Турист Kirill_Burdey
Kirill_Burdey
был 29 октября 2019 13:56

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Рим — Италия Сентябрь 2017
0 5

Предыдущие части: https://www.tourister.ru/responses/id_23008 , https://kirill-burdey.tourister.ru/blog/11529

VII — VIII века. От одной империи к другой

VII и VIII века в Истории Рима — очень важное время для Рима. Это века, когда Рим из далекой и малозначимой провинции Восточной империи становится духовным центром новой Западной империи и Запада в целом. Это время появления светских владений папского государства, которое более тысячи лет мешало объединению Италии. Это время, когда произошел первый по-настоящему серьезный раскол Западной и Восточной церквей. Это время унижения пап, но и время создания документа, который обосновывал власть пап в Западной Европе и который через несколько веков привел к ситуации, когда многие короли были вассалами папы, а император стоял в рубище босой и молил о прощении папы. Но это все в будущем, а пока…

VII век — под властью восточной империи

А пока (590 год) папой стал Григорий Великий, один из ключевых римских пап в истории. Григорий теоретически обосновывал власть церкви, писал религиозные труды, рассылал миссионеров в дальние уголки Европы, крестил англосаксов в далекой Британии и принимал активное участие в создании григорианских хоралов. Их и сейчас исполняют в католических храмах, хоть и в несколько измененном виде

Однако когда к городу вплотную подступали лангобарды, он вынужден был просить константинопольских императоров о военной помощи, тратить деньги церкви на то, чтобы откупаться от лангобардов, выкупать пленников и кормить голодающее население Рима, с сожалением называя себя «казначеем империи». Естественно, что в такой ситуации авторитет и реальная власть папы в городе была значительно выше, чем власть официального имперского чиновника в городе (дукс или герцог). А со временем стала уменьшаться и власть экзарха в Равенне, который был главой всей византийской Италии.

Однако пока папа должен был искать компромисса с экзархом и восхвалять узурпатора Фоку, убившего предыдущего императора Маврикия и всю его семью. Фока, кстати, тоже плохо кончил. В Византии только через некоторое время перестали убивать свергнутых императоров и начали отрезать им носы, ослеплять или ссылать в монастырь, проявляя христианское милосердие.

Тем не менее, Григорий не был таким уж человеколюбивым проповедником и помощником страждущих. Он яростно боролся с остатками язычества. По легенде именно он сжег Палатинскую библиотеку, которая пережила столько варварских нашествий и осад. Ведь это языческая мудрость, вредная для христиан. В своем письме галльскому епископу Дезидерию он стыдил того за обучения паствы грамматике и писал что, древняя литература — «это не более чем дурачество и прославлять ее значит забыть Бога, а хвала Христу и Зевсу не может происходить из одних и тех же уст».

В завершение нужно сказать, что именно Григорий впервые вступил в сильнейшие противоречия с константинопольским патриархом. Как раз тогда константинопольский патриарх получил титул Вселенского. Григорий же яростно протестовал против этого и стал называть себя «раб рабов Божьих» (servus servorum Dei). Этими словами он подписывал все свои документы. И сейчас последние слова папских посланий именно такие. Понимал Григорий толк в Public Relations.

Именно при Григории I бывший мавзолей императора Адриана стал называться замком Святого Ангела. Ведь этот папа увидел над мавзолеем Архангела Михаила в 590 году, что возвещало окончание эпидемии чумы (тоже отличный PR, кстати).

От времени Григория в Риме не осталось никаких памятников, кроме церкви Сант Аньезе фуори ле Мура (Sant’Agnese fuori le Mura), которая располагается на Via Nomentana. В том же комплексе находится мавзолей Констанции, о котором шла речь, когда мы говорили о IV веке. Как следует из названия «фуори Ле Мура», располагалась она за стенами Рима, и поэтому ее регулярно грабили лангобарды и другие завоеватели. Дойти до нее в те времена означало подвергнуть себя опасности быть в лучшем случае ограбленным.

Sant’Agnese fuori le Mura

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Вход в Сант Аньезе фуори ле Мура.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Центральный неф базилики. Колонны притащены из древних зданий

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Мозаика в апсиде

Чем же интересна эта базилика? Она отражает, в первую очередь, очень сильное имперское влияние Константинополя. Старый Рим под властью Нового Рима. Так, мы снова можем видеть матроней — верхнюю галерею для женщин. Это явное влияние Восточной империи.

Сама мозаика была изготовлена при папе Гонории I в. 625 — 638 годах и изображает Коронование Святой Агнессы Венцом Мученичества. На мозаике изображена Св. Агнесса Римская в окружении двух пап: Симмаха и самого Гонория I. Сама Агнесса (по преданию, она тринадцатилетней девочкой была в 303 году замучена за отказ поклоняться языческим богам) представлена в виде византийской императрицы с диадемой на голове. Это самая ранняя из всех сохранившихся базилика, в которой изображение женщины (не Богоматери) — это центральный образ церкви. Раньше женские образы скорее использовались как аллегории (например, аллегории языческой и иудейской церквей в базилике Санта Сабина), а здесь прославляется сама Агнесса. Тут уже никакого влияния Византии.

По-видимому, эту базилику можно рассматривать как один из первых проявлений Римского сепаратизма, даже если и несознательного. Сама Агнесса — это именно римская святая, не имеющая отношения к востоку. В условиях, когда империя не может защитить Вечный город, остается надеяться только на себя, а не на далекий Константинополь, и тогда именно местная святая становится защитницей города. Возможно, идея мозаики как проявления сепаратизма, это историческая спекуляция, но события в Риме того времени наводят на эту трактовку.

Другие артефакты

Через несколько лет после смерти Григория император Фока передал церкви Римский Пантеон, который и по сей день остается действующим храмом. Там и сейчас находится икона того времени — Богородица Одигитрия.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Богородица Одигитрия в Пантеоне (фото из интернета)

Еще при том же Фоке на Римском форуме появилась колонна, посвященная этому узурпатору. Это последнее сооружение на форуме. Она была воздвигнута экзархом Равенны Смарагдом и, как вы понимаете, выражала всяческое преклонение перед Фокой. Ведь Фока вернул Смрагаду должность экзарха, а еще он запретил константинопольскому патриарху именоваться вселенским, что не могло не понравиться папе, который быстро забыл об убийстве Фокой предыдущего императора. Да и вообще, Фока отличался крутым нравом, так что «зачетный прогиб» лишним не был. Все сделано из остатков дохристианского периода: пьедестал раньше использовался в монументе Диоклетиана (правда, он был тогда отделан мрамором), а откуда была притащена колонна остается только догадываться. Сверху стояла статуя (ее, скорее всего, тоже откуда-то взяли, позолотили и назвали Фокой, тем более, что его никто и никогда в Риме не видел), но после свержения этого императора статую сбросили, а надпись, прославляющую Фоку, затерли. Так и стоит эта одинокая колонна, и не знают туристы на форуме о ее яркой и сложной судьбе.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Колонна Фоки (фото из интернета)

Еще немного истории

После смерти Григория в 604 году на посту папы не появилось такой же сильной личности. Рим по-прежнему считался территорией империи, избранные папы утверждались экзархом в Равенне и императором в Константинополе, однако участие империи в защите города все уменьшалось.

В седьмом веке случилось несколько важных событий, которые все больше и больше отдаляли Рим от Восточной империи.

В середине седьмого века империя полностью перестала выплачивать жалованье своим солдатам в Италии, и армия окончательно превратилась в милицию, состоящую из землевладельцев и привязанную к своему городу. Таким людям было дело только до безопасности своего родного города и области вокруг него, и воевать за империю они уж точно не хотели. Как написал один из авторов: «армия империи в Италии больше империи не принадлежала». Папа, который тут рядом, который реально что-то делал, был значительно ближе далекого императора, который не делал ничего, а вот налоги собирал.

Стал расти Римский сепаратизм (даже стали появляться стихи, в которых описывалось, как никчемные греки понукают потомками гордого Рима), а для империи, у которой хватало проблем в более важных регионах (славяне заняли почти все Балканы; персы, а затем арабы отнимали важнейшие восточные регионы), Рим был отдаленной и второстепенной провинцией. Да и на востоке говорили на греческом, а в Италии на латыни. И в Риме, и в Италии в целом даже было сложно найти человека, который бы хорошо знал греческий язык. Та же ситуация, только с латынью, была и в Константинополе.

Кроме того, имперские войска дважды грабили Рим в седьмом веке. В 640 году римские войска, которые давно не получали жалование из императорской казны, взбунтовались. Византийский чиновник, приехавший из Равенны, обвинил папу в том, что тот удерживает жалованье, присланное императором (ну не мог же он сказать им, что жалованья вообще не приходило и, видимо, не придет, а у папы в заначке точно что-то лежало). Дворец папы осадили, взяли штурмом, а вся папская казна была конфискована. Такой наглый и беззастенчивый грабеж мало кому может понравиться. Не понравился он и жителям Рима и, конечно, римскому папе.

В 663 году в Рим прибыл сам император Констант II (тоже был малоприятный человек, ликвидировавший своего брата). Недолго повоевав с лангобардами он, хотя и не победил их, решил отметить триумф в Риме. Думаю, логика была примерно такая: раз уж прибыл в Италию, то надо триумф справлять в любом случае. Чего же зря ехать.

Триумф заключался в тотальном грабеже города. Было вывезено все, что представляло какую-то ценность: от сохранившихся античных статуй до бронзовой крыши Пантеона. В общем, греки вели себя как настоящие оккупанты в своей, казалось бы, стране. Это, конечно, не геноцид, который устроил Иван Грозный Новгороду, но тем не менее. И недовольство имперской властью все росло. Констант уехал в Сиракузы, где и был убит в бассейне через несколько лет. А все что он вывез, бесследно исчезло.

Но самое главное, снова возникли христологические споры (а вы думали все уже закончилось? Ничего подобного). Империя все не могла восстановить единство между ортодоксами и монофизитами. Эти религиозные споры о сущности Христа раздирали империю вплоть до момента, пока территории, населенные монофизитами (Египет, Сирия), не перешли под власть арабов. И император Ираклий I (дедушка того самого Константа, который ограбил Рим) попытался решить проблему, найдя компромисс. Была разработана концепция монофелитства (единой воли). Суть ее заключается в том, что в Христе есть две природы (божественная и человеческая), но при этом у него единая Богочеловеческая воля. Таким образом, это некий компромисс: с одной стороны сохраняется ортодоксальная доктрина о двух природах Христа, с другой стороны появляется единство, которое должно было привлечь монофизитов, которые утверждали доктрину о единой природе Христа. Как любая подобная попытка, она еще больше разделила сторонников той или иной точки зрения. В итоге, монофизитский патриарх Александрии молился о том, чтобы арабы взяли город и выгнали этих еретиков греков. В Египте, видимо, тоже империю очень «любили».

