Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Гирокастра — Албания Июль 2018

Как и многие города на юге Албании, Гирокастра имеет греческое название: гиро — вокруг, кастро — крепость, замок. Город расположен на склоне горы, и, в соответствии с названием, — вокруг крепости. Население 23 тыс. человек. Долгое время Гирокастра имела статус города-музея, по причине того, что здесь родился Энвер Ходжа, албанский эквивалент Сталина-Тито-Мао. В настоящее время Гирокастра является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Город здесь возник в византийский период (хотя раскопки показывают, что место было обитаемым с 1-го века Н. Э.) и в переводе с греческого назывался Серебряный город. Такому названию способствовали крыши домов — они делались из местного камня, откалывающегося от глыб тонкими пластинами и имеющего серый (ну, если включить фантазию, то серебристый) цвет. Множество таких крыш сохранилось и поныне:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Гирокастра находилась под властью Турции примерно 500 лет и носила название Эргири. Один из наиболее заметных правителей этих мест — Али-паша Тепелинский, при нем регион фактически имел независимость от турецкого султана. Этот Али-паша был во френдах у Потемкина, адмирала Ушакова и лорда Байрона (упомянут в Паломничестве Чайльд-Гарольда). Байрон даже бывал здесь. С именем Али-паши связана радикальная перестройка крепости, современный облик которой и сохранен с тех дней. Также к крепости был проведен акведук для водоснабжения (не сохранился).

Подъехали к городу по равнинной части долины река Дрина (у албанцев — Дрино), затем движемся в гору. Нижние районы Гирокастры — новостройки, исторические кварталы словно размазаны по весьма крутому склону горы. Вблизи отеля начинается обычная албанская история — навигатор признается в собственном бессилии. Главное на этих узких улочках — найти место для машины, каким-то чудом нахожу, оставляю жену, сам иду искать отель. Мне помог работник музея этнографии, возле которого мы приткнулись. Все отели и гестхаузы тут известны местным жителям, поэтому ему не составило труда показать мне дорогу. При бронировании отеля было оговорено наличие парковки. Пока я шел туда по узким проходам, местами переходящим в ступеньки, почти уверовал, что парковки не будет. Нашел наш гестхауз, хозяин меня уже ждет, говорит по-английски и по-гречески, насчет парковки сразу успокоил — есть. Мы вместе спустились к моей машине, он сел рядом и показывал дорогу. По брусчатке вскарабкались почти вплотную к дому, там действительно оказалась небольшая площадка, огороженная забором. Хозяин показал, что паркинг еще и под камерами. Пешком до номера примерно минута. Что ж, неплохо. За все время путешествия это был самый дешевый отель. Для нас цена важна, но приоритет был не в ней, а в хорошем расположении, парковке и хороших отзывах, все это присутствовало. Комната содержала все необходимое (ну, почти все, не было шкафа), Wi-Fi работал, кондиционер присутствовал. Хозяин с дороги предложил по стакану свежего сока, провел на балкон-террасу с отличным видом, сообщил, что завтрак дают здесь.

Вид с балкона:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Крепость тоже видна, но немного мешают соседние крыши. Фотоаппарат на шею и идем гулять.

В прошлый албанский вояж мы посещали город Берат, у которого есть поэтическое название «город тысячи окон», Гирокастра имеет свой подобный эпитет — «город тысячи шагов». Расположение улиц на склонах диктует необходимость передвигаться большей частью пешком.

Такие вот улочки отходят вбок, у них есть даже названия:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Вид на крепость из района нашего отеля:

Из всех нижних мест города крепость выглядит не самым выигрышным образом, для панорамного вида надо использовать квадрокоптер, но можно подняться пешком в районы, расположенные выше. Брусчатка на улицах выложена особым образом, через равные промежутки вставлены полосы из другого камня, часто полосы эти выпуклы, наверное, так сделано для борьбы со скольжением:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Приближаемся к центру, впрочем, ярко выраженного центра здесь нет.

Группа вот этих торговых улочек, по-сути, и есть центр:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Дело идет к вечеру, низкое солнце погрузило большую часть центральных улочек в густую тень:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

В этих кварталах на брусчатке не полосы, а какие-то затейливые фигуры, иногда скрещенные квадраты:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Несмотря на полумрак в глубине узких улиц, на открытом пространстве еще довольно светло:

Но сила света уже слишком мала:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

На противоположной стороне долины горы покруче:

Улочки похожи одна на другую, иногда лишь по брусчатке можно найти отличия:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Посещение крепости у нас запланировано на завтра, но и сегодня путь не мог не проходить мимо.

Дорога, ведущая в крепость:

Верхние районы (Дунават и Партизани):

Здесь когда-то проходил акведук Али-паши, от которого ничего не осталось, вернее, осталась табличка, вводящая в заблуждение.

