстый слой высохшей глины и песка на дороге — это и есть последствия селя, сошедшего здесь в первый день нашего пребывания в Петре.

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

В Римский период Улица колоннад была центральной улицей Петры. Она проложена на месте старой набатейской дороги около 106 г. н. э. При римлянах вдоль проезжей части улицы шириной 6 метров стояли колонны, облицованные мрамором, а крытые портики вели в торговые лавки.

В самом начале Улицы колоннад видны остатки Nymphaeum (Нимфеума) — построенного во II в. общественного фонтана, питавшего город водой, отведенной по каналам из Сика:

Сегодня узнать Нимфеум можно по раскидистому 450-летнему фисташковому дереву.

Вдоль улицы стоят несколько колонн, собранных по кусочкам, также видны фундаменты жилых и рыночных строений.

Среди этих полуразрушенных строений едва различимы сегодня руины Царского дворца.

Примерно напротив Нимфеума через дорогу находится место, где размещалась Market Area (территория Нижнего, Среднего и Верхнего рынков города). Фото этого места сделано в первый день нашего путешествия , после того как Петру накрыл сель:

Заканчивается Улица колоннад у монументальных Temenos Gate (Ворот Теменоса):

Построенные во II в., они когда-то закрывались двумя массивными деревянными створками и имели две боковые башни.

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Ворота отмечают место Temenos (Теменоса) — священного двора храма Qasr al-Bint (Каср аль-Бинт), отделяя деловую часть города от сакральной зоны храма.

Сразу вверх от Ворот Теменоса находится территория, которую путеводитель отмечает как Pool Complex (Набатейские бани):

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Слева, перед входом в Ворота Теменоса, широкая лестница ведет нас к многочисленным постройкам, относящимся к Great Temple (Великому Храму). Этот храм построен набатейцами в I  в. до н. э. Несмотря на значительные повреждения, полученные вскоре после постройки в результате землетрясения, он использовался до конца византийского периода.

По обеим сторонам лестничного пролета видны остатки монументальных Пропилей.

Общий вид построек Великого Храма с разных ракурсов:

После подъема по лестнице далее расположена большая эспланада — зона Нижнего теменоса с тремя рядами колонн по бокам:

Все колонны храма были собраны из плоских каменных дисков и облицованы мрамором:

Дальше по лестнице можно подняться на Верхний теменос, в центре которого расположен Theatron (Театрон) — уникальное культовое сооружение в виде небольшого амфитеатра:

Вид сверху на постройки Великого Храма. Фото сделаны во второй день нашего путешествия , в точке окончания непростого маршрута по Вади Фараза .

Размеры храма 40×28 метров, а его высота когда-то составляла 18 метров.

Движемся дальше и впереди нас ждет один из самых главных храмов Петры — Qasr al-Bint (Каср аль-Бинт). Он был возведен набатейцами около 30 г. до н. э. Это одна из немногих отдельно стоящих построек Петры. При римлянах храм использовался для отправления культа императора. Около III в. он сильно пострадал от землетрясения.

Несмотря на свое красивое название Каср аль-Бинт аль-Фараон — Дворец дочери фараона, которое он получил от бедуинов, храм был построен в честь набатейских богов и считался одним из самых главных культовых сооружений древней Петры. Его высота достигала 23 метров. К нему вела облицованная мрамором лестница, постройку украшали полуколонны с капителями, а также лепные и каменные рельефы и фризы, остатки которых можно обнаружить и сегодня.

Центральный адитон, святая святых храма, когда-то украшали изображения божеств. Жертвенный алтарь был облицован мрамором. Предполагают, что здесь находилось главное место поклонения набатейцев и вся прилегающая территория, а не только внутреннее пространство храма, считалась священной.

Сразу за храмом Каср аль-Бинт сзади можно видеть Unfinished Tomb (Незаконченную гробницу). Здесь нам представляется редкая возможность понять, как набатейцы строили свои скальные гробницы, начиная с верхнего яруса, и постепенно спускаясь вниз.

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Напротив храма Каср аль-Бинт на холме находятся развалины Temple of the Winged Lions (Храм Крылатых Львов):

Храм Крылатых Львов, построенный около 27г., назван в честь каменных крылатых львов, которые когда-то венчали капители его колонн. Вероятнее всего, он был посвящен богине плодородия, Атаргатис, супруге бога Душары. Этот очень важный для набатейцев храм был организован вокруг высокого алтаря, окруженного колоннадами.

