Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 21:48

Крит — Греция Август 2018

Ровно месяц назад мы простились с жаркой Грецией, но загар еще не сошел, и осенний сквозняк не выдул тепло воспоминаний. Не секрет, что Крит обласкан солнцем и морем! Мой рассказ будет беззастенчиво прост, так как он про пляжный отдых, разбавленный впечатлениями о том, на что турист средней степени любознательности может обратить внимание в Ретимно. Туристический Крит не нуждается в апологетах, или все же есть потребность в оных? Я точно не буду его защищать, хвалить и рассказывать о том, как там замечательно. Если честно, то скажу, что отдых на Крите, приобретенный по несоразмерно дорогой цене, мне не лег на душу и скорей всего, в Грецию отдыхать я больше не поеду. Стоит ли говорить, что это мое, оценочное мнение! Для тех, кто на Крите еще не был, советую, причем настоятельно, приобщиться к его чистейшим гармоничным пейзажам, подчеркнутым ломаной островной линией, культурным вкраплениям, разбросанным по благословенной земле Эллады, наконец, насладиться греческой кухней и ее гостеприимством

С Фортеццы

Тем же, кто испытал на себе обаяние и давно проникся любовью к ее прелестям, мой унылый лепет не способен разорвать установившуюся связь.

По существу. В середине лета, ощутив внутренний зуд, беспрестанно барахтающийся в уголках души, грезящей об упругой морской воде жемчужно-бирюзового цвета, которая превратила бы меня в обыкновенную юркую рыбку (скромно), я не могла думать о каких-то других вариантах отдыха. Да и мысль о том, что внучке нашей, Валерии, перед школой было бы не плохо укрепить здоровье, заставила заняться подбором симпатичных пляжей. Всегда говорю, что обожаю Италию и готова мчаться туда при первой возможности. Виртуальная прогулка по итальянским морям не выявила прекрасную благостную картину, соответствующую моим запросам. Куда бы я хотела, с ребенком ехать не удобно, а куда удобно с ребенком, мне не хочется. Может быть Грецию показать нашей красавице? Как никак ее дедушка, муж мой, самый что ни на есть грек по отцу… Страна эта нам не чужая, и в какой-то степени знакомая — уже отдыхали на трезубце Посейдона — в Ситонии и на Кассандре, а в материковой Яннице гостили у крестной мужа.

Цена билетов на официальном сайте Aegean Airlines на регулярные рейсы в Ираклион поразила дороговизной. В результате пришлось бежать в турагентство за пакетным туром к хорошим знакомым, которые плохого не посоветуют (с теми же эгейскими авиалиниями, но значительно дешевле). Выбор остановила на Ретимноне (Ретимно) — душе Крита. Всезнайка Вики заинтриговала: Ретимнон — это «один из красивейших критских городов, порт, построенный венецианцами. Туристический центр с развитой инфраструктурой курортного отдыха: большое количество кафе, ресторанов, магазинов, сохранившаяся старая часть города с хорошей пешеходной зоной». Прочитав про венецианцев, сразу же укрепилась в мысли: это мое. Из набора отелей, имеющихся у туроператора, выбрала Jo An Palas****, полагаясь на довольно высокий рейтинг. Нет, туроператор не подвел, равно как и мой любимый менеджер, выполнив все свои обязательства, прописанные в договоре. Просто не люблю отдыхать в плотной компании соотечественников, таких разных, заселенных туроператором в разрекламированные отели сомнительного свойства.

Калимера, Крит! Кусочек суши, омываемый четырьмя морями, священный для Богов, которые когда-то жили здесь среди людей, и ставший местом первых великих подвигов мифологических героев, сражавшихся с могучими чудовищами, меня ждет встреча с тобой! Оплатив поездку, вспомнила уютные осенние вечера, когда вместе с детьми-школьниками изучала древнегреческую мифологию, покупала им специальные книги, надеясь на успех в познании культурных пластов, созданных человечеством. Книга о древнегреческих героях нашла местечко в упакованных чемоданах — пусть младшее поколение проникнется моментом на родине великих мифов.

Не веселым для меня оказалось начало путешествия. Видимо сказались переживания, стресс на работе, от которой всегда проблематично сбежать на две недели, плюс холодная московская ночь накануне вылета. В Ретимно меня привезли с температурой 39. Пока добирались трансферным автобусом из аэропорта, находилась в полу-бредовом состоянии. Ехали мучительно долго, преодолевая 80-ти километровое расстояние со множеством остановок, с заездом в разные курортные местечки, находящиеся на пути к нашему отелю. Иногда в помутившееся сознание врывались комментарии картинок, всплывающих за окном. Мои спутники что-то говорили про лучистую синеву моря, про знойные склоны, про быстрых диких козочек, которые часто попадали в обзор. Даже я узрела тех коз, скачущих по горам, приоткрыв глаза и плохо соображая, что это — сон или явь? В отеле дочь напоила меня аптечными порошками, и я погрузилась в объятия Морфея, не поняв толком, куда нас заселили. А заселили нас в номер на первом этаже, выходящий на шумную автомагистраль. Если закрыть окна и включить кондиш, то уличный гул не будет слишком досаждать, зато звук работающего как трактор кондиционера спать точно не даст. При закрытом же окне и без включенного кондиционера можно было сойти с ума от духоты. Так вот и мучились в течение 12 ночей. Утром первого отельного дня, проснувшись, ощутила небольшую боль в горле и заложенность в груди, хотя температура вернулась в нормальное состояние. Нет, я не осталась в номере, а потащилась вместе со всеми к морю с мыслью: посижу где-нибудь в тени и хотя бы подышу морским воздухом. Но разве можно усидеть под солнечным ветерком, когда перед тобой расстилается изумрудный атласный ковер, сотканный из упругих струй? Солнце жаркое, море теплое, соленое-пресоленое

Три грации

Да, я пошла купаться и так вошла во вкус, что совершенно забыла про свои болячки. Морская вода оказалась целительной. Болезнь отступила — поняла это, оказавшись в номере после пляжного дня. Если утром я не заметила потрепанную мебель, обшарпанные стены, плохую уборку, то вернувшись с моря, удивилась вселенской запущенности, бросающейся в глаза. Я бы могла сказать много «теплых» слов в его адрес, но ограничусь штрихом, после которого говорить о том, что именно мне не понравилось в Jo An Palas****, нет смысла. В один из вечеров, когда мы уже готовились ко сну, в коридоре рядом с нами раздался оглушительный звук, напоминающий взрыв. Я с ужасом выскочила за дверь и увидела огромную дыру в потолке, а на полу — гору штукатурки. Это было элементарное обрушение изношенной конструкции. Последствия устранялись долго… Но мы же приехали на Крит не в отеле сидеть, поэтому сказали себе — ну их, этих греков, чего с них взять, лентяи еще те.

Просто «заметки на полях». Мы же будем гулять по Ретимно, купаться, любоваться Критским морем, есть вкусную еду в тавернах, наслаждаться отдыхом. Наверное, в силу невероятной занятости и напряженного графика проживания очередного жизненного витка, мне совсем не хотелось вчитываться в тему перед поездкой, и изучать, что стоит посмотреть на острове, имеющем богатую историю. Но привычка готовиться к самостоятельным путешествиям назойливо взывала хотя бы краем глаза заглянуть на сайты, помогающие в изучении Крита. Посмотрела, кое-что уяснила.

Общеизвестно, что в древности Крит был центром минойской цивилизации, которая процветала на острове задолго до Рождества Христова и была так названа в честь царя Миноса, державшего в лабиринте Минотавра — ужасно-страшного человека с головой быка. Мифы Древней Греции, являющиеся предтечей многих великих обобщений в искусстве, все же далеки по силе воздействия, к примеру, от шедевров классической античности или же эпохи Возрождения на такой человеческий экземпляр, коим я являюсь. Поэтому пещера, где родился Зевс, находящаяся рядом с Ретимно, осталась без нашего внимания. На всякий случай посмотрела знаковые места рядом с городом, где забронировала отель. Но потом поняла, что никуда я от моря, бирюзового, с миллионами оттенков, не поеду

Ретимно — душа Крита

На месте, приценившись к экскурсиям на ближние и дальние расстояния, быстренько сообразила, что на нас, «руссо туристо», здесь просто делают деньги. Обещая райские кущи, местные русскоговорящие ловкачи — «европонтийцы», либо не менее ловкие ребята и девчата от российского турбизнеса, будут возить по мифологическим местам, вешать ширпотребную лапшу на уши, зазывать на разные обеды-ужины, чтобы мы прочувствовали атмосферу острова. Мифы древней Греции освежим на пляже самостоятельно, обсуждая увлекательные сюжеты, заучивая имена героев в компании внучки, и фантазия будет нам в помощь. Трудно самостоятельному туристу переориентировать себя на всеохватный отдых, коим грешит Греция. Я уже на столько «испорчена» этой самой самостоятельностью, что хоть какими угодно коврижками зазывай, не поддамся на массовку. Понятно, что лучший вариант для того, чтобы исследовать Крит, это взять прокатный автомобиль и вперед с песнями и попутным ветерком вдоль морских красот и прочих греческих прелестей. Но увы и ах, не хотят мои брать машину, хотя все при правах, кроме меня. Это я оправдываюсь за свое критское бездействие и парализованную волю к освоению нового и неизведанного. Если бы не внучка, я бы не усидела на месте, но не хотелось таскать ребенка по 32 градусной жаре, уходить от моря, где было так чудесно.

Православные святыни. Не секрет, что главными жемчужинами Крита являются море и православные святыни, коих их здесь россыпь. На сегодняшний день по последним подсчетам на Крите насчитывается примерно семьсот храмов, часовен и монастырей. В свете событий последних дней (прошедшем 1—2 сентября в Константинополе соборе Вселенского Патриархата) замечу, что критская архиепископия является полуавтономной и находится в составе Константинопольского Патриархата. Вопрос о предоставлении Константинополем автокефалии Украинской православной церкви обострил давнее противоречие Вселенского православия между двумя условными партиями православия: Константинополем и Москвой. Речь идет о разрыве дипломатических отношений и дальнейшем расколе. Объявление патриаршего томаса, декрета об автокефалии, ожидается 10 октября во время заседания Вселенского Константинопольского патриархата. Печалька… Как-то не по христиански это, мериться амбициями и делить Бога. Нет, не Бога, конечно, они делят… Тема опасная, не буду углубляться. А в критских церквях, в то же время, греческие молитвы чередуются со славянскими, «Кирие элейсон!» — с «Господи, помилуй»! Не правда ли, всякий кто пришел к Господу, обращаясь с молитвой, не задумывается в тот момент, к какой церковной ветви он принадлежит.

Рядом с Ретимно есть Монастырь Аркадия, построенный в 5 веке, который считается символом Критской свободы. Во время османского ига все защитники обители героически сражались с нападавшими турками за победу. Мы с Лерой сделали попытку съездить туда на паровозике, но как оказалось, не тот оседлали. Сожалею

Ретимно — душа Крита

Но прокатились весело, с приветствием местных

Действительно, нас, в смысле пассажиров, радостно приветствуют. В самом Ретимно тоже есть выдающиеся храмы, куда я во время отдыха наведывалась не раз. Кафедральный собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Ретимно — душа Крита

В нем я была на утреннем богослужении, естественно без фотоаппарата. Он совершенно не похож по стилю на другие храмы Ретимно. Это здание вполне сойдет за административное, если упустить из вида высокую колокольню, возведенную в конце 19 века. Собор и колокольня построены в разных стилях — разошлись во времени. Только близкое расположение выдает единую архитектурную группу. Несмотря на внешнюю молодость современного Кафедрального собора, его история насчитывает несколько веков. Во времена венецианского правления это была маленькая церковь, посвященная Богородице. Потом пришли турки, позволившие ее перестроить. Позже, во время борьбы за освобождение острова от турецкого ига, храм был основательно поврежден. Следующий этап преобразований в ее облике связан с 1956 годом, когда собор и принял свой нынешний вид

Это центральный вход в Кафедральный собор. Поверьте, внутри собора присутствует атмосфера царственного благоухания, благоговейной духовной сопричастности к объятиям Господа Иисуса, совершаемым под проникновенный византийский распев. Рядом, буквально в нескольких шагах от Кафедрального собора, находится храм Святого Антония

Ретимно — душа Крита

На вид — здание старинное, но и оно было построено после освобождения от турок. Еще один невероятно красивый фасад православного храма, которым мы любовались много раз, проходя мимо и даже наблюдали приготовления к ожидающемуся здесь венчанию

Церковь Четырех Мучеников, так он называется, напоминает горожанам и туристам о трагических событиях в истории острова и города во время турецкой оккупации, так как выстроен в память четырех исповедников веры христовой, не побоявшихся лютых гонений на христиан. В период насильственной исламизации, на том самом месте, где сейчас находится храм, четыре жителя города, верующие в Христа, были обезглавлены и повешены на платанах в назидание православным горожанам. Имена мучеников: Ангелис, Мануил, Георгий и Николай. Три раки с мощами находятся здесь, а мощи четвертого новомученика были переправлены в Россию, в Петербург (простите, не знаю доподлинного — куда).

