Турист Olga Oxenhorn (1968alga)
Olga Oxenhorn
была 19 апреля 14:46

Азорские острова — Португалия Август 2018

Наше третье путешествие в Макаронезию или на острова Блаженных, один из символов рая в мифологии разных народов, началось с Терсейры. Мадейра и Азоры, наряду в Канарскими, Фарерскими островами и Мальтой — эдакая мифическая область, сакральная заморская страна где-то на краю света или даже в ином мире. Несмотря на свою легендарность, этот образ «иного мира» пытались ассоциировать с вполне реальными географическими объектами Средиземного моря и Атлантического океана. Таковы они, Азорские острова — это кинжал, пронзающий душу и сердце. Пять лет назад мы думали, что ограничимся посещением самого большого и главного острова — Сан Мигеля. Тогда мы за десять дней истоптали его вдоль и поперёк. И Азоры не отпустили. Мысль о возвращении точила и точила. Но, оказалось, что чем чаще на них возвращаешься, тем крепче к ним привязываешься. И сейчас уже точит другая мысль — о покупке маленького домика на острове Флориш и о желании провести там остаток жизни.

Путешествие началось 15 августа с перелета Тель Авив — Женева — Лиссабон. Поскольку, в Лиссабоне мы уже бывали, решили там не задерживаться и, после ночевки в небольшом хостеле близ аэропорта, утром вылетели на Терсейру — «сиреневый остров». С перелётами нам очень повезло (а их было аж восемь) — ни разу никаких задержек или отмен рейсов. Благополучно приземлившись на Терсейре в 11 утра, мы очень удачно, без ожиданий и проволочек, взяли такси до деревни Biscoitos (Бишкойтуш), что находится в северно-западной части острова и примечательна своими природными ваннами, оборудованными под пляж, если можно так назвать нагромождение вулканических черных камней, мы называли их «купалками».

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Впрочем, пляжный отдых не был целью нашего посещения островов, да и с пляжами там туговато. Азоры — это прежде всего потрясающая девственная природа, располагающая к долгим пешим прогулкам. Так что, любителям треккинга — именно сюда. Слегка окунувшись в океан и пройдя пару километров от Большого до Малого пляжа, сделав круг по деревне, мы сели в автобус, идущий в столицу острова Angra do Heroismo (Ангра -ду -Эроижму), где нам предстояло провести два с половиной дня, отведенных нами на Терсейру.

17 августа

Не верьте тому, кто скажет, что на Азорах (и на Мадейре, кстати, тоже) нельзя обойтись без арендованного авто. С машиной вы не увидите всю красоту островов, которая находится именно на пеших маршрутах, а будете кататься от одной смотровой площадки до другой. Любой из островов можно объехать максимум за пару дней. Но только потоптав эту землю ногами, можно с полной силой насладиться этой удивительной природой. Впрочем, свою форму отдыха никому не навязываю. К счастью, Азоры не кишат туристами, и на маршрутах, как правило, мы не встречали ни одного человека, ну, разве что, только на самых популярных и доступных попадалась парочка-другая. В основном — полная дичь. Описания маршрутов можно найти на сайте Азор или в информационных центрах на месте. К началу маршрутов мы брали такси — это самый удобный вид транспорта и не такой уж и дорогой, все цены фиксированные, никогда никто не обманывает, все четко по прейскуранту. Таксисты всегда дают свою визитку с телефоном, т. е. если вдруг тяжко станет добираться пешком обратно, его всегда можно вызвать из любого кафе или бара какого-либо населенного пункта. Мы обратно добирались на автобусах. Правда, не на всех островах они есть, но об этом дальше расскажу подробней.

В этот день на такси мы заехали на самую высокую точку острова, которая называется Miradouro da Serra de Santa Barbara. Погода была настолько ясной, что были видны соседние острова — Пику и Сан Жоржи. От этой мирадору (это смотровая площадка по — португальски) шел маршрут к озеру Lagoinha Terceira. Почва, здесь наверху, оказалась очень болотистой, под ногами хлюпала вода. Едва уловимая тропа шла к Кальдейре — кратеру потухшего вулкана.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Тишина гробовая, даже птиц не было слышно, природа — Юрского периода, того и гляди вылезет какое-нибудь страшилище в виде динозавра. Маршрут мы выбрали не самый популярный, есть более натоптанный, поэтому пару раз теряли тропу. Только когда уперлись на спуске в непроходимые можжевеловые дебри, поняли, что ленточки, привязанные к кустам, это и есть метки. Без них тропы было бы не найти и продраться сквозь густой можжевельник просто невозможно.

Но, спасибо добрым людям, за тропой всё-таки, следят. Первая часть маршрута пройдена. Дальше к озеру шел довольно крутой подъём, затем, резкий спуск.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Озеро оказалось крохотным, но людным.

Впрочем, народ быстро разбежался. Нас всегда поражает скорость встречающихся нам туристов — как будто они все именно сейчас опаздывают на самолёт. Куда и зачем так мчаться?

Налюбовавшись озером и окружающей его растительностью, мы продолжили путь в деревню Seretta, где должны были сесть на автобус обратно в Ангру. Но лёгких путей мы не ищем. Вернее, лёгких путей не ищет мой муж. Двадцать шесть лет я хожу с ним в походы и все эти двадцать шесть наступаю на одни и те же грабли, поддаваясь на его авантюры. Я таскаюсь за ним по стройкам, потому что путь через стройку всегда самый короткий и правильный, перелезаю через заборы, убегаю от охранников и собак, всех наших приключений не перечислить. На этот раз он решил, что идти по маркированному маршруту слишком просто. Для нормальных людей стоял значок в виде крестика — это означает, что дороги нет и ходить туда не нужно. Но это для нормальных людей. Естественно, мы пошли именно туда, якобы этот путь был короче, об этом моему супругу говорила карта. Поначалу тропа действительно была более-менее натоптанной.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Но, по мере углубления в секвойный лес, она теряла свои очертания, пока не уперлась в непроходимые дебри и овраг. Мои призывы вернуться обратно услышаны не были. Вперед и только вперед. Метров двести мы ломились по зарослям имбиря, можжевельника и молодых секвойных порослей, пока не закончилась вода и «Сусанин» не сдался. Я метала громы и молнии, вплоть до нецензурной брани. С трудом, обессиленные от жары и жажды мы вернулись на дорогу, потеряв больше часа времени, а стало быть, на трёхчасовой автобус нам было не успеть. К тому же, дальше мы промахнулись с поворотом на Серетту и вышли совсем в другую деревню под названием Raminha (Раминья), опоздав на автобус ровно на десять минут. Следующий был только через три часа. Вот эти три часа мы приходили в себя, накупив в местном магазинчике питья и еды и сидя на лавочке напротив деревенского храма.

Ну что ж, и на старуху бывает проруха, изрёк мой супруг. Зато какие приключения!

18 августа

По плану был подъем на такси в центр острова на Furnas с круговым маршрутом вокруг кипящей Кальдейры и спуск пешком в деревню Agualva к автобусу. Подобный Фурнаш есть и на Сан Мигеле — из-под земли бьют кипящие источники, местные закапывают в горячую землю кастрюли с мясом и получают блюдо под названием козидо. Вчерашний день совершенно убил наши ноги, и мы поняли, что пройти ещё 15–17 км сегодня мы не в состоянии. Поэтому, поменяли планы и выставили запасной вариант — подъём на гору Monte Brasil. По дороге зашли в старую крепость Св. Себастьяна, сейчас там довольно фешенебельный отель, но на территорию можно войти свободно и около часа пробыли на городском песчаном пляже. До горы Монте Бразиль ехать не нужно, она находится в пешей доступности, прямо от пляжа и идет подъём. Как обычно, там проложено множество маршрутов, длинных и коротких, на любой вкус.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Частично гора занята военным гарнизоном Португалии, но вояки совсем не мешают, а наоборот, даже проводят экскурсии по крепости Св. Иоанна Крестителя. Сверху открывается потрясающий вид на Ангру.