Папа Гонорий I принял доктрину монофелитства. И вот с этим у католической церкви возникла проблема. Ведь это один из немногих случаев, когда папа пошел на поводу у империи в вопросах церковной доктрины, а значит, очень сложно принять догмат о непогрешимости римского папы, который существует и сейчас ex cathedra. Католической церковью было найдено гениальное по своей простоте решение: папа просто не знал греческий язык и не смог понять по переводу (или был введен в заблуждение), что же именно говорилось в документах, присланных из Константинополя.

Однако уже преемники Гонория яростно сопротивлялись монофелитству, и на Латеранском соборе в 649 году монофелитство было осуждено. На соборе к тому же осмелились осудить эдикт императора, который запрещал осуждать монофелитство и вообще спорить о сущности Христа. Это вызвало ярость императора Константа, у которого и так было куча проблем с арабами, отрывавшими от империи кусок за куском. Он решил показать, кто в доме хозяин. Папа Мартин I был выкраден в 653 году из Рима и привезен в Константинополь, где его подвергли унижениям и пыткам, а затем сослали в Херсонес. Там он и умер. К тому же в 664 году император предоставил важнейшей Равеннской архиепископии независимость от Рима и еще раз унизил римского епископа.

При том же Мартине I экзарх Олимпий был послан Константом арестовать папу (попытка number 1), однако вместо этого рассказал ему о задании императора. В итоге Олимпий сам себя объявил императором и целых три года правил итальянскими владениями империи как западный император, пока не погиб в бою с арабами на Сицилии. И никто в Италии не стал защищать интересы восточной империи.

В 680 — 681 году очередной вселенский собор в Константинополе осудил монофелитство и признал две воли во Христе. Казалось бы, проблема взаимоотношений западной и восточной церкви снята, но осадочек и недовольство друг другом остались. Так, папа Сергий I в. 692 отказывается принять решения Трулльского собора и заявляет, что «скорее умрёт, чем согласится с новыми заблуждениями». А ведь он точно знал греческий, так как был сирийцем из грекоговорящего Палермо. И очередной император Юстиниан II снова хотел его арестовать. Но население Рима и Италии, для которого папа был ближе императора, не дало этого сделать. А сама история превратилась в анекдот. Равеннская милиция вошла в Рим для спасения папы, и посланник императора, который должен был его арестовать, прятался от разгневанных итальянцев под кроватью самого папы. Власти империи в Риме и Италии в целом (за исключением юга) осталось существовать уже совсем недолго.

Хотя время было крайне нестабильным и тяжелым, строительство в городе велось, а часть более древних церквей украшались. Осталось не так много от этого периода, но это интересные артефакты.

Ораторий Святого Венанция при баптистерии Святого Иоанна в Латерано

Мы уже побывали в баптистерии Латеранской базилики, когда говорили о V веке. Но и от VII века там кое-что сохранилось. В 640 году папа Иоанн IV начала возводить Ораторий при баптистерии, а в 649 году уже при папе Теодоре I была закончена мозаика апсиды и апсидной арки Оратория.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

В верхней части мозаики изображен Христос в окружении ангелов, а в нижней — Богоматерь Оранта в окружении апостолов Петра и Павла, святых и заказчиков самой мозаики, пап Иоанна и Теодора. (фото из интернета)

Изображение явно восточное, и ее автор, скорее всего, грек, что неудивительно. Папа Теодор был греком из Иерусалима и, видимо, придерживался восточных традиций иконографии. В ней уже почти нет никаких отсылок к эллинистической традиции естественного изображения, которые можно видеть на мозаиках более раннего периода. Перед нами условный трансцендентный мир. И на мозаиках VII века совершенно нет того удивительного синего цвета, который встречался в римских мозаиках более раннего периода.

Сан Стефано Ротондо. Капелла святых Прима и Фелициана

При том же папе Теодоре I была создана мозаика в апсиде церкви Сан Стефано Ротондо. Она также была изготовлена если не греческим мастером, то под большим византийским влиянием. Вообще, VII век — это век очень сильного восточного влияния на искусство Рима. И связано это, конечно, с подчинением города власти Восточных императоров и с тем, что именно в этот период почти все папы имели греческие или сирийское происхождение. Так восточная иконография стала на короткий период доминировать в Риме.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Образ Св. Себастьяна в церкви Сан-Пьетро ин Винколи

Одна из важных церквей Рима San Pietro in Vincoli знаменита, прежде всего, скульптурой рогатого Моисея работы Микеланджело (часть гробницы папы Юлия II), но нас интересует совсем маленький фрагмент из VII века, который здесь хранится.

Это изображение Св. Себастьяна. Оно было создано около 680 года и, видимо, перенесено сюда из другой церкви.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Св. Себастьян (фото из интернета)

Св. Себастьян выглядит совсем не так, как мы его себе представляем по картинам эпохи Возрождения. Это не молодой андрогинный юноша, а суровый бородатый мужчина. Само же изображение явно напоминает стилистику изображений оратория Сан-Венанцио и Сант Аньезе фуори ле Мура, например, оранжевые пятна на щеках.

Фреска в базилике Санта Сабина

Не так давно, в 2010 году в уже знакомой нам из пятого века базилике при реставрации была обнаружена фреска конца VII века, которая расположена рядом со знаменитыми кипарисовыми дверями.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Фреска датируется достаточно точно — около 680 года. На ней изображены Богоматерь с младенцем Христом, апостолы Петр, и Павел, сама Сабина и ее рабыня Серапия, а в квадратных нимбах (то есть они были живы еще на момент создания фрески) — посланники Рима на VI Вселенский собор, где и было осуждено монофелитство. То есть, фреска напрямую связана с политическими и религиозными событиями того времени.