Исторический центр. Рассказ мой эклектичен. Возможно, я не постаралась довести до совершенства изложение впечатлений о Ретимно. В утешение себе замечу, что городок, о котором идет речь, не менее эклектичен… Здесь можно встретить как православные и католические храмы, так и старинные мечети, отголоски разных культур, вероисповеданий. Это не удивительно, так как Ретимно, находящийся под властью Византии, постоянно подвергался арабскому нападению. В 13 веке сюда прибыли венецианцы, превратив его в один из важнейших портов Венецианской республики. Построенная в 16 веке крепость, Фортецца, не спасла город от захвата турками в 17 веке, продлившегося до 1989 года. Период турецкого господства был мрачен и ужасен. Разрушились церкви, а некоторые из них были переделаны под мечети, а также строились новые мечети и минареты. Массовые убийства, грабеж населения, темные годы оккупации не пошли на пользу острову. Лишь в 1913 году, Ретимно, как и весь Крит, воссоединился с Грецией. Бедная, истерзанная земля! Сколько крови здесь было пролито. сколько ресурсов разных вычерпано… Полагаю, последствия сказываются по сей день, так как Крит производит впечатление драгоценного камня, валяющегося в пыли.

Найдя во мне благодарную слушательницу, мой свекор, Павел Николаевич, не раз изливал боль о том, как глумились турки над его соотечественниками, греками. Особенно поражал рассказ о стремлении убить в народе национальную самоидентификацию, для чего греческим женщинам вырезали языки, чтобы они не могли передавать родившимся малышам родную речь и историческую правду. Усилия не прошли даром — многие греки, подвергшиеся гонениям и покинувшие Грецию, не знают своего родного языка и говорят на турецком. Любимого Деда уже нет с нами, но его лучистые глаза с добрым прищуром философа и извечной глубинной грустью будут напоминать о мудрости свободолюбивого греческого народа. Лет 15 назад ему довелось осуществить мечту — слетать в Грецию и поцеловать, в буквальном смысле, священную для него землю.

Отвлеклась… Не удивительно, что старый город сохранил свой восточный колорит: узкие улочки со зданиями венецианской и турецкой постройки с характерными балконами, с тонкими шпилями минаретов и круглыми башенками мечетей; лавочки с товарами народных промыслов, таверны, окруженные складами местных вин. Расположение нашего отеля предполагало один и тот же путь — через старый город. Прежде, чем подойти к городскому парку, разбитому на месте бывшего турецкого кладбища, мы пробегали мимо кафе с восседающим на скамейке Розовым Кроликом

Ретимно — душа Крита

— Лерочка! Смотри, какой Заяц!

— Бабушка! Это же Белый Кролик с розовыми глазами из " Алисы в стране чудес» (вместе читали и не раз). Кто-то из нас двоих, не трудно догадаться, кто, оказался более испорчен жизнью, и кое-что понимал в тайных смыслах литературного произведения

Ретимно — душа Крита

В кафе всегда многолюдно. Переходим дорогу и оказываемся рядом с парком, где в тени декоративных пальм и эвкалиптов можно укрыться от палящего летнего солнца и разглядывать бюсты местных героев и послушать… цикад

Я теперь знаю про хор цикад не понаслышке, когда их громкий и отрывистый стрекот режет ухо. Это, скажем, оччень сомнительное удовольствие. Затем нас ждет неизменный попугай в клетке, установленной на улице рядом с автобусной остановкой. Понятно, что здесь мы ежедневно зависаем на какое-то время, подставляя ему дедушкин палец, который птица непременно ущипнет к удовольствию некоторых юных особ

Ретимно — душа Крита

Вот и старый город. Венецианские городские ворота Порто Гуэра (Porto Guera или Guora, Большие ворота), построенные в 16 веке

По правой стороне расположились Ethnikis Antistaseos, главная торговая улица города, известная как Малый рынок (Mikri Agora), всегда оживленная, кроме утренних часов, которые я так полюбила в Ретимно

Ретимно — душа Крита

Центр города небольшой, но эстетическое наслаждение способен доставить. Во всяком случае, я с удовольствием здесь прогуливалась с фотоаппаратом, рассматривая наследство турецкого владычества — дома с нависающими над мостовой деревянными эркерами, которые здесь на турецкий манер называют сахнисья, с которых жены — турчанки могли разглядывать уличную жизнь

Образец местной венецианской архитектуры — дом Драндакиса, провинциальное палаццо XVI–XVII веков

Ретимно — душа Крита

Просто местный колорит на основе ярких цветов, милых деталей и кошек

Ретимно — душа Крита
Наша любимая таверна с попугаем. Ели - пили...
Ретимно — душа Крита

Кошек там тьма. Подробности можно посмотреть в альбомах к рассказуhttps://elsarieva.tourister.ru/photoalbum/37503.

Сколько раз я проходила небольшую улочку, сворачивающую влево от Собора Святого Франциска и ведущую к стене с аркой, богато украшенной барельефом с изображением гроздей винограда

Ретимно — душа Крита

Конечно, любопытство заставило нырнуть под ту арку с барельефом, и неожиданно после зажатости старинных кварталов обнаружить большую площадь

Сразу, на что обращаешь внимание, здание, расписанное граффити

Там же

На просторной площади уютно пристроилась и мечеть с высоким минаретом

Ретимно — душа Крита

Говорю — эклектика. Столько исторических срезов в одном месте сконцентрировано. Чуть углубившись в узкие переулки, находим еще одну известную достопримечательность Ретимно — фонтан Римонди — общественный источник питьевой воды в условиях ее постоянной нехватки

Мраморный фонтан назван в честь венецианского губернатора — его заказ. Между четырьмя коринфскими колоннами с тяжелым карнизом наверху — три львиные морды: вода бьет из пастей и стекает в резервуар, a между двумя средними колоннами высечен герб Римонди. Существует поверье: если влюбленные вместе выпьют воды из этого фонтана, то они обязательно соединяться. Туристов там всегда полно, экскурсоводы любят это место. Рядом с фонтаном оживленные кафе. В одном из них, примыкающем к фонтану, ели классное мороженое. Лера протащила нас по всем аналогичным заведениям местного общепита. Мороженое в Ретимно — что надо! В старом городе есть еще один достойнейший объект для утренней прогулки по четвергам — фермерский рынок

Изобилие, атмосфера, вкуснятина!

Романтичное настроение. Почти каждое утро, проснувшись в 6 часов по многолетней привычке трудоголика, я брала фотоаппарат, надевала спортивную обувь, и потихоньку, чтобы никого не разбудить, бодро шагала к морю встречать рассвет, наслаждаясь ласковой утренней прохладой. Старый город, постепенно пробуждаясь, в это время выглядит бодрячком, будто бы его не коснулся ночной разгул: тротуары намываются, кошки умываются, сдоба выпекается, лавки потихоньку открываются. Главное, что туристы пока не при делах, поэтому можно разгуливать по пустынным улочкам в свое удовольствие

Ретимно — душа Крита

В Ретимно в конце августа, в 6.50 по местному времени солнце вываливается «из пасти, из зубастой», той что сомкнула море с небом, выкатываясь на всеобщее обозрение. С каждой минутой оно укрепляет свою независимость от ночной тьмы, завоевывая небесный склон

Проходит несколько минут, и новый день вновь радостно распахивает объятия, чтобы подарить свет, тепло, ласковое море. Вот оно уже выкатилось и понеслось по небосклону, чтобы совершить свой дневной путь

Солнце выкатилось

Какое же удовольствие гулять с фотоаппаратом по безлюдной утренней гавани — самому живописному месту города. Венецианская гавань со старинным маяком — визитная карточка Ретимно

Гавань

Маяк гавани кстати, в старом венецианском порту построили не венецианцы, а турки в 19 веке

Маяк в Венецианской гавани

Причем, тот маяк, которым мы любуемся — его поздняя версия. Высота маяка 15 метров и стоит он на квадратном основании в конце венецианской стены, закрывающей гавань, и определяет конец порта и начало пляжей

Ретимно — душа Крита

Старинные дома, окружающие гавань, находятся под охраной государства — нельзя ничего перестраивать и менять их внешний вид. Если днем здесь просто многолюдно, то вечером гавань, окольцованная плотно прижатыми друг другу ресторанчиками, находящимися в зданиях, оставшихся от венецианцев и турок, превращается в шумную тусовку, оглушающую теплую ночь громкой музыкой, весельем, разноголосым гулом. Конечно, мы не прошли мимо ресторанов с видом на гавань и великолепным выбором рыбных блюд. Счет за обед на четверых оказался вполне щадящим, около 50 евро, а еда вкусная, без претензий. Я плохой репортер, еду забываю фотографировать. Поверьте на слово — обслуживание и качество были на высоте. Продолжу тему старого города, хотя есть соблазн поскорей перейти к морским прелестям.

Фортецца. Пусть морские прелести немножко подождут в сторонке. Не могу обойти вниманием крепость — самую главную достопримечательность Ретимно

Вид на Фортеццу

Мы жили почти возле ее подножья, поэтому изучили очень хорошо, обойдя со всех сторон, любуясь с разных ракурсов. Фортецца величественно взирает на окрестности с холма Палеокастро, где в легендарные времена, стояли храм Аполлона и святилище Артемиды. Вдумайтесь только! Допустим, что так оно и было — красивые легенды украшают жизнь. Но крепость заложили венецианцы, возводя ее поэтапно на протяжении многих десятилетий, так как постоянные атаки мусульман мешали строительству, но укрепляли венецианцев в решимости создать неприступный оплот безопасности. Фортецца была построена с бастионами, соединенными прямолинейными участками мощной навесной стены, весьма высокой для более успешного отражения вражеских метательных снарядов. Крепостные стены общей длиной около 1300 метров, толщиной почти 2 метра, с четырьмя бастионами по углам (три на южной стороне и один на восточной), возвышающиеся над городом, были особенно неприступны с моря. Верхние галереи крепости имели многочисленные амбразуры для стрельбы

Ретимно — душа Крита

Трое ворот, на восточной (главные), западной и северной стороне (доступ только с моря) обеспечивали вход и выход. Над главным входом нависала дозорная башенка, дающая преимущества при ближнем бое. Подобные башенки были установлены и на угловых бастионах. На бастионах размещались часовни, посвященные различным святым (Николаю, Федору, Луке). Бастионы крепости получали такие же названия. Фортецца никогда не была реально надежным защитным сооружением — в ней не было наружного рва, а стена со стороны суши была недостаточно высока — ее можно было взять штурмом с помощью лестниц. B 1646 году войска Хусейна Паши, уже обосновавшиеся в Ханье, не стали атаковать грозные стены крепости с моря, а подошли к Ретимнон со стороны суши, осадили город и ворвались в него. Население и венецианские солдаты укрылись в Фортецце, но в условиях нехватки еды и боеприпасов, а также начавшейся эпидемии, крепость была сдана туркам при сравнительно выгодных условиях: всем желавшим было позволено эвакуироваться в Ираклион

Собор святого Николая турки перестроили в мечеть Ибрагим-хана. Вот так мечеть выглядит внутри

Ретимно — душа Крита

Сейчас она используется для проведения различных концертов и музыкальных фестивалей. Также были построены дополнительные здания на юге и востоке крепости для турецкого гарнизона и администрации. За время турецкой оккупации внутренняя территория крепости была почти полностью застроена жилыми домами, и только после второй мировой войны жители стали переселяться в другие части Ретимно. В конце концов внутри Фортеццы снесли все полуразрушенные здания, напоминавшие о временах турецкой оккупации За время своего существования Фортецца постоянно изменялась как снаружи, так и внутри. Массивное сооружение в виде дороги к небу, а на деле — к артиллерийскому складу

По этой дороге катили пушки и снаряды. Виды, открывающиеся со всех сторон крепости, хороши

Вид на город

Чтобы посетить Фортеццу, нужно купить билет, который стоит всего 4 евро и постараться сделать это при щадящем солнце, не дожидаясь пока оно будет в зените.

Море. Море в Ретимно просто чудесное, а пляж, безусловно, его гордость

Пляж Ретимно

Золотая полоса песка, начинающаяся сразу же за Венецианским портом, тянется на тринадцать километров. С него мы и начали освоение морских просторов Ретимно. Давно не испытывала такого кайфа от барахтанья в чистейшей прозрачной воде, лишенной какой-либо взвеси и медуз. Вода теплая, плавать можно бесконечно. А уж когда на море поднимается волнение, а поднимается оно довольно часто благодаря бризу Посейдон, то восторгу и вовсе нет предела (для тех, кто с водой «на ты»). Все хорошо, но народа много на центральном пляже, хотя он как-то удачно рассосредоточен — никто никому не мешает. Если вдруг надоест купаться и загорать, можно пойти на набережную, погулять там и увидеть много любопытного. Например, скульптуру с дельфинами (или памятник дельфинам)

Дельфинчики - символ Ретимно

Дельфины — символ Ретимно, поскольку раньше они обитали в морских водах этой части острова. Можно полюбоваться издалека на Старый город с крепостью Фортецца

Ретимно — душа Крита

можно рассмотреть город с другого ракурса

Можно поглазеть на яхты Можно посмотреть на пиратскую шхуну турецкого адмирала Барбароссы, на которой в 16 веке совершались разрушительные набеги на Ханью и Ретимно

Ретимно — душа Крита

Можно на той же шхуне за денежку уплыть в море и купаться там, в глубоких и чистых водах. Можно посидеть в одной из многочисленных таверн, с очень приятной атмосферой, протянувшихся вдоль набережной, можно в баре выпить кофе, коктейль или кое-что другое (каждому по вкусу). На следующий день мы решили сходить куда-нибудь в дикость

Защищенная от волн бухта на окраине Ретимно

Пройдя по дороге, огибающей крепость, мы пришли в тихую, нетуристическую часть Ретимно, где много закрытых от волн бухточек. Помня предупреждение, что на каменистых пляжах Критского моря есть колонии морских ежей, и чтобы они не доставили никаких неприятностей, следует себя обезопасить, надев специальные тапочки, мы так и сделали — без тапок в море не заходили. Подтверждаю, что в местах, где есть подводные рифы, камни, шариков-ежиков, действительно, полно. На главном, песчаном пляже тапочки не понадобятся, так как там дно совершено безопасное для ступни. Самым лучшим местом для купания оказался дикий крошечный пляжик под стенами старой крепости

Ретимно — душа Крита

Здесь купаются, в основном, местные. Все, как я люблю — глубоко, удобный заход, богатый подводный мир для тех, кто обожает нырять с маской. Вот уж где мы наплавались в удовольствие! Наша Лера теперь не боится глубины, научилась плавать, нырять с маской, дурачиться на круге, в общем, вкусила все радости человечка, овладевшего водной стихией. Иногда мы уходили на дикий пляж, чтобы провести там целый день. Устав от солнца, поднимались наверх, чтобы посидеть в кафе под зонтиком, где можно выпить фруктовый коктейль, съесть мороженое, не упуская возможности смотреть на дивный пейзаж. А обедать уходили в прибрежную таверну, по пути любуясь морским пейзажем. Мы ее полюбили не только за вкусную еду, но и за террасу, с видом на непревзойденную голубизну, обрамленную пепельно-синими горами, вырастающими из жемчужно-бирюзового моря. Крепость с террасы тоже замечательно обозревается

Открытая терраса одной из таверн, где мы неоднократно обедали.

По большому счету, зря я на Крит наговариваю — не виноват он в том, что мне так не повезло с отелем. Как бы то ни было, мы ехали за морем, солнцем, пляжным отдыхом, получив полноценный увесистый набор тех самых заморских удовольствий. Когда на улице идет противный осеннй дождь, приятно вспомнить про жаркие и яркие денечки ушедшего лета, подаренные замечательным Критским морем. Наша внучка — непоседа и большая креативщица вмешалась в привычную для нас схему организации отдыха — с постоянной погоней за новыми впечатлениями. Я поняла, что путешествовать с детьми, получая удовольствие от общения, учитывая их интересы, все же приятней, чем просто носиться с фотоаппаратом по достопримечательностям. Правда, ради совместной экскурсии на Фортеццу, пришлось пойти на сделку — купить Лере маленькую желтенькую кожаную сумочку с кошкой. Компромисс — это мой выбор. Я всегда за примирение и даже готова забыть мелкие неурядицы и неприятные штрихи на критском отдыхе — всякое бывает. Решила с Критом помириться, может быть даже, еще раз скажу ему: Калимера!