Вообще, маршрут очень живописный, тенистые дорожки, заросли ежевики (её мы просто объедимся на Флорише), с местами для пикника и даже мини-зоопарком. Спустившись с Монте Бразиль, мы отправились осматривать город. Ангра первой на островах получила статус города. Путеводитель обещал изысканные старинные особняки, церкви и часовни. О, да, Ангра хороша. Заметили сразу, что церкви не в традиционном островном черно-белом стиле, а ярко выкрашенные голубым или розовым цветом. Это придаёт городу некую праздничность. Церковь Misericordia,

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

а напротив, вот такой памятник Ваське да Гамову, который, возвращаясь из Индии, завернул на Терсейру.

Бесподобен городской сад Герцога Терсейры — компактный, ухоженный, не имеющий статус ботанического, но по факту таковой и есть.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

С обелиска Alto da Memoria, возведенного в честь кончины португальского короля Педро Четвертого, открывается потрясающий вид и на город, и на противоположную гору Монте Бразиль.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

В общем, «героическая Ангра» очень впечатлила. Жаль, что мы так и не увидели прогон быков по улицам, но, может, оно и к лучшему.

19 августа

Накануне вечером компания SATA предложила зарегистрироваться on line и известила о том, что рейс на Флориш перенесён на полчаса раньше. В аэропорт мы поехали на автобусе по восточному побережью острова, таким образом, замкнув круг. Перелет на Флориш занимает минут сорок. Повторюсь, что нам очень повезло и с погодой, и с самолётами. Ведь на Флориш не всегда удаётся попасть. Он самый удаленный и вместе с Корву относится к западной группе островов, дальше которых уже только Америка. Погода на этих маленьких дальних островах очень неустойчива, а поэтому рейсы частенько просто отменяют. В аэропорту нас встречал Марсио — сын хозяев небольшой семейной гостиницы Residencia Mateus, что располагалась в западной части острова в деревне Faja Grande (Фажа Гранде). Именно отсюда начинаются все основные маршруты по острову, ну, или заканчиваются, это кто как хочет распланировать свой поход. Марсио работал таксистом, поэтому мы сразу договорились с ним о подвозке нас к началу всех маршрутов. Дважды нас возил он сам и дважды присылал за нами своих коллег-таксистов. Общественного транспорта на острове нет. По сути, такси — это единственный доступный вид транспорта и надо сказать, отлажено у них там все на отлично.

Заселившись, договорившись о завтрашней поездке, немного перекусив в местном кафе -ресторане Papadiamandis, мы побежали смотреть самые красивые, самые фантастически-мистические водопады Флориша — Poco Ribeira do Ferreiro. Маршрут к ним начинался от небольшой деревенской часовни и был невероятно живописен.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Слева — стена крутых гор, поросших лесом, из которого доносился птичий гомон, справа-вид на океан.

Тропинка шла между каменных заборов, отделяющих её от пастбищ с пасущимися коровами,

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

и на фоне зелени, как огонь, ярко-желтые заросли гедихиума Гарднера, мы долго копались в интернете, ища название этого растения и, поскольку он из семейства имбирных, назвали его проще — имбирь гималайский. Сорняковое растение, но до ужаса красивое. А пахнет как!

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Вообще, Флориш нас просто ошеломил. По своей красоте он превзошёл все наши ожидания. Было просмотрено множество чужих фото и видео, но, одно дело смотреть в экран компьютера, и совсем другое дело увидеть всё воочию, ощутить, как от увиденного захватывает дух. Впечатления непередаваемые! От моста через Ribeira do Ferreiro начинается подъём по каменистой тропе.

Поваленное дерево, виденное бесчисленное множество раз на чужих фото, и выход на поляну.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Вот они, водопады. Самое красивое место на Флорише. Рериховская Шамбала.