VIII век. Путь к новой империи

VIII век — это век, который стал во многом определяющим для истории папства, Италии и Западной Европы в целом. Споры между восточной и западной церквями, а скорее, между восточными императорами и папством, бесконечная борьба пап с лангобардами и появление в Италии новой силы — франков, оставили нам в наследие множество произведений искусства. По сравнению с предыдущими периодами и уж точно по сравнению с несколькими последующими веками то, что сохранилось с VIII века — это настоящее сокровище.

Немного истории

В конце седьмого века (671 год) произошло важное событие: лангобарды перешли в католическую версию христианства. А к началу восьмого века они стали едва ли не большими католиками, чем сами италийцы. Такое часто бывает с неофитами, ведь и великий инквизитор Торквемада был потомком крещеных евреев. Более того, в начале восьмого века королем Лиутпрандом были разрешены браки между лангобардами и италийцами. Хотя лангобарды всячески старались сохранить свою идентичность, а смешение с местным населением было не таким быстрым, как смешение варягов со славянами на Руси, но процесс ассимиляции начался. Конечно, именно лангобарды юга Италии, недовольные властью Византии, через четыреста лет в середине XI века призвали норманнов, а в отдельных деревнях в разных районах Италии и в XV веке еще говорили на германских наречиях, но лангобарды перестали быть еретиками. А вот с Восточной Империей все было не так просто…

Во-первых, была проблема Трулльского собора. Папа Сергий I отверг его решения, но вот папа Иоанн VII испугался вступать в споры с таким монстром, как Юстиниан II, зная как тот расправляется со своими врагами. Это был удивительный император. И прозвище у него было тоже удивительное — Ринотмит (безносый). Он вступил на престол в 685 году шестнадцатилетним юношей, но своей жестокостью и зверствами добился того, что через десять лет его свергли, отрезали уши и нос (вот откуда прозвище) и отправили в ссылку в Крым. Оттуда он бежал, задушив начальника стражи струной от лиры. По пути из Крыма корабль попал в шторм, и когда спутники императора предложили ему помолиться и дать обет во имя спасения не наказывать врагов, то он ответил: «Пусть потопит меня Бог на этом месте, если пощажу кого-нибудь из них!». Очень, видимо, был незлопамятный человек. Корабль, как вы понимаете, не утонул. С помощью язычников болгар ему удалось захватить Константинополь, и тут уж полились реки крови. А нос он себе приделал из чистого золота. Как можно было спорить с таким прекрасным человеком. Так что папу понять можно.

Убоявшись возможных проблем, папа Иоанн, когда получил на утверждение решения Трулльского собора, ничего не сказал, ничего не подписал, не внес никаких исправлений (на это у него не хватило смелости), но просто отправил обратно присланные ему решения собора, как бы не отвергнув, но и не оспорив их. В Liber Pontificalis (сборник деяний пап) такой поступок назван «человеческой слабостью» — в Риме такой поступок явно не нашел поддержки. Зато этот папа, несмотря на очень короткий период понтификата (705 — 707 года), оставил после себя прекрасные произведения искусства.

Во-вторых, империя потеряла поддержку в своем главном анклаве в Италии — Равеннском экзархате. Юстиниан II ненавидел жителей Равенны и называл их своими врагами, так как некоторые из них участвовали в его первом свержении. Он решил отомстить со свойственным ему человеколюбием. В 710 году в Равенну прибыла карательная экспедиция, но то, что это карательная экспедиция, никто в Равенне не знал. Наиболее знатные горожане, включая архиепископа Равенны, были приглашены на банкет, а там их всех повязали и бросили в трюмы кораблей. Греческие же солдаты поднялись на стены города и подожгли его. Напоминаю, что это был город империи, а армии была «своей». Пленники были доставлены в Константинополь и там казнены после мучительных пыток. Конечно, оставшиеся жители Равенны не питали нежности к метрополии. Имперские власти окончательно стали восприниматься как оккупанты. Вспыхнуло восстание. Жители Равенны организовали ополчение и разбили очередной карательный отряд. После свержения Юстиниана II Равенна снова признала власть Византии, но реальной поддержки у империи на севере Италии больше не было. И некому было больше ходить на Рим, чтобы приструнить пап, противившихся императорам. Скорее это раввенцы пойдут защищать папу от императорских посланников.

И самое важное — это вопрос иконопочитания. В 717 году к власти в Константинополе пришел Лев III. Побеждая в войнах с арабами, он, тем не менее, подхватил исламскую идею, что любое изображение Бога — это проявление язычества. Надо сказать, практики поклонения иконам к тому времени сильно напоминали языческие и способствовали такому мнению. И еще он мечтал крестить евреев и арабов, а ведь и у тех и у других изображения Бога запрещены и перейти в веру «идолопоклонников» (а именно так часто воспринималось поклонение иконам) для них было крайне затруднительно. Да и психологически как-то неприятно, когда тебя называют язычником, ссылаясь на поклонение изображениям Троицы или святых.

При этом он считал себя вправе судить о вопросах религии, например, он написал римскому папе: «я император и пастырь». В общем, Лев начал бороться с иконопочитанием. Огромное количество икон, мозаик, фресок были уничтожены. В церквях должны быть только кресты и никаких изображений Бога или святых. В результате, на территории бывшей Византийской империи почти ничего не сохранилось от доиконоборческого периода. И арабы с варварами тут не причем.

Конечно, в Византии была оппозиция и очень сильная, но попробуй поспорить с императором-солдатом. Тем более, что PR-технологии он тоже умел использовать. Крупное землетрясение на Кикладских островах (снова Санторини тряхнуло) было использовано, как знак Божьего гнева на идолопоклонство и развязало императору руки. Больше чем сто лет (с небольшим перерывом) императоры-иконоборцы стояли во главе империи.

В 730 году иконопочитание было официально осуждено в Константинополе и этого папа, да и итальянцы в целом, уже не вынесли. Как пишет хроника, папа «отложил от империи Рим со всей Италией». De facto, власть Византии в Риме и во всей Северной и Центральной Италии на этом закончилась. А последним Римским папой, который доложил о своем избрании в Константинополь, был папа Захария в 741 году, но и он уже не ждал утверждения из Константинополя.

Конечно, император послал карательную экспедицию против Рима, но она провалилась — равеннское ополчение снова пришло на помощь папе и разбило греков. Пришлось им вернуться восвояси несолоно хлебавши. Для вечного города наступила новая эпоха. А в 751 году и Равеннский экзархат был окончательно завоеван лангобардами. Да он и несильно сопротивлялся, ведь лангобарды к тому времени — это настоящие католики, которые совсем не мешали иконопочитанию и во внутреннюю жизнь завоеванных городов особо не лезли.

В результате иконоборчества греческие монахи и мастера толпами ринулись из Константинополя в Рим. А для того, чтобы показать, как неправы греческие императоры-иконоборцы и как «настоящие» христиане с ними не согласны, в Риме занялись контрпропагандой: для церквей изготавливались мозаики, стены храмов покрывались фресками, писались иконы. Благодаря этому мы можем видеть в Риме произведения искусства, созданные бежавшими греками.

Давайте же посмотрим, что можно посмотреть из этого периода.

Ораторий Иоанна VII в. Соборе Св. Петра (Гроты Ватикана)

Папа Иоанн VII построил при соборе Святого Петра (который снесли при возведении современного собора) ораторий, который был украшен мозаиками. При разрушении старого храма мозаики были сняты, и теперь их можно посмотреть в самых разных местах, например в Москве в ГМИИ им. Пушкина. Однако часть мозаик сохранилась в новом Соборе Св. Петра и хранится в гротах Ватикана, а изображение самого папы хранится в пинакотеке Ватикана. Гроты Ватикана вполне реально посетить с экскурсией, а пинакотеку — во время посещения музеев Ватикана. До нее доходит редкий турист, уставший от Сикстинской капеллы и комнат Рафаэля, а ведь там полно шедевров.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Папа Иоанн VII (пинакотека Ватикана. Фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Омывание младенца (гроты Ватикана. Фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Вхождение в Иерусалим (гроты Ватикана. Фото из интернета). Сам Иерусалим, как видите, не сохранился

Однако легче всего одна из частей мозаики из этого оратория доступна в базилике Санта-Мария-ин-Космедин.

Санта-Мария-ин-Космедин (Santa Maria in Cosmedin)

Церковь находится на площади «Уст истины» по адресу Piazza Bocca della Verità, 18. Сейчас она известна тем, что в портике перед церковью находятся «Уста истины», в которые почти каждый турист (и уж точно каждый японский турист) хочет засунуть руку. В саму же церковь почти не заходят. А она того стоит.

Базилика была построена на месте храма шестого века в веке восьмом (точнее, пристроена к нему), а при папе Адриане, в 782 году, стала церковью греческих священнослужителей, бежавших из иконоборческой Византии. Они реконструировали церковь и украсили ее так, что она стала считаться одной из красивейших в городе. Потому она так и называется — Cosmedin, что является искаженным греческим kosmidion — «великолепно украшенная». Хотя по поводу этимологии этого названия существует несколько версий, будем придерживаться самой красивой. Сейчас от былой красоты внутреннего убранства почти ничего не осталось, но осталась атмосфера, фрагменты средневековых фресок XII века (хотя фреска в центральном нефе — это новодел конца ХIХ — начала XX века в модном тогда неосредневековом стиле) и слюдяные окна.

До 1868 года на площади перед церковью происходили публичные казни, а сама территория, которая находилась рядом с Клоакой Максима, была крайне нездоровой, в том числе из-за малярии. Средневековые врачи не рекомендовали находиться в этом месте более 1,5 часов. Сейчас же по воскресеньям здесь происходят службы по восточному обряду мелькитской греко-католической церкви.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Вот так выглядит церковь со стороны площади (фото из интернета). До конца XIX века фасад был барочным, но после реконструкции церкви вернули средневековый облик (ну или точнее реставраторы создали облик таким, каким его себе представляли). Кампанилла и портик пристроены в XII веке.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Внутреннее пространство базилики. Сверху видны остатки средневековых фресок XII века. А слева на стене, там, где под фресками видно пространство, очищенное от штукатурки, показано место, в котором соединены стены шестого (слева) и восьмого (справа) веков.

Нас же интересует еще один фрагмент мозаики из оратория Иоанна VII, который хранится в ризнице с правой от входа стороны, там, где сейчас церковная лавка. Вот в этом-то ларьке и весит эта мозаика. Если не знать, то и не найдешь ее. На ней отрывок из сцены поклонения волхвов.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

А вот и мозаика из оратория Иоанна VII. Видна рука волхва с даром. Остальное затерялось в пространстве и времени.

