Сергей — был 18 января 23:59
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Мале — Мальдивы Сентябрь 2018

Как-то иначе представлял свою юбилейную, сотую страну. Типа устроить себе мини-праздник, драйв, чтобы запомнилось надолго и не отпускало желание повторить. Даже Пакистан подошёл бы. Но Пакистану выпало быть сто первой. А сотой — Мальдивам.

Отнёсся к ситуации с иронией. В конце концов, сотой станет страна, в которую я никогда не вернусь — уже огромная редкость!

А вот к чему отнёсся серьёзно, так это к упаковке рюкзака. В последние пару лет за исключением КНДР страны попадаются жёстко-мусульманские. Начитавшись форумов про провоз на Мальдивы алкоголя, диверсифицировал, так сказать, риски. Мне же надо в не менее безалкогольный Пакистан на две недели что-то привезти.

Опасения оказались напрасными — рюкзак выплыл на ленту выдачи без предательских красных наклеек, и даже недопитая бутылка виски, засунутая в ручную кладь в качестве отвлекалова для персонала, сидящего за сканером, спокойно приехала в Мале.

За день до вылета выяснил, что ударение в слове «Мале» на «а».

В части проживание столица неоправданно дорогая. Замызганные гестхаусы по цене от 50 долларов, сверх которых накручиваются знаменитые мальдивские налоги и сборы. Учитывая довольно ранний вылет, решил остановиться на новом, едва отстроенном насыпном Хулумале (Huhlumale), откуда в аэропорт можно приехать на комфортабельном автобусе.

Бюджетные отели Хулумале выглядят аккуратнее столичных и стоят на треть дешевле. С виду абсолютно одинаковые, выбрал ближайший к конечной остановке автобуса — Rivers Beach & Spa.

Но в отель заселюсь вечером. Впереди же 12 часов на знакомство с нетуристической жизнью страны.

Изнанка рая

Столичный аэропорт — редкостный сарай, даже на тайских островах воздушные гавани выглядят приличнее. Делать в нём категорически нечего, разве что удивляться ценам на всякую фигню в круглосуточно работающем дьюти фри.

Да, дьюти фри. Он классный. Купил виски за 19 баксов — получил в подарок пива на 20. Иногда экономика Мальдив даже радует.

Изнанка рая

Добираться до столицы не обязательно катером, уже давно построен мост, по которому курсируют комфортабельные автобусы. Но в островной стране хочется по-максимуму побывать у воды…

… даже если вода буквально повсюду. Очень «повезло» попасть в начало мощного урагана, прилично затопившему Шри-Ланку и юг Индии. На Мальдивах, кажется, обошлось без жертв, но определённый колорит путешествию ливни придали.

Изнанка рая

Стоишь, пережидаешь очередной заряд и думаешь, как же там бедняжки, заплатившие за путёвки космические суммы и попавшие в десять дней тотальной жести?

Мой маршрут пролегает через центр, от пристани МТСС Airport Express до пристани Villingili. Столица оставлена на вечер. Конечно, интересно понаблюдать, как люди живут в городе размером километр на два, из которого элементарно некуда выбраться. Но у меня пока другие планы.

Изнанка рая

По мере приближения к пристани становятся заметны не мальдивские типажи. Девушки в шортах, например. Гастарбайтеры, живущие или работающие на островах, худо-бедно обеспечивающие внутренний продукт страны.

Пользуясь затишьем в порывах ливня, в ожидании парома прогулялся по окрестностям пристани. Здесь, кстати, можно очень недорого подкрепиться, за парковкой расположен крупный фудкорт на открытом воздухе.

Что в Мале осталось для меня категорически непонятным, так это количество скутеров. Да, предположим, для проживающих на Хулумале и работающих в Мале ещё есть смысл в личном транспорте, автобусы дороговаты. Но ведь Мале — совершенно азиатский город с узкими улочками, наглухо заставленными припаркованными мопедами.

Так в Мале, блин, ещё и такси есть! И они довольно часто попадаются на глаза!

Изнанка рая

Паром стоит 11 руфий и идёт примерно с полчаса. Кассы локальных паромов — одно из немногих мест, где не принимают доллары.

У пассажиров с собой преимущественно пакеты с продуктами, гастарбайтеры живут на Тилафуши и ездят в столицу ради банков, супермаркетов, лечебниц.

Тилафуши в его сегодняшнем виде начал строиться в начале 1990-х. Именно строиться — на мелководном атолле залили бетонные ёмкости (на фото ниже пустующие выглядят как бассейны с голубой водой, в южной части под шоссе), засыпали мусором, сверху утрамбовали строительных отходов и заравнивали песочком.

На свежеотсыпанных территориях постепенно размещались полезные и не очень производства — цементные заводики, газовые и нефтяные терминалы, цеха металлопереработки. Строилось и жильё. Подтягивались гастарбайтеры из Бангладеш и Индии.

И вся эта дрянь расположена менее чем в 10 км от столицы и в 5 км от довольно престижного острова Виллингили.

Остров стал широко известен, когда занял практически всё мелководье, перестал расширяться, но не прекратил складировать мусор. Главной достопримечательностью Тилафуши стала вечно горящая свалка. Из-за неё же о Тилафуши заговорили как о крупной экологической катастрофе Индийского океана.

Изнанка рая

Властям Мальдив подобная репутация, разумеется, ни к чему. Сегодня сфотографировать горящий мусорный полигон крайне непросто. На карте выше синим — мой маршрут, красными крестиками — пункты охраны, не пускающей любопытных туристов.

Мусор теперь сортируют и вывозят сухогрузами в Индию, но свалка не перестаёт чадить. При этом нужно понимать — это совсем не безобидные пищевые отходы и вонючий пластик, но и токсичные батарейки, лампы, отработанные нефтепродукты.

Изнанка рая

Считается, что мусор перестали завозить с 2011 года, но это не так. Стоит прогуляться по острову и обнаружить немало свежачка.

Несмотря на многодневный ливень, запах горящего пластика слышится за километр от свалки.

Изнанка рая

Продуктовый магазин. Остров выглядит абсолютно жилым и в то же время совершенно деревенским. Разительный контраст не только со свеженьким современным Хулумале, но и с загромождённым Мале.

Вывоз мусора в Индию неожиданно стал отдельной проблемой. Индусы не отличаются внимательным отношением к окружающей среде и сами привозят на остров всякую дрянь. Кроме того, после появления индийских сухогрузов в стране резко вырос теневой оборот алкоголя, прежде всего дешёвого индийского пойла. Тилафуши к статусу столицы мусора добавил звание столицы контрабанды.

Изнанка рая

Кроме бытового и строительного мусора, на остров свозятся старые корабли. Какие-то ремонтируют, какие-то разбирают. Масштаб, конечно, не уровня бангладешского Читтагонга, но вода от этого чище не становится.

Эти огромные отбойные устройства — швартовые кранцы, видны на спутниковых снимках.

Изнанка рая

Обочины немногочисленных улиц заставлены техникой, и большая часть её не на ходу. Возможно, что-то уйдёт в Индию, остальное останется ржаветь — чуть ниже мы это увидим.

Живые машины у офисного здания…

Изнанка рая

… и мёртвые, зарастающие тропическим кустарником.

На пустыре с полсотни автомобилей, нашёлся даже полицейский броневик.

Изнанка рая

Кто-нибудь хочет погонять на каяках по бухте? Бухта прекрасна!

Одна из немногочисленных возможностей увидеть свалку вблизи как раз на тупиковой дорожке к бухте. Постороннего здесь попросту не видно из-за высоты мусорного слоя.

Изнанка рая

А вот и бухта! И яхты, и чудный океан всех оттенков пластика!

Экологи до сих пор не в состоянии оценить масштаба мальдивской экологической катастрофы. Из открытой лагуны мусор разносит океаническими течениями. Сколько токсичных отходов попадает в морских животных и рыб, подсчитать невозможно.

Интересная старая техника, которой строился Тилафуши.

Изнанка рая

Кассы на обратный паром открываются за пятнадцать минут до отправления, есть время поскучать на пирсе и слегка перекусить.

Прямо напротив пирса — заводик по закачке газом бытовых и промышленных баллонов. Запашок стоит волшебный.

Изнанка рая

Думал, я единственный турист на Тилафуши, но нет. Вездесущие китайцы и тут подсуетились. Кажется, я не видел ни одного китайского туриста только в Пакистане. Хотя китайские бизнесмены там были.

Товарищи расселись и стали…глушить настоящее китайское пиво. Не безалкогольное фруктовое пойло, продаваемое в каждом продуктовом ларьке, а вполне себе Циндао.

Китайский пример заразителен, тем более, подошло время ужина. Ещё днём прошёлся через несколько заранее отмеченных ресторанчиков, оценил экстерьер и меню. Выбрал местечко при одноимённом отеле, тайский ресторан Sala.

Дорого, все цены и расчёты в долларах. Но очень вкусно и уютно. Как же давно не пробовал настолько настоящий том-ям!

Официанты видели, что я плеснул спирта в стакан с фрешем и потягивал вискарик из рюкзака, но не придали этому значения.

Изнанка рая

Очень хотелось посмотреть Хулумале, больно уж он отличается от других островов, такой современный город с лёгким азиатским колоритом. Но сил на его осмотр банально не хватило — наутро ранний вылет.

Проснувшись в 5 утра и собрав рюкзаки нигде не обнаружил своего паспорта. Приныкал ресепшионист, а я банально забыл с вечера спуститься и забрать.

Ресепшен закрыт до 8 утра. Вылет в 9.

Побродив вокруг и подолбившись в двери на техническом этаже, нашёл на стене бумажку с парой телефонных номеров. Удивительно, но с третьей попытки вызвонил заспанного парнишку, который через пятнадцать минут с извинениями привёз мне заветный документ!

Вот это приключение — перелёт был первым в цепочке, и его пропуск ставил под вопрос всё дальнейшее путешествие.

Прощайте, Мальдивы! И новых встреч не ждите!

в Мале

Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
И сколько лайков ты рассчитываешь получить за этот трэш? :))

Удивительно, насчет моста я не знал.
Мы там были в 2012 году, ехали на пароме за 10 руфий. Моста еще не было.
И, кстати, такси очень пригодилось, ехали под проливным дождем с одного конца острова на другой.

А жили на острове Маафуши, это где тюрьма :))
Турист Сергей (Alware)
Маафуши, да, слышал, популярный бюджетный остров.
Трэш тоже должен быть, а то вся лента про Мальдивы бело-голубая в пальмочку.
Мосты, так понимаю, построили сразу оба, до Хулумале. По виду хулумальский ещё в процессе отделочных работ, но всё открыто. Утром иначе в аэропорт не добраться, паромы не ходят.

А такси дорогое?
Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Насчет такси не помню, нас тогда четверо было, так что в любом случае дешево выходило, если разделить.
Турист Инеска (Inesska)
Да уж, Сергей, я в шоке! Ну есть ведь и другие Мальдивы, где райское наслаждение! Им, наверное, нужно помочь разобраться с такой ситуацией, одни они не справятся?
Турист Сергей (Alware)
По мне так райского там ничего нет, скорее тоска с искусственно созданными запретами.
Конечно, проблемой Тилафуши занимаются, но сколько таких мест на планете - за всеми не успеешь.
Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Там собаки под запретом, копченая колбаса под запретом, порнуха тоже под запретом :)
Турист Сергей (Alware)
Зато экологические налоги растут каждый год!
Эксперт Наталья Никитина (Natali__happy)
А ещё по воскресеньям на какой-то площади происходят публичные наказания....
Всегда подозревала, что Мальдивы с двойным дном
Турист Сергей (Alware)
А-а-а, я как раз в воскресенье был и пропустил по ходу!
Турист Сергей Василец (vasilets)
Серега, даже в признанном раю ты умудрился найти адское место....
Турист Сергей (Alware)
Оно не такое уж и неизвестное, просто туристы сразу ломятся в оплаченные ресорты))
Турист Наталья Ильина (valerovna)
У всякого фантика есть оборотная сторона) Возьмите любой город, в любой стране и вы найдёте эту двуличность. Селява.
Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Надо по приезду идти в департамент туризма и говорить - я известный блогер, будем платить или как? Если "как", то снимаем трущобы и помойки :)
Турист Сергей (Alware)
Боюсь, в случае шухера там просто негде спрятаться
Турист Yurij Varezhkin (YurijTravel)
Спасибо за знакомство с Мальдивами! Ну, мы в это место - ни ногой! Планируем в январе быть подальше - на двух островках атолла Баа ..
Турист Сергей (Alware)
И правильно, страна-галочка, смотреть нечего!
Турист Альберт (albygan)
Да... А вообще молодец! И о таком надо знать, даже видеть. Хороший рассказ!
Турист Сергей (Alware)
По мне так там больше видеть нечего, разве что жалею - не хватило времени на музей в Мале и на плотную прогулку по Хулумале. Но ради этого точно нет смысла возвращаться.
Турист Ирина Порунова (aprel2011)
Вот так Мальдивы Спасибо за рассказ, обратную сторону медали было интересно узнать, "дождливые" фото очень понравились
Турист Сергей (Alware)
Спасибо! Что ж поделать, в раю и ангелы какают!
Турист Владимир (acvazul-v2010)
Удивили так удивили. На Мальдивах не был, но такие фото райских островов вижу впервые
Турист Сергей (Alware)
Этот остров в сети всплывает периодически, его местный фотограф где-то в 2011м и с воздуха снимал. Сейчас просто охрана появилась и без телевика саму свалку не снять, только надышаться.
Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
А фотограф пошел в консульство и не вернулся :)
Турист Сергей (Alware)
Вроде живой Ahmed Shan is a Member of ECOCARE Maldives, an Environment Activist, a Photographer, a Dive Master and a Surveyor at the Environment Protection Agency (EPA) – Maldives.
Турист Марина Федорова (FMarina)
Сергей, для меня раньше Мальдивы так красиво звучали... Хотя я на них и не собиралась, но теперь точно вообще не захочу.
Турист Сергей (Alware)
Марина, Мальдивы в целом мы же знаем как выглядят)) Хотя мне было бы неприятно чувствовать себя частью создания этого острова, отдыхая в отеле. К сожалению, к катастрофе привёл именно туристический бум.
Турист Maksim Starostin (Maksim_Starostin)
Это как восхищаться Дубаем и хвалить трудолюбивых арабов, не замечая общаги с толпами пакистанцев. С которыми, помнится, проводила ночь Жанна Бадоева :)
Турист Elita Lopatinskaia (Elita_Lopatinskaia)
Очень напрасно, Марина!
Лучше собирайтесь...
Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Класс)))
Сергей, вот как ты такое находишь?) прям не Мальдивы, а Бангладеш)))
Турист Сергей (Alware)
Там и живут бангладешцы. Думаю, в любой стране нужно смотреть места с бангладешцами, там интересно!
Турист Oleg N. (Nomad)
Вот... меня и раньше-то особо туда не тянуло.... Интересна оборотная сторона... Жаль, что мир превращается, или уже превратился, в помойку...
Турист Сергей (Alware)
Почему-то ещё не встречал того, кого бы тянуло))) Бессмысленное место, а все подводные активности можно устроить веселее и дешевле
Турист Oleg N. (Nomad)
Не говори! Таиланд рулит!
Турист Галина Савельева (Z12345)
Соотая страна , 101я супер. Тут, на сайте, про туристическую зависть писали. Завидую , нам бы хоть 50. А Мальдивы привыкли видеть другими . Жаль что такое происходит.
Турист Сергей (Alware)
Это очень скромно, поверьте. В последнее время общаюсь с людьми, проехавшими уже всю планету или почти всю. А 50 - это всего лишь Европа и немного экс-СССР, например, т.е. всего 2 визы и несколько лет
Турист Galina Gorshenina (Galina_Gorshenina)
изнанку везде можно найти. смотря, что хочешь увидеть.
Турист Сергей (Alware)
Не каждая страна всем составом убивает большой океан, это не Балашиха
Турист Виктор Башкир (vibas)
Серега, сотая страна!!! Держите меня трое!!!!
И да, таких Мальдив я еще не видывал. Кстати, просматривается странная закономерность: в странах, где строги к алкоголю, мусорят, как свиньи. А в странах, где пьют, как свиньи, строги к мусору!
vibas писал 29 ноября 2018 г. 5:41
Серега, сотая страна!!! Держите меня трое!!!!

В наше-то время...вот смотрю на Стасика, который в свои 5 лет разменяет третий десяток, и понимаю, что следующее поколение будет легко смотреть всю планету!

А в странах, где пьют, как свиньи, строги к мусору!
Отличное наблюдение! Вспоминается любой европейский город субботним утром, и как его вычищают к обеду. Умеешь отрываться, умей и убираться!
Турист Светлана (Svet-lanka)
что я плеснул спирта в стакан с фрешем и потягивал вискарик из рюкзака,
ну уж после таких впечатлений, без напитка покрепче не обойтись. Ад и рай по соседству. Интересный рассказ .
Турист Lena Svensson (lenasven)
Оч.любопытный репортаж Неожиданно было узнать про Мальдивы=свалка Муж вот рвется туда, а я - против. Чувствовала, значит, шестым чувством, что там что-то не так
Эксперт Артём Черепанов (CyprusExpert)
Помню твой рассказ про Конакри "мусорная столица". И где же грязнее?))
Турист Сергей (Alware)
В Конакри, конечно. Улицы в Мале хотя бы моют. Но вот устье речки в Конакри очень похоже на Тилафуши!
Турист Вадим Брянск (vadimbryansk333)
тебя туроператоры по Мальдивам внесут в черный список)))
Турист Сергей (Alware)
Да и без них обойдусь. Тем более, планов вернуться точно нет!