Турист Андрей и Валерия (chvm2006)
Андрей и Валерия
был 25 февраля 19:57

Москва — Россия Ноябрь 2018

Обычно середину ноября проводим в какой-нибудь европейской стране, чаще в Италии. Но что-то международная обстановка всё напряжённей, все в нашей стране ждут новых санкций и не было настроения куда-либо ехать. Поэтому и в деле путешествий решили провести модное нынче импортозамещение и прогуляться по Москве, но имея в виду Италию, чтобы не было совсем грустно. Впрочем считаем, что Москва сегодня вполне себе европейская столица и является достойной заменой другим европейским столицам.

Выбрали интересный с нашей точки пешеходный маршрут, который начался с чашки итальянского кофе Lavazza в гастрономическом центре EATALY на Киевской и закончился в московском итальянском ресторане Сantinetta Antinori в Денежном переулке. Но в ходе маршрута была не только потребительская итальянская тема, но и встретились несколько интересных московских достопримечательностей, с которыми мы ранее знакомились и даже кое-о чём уже написали рассказы. Этот маршрут в какой-то мере нестандартный в отличии от маршрутов по знаковым московским достопримечательностям, но весьма занимательный и позволяет пешком добраться от площади Киевского вокзала в Хамовники и арбатские переулки.

Если у Вас ностальгия по Италии, можно поехать в московский гастрономический центр EATALY на Киевской. Центры EATALY в Италии и в мире в последнее время растут как грибы, итальянцы эксплуатируют образ своей страны как гастрономического рая. Это, как правило, открытые большие пространства, где масса кафешек, ресторанчиков и магазинчиков, можно выпить итальянского вина, попробовать итальянские специалитеты, насладиться кофе настоящей итальянской обжарки и просто весело провести время. А ещё там проводят мастер-классы (расписание на сайте EATALY) по изготовлению, например, спагетти или пиццы или лазаньи и т. д. — достойных итальянских блюд множество. У нас есть знакомые, которых хлебом не корми, а дай познакомиться и обучиться какому-нибудь новому интересному делу, так EATALY как раз для них. Первый центр EATALY Оскар Фаринетти открыл в Турине в 2007 году. В настоящее время в мире есть уже несколько десятков таких центров, в том числе в Италии, США, Японии, ОАЭ и Турции, один из последних центров открыли в Москве в мае 2017 года рядом с метро Киевская и все эти центры успешны.

Итальянский гастрономический центр EATALY на Киевской

Сырный рай в EATALY

Интерьеры EATALY

Про кофе LAVAZZA

Итальянский десерт к кофе LAVAZZA

Кафе известной итальянской шоколадной фирмы VENCHI

Но московский EATALY вовсе не последний, в ноябре 2017 под Болоньей (15 минут на фирменном автобусе от Болонского вокзала) открылся самый большой центр EATALY в мире — его официальное название FICO (Fabbrica Contadina Italiana, дословно «фабрика итальянских фермеров»). Болонья для многих итальянцев и туристов — центр итальянской гастрономии и столица региона, подарившего миру множество знаковых продуктов, поэтому неудивительно, что самый большая фермерская ярмарка мира открылась именно здесь. Она большая настолько, что передвигаться по ней рекомендуется на велосипеде. Открывшуюся в Болонье фермерскую ярмарку FICO очень хвалят туристы и ругают сами итальянцы. Натуре итальянца такие пространства, оформленные в виде огромного молла, чужды — они любят покупать у тех, кого знают годами, в маленьких лавочках, даже если на посещение каждой нужно много времени — счастливые люди, они никуда не спешат! Но для туристов FICO — это просто гастрономический рай. Это хорошее место, чтобы провести часть дня при посещении Болоньи, например, если погода не задалась или в понедельник, когда закрыты музеи.

Сами в болонском центре EATALY не были, но восторженные отзывы друзей слышали. Пока же довольствовались посещением московского EATALY.

После краткого знакомства с EATALY и чашки настоящего итальянского кофе наш путь лежал мимо Киевского вокзала, который наверное скоро надо будет переименовывать обратно в Брянский. Этот вокзал в Москве единственный, на котором с каждым годом падает пассажиропоток. У Киевского вокзала в этом году юбилей, 100 лет со дня его открытия. К юбилею его привели в порядок до такой степени, что сюда водят экскурсии почти все московские экскурсионные бюро. Если Вы не знакомы с этим памятником архитектуры и инженерного искусства, то сделать это стоит, т. к. это не просто вокзал, а официальный объект культурного наследия федерального значения. Попасть в залы ожидания 2-го класса (по дореволюционной классификации) и посмотреть изнутри восстановленное оформление вокзала достаточно просто — через правый главный вход, а чтобы попасть в залы ожидания 1-го класса и на перрон, где можно увидеть дебаркадер великого русского инженера В. Г. Шухова, придется купить самый дешевый билет на электричку. Подняться на часовую башню можно только с экскурсией. Пионером в деле организации экскурсий на Киевский вокзал была компания «Москва глазами инженера» и мы с ними одни из первых лазили на часовую башню вокзала (последние пару этажей по вертикальной железной лестнице) и, впечатлившись увиденным, даже написали рассказ про Киевский вокзал.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Киевский вокзал — объект культурного наследия федерального значения

Часовая башня Киевского вокзала — оригинальная смотровая площадка

Уже неработающий фонтан под названием «Похищение Европы».

Основа фонтана — одноимённая скульптура бельгийского художника-символиста Оливье Стребеля, которая представляет собой конструкцию из стальных труб и иллюстрирует сюжет древнегреческого мифа о похищении дочери финикийского царя по имени Европа. В абстрактной 18-ти метровой конструкции следует видеть голову быка и девушку, спрятанную в его рогах. Мэрия Брюсселя подарила Москве эту скульптуру в 2002 году (тогда мы ещё дружили с НАТО) и Лужков распорядился поместить её в фонтане на площади Киевского вокзала. Кстати, фонтан очень красиво подсвечивается, когда работает, для него был разработан специальный проект цветной динамической светодиодной подсветки.

Следующим интересным объектом на нашем пути был мост Богдана Хмельницкого. Этот мостик не вошел в наш рассказ про мосты Москвы, поэтому чуть подробнее. В основе моста лежат конструкции демонтированного по причине выработанного ресурса Краснолужского моста, построенного по проекту выдающихся русских мостостроителей архитектора Александра Померанцева и конструктора Лавра Проскурякова. 31 августа 2000 года пролёты старого Краснолужского моста (протяженностью 135 метров и весом 1400 тонн) были транспортированы на 2,5 км выше по течению Москвы-реки, водружены на новые опоры и стали основой нового московского пешеходного моста под названием Киевский пешеходный. В 2003 году мост переименовали в честь украинского гетмана Богдана Хмельницкого. С российской точки зрения, Богдан Хмельницкий — положительный исторический персонаж, т. к. был предводителем казацкого восстания, в результате которого Запорожская Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отделились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государства. Соответственно на Украине его считают предателем национальных интересов и в настоящее время предпочитают не вспоминать. Но историю уже не изменить, несмотря на все заклинания.

Мост Богдана Хмельницкого со стороны площади Европы

Мост Богдана Хмельницкого со стороны Бережковской набережной

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Вид на Москву с открытой смотровой площадки моста Богдана Хмельницкого. На дворе 12 ноября, солнечно как в Тоскане, но температура минусовая.

Внутри моста Богдана Хмельницкого. Когда в темноте загораются все лампы, расположенные на мосту, со стороны кажется, что мост парит над Москвой-рекой.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Сохранившиеся столетние клёпанные конструкции Лавра Проскурякова. Для такого возраста выглядят вполне прилично.

Есть два интересных факта, связанных с мостом Богдана Хмельницкого. 16 февраля 2002 года в честь дня святого Валентина на мосту был установлен мировой рекорд — одновременно здесь поцеловалось 2226 человек. Очень интересно, как смогли организовать такое мероприятие и где нашли такое количество желающих. Организаторам удалось-таки исполнить мечту Хрущева и «переплюнуть Америку», установив мировой рекорд по поцелуям на мостах. На Богдана Хмельницкого целовалось на 826 участников больше, чем в зарегистрированном ранее рекорде в США. Но идея поцелуев на мосту пришла вовсе не из Америки, а существует со времён Петра I: в Санкт-Петербурге есть знаменитый Поцелуев мост, после поцелуя на котором, по легенде, влюблённые никогда больше не расстанутся.

А ещё один факт связан со шпионской тематикой. В советском фильме «ТАСС уполномочен заявить» показана реальная шпионская история, которая произошла 15 июля 1977 года на Краснолужском мосту. В этот день на мосту сотрудниками КГБ была схвачена сотрудница ЦРУ Марта Петерсон. Подробное описание этой истории можно найти по ссылке. Прочитали эту статью с большим интересом. Казалось бы, такие шпионские истории канули в лету, ан нет, новое — хорошо забытое старое.

После моста Богдана Хмельницкого попадаем в район Хамовники — интереснейший московский район, в котором есть масса музеев: ГМИИ им. Пушкина, литературный им. Пушкина, музеи Москвы, Льва Толстого, Герцена, открытый в ноябре этого года музей Тургенева. В Хамовниках расположены Новодевичий монастырь (основан в 1524 г.), Зачатьевский монастырь (основан в 1584 г.), воссозданный храм Христа Спасителя и многие другие восстановленные храмы. Здесь интересно прогуляться по старинным переулкам, а улицы Пречистенка и Остоженка — это просто кладезь интереснейших фактов российской истории.

Название Хамовники произошло от слова хам, но это не характеристика человека особого свойства, а русское слово, обозначающее с 14-го века льняное полотно, например в старину просили продать «хаму три локтя» (локоть — старорусская единица измерения, равная примерно 45 см). На территории нынешних Хамовников в 17-ом веке была большая Хамовная слобода, где жили ткачи, их звали «хамовниками». Память о русской истории осталась в названии района.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Вид на Бережковскую набережную Москвы-реки с моста на стороне Хамовников. Этакий осенний индустриальный пейзаж.

Осенний пейзаж в Хамовниках

Крестовоздвиженская церковь на Чистом Вражке постройки начала 18-го века

Одной из целей прогулки было посещение дома Палибина, расположенного на близлежащей от моста Богдана Хмельницкого улице Бурденко, в котором мы были на экскурсии в мае 2017 года в рамках дней культурного и исторического наследия. В этом доме с 1980 года располагался отдел пропаганды художественного наследия ВНИИ реставрации и здесь же был организован небольшой выставочный зал. В этом доме работал легендарный «реставратор всея Руси» Савва Ямщиков. Большую часть жизни он провёл в разъездах по российской глубинке, в монастырях и храмах, занимаясь спасением икон и организацией их реставрации. Именно он организовал в 1970 году первую после 1917 года грандиозную выставку икон под названием «Живопись древнего Пскова», которая проходила на Кузнецком мосту в Доме художника под боком у КГБ. Это было невероятное событие для СССР и эта выставка стоила больших нервов партийному руководству и руководству КГБ, т. к. они прошляпили подготовку и открытие выставки. Но закрыть выставку икон не решились, т. к. она вызвала большую реакцию за рубежом.

В выставочном зале дома Палибина время от времени проводились интересные выставки, посвященные реставрационным работам в монастырях, восстановлению икон и просто российской истории и мы думали заглянуть на огонёк по старой памяти. Каково же было наше удивление, когда увидели закрытый нежилой, понурый и облезлый дом Палибина, с которого были убраны все вывески. Позже прочитали, что в этом году из дома Палибина выселили отдел ВНИИ реставрации и передали его без каких-либо конкурсов и аукционов в безвозмездное пользование на 25 лет никому не известному Фонду поддержки художественных промыслов религиозного назначения. А пока он стоит пустой, но ведь говорят, что когда памятники истории стоят нежилые, они быстро погибают и это событие с выселением ВНИИ реставрации и по сути уничтожением мемориального кабинета Саввы Ямщикова, безусловно, событие с большим знаком «минус» в культурной жизни Москвы.

Дом Палибина сегодня

Нашей дальнейшей целью был Денежный переулок. Мы вдумчиво прошлись по нему летом и даже написали рассказ про эту прогулку по Денежному переулку. Но в этот раз нас интересовал расположенный в этом переулке ресторан тосканской кухни Cantinetta Antinori, как продолжение итальянской темы. Путь держали по Пречистенке, около Галереи Церетели повернули в Малый Лёвшинский переулок, который и переходит в Денежный переулок. По пути ещё раз взглянули на посольство Италии в начале Денежного переулка (итальянская тема проходила красной нитью прогулки), посмотрели на особняк Листа в Глазовском переулке и, наконец, забежали посмотреть, как живет поздней осенью дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, ещё один объект нашего лонгридовского творчества.

Посольство Италии в осеннем интерьере

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Не забыли сфотографировать посольство Чили, расположенное рядом с посольством Италии, т. к. осеннее солнце давало хорошее освещение здания без резких теней.

Особняк Листа в Глазовском переулке

Дом Мельникова в осеннем интерьере

Из нового в это посещение узнали, что дом Мельникова стал побратимом виллы Савой в пригороде Пуасси, спроектированной знаменитым архитектором-модернистом Ле Корбюзье для промышленника Пьера Савой в 1929–30 гг. При ее проектировании Ле Корбюзье в полной мере реализовал сформулированные им ранее «пять принципов современной архитектуры»: здание на свободно стоящих опорах, свободная композиция фасада, ленточные окна, плоская крыша с террасой-садом и свободная внутренняя планировка. Но многие специалисты соглашаются, что по новизне и полету архитектурной мысли дом Мельникова ничем не уступает дому Ле Корбюзье в пригороде Парижа, а если учесть, что советская власть не дала в полной мере реализоваться Мельникову, то, может быть, Мельников был бы не менее знаменит в мире, чем основатель архитектурного модернизма и функционализма.

Дом Мельникова в 2015 году стал первым российским зданием, включенным в список примерно пары сотен уникальных жилых домов международной сети Iconic Houses, отобранных международным сообществом исследователей архитектуры. Большинство зданий, конечно, из США. На 2018 год только ещё одно российское здание попало в список проекта «Дома как иконы» — это особняк Рябушинского на Малой Никитской известного архитектора Федора Шехтеля. Теперь понятно, почему все иностранные туристы, приезжающие в Москву, обязательно хотят познакомиться с домом Мельникова.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Расписание работы музея дома Мельникова и подтверждение его вхождения в список проекта «Дома как иконы».

И последняя тема рассказа — тосканская кухня. Ресторан Cantinetta Antinori — один из менее чем десяти ресторанов всемирной сети ресторанов знаменитой тосканской винодельческой компании Антинори. Курирует этот проект одна из трёх сестер Антинори, находящихся сегодня у руля компании, Аллегра. Антинори всегда считали, что тосканские вина лучше всего сочетаются с блюдами тосканской кухни и поэтому ещё в 1957 году открыли первый ресторан тосканской кухни в уникальном фамильном дворце 15-го века во Флоренции. В 2004 году ресторан с тем же названием открылся в Москве в Денежном переулке, недалеко от итальянского посольства.

Cantinetta Antinori — это, как считает его итальянский шеф-повар Мауро Панебьянко, отражение истинного духа Тосканы. Ресторан, конечно, не из дешевых и не для повседневного посещения, но семейный праздник в нем отметить вполне возможно.

Интерьеры ресторана Cantinetta Antinori

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Одно из блюд ресторана. Равиоли с сыром рикотта, со свежими помидорами и брокколи. С нашей точки зрения, при сервировке этого блюда шеф-повар руководствовался не только вкусом продуктов, но и сочетанием их цветов.

Без бутылки вина Антинори при посещении ресторана Cantinetta Antinori никак не обойтись. Дизайн этикетки этого белого вина разработан за заказу семьи Антинори в 1931 году и с тех пор не менялся.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Шеф-повар Cantinetta Antinori Мауро Панебьянко, работает в Москве уже 10 лет, родом из Милана. Есть такая традиция у итальянских шеф-поваров лично подходить к своим гостям и спрашивать их о вкусе приготовленных ими блюд.

Из Москвы плавно перенесемся в Тоскану. Тосканская кухня произвела на нас не меньшее впечатление, чем другие достопримечательности Тосканы. Как настоящие туристы мы фотографировали наиболее понравившиеся тосканские блюда. Некоторые такие фото можно забирать в рамку и вешать на стену, как напоминание об Италии. Названия и описания некоторых тосканских блюд также звучат как песня.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Tacchina ai pistacchi ed arance (итал.)

Turkey with pistachios, orange and salad (англ.)

Индейка с фисташками, апельсином и салатом

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Brasato di manzo al midollo scalogno al Vin Santo (итал.)

Braised beef narrow with shallot Vin Santo (англ.)

Говядина, длительно тушеная с луком шалот и добавлением святого вина Вин Санто

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Tonno del chianti con fagioli (итал.)

Chianti style boiled pork with Tuscan beans (англ.)

Свинина в стиле Кьянти с тосканской фасолью — блюдо готовиться несколько дней и маринуется в кьянти. Похоже на мясо тунца, поэтому в итальянском варианте названия есть слово Tonno — с итал. тунец.

Эти блюда нам подавали в Osteria del Carcere, расположенной практически на центральной площади Сан-Джиминьяно по адресу Via del Castello, 13, 53037 San Gimignano.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Интерьеры Osteria del Carcere. Улыбается в объектив сама хозяйка ресторанчика. Всё по-простому. Ни тебе дресс-кода, ни платьев в пол.

Натюрморт из тосканских специалитетов, которые подаются в качестве закуски в Osteria del Carcere. По окончании ужина мы так благодарили хозяев и расхваливали приготовленные ими блюда, что получили в подарок баночку тосканской соли, она есть на переднем плане фотографии.

Osteria del Carcele — это ресторан традиционной тосканской кухни, типа «No pizza, no pasta», с изображением улитки на входе, что означает принадлежность к движению Slow Food, т. е. блюда готовят при Вас и надо будет подождать. Будете в Сан-Джиминьяно, загляните в семейный ресторанчик Osteria del Carcere, получите истинное удовольствие от тосканской кухни.

Один осенний день в Москве с Италией и не только

Ну, а это картина маслом. Tagliolini al tartufo — Тальолини с трюфелями. Подавали в Osteria La Porta, расположенной недалеко от города Пьенца по адресу Via del Piano 1 53026 — Monticchiello di Pienza (SI).

В заключении карта маршрута от Киевского вокзада до Денежнего переулка, чтобы было удобнее ориентироваться в этой части Москвы.