Церковь Санта Мария Антиква (Chiesa di Santa Maria Antiqua)

Главным памятником VII — VIII века в Риме является церковь Санта-Мария Антиква. Она находится у подножия Палатинского холма со стороны Циркус Максимус. Посетить церковь можно во время визита на Римский Форум. Эта первая в Риме церковь, посвященная Богородице. В VI веке на этом месте была будка византийских солдат, а в конце этого века к зданию была пристроена апсида, и тогда же появились первые фрески. Затем они появлялись на протяжении почти двухсот лет. В IX веке церковь была заброшена, и ее засыпало. Сама церковь была найдена в начале восемнадцатого века, но тогда ею никто не заинтересовался. Только в 1901 году начались настоящие раскопки, а недавно церковь пережила кардинальную реставрацию, которая длилась тридцать лет. Сейчас фрески занимают около 250 м².

По фрескам этой церкви можно судить от том, как и под влиянием каких событий изменялась стилистика изображений в Риме (они замечательно разные в зависимости от эпохи написания фресок). Также отчетливо заметно, как греки, бежавшие в Рим во время правления Юстиниана II и во время иконоборчества, изменили технику и вернули в Рим свободную и эллинистическую традицию изображения, а затем, как живопись становится все более канонической и абстрактной. Это одно из немногих мест, где можно увидеть византийскую живопись данного периода, поэтому эта церковь настолько ценна. Не просто так ее называют «сикстинской капеллой» раннего средневековья.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Интерьер церкви (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Богоматерь с Младенцем и ангелом. Конец VI в. (фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Ангел из Благовещения. VI — VII век (Фото из интернета)

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Андрей Первозванный. Начало VIII века (Фото из интернета).

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

«Прекрасный ангел». Начало VIII века (Фото из интернета). Обратите внимание на античную «легкость» рисунка

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Три святых матери. Середина VIII века (Фото из интернета). Мария с Младенцем в центре. Слева Святая Анна с Марией-ребенком на руках и справа Святая Елизавета со Святым Иоанном. Здесь и на фресках этого же периода уже почти ничего не осталось от античности.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Иисус Христос со святыми. Середина VIII в. Фото из интернета

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Распятие Христа. Середина VIII в. (Фото из интернета)

Некоторые ученые считают, что уже фрески эпохи Иоанна VII — это проявление его антивизантийской политики. Да, он не отверг решения Трулльского собора, но затем всячески пытался снизить негативный эффект, который вызвала такая нерешительность в Риме. Поэтому на стенах церкви изображен, например, замученный византийцами папа Мартин I. Чего уж говорить о более поздних фресках, которые напрямую противоречили иконоборческой политике константинопольских императоров.

Basilica di San Saba (Базилика Сан-Саба или Святого Саввы)

Эта базилика находится по адресу Piazza Gian Lorenzo Bernini, 20 между метро Circo Massimo и Piramide на Малом Авентинском Холме. Когда-то здесь был самый влиятельный монастырь в Риме. Причем он был греческим (точнее, тут жили греческие монахи из Палестины, которые, бежав в VII веке от персов и арабов, попытались воссоздать в Риме монастыре Св. Саввы, который находился в Иудее). В VIII веке настоятели монастыря занимались по указанию пап активной дипломатической деятельностью, являясь посредниками между востоком и западом. Затем монастырь переходил в руки клюнийцев, цистерианцев, иезуитов.

Но для нас важно, что там остались фрагменты фресок первой половины VIII века. Причем эти фрески опять же создавались греческими мастерами, по-видимому, бежавшими из иконоборческой Византии. Об этом говорят многочисленные надписи на греческом языке.

Остатки фресок сохранились в оратории VII века, а лучше всего сохранилась фреска «Исцеление расслабленного». Она опять же написана в свободном, явно близком античности, стиле.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Внешний вид церкви (фото из интернета). Понятно, что фасад переделан уже в XX веке

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Исцеление расслабленного. Первая половина VIII в. (Фото из интернета)

Музей Крипта Бальби (фрески из базилики Санта Мария ин Виа Альта)

Музей «Крипта Бальби» является частью Национального музея Рима и находится по адресу Via delle Botteghe Oscure, 31. В основном он рассказывает о развитии Рима, нас же интересуют фрески, которые были сюда перенесены из базилики Santa Maria in Via Lata. В самой же церкви сейчас висят их фотокопии.

Они посвящены св. Эразму. И здесь очевидно, насколько для мастеров уже не важны близость изображений к реальности, соответствие пропорций и т. д. Главной становится идея, а не исполнение. Времена поменялись, и после середины VIII века эллинистической живописи в Риме мы больше не увидим.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Истории св. Эразма. Середина VIII века. (Фото из интернета)

Немного истории

Итак, после 751 года с властью Восточной империи в Риме, да и вообще на Севере и в центральной Италии de facto было покончено. Реальной власти у Византии над Римом не было.

Казалось бы, живи себе и мирно поживай, но не тут то было. Баланс сил в Италии был нарушен, и Рим оказался окружен владениями лангобардов со всех сторон (с севера и востока были земли Лангобардского королевства, а с юга — земли лангобардских герцогств Беневенто и Сполето, которые занимали почти весь юг Италии, оставив империи лишь огрызки территории на самом юге и вокруг Неаполя). Тут-то папы и пожалели, что в Италии не осталось противовеса лангобардам. Тем более, что лангобардские короли стали подчинять себе и практически независимые Беневенто и Сполето и явно намеревались полностью объединить Италию под своей властью. Главным препятствием для этого был Рим. Сразу же был забыт ревностный католицизм лангобардов, а король лангобардов назывался папой как «тиран, приятель дьявола, пивший кровь христиан». Вот это я понимаю, пропаганда, куда тут нынешней российской власти с их страшилками про «пятую колонну».