Осмотрев все эти достопримечательности вдоль Улицы колоннад мы наконец-то подошли к началу тропы к
Монастырю Эд-Дейр. Лучше всего отправляться в этот путь в середине дня, когда на тропе есть тень,
а Монастырь будет ярко освещен солнцем.

Подъем займет около 1 часа. Как вариант, можно подняться вверх на ослике с проводником (стоимость около 10 динар — как сторгуетесь), но вниз все же лучше идти пешком, так как тропа довольно крутая и скользкая, что превращает поездку в испытание для нервов.

Можно прогуляться по нескольким боковым ответвлениям тропы, в том числе к Lion Triclinium (Львиной гробнице), прячущейся в небольшом ущелье:

Вырубленная в скале тропа, состоящая из более чем 800 (!) ступеней, позволяет насладиться настоящим спектаклем с участим камней самых странных и причудливых форм.

Любуясь на живописные виды окружающих скал даем себе время переводить дух во время подъема…

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Фантастическая игра света и тени!

Карабкаться в гору устал даже трудолюбивый ослик:

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Все выше и выше, приближаемся к цели…

И вот, когда сил на преодоление этих бесконечных ступеней уже практически не осталось, за поворотом направо появляется один из легендарных монументов Петры — необыкновенной красоты Монастырь Эд-Дейр !

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Внешне он напоминает Сокровищницу, но намного превосходит ее размерами: 50 метров в ширину и 45 в высоту. Монастырь — вторая по значимости достопримечательность Петры.

Построенный в III  в. до н. э. как набатейская гробница, возможно, для царя Ободаса I, он получил свое название из-за крестов, вырезанных на внутренних стенах. Это напоминает о том, что в византийский период строение использовалось как церковь. Двор перед Монастырем был когда-то окружен колоннами и при набатейцах служил местом жертвоприношений.

Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Напротив Монастыря расположилась торговая точка с прохладительными напитками. Здесь можно присесть и спокойно рассмотреть величественный эллинистический фасад Монастыря. Он очень хорош с полудня и до заката, когда клонящееся к горизонту солнце делает особенно ярким цвет его камней.

Тропа за палаткой с напитками ведет дальше наверх к двум отличным смотровым площадкам с потрясающей панорамой на Wadi Araba (Вади Араба).

Движемся от первой смотровой площадки ко второй, осматривая по дороге местные пейзажи…

Слева от тропы мы заметили чудесную фотогеничную скалу (как обычно над пропастью;)), на которой просто невозможно было не сфотографироваться:

Стоя там, на краю, с таким восхитительным видом мне вспомнились слова только одной подходящей песни:
«Я свободен, словно птица в небесах,
Я свободен, я забыл, что значит страх.
Я свободен с диким ветром наравне,
Я свободен наяву, а не во сне! «

И вот мы добрались до второй, самой дальней смотровой площадки.
Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр
Это была одна из немногих смотровых площадок на которой было хоть какое-то ограждение. Ну качество и надежность этого ограждения вы можете сами оценить на фото. :)
С этой площадки открывается фантастический вид на долину Wadi Araba (Вади Араба) и вершину горы Jebel Haroun (Джебель Харун). Отсюда видны даже Израиль и Палестинские территории!
Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр
Там вдали — вершина Джебель Харун (1350 м), увенчанная небольшим белым мавзолеем пророка Аарона. Это — та самая гора, где по библейскому преданию был погребен брат Моисея Аарон (или Харун для мусульман).

Возвращаемся обратно к Монастырю. По дороге находим небольшую пещеру из которой удается сделать занятный кадр:
Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр
Начинаем спуск по тропе обратно, от Монастыря к главной дороге.
По дороге нам встречается дикий иорданский кот, сливающийся по расцветке со скалой, мастер маскировки:)
Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр
В бедуинских палатках по дороге всегда готов чайник с чаем для уставших путников:

И вот между скал мы наконец видим знакомую картину:
Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр
Главная дорога уже близко, а значит маршрут Ad-Deir (Monastery) Trail завершен.
…………..
Покидая Петру, мы еще раз любуемся Сокровищницей и с благодарностью говорим ей: «До свидания!». Ведь у Петры осталось еще множество загадок и тайн, а также непокоренных нами маршрутов…
Петра, Иордания. День 3-й: по Улице Колоннад и тропе к Монастырю Эд-Дейр

Другие части рассказа про наше путешествие в Петру: