Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 21:30

Сием Рип — Камбоджа Май 2005

Вьетнамский аэробус нещадно бросало вверх и вниз в потоках турбулентности, его пассажиры, надежно пристегнутые к креслам, настороженно притихли перед посадкой, все ждали появления камбоджийской земли, а вместо неё под крылом расстилалась грязно-желтая поверхность самого крупного камбоджийского озера Тон ле сап. Наконец, озеро осталось позади, а вместе с ним исчезла тряска, но влаги не убавилось: внизу проплывала бесконечная череда неровно нарезанных квадратов рисовых чеков, залитых водой.

Получение визы в а/п Сиам Реап, название которого можно перевести, как «Таиланду каюк», не занимает много времени, главное отстегни 25 баксов и ты свободен, как птица на родине красных кхмеров, древних апсар и кровавого Пол пота. Свобода — это осознанная необходимость, поэтому шляться по незнакомым полям и джунглям не рекомендуется: после войны осталось множество мин, они до сих пор отрывают ноги и руки любопытным ходокам.

Наш отель Ангкор палас имеет всего 4*, но на вид смотрится настоящим дворцом - невысокие уютные постройки в национальном стиле, просторное лобби, широкие кровати под белыми балдахинами, напоминают королевские ложа. Весь персонал суетится вокруг туристов, они вешают нам на шеи национальные шарфики и постоянно кланяются, молитвенно сложив ладошки перед собой. Под конец, невольно сам начинаешь копировать их движения и кланяться-кланяться-кланяться.

Я заглянул в Камбоджу уже второй раз, причем первый раз входил в страну пешком. А вот жена, и большинство моих попутчиков, впервые прилетели в затерянное королевство, в которое даже родной Аэрофлот не летает

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Искатели экзотики и приключений со всего света устремляются в эти края посмотреть на Ангкор Ват — уникальное творение кхмерского короля Сурьявармана II, созданное в XII в., и посвященное богу Вишне. Считается, что Ангкор Ват был долгие века покинут и забыт, и только в середине 19 в. был вновь открыт французом Анри Муо. Однако, это не совсем так, действительно, храмовый комплекс был заброшен на многие века, но небольшое количество монахов все равно там тусовалось. Анри просто сделал храму хороший промоушен в Европе, после чего любопытные европейцы потянулись глазеть на очередное архитектурное чудо.

Весь комплекс обнесен широким рвом, заполненным водой, по легенде в древности там даже крокодилы плавали, жаль теперь их нет. Туристы форсируют канал через древний мост, при этом на каждом шагу бросаются в глаза ярко шафрановые одежды буддистских монахов. Их здесь очень много, наравне с туристами они едут поклониться древней святыне. Что интересно, в ЮВА монашество не является призванием всей жизни – молодых людей забривают в монахи на 2-3 года, чтобы они смысл жизни познали, почти как у нас молодежь в армию отправляют. Монашество считается очень хорошим средством для улучшения кармы, через короткое время ребята возвращаются к гражданской жизни, и лишь считанные единицы посвящают служению богу всю свою жизнь. Кстати, монахов в ЮВА очень уважают – в самолет их запускают первыми, а на вокзалах даже отдельные скамейки выделяют для отдыха

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

По периметру храма идет галерея, в которой до сих пор можно встретить статуи богов и молящихся монахов

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Внутри комплекса Ангкор Ват возвышаются пять высоких башен: четыре по бокам и самая высокая в центре, их называют Пранги - храмы в виде высокой башни, интересная коллизия, слово тайское, а храм камбоджийский. Эти места одно время были под властью тайцев, тайские короли до сих пор очень любят этот храм и считают его своим. Недаром его большой макет выставлен в королевском дворце Бангкока, поэтому отношения между Камбоджей и Таем по сей день напряженные

В каждую башню ведут крутые лестницы, поражающие своими гигантскими и очень неудобными ступеньками, высота которых для низкорослых камбоджийцев просто запредельная. Моя невысокая жена карабкалась по ним с замиранием сердца и громкими повизгиваниями от страха, опираясь руками на верхние ступеньки — иначе никак. А уж спускаться вниз совсем страшно, кажется, что при любом неосторожном движении полетишь кубарем на землю — для пугливых европейцев натянули металлический трос сбоку. Но при моем росте, на такие мелочи, как высота ступенек, можно не обращать внимание

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

В Камбодже исключительно жарко и душно, поэтому, после подъема с туриста струями льется пот. Забравшись на высоту, очень неплохо отдохнуть в тенечке с видом на храмовый двор. Потом неплохо пробежаться во верхним галереям, а после очередного забега и экстремального спуска на землю, очень приятно забраться в кондиционированное нутро минибаса, хлебнуть охлажденной водички и подставить распаренное лицо под ледяные струи, вырывающиеся из кондиционера. Только опасное это занятие: со страшной духоты нырять в ледяной холод

В давние времена между прангами плескалась вода в настоящих бассейнах, они символизировали океан. В водоемах могли плавать правители, их наложницы, и апсары — знаменитые кхмерские танцовщицы, которые танцевали не только на площадках, но даже на канатах, натянутых между башнями