На империю было рассчитывать нельзя, да и как иметь дело с еретиками-иконоборцами из Константинополя. Вот тут и появился другой «защитник» папы и Рима — франки. Еще в 739 году папа Григорий III послал послов к майордому Карлу Мартеллу, фактическому правителю франкского королевства и победителю арабов при Пуатье, с просьбой о помощи, однако тот не отреагировал. Однако чуть позже и у франков возник реальный интерес к союзу с папством. Майордом Пипин из будущей династии Каролингов, имея реальную власть, не имел королевского титула, закрепленного за родом Меровингов. Для того чтобы получить королевский титул, было нужно согласие папы, и Пипин послал к нему послов с вопросом о том, справедлива ли такая система управления, при которой королем называется тот, кто не пользуется королевской властью? Папа Захария, остро нуждавшийся в помощи франков от лангобардов, дал положительный для Пипина ответ, и тот стал королем, а предыдущий король был пострижен в монахи. Это был первый случай, когда папа отобрал корону у одного и отдал другому. Вот так начинают формироваться традиции на несколько веков вперед.

Следующий папа Стефан II, столкнувшись с еще большей агрессией лангобардского короля Астаульфа, лично поехал во франкское королевство в 754 году. Там папа умолял Пипина защитить город святого Петра, а добившись обещания о защите, лично помазал Пипина на царство, а также короновал его жену и двух сыновей, в том числе будущего Карла Великого. Это была прекрасная политическая сделка: Пипин получил корону лично из рук папы, и о том, что он узурпатор, можно было забыть; а папа получил защиту от лангобардов. В современном менеджменте это называется ситуацией «win-win», когда обе стороны в выигрыше. В проигрыше оказались только лангобарды.

Пипин (которому папа дал еще и титул римского патриция) два раза ходил с войском в Италию, разбил лангобардов и подарил папе земли бывшего Равеннского экзархата и прилегающих территорий. Вообще, официально эти земли были территорией империи, поэтому никаких прав передавать папе эти территории у Пипина не было. Однако робкие попытки послов из Константинополя напомнить об этом, были встречены непониманием как Пипина, так и папы. Так появилась Папская область, а папа стал светским монархом (прикрывалось все это, конечно, именем св. Петра, который, через свою церковь, управляет данной территорией). Теперь объединить Италию стало невозможным еще на тысячу с лишним лет. Да, бывали времена, когда папы не имели реальной власти над данными землями, но ведь важна не только политическая реальность, но и идея власти. Самое интересное, что дарственной грамоты Пипина, в которой было бы указано, какие именно земли он отдал папе, нигде не сохранилось. Поэтому трактовать территорию Папской области можно было очень широко, в зависимости от того, насколько хватает реальных сил у того или иного папы.

Затем был период смут. Против папы восставали жители и аристократия Рима, за власть в городе шла борьба между различными группировками, а лангобарды под предводительством нового короля Дезидерия снова стали угрожать власти пап и заняли часть территорий, подаренных Пипином.

Проблема усложнялась тем, что дочь Дезидерия (ее имени мы не знаем) была замужем за франкским королем, Карлом (будущим Калом Великим), и рассчитывать на помощь франков не приходилось. Однако папа Стефан III был искусным политиком. Ему удалось расстроить брак Карла с лангобардской принцессой (по меньшей мере, он с радостью санкционировал развод), и теперь снова можно было надеяться на помощь франков.

В 774 году Карл, который имел свои виды на Италию (да-да, все делалось не только для защиты нового папы Адриана и Рима от лангобардов), разгромил войска Дезидерия и занял столицу лангобардов Павию. Дезидерия отправили в монастырь, а Карл надел на себя корону лангобардских королей. Теперь Карл стал называться король франков и лангобардов, патриций римлян. Карл подтвердил дар Пипина (кстати, сам документ также не найден, что вызывает определенные сомнения), но не торопился в реальности отдавать занятые территории папе. Однако постепенно эти земли все же переходили под власть римских пап.

Тогда же, во второй половине VIII века появился очень важный документ, который сыграл значительную роль в истории — «Константинов дар». В соответствии с этим «даром», император Константин в IV веке передал папе Сильвестру (и, конечно, всем последующим папам) власть над западной частью империи и первенство среди всех патриархов. То есть, согласно этому документу, папа является не только духовным, но и светским властителем на западе бывшей римской империи. Прекрасный дар, который служил важным аргументом для пап в их борьбе со светскими государями в течение многих веков. Только в XV веке было доказано, что этот «дар» — подделка. Уж очень варварской была латынь, на которой был написан сей документ, да и прочих несуразностей в нем было предостаточно.

Итак, папство, пусть и не в реальном политическом (пока сил недостаточно), а в идеологическом плане выдвигает идею своего превосходства: как в духовной сфере, так и в светских делах. И папы в течение всего VIII века неуклонно двигались именно в этом направлении. Иногда возникает впечатление, что была достаточно четкая программа действий, которая выполнялась вне зависимости от конкретного папы, но мы отбросим это предположение как рудимент «теории заговоров».

Как только папы стали светскими правителями, отношение к ним в Риме начало меняться. Римляне не очень-то хотели признавать над собой светскую власть папы. И уж конечно местным олигархам не нравилась идея папы, как их государя. А уж когда папа пытается укрепить и поддерживать свою власть с помощью иноземцев…

В 795 году, всего через день после смерти предыдущего папы Адриана, папой стал Лев III. Он сразу же послал послов к Карлу Великому и присягнул ему на верность как патрицию Рима. Ну, а кто будет защищать папу, в том числе и от самих жителей Рима? Но это не помогло, и начались страсти…

С приходом папы Льва положение многих сановников (в том числе и родственников предыдущего папы Адриана) пошатнулось. Нужно было что-то делать, и они сделали. 25 апреля 799 года состоялся мятеж против папы. Во время процессии на него накинулись заговорщики, избили, хотели отрезать язык и ослепить. Этого сделать не удалось, но в монастырскую келью его бросили и заперли. Дальше все, как в романах Александра Дюма: папа бежит из монастыря, спустившись по веревке, и прячется в соборе Св. Петра, в город входят герцог Сполето со своими войсками и увозит его из города, а дальше папа бежит к Карлу жаловаться и просить защиты.