Старинные албанские дома (район Партизани), сохранность которых во многом и обеспечила городу статус всемирного наследия:

Крутая улочка в районе Дунават:

Карабкаемся все выше. Из района Дунават видно не только крепость, но и всю долину:

Местные крыши, конечно, притягательны:

Пора спускаться:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Выходим к уже знакомым центральным улочкам:

Есть в центре и неотреставрированные дома:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Меж тем уже наступает полноценный вечер, жена настойчиво советует начать искать место для ужина. Но я пока непреклонен, надо добродить еще минут 15. Как известно, из того, что недобродило, ничего путного не выйдет.

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

— Вот, говорю жене, — видишь, какой красивый домик, а если б занялись чревоугодием, не заметили бы.

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Все, возвращаемся на торговые улочки. На открытках Гирокастры почти всегда присутствует этот дом (жаль, не сфоткал его утром в нормальном свете):

Ресторан искали весьма долго, то мест нет, то заведение не очень нравилось. Нашли, устроились, вкусно поужинали. Вернулись в спящий уже отельчик.

Утром выбрались на завтрак на балкон. Хозяин обслуживал сам (похоже, готовил тоже сам). Принес что-то в чашках, оказалось, горный чай (по-гречески цай вуну, по-русски чабан-чай), что-то еще. Я уж было приуныл — кофе нет, еды маловато, но тут появилось основное блюдо — сладкий пирог из кабачков, хозяин хвастается — сам выращивает. Раньше такого никогда не пробовал, очень вкусно и необычно. А потом и кофе подоспел. Фалимендерит, дорогой.

Наелись, договорились, что машину заберем позже, освободили номер, отнесли вещи в машину и пошли в крепость.

Цитадель-крепость-замок является главной достопримечательностью города, собственно, история города и начинается с этой крепости. Билет стоит недорого (по памяти, менее 2 евро на человека), входим. Сначала идем в подземные помещения.

Здесь устроен Музей оружия:

Этот экспонат привлек мое наибольшее внимание — танк фирмы Фиат:

Размером эта грозная машина сравнима с Жигулями. Такие танки в 1939 участвовали в оккупации Албании войсками Италии.

С крепостных стен открываются виды, напоминающие о первом названии — Серебряный город:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

На этом снимке присутствуют две достопримечательности — мечеть 18 века и известный дом (вернее, комплекс) Ангонате, он ровно над минаретом:

Район Партизани:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

И опять старые крыши. Говорят, они особенно хороши сразу после дождя, именно тогда их блеск реально напоминает серебро:

Центральная туристическая улица:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Это известное здание — дом Зекате, один из старых родовых домов в стиле «мой дом — моя крепость» (также известен как дом семьи Зеко):

Идем по крепости. Любимый туристами экспонат — самолет. Причем, любимый во всех смыслах, в том числе как возможность что-то открутить в качестве сувенира. Если посмотреть на старые картинки крепости с этим самолетом, то видно, что еще лет 10–15 назад он был вполне целым. Нынче же от него вот что осталось:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Я собрался унести крыло, но жена остановила. С этим самолетом связана легенда времен Энвера Ходжи, дескать, ВВС Албании засекли в небе самолет-шпион и вынудили его к посадке (более радикальная версия гласит, что сбили). На самом деле этот самолет совершал учебный полет с итальянского аэродрома, испытал в небе какие-то неприятности и запросил вынужденную посадку на ближайшем аэродроме (от Италии здесь минут 20–30 лета), где и приземлился. Албанские военные оставили самолет себе, вынули из него двигатель, а корпус поставили в крепости на обозрение, прикрепив к экспонату героическую легенду. Случилась вся эта история в 1957 году.

Идем дальше. Часовая башня и бастион:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Повсюду в Албании встречаются эти бабочки:

Один из подземных туннелей и что-то вроде ресепш у выхода:

Туннельная анфилада:

Ответвившись от основного пути, набрел на странную усыпальницу. Я не могу вспомнить, о чем гласила табличка, но заглянув внутрь, увидел весьма странное зрелище. Особенно поразили тапочки:

Скромное обаяние Албании. Часть 3. Гирокастра

Ретировался, воссоединился с женой и продолжили осмотр.

Верхняя плоская часть крепости увенчана железным куполом, это новодел, здесь устраиваются фольклорные фестивали:

Что ж, вроде все обошли, можно спускаться.

Без названия:

У стен крепости:

Добрались до отеля, хозяин открыл ворота парковки, распрощался, посоветовал, как легче выехать. Покидаем город, путь лежит к морю, в Саранду, до нее 55 км.

Албанские города имеют сильно выраженное свойство — послевкусие. Находясь внутри, не так ощущаешь очарование улиц, домов, площадей и атмосферы, как спустя какое-то время. Сейчас, когда я пишу эти строки, воспоминания о Гирокастре рождают более сильные эмоции, чем в момент непосредственного осмотра. Я б даже написал, что ностальгически всплакнул, если б имел склонность сгущать краски. Но в целом Гирокастра — тот город в Албании, посетить который следует однозначно. Я в собственном рейтинге ставлю его рядом с Бератом.