20 августа

В 10 утра машина уже стояла у крыльца, и мы отправились наверх в горы, к двум озерам — Lagoa Funda das Lajes

и Lagoa Rasa,

по пути заехав ещё на одно небольшое озерцо Lagoa da Lomba. В горах, как правило, постоянно висят облака и довольно туманно. Но нам везло и везло. Туман, по мере приближения к озерам рассеялся, мы попрощались с нашим водителем и пошли любоваться видами.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Вокруг ни души. Впрочем, нет, коровы, как без них. От озер не спеша начали спуск по дороге к началу предстоящего маршрута Lajedo (Лажеду) — Faja Grande (около 13 км). Понятно, что от озёр пешком никто не ходит, но нам захотелось не промчаться на машине эти 4–5 км за пять минут, а вдоволь «надышаться» этой красотой.

Вот уже видна деревня.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

И на спуске открылся просто фантастический вид — две, торчащие, как растопыренные пальцы, скалы.

Маршрут начинается от деревенской часовни. Мы слегка перекусили, зашли в церковь и пошли вдоль океана.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Мимо нас проехал тракторист, помахав нам рукой в знак приветствия. Это очень трогательный момент — в деревнях все здороваются друг с другом и с туристами тоже. Не здороваются только туристы с туристами, ну, разве что, на маршрутах. Вот так идешь по деревне и отвечаешь всем то «бон диа», то «бон тарде», и тебе в ответ улыбаются. Так принято, и это очень приятно и душевно.

Следующим населенным пунктом на нашем пути должна была стать деревушка Mosteiro (Муштейру). Отрезок пути от Лажеду до Муштейру оказался самым живописным.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

В деревне живет всего 43 человека, ни с одним из них нам так и не посчастливилось поздороваться. Тихо и пустынно. И вот такие интересные дома, построенные из вулканического камня.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Часть деревни и вовсе заброшена.

Дальше была Fajazinha (Фажазинья) и очень крутой спуск к ней по мокрым и скользким камням.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Завершился наш маршрут в деревенском минимаркете Teodosio, единственном магазине на всю нашу Фажу Гранде. Был еще супермаркет, но абсолютно пустой. Такое ощущение, что его сначала построили, а потом поняли, какую глупость совершили.

Засыпали под шум океана, оглушительное стрекотание цикад и очень странного звука, похожего на сигналы из космоса. Поскольку звук этот повторился и на острове Фаял, предположили, что издаёт его какое-то морское животное.

21 августа

Погода Флориша всё-таки показала нам своё истинное лицо и изрядно подпортилась к утру. Задул ветер, нагнал туч, но это не изменило наших планов. Как обычно, Марсио подал нам к 10-ти утра машину, и мы поехали на маршрут Ponta Delgada — Faja Grande. По идее, оттуда должен был открываться вид на остров Корву, но в этот день был виден лишь его слабый силуэт. Немногочисленные отзывы туристов говорили о том, что начинать пеший поход лучше от маяка, что мы и сделали.

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

От маяка пару километров маршрут идёт по дороге, затем переходит в мокрую каменистую тропу, так до конца и идущую по обрыву над океаном.

Надо сказать, что из трёх длинных маршрутов, что мы прошли — этот самый живописный, но и самый сложный, пожалуй. От маяка до Фажа Гранде около 9-ти километров. Мы растянули их на целый день. Виды просто потрясающие!

Азоры. Острова счастливых. Часть первая

Примерно в середине пути нас накрыл-таки настоящий тропический ливень. Я, по глупости взяв самую отвратительную куртку от дождя, промокла до нитки. Правда, при температуре плюс 26 это было не так страшно, и концу маршрута одежда на мне успела высохнуть. Спуск с горы в деревню оказался чрезвычайно крут, и мы не позавидовали тем, кто идет в обратном направлении. Спуск тяжелый, а каков подъём? Когда мы спустились, уже вовсю светило солнце. Проходя по хутору Ponta da Faja, находящемуся примерно в километре от деревни, недалеко от часовни, заметили упавший указатель с надписью Canyon. Решили, что завтра обязательно разведаем эту тропу, тем более что и планировали поход по нашим, деревенским водопадам. Мы насчитали их шесть штук.