Турист popolvuh90
popolvuh90
был 13 мая 2021 18:11

Кашан — Иран Ноябрь 2017

Посмотрев интересные места Тегерана, я утром отправился на автобусе в город Кашан, лежащий в 210 км к юго-востоку от столицы. Он оказался красивым и приятным городом с хорошо сохранившейся исторической застройкой. Кашан имеет небольшие размеры, и основные городские достопримечательности расположены компактно в центре. Здесь нет таких роскошных мечетей, как в Исфахане и Ширазе или величественных руин, подобных Персеполю. Кашан интересен прежде всего старинными купеческими особняками XIX в. Тогда Персией правила династия Каджаров. В историческом центре города находятся несколько великолепно сохранившихся особняков- дома Аббасиан, Боруджерди, Табатабаи и т. д. Я посетил пару из них. Эти дома построены по схожему принципу: внутри имеется дворик с бассейном, а окружают его со всех сторон множество комнат и коридоров.

Кашан: скромное обаяние исторического города

Стены зданий украшены затейливой лепниной и резьбой, похожей на орнамент персидских ковров. Интерьер купеческих особняков довольно изящен и красив, хотя по понятным причинам это далеко не шахские палаты.

Конечно же, архитектурные шедевры Кашана привлекают к себе туристов. В отличие от Египта или Италии, здесь пока нет толп иностранцев, облепивших каждый древний камень и непрестанно щелкающих камерами, хотя я встретил в одном из особняков экскурсионную группу французов пенсионного возраста. Основная масса туристов-сами иранцы. Они активно путешествуют по своей стране. стремясь познать ее культурные богатства.
Иранская семья

Кашан: скромное обаяние исторического города

А вот эти девушки приехали из Исфахана

Еще одна значимая достопримечательность — баня султана Амир Ахмада, построенная при Сефевидах в XVI в. Она имеет роскошный интерьер, украшенный росписями и разноцветной плиткой.

Кашан: скромное обаяние исторического города

С крыши бани открывается прекрасный вид на историческую часть Кашана. Он напоминает город из сказок «Тысячи и одной ночи».

Кашан знаменит и своей розовой водой. В долине, окружающей город, раскинулись обширные цветочные луга. В апреле—июле здесь происходит сбор розы, на основе которой делают воду. Она бывает нескольких типов: обычная, хорошая и высшего качества. Считается, что розовая вода обладает целебными и питательными свойствами и полезна для укрепления нервной системы и сердца. В историческом центре Кашана магазинчики, торгующие ей, встречаются на каждом углу.

Кашан: скромное обаяние исторического города

В нескольких километрах от города расположен великолепный сад Фин. Аллеи с кипарисами и фонтанами делают его привлекательным местом отдыха для местных жителей.

В саду я встретил группу девочек из детского сада. Все они были одеты в форму- белый платочек, клетчатую рубашку и штаны. В другой части сада я увидел мальчиков детсадовского возраста, одетых в зеленые рубашки. Некоторые из них, завидев иностранца, стали кричать: «Хелло! Хай!»
Близ фонтана я увидел группу школьниц младших классов, одетых в зеленые платьица и розовые платочки. Увидев, что я хочу их сфотографировать, учительница, одетая в черную чадру, что-то сказала им, и через пару секунд девочки выстроились у бассейна. Иранцы-очень открытые люди и любят фотографироваться. Здесь не принято ругаться или требовать деньги за фотографию, как в некоторых других странах.
Девочки

Мальчики

В Кашане, как и в других городах Ирана и мусульманского Востока в целом, уличная торговля встречается повсеместно. Первые этажи домов отданы под торговые лавки, где торгуют овощами. фруктами, крупами и прочими продуктами либо одеждой. А вот найти какое-нибудь кафе не удалось, да и в других городах Ирана их концентрация на один квадратный километр заметно ниже, чем в российских городах.

Кашан: скромное обаяние исторического города

Как и полагается уважающему себя иранскому городу, Кашан имеет свой базар. Конечно, Кашанский базар проигрывает Ширазскому, а тем более Исфаханскому и по атмосферности, и ассортименту товаров, но походить по нему часик вполне можно. В Кашане женщины в черной чадре встречаются явно чаще, чем в Тегеране- все-таки народ здесь более религиозный, чем в столице.

В Кашане я в очередной раз убедился в доброжелательности иранцев-шиитов, их терпимости к представителям других религий. Во время прогулки по историческому центру города я заметил мечеть с конусообразной крышей, расписанной цветочным орнаментом. Я остановился у входа и неуверенно спросил смотрителя.
— Можно ли войти? Я ведь не мусульманин.
— Да, ничего страшного. Конечно можно.

Мимо проходил мулла в длинном одеянии с широкими рукавами и белой чалме на голове. Смотритель представил меня, и тот пригласил меня войти вместе с ним в мечеть. Вскоре к нам присоединился турист из Гонконга. Мулла предложил нам чай. Он рассказывал об устройстве мечети и терпеливо отвечал на наши вопросы об исламе. При нашем разговоре присутствовала молоденькая симпатичная девушка-художница в черном хиджабе. После окончания разговора я попросил ее сфотографировать нас на камеру. Когда я выходил из мечети, то встретил муллу в черной чалме. Как мне пояснили, головной убор такого цвета носят сейиды- потомки пророка Мухаммеда.

Мечеть ночью.

На следующий день я отправился в город Исфахан, центр одноименной провинции. Скооперировавшись с Сюзанной, туристкой из Германии, я взял на ресепшне отеля такси долларов за 25 до Исфахана. По пути мы проезжали деревню Абьяне, известную туристическую достопримечательность. Иран- страна с преимущественно пустынным или полупустынным ландшафтом. Деревня же расположена в горной долине, покрытой лесом.

Абьяне существует как минимум 1500 лет. За это время здесь мало что изменилось, и взору путешественника предстают все те же извилистые средневековые улочки, осыпающиеся дома из красной глины с хлипкими деревянными балкончиками.

Кашан: скромное обаяние исторического города

Благодаря изоляции деревня во многом сохранился традиционный уклад жизни. Местные жители говорят на давно устаревшем варианте персидского языка. Женщины носят нетипичную для исламского Ирана одежду- большие платки, украшенные ярким цветочным узором и по стилю чем-то напоминающие традиционную русскую одежду. Местные бабушки неизменно привлекают внимание туристов с камерами, но при этом наотрез отказываются фотографироваться, так что приходилось снимать их со спины или с дальнего расстояния. В то же время ритм жизни Абьяне уже не тот что раньше, так как в последнее время сюда приезжают целые автобусы с туристами.

В сегодняшней деревне Абьяне можно найти и атрибуты современной жизни- например, многие жители имеют автомобили или мотоциклы.

У одного из домов припаркован старенький «Пейкан» салатового цвета. Этот автомобиль выпускался еще в шахском Иране 1970-х гг.

Кашан: скромное обаяние исторического города

Над деревней протянуты провода, следовательно с электричеством у жителей проблем быть не должно. А некоторые дома выглядят свежими и явно отремонтированными.

Некоторые дома выглядят очень красиво.

Кашан: скромное обаяние исторического города

В Абьяне и других туристических местах Ирана можно видеть старинные персидские двери. Такая дверь имеет две ручки в виде своеобразных молоточков: одна предназначена для мужчин, другая- для женщин. «Мужская» ручка потяжелее и издает громкий гулкий звук, «женская» имеет форму полукруга и издает более мелодичный звук. Так, хозяин дома мог определить, кто стучится в дверь-мужчина или женщина.

После двухчасовой прогулки мы покинули это колоритное, но все же затуристиченное место и двинулись дальше. По пути мы заехали в городок Натанз, где пообедали. Смотреть в Натанзе особенно нечего, кроме старинной мечети Джаме (Пятничной), построенной в начале XIV в.

Кашан: скромное обаяние исторического города

К вечеру четвертого дня моего иранского путешествия я прибыл в Исфахан и остановился в знаменитом хостеле «Амир Кабир».