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Наиболее интересное в камбоджийских храмах — возможность забираться в самые недоступные и укромные уголки. Осторожно идешь по темным коридорам, пытаясь не нарушить торжественную тишину, через редкие отверстия в своде крыши темноту пронзают острые лучики дневного света, а тихий шорох крыльев летучей мыши кажется громким хлопаньем. Внезапно мы шарахаешься от скрюченной беззубой старухи, обритой налысо – она тихо колдует у маленького святилища и предлагает за небольшую денежку поставить ароматические палочки к алтарю. Однако, пора на божий свет, ведь для тех, кто не боится высоты, еще можно покрасоваться  в вышине на одиноком камне,

Остальным остается прижиматься к вековым камням, опасаясь свалиться вниз

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Очень необычно взглянуть на весь комплекс с высоты, причем это очень легко сделать, ведь неподалеку располагается воздушный шар, которые за считанные минуты и десяток долларов вознесет тебя на высоту 200 м, жаль полетать не удастся, ведь шар привязан к земле прочным канатом. Но ощущение полета полное: земля плавно уходит вниз, кроны пальм резко уменьшаются в размерах, становиться чуть прохладнее и закладывает уши.

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Неподалеку от Ангкор Вата расположена древняя столица кхмерского государства - Ангкор Том, окруженная высокой стеной с башнями, которые по традиции украшают бесстрастные лики то ли правителей то ли божеств. Это развалины древнего городища, построенного Сурьяварманом VII, в котором было все, что необходимо для красивой жизни: дворцы, храмы, парадные террасы, водопровод, и даже больницы.

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Особый интерес к этим местам возник после показа фильма Лара Крофт, одна из сцен которого снималась в интерьерах храма Та Пром. Его решили не расчищать от джунглей, в результате получилось великолепный пример борьбы природы с камнем. Гигантские деревья оплетают древние стены своими корнями, как удавы, душащие свои жертвы, и не остается никаких сомнений, кто выйдет победителем из этой схватки

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

В своем величии и тщеславии создатель новой столицы Ангкор Том - Сурьяварман VII, очень хотел оставить потомкам на память о себе что-то очень запоминающееся. Всем правителям хотелось этого, но этот самодержец поступил очень креативно и дальновидно, построив храм Байон, на башнях которого высекли его лучезарные лики в количестве 216 штук. Их сохранность до сих пор очень высока, хотя сам храм уже напоминает развалины. Некоторые ученые утверждают, что это лики бодхисатвы Авалокитешвары, кто из них прав — поди, разберись.

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Дополнительно он украсил свой храм искусной резьбой, изображающих древних танцовщиц апсар - «небесных сестер первой в мире женщины», которые, по легенде,  провожали людей, идущих на Небо

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Очень интересны местные жители — кхмеры, их лица, изрезанные моршинами и выдубленные нещадным солнцем, мало отличаются от каменных ликов, высеченных 7–8 веков назад.

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

В число мест, обязательных к посещению входит слоновья терраса, украшенная стилизованными скульптурами слоновьих голов. Местные короли очень любили слонов и парады, которые проходили именно здесь

Для того, чтобы поближе познакомиться с жизнью аборигенов, стоит заглянуть на озеро Тон ле сап - то самое, над которым так нещадно трясло наш самолет. На озере постоянно проживают вьетнамские беженцы, они построили плавучие дома, а также избушки на куриных ножках и покидать эти места не собираются. Взрослые разводят рыбу, катают туристов на лодках, а дети плавают в битых тазах и клянчат милостыню. Вода в озере в этот приезд была очень грязная, первый раз я был здесь в ноябре, и водичка была намного чище.

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

По берегам настроены очень бедные хижины, скорее даже шалаши, прикрытые циновками, в них живут люди, собаки и даже свиньи. При местной страшной жаре и духоте - это самое удачное место жительства

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Несмотря на всю бедность населения, прогресс вторгается и в их жизнь — за дровишками в джунгли камбоджийцы ездят на мотоциклах.

Типичный местный рынок — товаров масса, но многие из них совсем не знакомы европейцам. Торговки потрошат лягушек прямо на глазах покупателей, теснота, вонь — азиатская специфика.

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

По традиции, все туристы, посещающие Ангкор, провожают солнце на вершине высокого насыпного холма Пном Бакенг. Экстремалы забираются на него пешком, обливаясь потом и рискуя вывихнуть ногу на крутом склоне, усыпанном острыми камнями и оплетенном корнями деревьев. Разумные туристы поднимаются в горку на слонах, всего за 15 баксов

Ходоков и седоков провожает «надежды маленький оркестрик». Страна исключительно бедная, поэтому люди стараются заработать любую копейку, а делать это лучше всего в туристических местах. Все понимают, что «драть» с туриста надо три шкуры, поэтому, даже маленькие дети клянчат не кьят, не копеечку, а сразу доллар!

Камбоджа — затерянный мир, доступный многим

Я был на вершине холма два раза, но красивого захода солнца так и не увидел. Зато удалось полюбоваться очень необычной вертикальной радугой. Визит был короткий, всего 3 дня, но очень интересный и увлекательный.

Спасибо за часть фото моим попутчикам Лере и Лёне.