Рим остается во власти заговорщиков, которые обвиняют Льва в прелюбодеянии и клятвопреступлении и отправляют к Карлу посольство с этими и другими обвинениями. Карл был политиком умным и предпочел не просто разогнать и уничтожить заговорщиков, защищая папу, а показать свою верховную власть, осуществляя правосудие. Ведь тот, кто судит, тот и главный, в том числе над папой. Лев поехал с войском и послами в Рим, вскоре туда приехал сам Карл. Начался суд, суть которого заключалась в том, что папа принес клятву о том, что никогда не совершал тех преступлений, в которых его обвиняют. Папа был очищен от обвинений, а заговорщики сосланы. Это произошло 23 декабря.

А 25 декабря, на Рождество, произошло знаковое событие. Папа Лев возложил императорскую корону на голову Карла Великого. Западная империя возродилась, а Карл и его наследники ощущали себя продолжателями дела римских императоров.

Произошло это так, как будто сцена специально была поставлена театральным режиссером. Карл со свитой входит в собор Св. Петра, а тут ему подносят прошение римлян и франков о принятии императорского титула. Его биограф пишет о том, что Карл ничего не подозревал и если бы знал, то не принял бы императорскую корону. Но он принял. Какая постановка!

Конечно же, Карл все знал, но есть одно, но, которое позволяет усомниться в том, что коронация была проведена именно так, как хотел он: корону на Карла возложил римский папа. Учитывая «Константинов дар», на идеологическом уровне это означало, что папа назначает Карла соправителем и является главным в тандеме. А вот это Карлу уже не могло понравиться. Однако менять что-то было уже поздно. С тех пор, императором на Западе мог стать только тот правитель, которого короновал в Риме папа. И так продолжалось до 1519, когда императором был коронован Карл V Габсбург. Традиция на семьсот лет вперед была заложена. Только Наполеон, прекрасно понимая идеологию такого коронования, решительно порвал с данной традицией. При своей коронации как императора французов (а случилось это через тысячу лет после коронации Карла Великого) он вырвал корону из рук папы и возложил ее на себя сам.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Карл Великий в образе римского императора. (Фото из интернета)

В Константинополе надсмехались над западными императорами из-за коронации папами, ведь там император «выбирался сенатом, армией и народом», а церковь в этом участия не принимала. Западного императора долго не признавали, но, в конце концов, были вынуждены пойти и на это. Признавая друг друга, две империи продолжали принижать значение каждой: в Константинополе западного императора называли «императором франков», а историки Карла и его наследников называли восточных императоров «императорами Константинополя». Все старались не использовать термина «император римлян», хотя обе стороны себя называли именно так. Но, в любом случае, на западе теперь был император.

Трапезная Латеранского Дворца (Piazza San Giovanni in Laterano)

Когда-то (в течение тысячи лет с IV по XIV век) папы жиле не в Ватикане, который был пригородом города, а в Латеранском дворце. Потом дворец сгорел, а резиденция папы переехала. Теперь новый дворец пристроен прямо к базилике, а от старого осталось только апсида трапезной папы Льва III, которая «глядит» прямо на площадь. И на этой апсиде можно увидеть очень любопытную мозаику, изготовленную около 800 года.

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Вот так мозаика выглядит, если смотреть на нее, стоя у Латеранской базилики

Рим – исторические прогулки по городу христианской империи и темных веков – часть 3 (VII - VIII век)

Мозаика трапезной Латеранского дворца (Фото из интернета)

В центре мозаики находится Христос, проповедующий апостолам. А вот слева и справа от этой мозаики, на арке апсиды, находятся два очень важных изображения.

Слева изображен Христос, а перед ним император Константин и папа Сильвестр. Христос передает папе ключи св. Петра, а Константину — знамя со словами «Сим Победиши». Учитывая «Константинов дар» здесь есть прямая отсылка к власти папы, ведь золотой ключ это небесная церковь, а серебряный — земная.

Справа мы видим уже других персонажей: коленопреклонённых папу Льва III и Карла Великого, над которыми сидит св. Петр. Петр дает папе столу (ленту, которую и сейчас носят папы, как знак своего сана), а Карлу знамя, как знак судебной власти. Очень важно, что рядом с изображением и папы. и Карла есть слово Dominus (господин). Именно так называли императоров во времена Константина. То есть папа здесь провозглашается властителем наряду с Карлом. Таким образом, данная мозаика является очень ясным заявлением папской идеологии о верховной власти папы в западной части бывшей римской империи и гармонии управления между светской и духовной властью. Той идеологии, которая будет претворяться в реальность в последующие века. Она кардинально отличается от Византии, где та же «Гармония» (или «Симфония» церкви и государства, как ее называли там) предполагалась под верховной властью императора, а не папы или патриарха. И хотя власть императора на западе намного сильнее, и эта мозаика не более, чем политическое заявление, со временем все изменится, и многие из королей станут вассалами папы, а папы буду низлагать императоров и отлучать их от церкви.

Вот так, созданием новой империи в последние дни восьмого века, он и закончился. Наступал век девятый.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Риме
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии