Турист Валерий Исаев (sany4)
Валерий Исаев
был вчера 12:25
Признание
пользователей

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Полевской, Ревда, Первоуральск — Россия Сентябрь 2018
41 46

Взгянув на любую карту мира, мы увидим, что она испещрена сплошными и пунктирными линиями. На физической карте это параллели, меридианы, экватор, полярный круг… Политическая карта похожа на лоскутное одеяло, где разноцветные лоскутки-страны разделены пунктирами. Все эти линии — границы. как виртуальные, так и вполне ощутимые. К пересечению одних мы готовимся основательно. Получаем визы, проходим пограничный и таможенный досмотры. Пересечение того же экватора на круизных лайнерах тоже отмечается помпезно. А есть границы, прохождение которых мы практически не замечаем. Об одной из таких границ сегодня и расскажу. Она разделяет части света. Европу и Азию. И протянулась от Карского моря до Стамбула.

В 1720 году В. Н. Татищев впервые высказал мысль, что граница между Европой и Азией проходит по Уральским горам, а в 1736 году обосновал фактами и наблюдениями в своем «… описании всея Сибири». С тех пор общепринято, что Евразийский континент разделен по Уральскому хребту, реке Урал, Кавказу. Правда, в последнее время в среде ученых появилось мнение о переносе границы с Кавказа на реку Дон.

На протяжении этих более 3000 км в разное время были установлены обелиски, стелы, просто столбы-указатели. Многие из них широко известны, т. к. стоят на оживленных трассах или в крупных городах. Это, к примеру, из посещенных мною — мост через Босфор в Стамбуле, арка в Чапаеве и стела в Уральске (Казахстан), обелиск в Оренбурге…

Свердловская область разделена на Европу и Азию на всем протяжении с севера на юг. Порой затрудняешься с ходу сказать, в какой части света находишься. А где у нас стоят «пограничные столбы»? Покопавшись в сети, насчитал их два десятка… О многих даже и не знал! И вот, чтобы заполнить «белые пятна», в один из выходных решил прокатиться по окрестностям Екатеринбурга. Забил в навигатор 12 точек. Для одного дня более, чем достаточно. Правда, выбрал самые, на мой взгляд, доступные по дорожному покрытию. (Судя по карте. Наивный юноша!) Попутно было решено посетить поселок, тесно связанный с еще одной интересной темой — рождение реактивной авиации в СССР.

Утро выходного дня немного огорчило — ясное с редкими облаками небо в последние дни, было затянуто низкой облачностью. Не ахти погода для фото, но дождя не было — проходимость автомобиля не пострадает.

17 км Московского тракта

Первой точкой было самое раскрученное место, ставшее одним из символов Екатеринбурга. До конца 20 века тогда еще Свердловск был закрытым городом для иностранцев. Оборонка была на всех предприятиях города и в городах-спутниках. В т. ч. и в Первоуральске, перед въездом в который по Старомосковскому тракту был установлен самый первый обелиск, обозначающий границы Европы и Азии. С распадом Союза иностранцы валом покатили на Урал. Новой власти, видимо, далеко было кататься с делегациями до Первоуральска. И вот в 2004 году, к Дню города, чьим-то властным решением Екатеринбург приблизили к Европе. Правда, широко разрекламированное сооружение на деле оказалось не таким монументальным.

3
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Гранитный постамент с небольшой, устремившейся ввысь, металлической стрелой. Гостей стало возить ближе. А место оказалось суперпопулярным у молодоженов. Каждая новая семья считает своим долгом приехать сюда. Все деревья рядом обвязаны ленточками. Да так, что уже и стволов не видно!

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

А пока жених с невестой проводят фотосессию, их гости и другие ожидающие пары проводят время в округе всяк по-своему. Кто-то играет в футбол на импровизированном поле, а кто-то начинает праздновать в беседках.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Да как хорошо празднуют! Из пустой тары уже выложен длиннющий забор!

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
Гости города тоже не забыты. Для них здесь сувенирная лавка и «кузня» с чеканкой памятных монет.
1 из 2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
 
Ранним утром здесь никого не было, нам ничто не помешало провести свою фотосессию и, поставив отметку в «маршрутном листе», мы поехали прочь от этой эрзац-границы.

Въезд в Первоуральск с Новомосковского тракта

В далеком 1837 году на Сибирском тракте, на горе Березовой, горноуральские власти к ожидающемуся приезду наследника престола цесаревича Александра установили четырехгранную деревянную пирамиду. В 1873 году ее заменили на мраморный обелиск с двуглавым орлом. Опять-таки, к приезду члена Императорской семьи Великого князя Алексея Александровича. После революции большевики снесли обелиск, посчитав его символом царской власти. Но граница-то между частями света осталась и без царя! И новая власть на старом месте установливает более скромную, облицованную гранитом, четырехгранную пирамиду. Такой она простояла здесь до 2008 года, когда на этом месте отгрохали целый комплекс, а старый знак перенесли за пару сотен метров, к въезду в Первоуральск с Новомосковского тракта.

Совсем небольшая парковка, облюбованная каким-то дальнобойщиком для ночевки. Такая же небольшая опушка леса, на которой выложен гранитный постамент, опоясанный цепями, свисающими между столбиков.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

На постаменте — невысокая четырехгранная пирамида с обозначением частей света.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Уходящая от обелиска к дороге «контрольная полоса». Скромно, чистенько. И никаких граффити, ни одной (!) ленточки, от несуразности которых в некоторых местах аж тошно. Вяжут где надо и где не надо… Вглубь леса уходит тропа к новому памятнику. Для нас она слишком узкая, поэтому придется сделать небольшой крюк по трассе.

Гора Березовая

Буквально через пару-тройку минут оказываемся на парковке. Размер сооружения впечатляет!

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Даже с противоположной стороны дороги объектив не охватывает полностью всю территорию комплекса.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

В-основном, конечно, это место для свадебных пар. С левой стороны от колонны скамейка влюбленных с ажурной металлической спинкой-деревом для замочков. Столбы-фонари под старину с указателями расстояний.

1 из 2
Справа — огромная беседка для фуршета.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

И что порадовало — для ставших столь модными в последнее время ленточек нашли место. Нет обмотанных ими деревьев. Сзади колонны поставлен заборчик- оградка, на него и навязывают свои символы новоявленные буддисты.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

В-целом, место порадовало ухоженностью. В столь ранний час на территории уже трудился дворник, убирая с дорожек опадающую листву. На этом самые известные обелиски Европа — Азия к северу от Екатеринбурга, пожалуй, заканчиваются. Для нас начался квест…

О.п. Вершина

Щебеночная дорога уходила от обелиска в лес. На навигаторе маршрут обрывался на этой дороге в 1,5 км от следующей точки.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Дальше пешком по старой, местами заросшей кустарником, просеке.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Глядя на своего «штурмана» с навигатором в руке, я невольно улыбнулся. В памяти всплыла картинка из далекого прошлого. В руках — небольшая картонка с прикрепленной картой с отметками и компас. Все это называлось спортивное ориентирование на местности. Боже, как давно это было, и как далеко вперед ушел прогресс! Не надо высчитывать азимут, находя стороны света порой не по компасу, а по солнцу и «мху на деревьях». (Ха-ха-ха!) А в лесу-то как хорошо! Тихо, только начинающая опадать листва шуршит под ногами.

1 из 2
Но эта прогулка через 20 минут закончилась — под нами внизу была железная дорога,

4
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

а в нескольких десятках метров слева — очередная точка.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

В 1957 году в Москве проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. К началу фестиваля на участке Транссибирской магистрали был установлен монумент. Чтобы приезжающая в СССР молодежь могла оценить масштабы Азии и Страны Советов. Боюсь, что сейчас проезжающие мимо, если их не предупредит проводник, обелиска и не заметят. Хоть и выглядит он свежим, но вокруг все поросло травой.

3
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

А я помню то время, когда из окна поезда монумент было сложно не заметить.

Сделав очередную отметку и вернувшись к машине, поехали дальше на север. Следующая точка нашего мини-путешествия не была связана с Европой — Азией. Это был экскурс в прошлое страны, одновременно в 18 и 20 века.

Поселок Билимбай

Как известно, территория нынешней Свердловской области с конца 17 — начала 18 веков была вотчиной Демидовых. Они повсеместно строили здесь железоделательные заводы. Северней, на территории современного Пермского края, хозяйничали Строгановы со своими солеварнями. Но вот в 1734 году на притоке Чусовой — Билимбаевке

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

заработал и дал первую плавку чугуна первый строгановский чугунолитейный завод, стоящий далеко от их основных владений. Завод в Билимбае был успешным и входил в первую пятерку по России по выплавке чугуна. Причем, в отличии от демидовских заводов, часто менявших хозяев, Билимбаевский завод до самой революции принадлежал Строгановым. Работал завод до 70-х годов прошлого века. Сейчас, увы, остались только руины.

1 из 2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
 

Построенный в 19 веке Свято-Троицкий храм был одним из самых крупных на Урале.

1 из 2
Больше того, это был один из трех храмов воинской славы, построенных Строгановыми в честь победы в войне с Наполеоном. Надо же — Москва, Санкт-Петербург и Билимбай! А под одной из колонн и сейчас можно увидеть чугунную закладную плиту с надписью о дате постройки колокольни.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

В начале Великой Отечественной на Урал было эвакуировано много заводов. В Билимбае оказалось три производства, связанных с авиацией. Здесь выпускали заградительные аэростаты, конструкторское бюро Миля вело работы по разработке автожиров. Но самым главным, с моей точки зрения, стали работы КБ Болховитинова по разработке первого советского реактивного самолета с ракетным двигателем БИ-ВС. Березняк — Исаев или Ближний Истребитель. Конструкторы трудились тоже в помещении церкви. Там же проходили стендовые испытания двигателей. Сами планеры выпускались на авиазаводе в Нижнем Тагиле. К весне 1942 года опытный образец БИ-1 был готов и его отправили на летные испытания на военный аэродром НИИ ВВС под Свердловском. Ныне это аэропорт Кольцово. 15 мая 1942 года самолет впервые взлетел. Летчиком-испытателем был капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Было изготовлено еще два экспериментальных БИ. На седьмом полете 27 марта 1943 года БИ-1 (вообще-то БИ-3, но это нюансы для интересующихся) вошел в пике и разбился возле села Патруши под Арамилем.

1 из 2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
 
Разбираться в причинах катастрофы в военное время не стали. Самолет был снят с производства, все изготовленные экземпляры уничтожены. Летчика Бахчиванджи похоронили на Кольцовском кладбище. После войны о нем вспомнили. С благодарностью отзывались С. П. Королев и Ю. А. Гагарин. «Без полета Бахчиванджи не было бы полета в космос». За свой подвиг по испытанию первого реактивного самолета Григорий Яковлевич был удостоин звания Героя Советского Союза (посмертно). В Билимбае установлена памятная доска, а в Кольцово — бюст Героя.
1 из 2
Именем Бахчиванджи названы улицы в Кольцово и Билимбае. А макеты БИ-1 можно увидеть на привокзальной площади в Кольцово, в Музее военной техники в В.Пышме и в Билимбае.
1 из 3

Бунарский хребет

Покинув Билимбай, мы поехали к следующей точке, обозначающей границу Европа — Азия. Между деревнями Починок и Тарасково находится перевал через Бунарский хребет. В этом месте дорогу пересекает широкая просека и ЛЭП.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
Не зная, что здесь, можно проехать и не обратить внимание на непонятное сооружение. Когда-то забетонированное основание — постамент раскрошилось и густо заросло репейником. Четырехгранный металлический столб с выцветшими на солнце буквами по бокам — Европа и Азия.
1 из 2
Со стороны дороги — девственно чистая поверхность. А ведь в 1966 году, когда его устанавливали, три стороны были украшены отливными гербами Советского Союза и объемными надписями. Сейчас на этих местах только едва различимые отверстия для крепежа. Хорошо хоть «художники» не добрались да чистых поверхностей. Правда, знак стоит немного не на месте. Истинный водораздел проходит чуть дальше. Авторы, видимо, руководствовались тем, что здесь высшая точка в округе и знак будет хорошо заметен.

Тарасково. Источник и смотровая площадка

Время близилось к обеду. Желудки стали припрашивать перекуса. С организмом не поспоришь — придется приостановить квест.

Село Тарасково — одно из мест православного паломничества в области. Основанное в 17 веке, оно известно своими святыми источниками. Также в селе находится Свято-Троицкий мужской монастырь.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Его главная святыня — икона «Всецарица». Это список с иконы Васопедской обители на горе Св. Афон. С 2000 года икона регулярно мироточит. В храме есть книга свидетельств об исцелениях от разных болезней, в-основном — онкологии.

Посещение церквей в этот раз мы не планировали. Есть в окрестностях Тарасково шикарная смотровая площадка. Туда-то мы и поехали. Перекусить. Хорошо накатанная, без колеи, лесная дорожка

4
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

привела нас на вершину горы, один из склонов которой был почти безлесым.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Какой вид отсюда открывается! Уральский хребет, озеро Таватуй, и леса, леса…

1 из 3
Обеденный перерывчик пролетел совсем незаметно. Дорога звала дальше. Спускаясь с горы, не доезжая до Тарасково, остановились у источника Марии Египетской.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

На удивление, автопарковка рядом была пустой. Не было ни одного желающего окунуться в ледяную воду купели.

1 из 2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
 
Напившись воды из источника, поехали продолжать поиски приграничных отметок.

Гора Медвежка

Доехав до пристанционного поселка Мурзинка, по асфальтовой дороге свернули в лес. Дорога вскоре привела к… коллективному саду. Опаньки… Но навигатор настойчиво вел вперед. Ворота этого «Живого родника» были открыты. Чтож, доверимся спутнику. Попетляв — покружив по садам, неожиданно для себя оказались снова в лесу. Довольно приличная дорожка-тропа постепенно уходила все выше и выше, становясь все менее приметной. Настал момент, когда впереди оказалась практически сплошная стена леса. И едва заметная тропинка звала за собой в гору.

3
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Оставив машину на полянке, пошли, куда вели тропка и навигатор. Через 300 метров они нас не обманули! Мы стояли на вершине горы Медвежка и перед нами был знак Европа — Азия!

1 из 2

Эту треугольную металлическую, можно сказать ажурную, пирамиду установили в 2006 году сотрудники расположенного неподалеку санатория «Зеленый мыс».

1 из 2

Полазив по камням на вершине, пытаясь как-то посмотреть на окрестности сквозь стволы деревьев,

1 из 3
отправились вниз, к машине. Теперь нам стало понятно назначение широких полос зеленой краской на стволах деревьев, попадавшихся по дороге по всему саду.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Мы-то думали, что так обозначены границы участков. А это добрые люди так отметили дорогу на вершину. По пути к машине нас ждал небольшой бонус. В паре мест семейки опят так и просились на кухню.

1 из 2
Конечно, для заготовки на зиму этого было мало, но жареха вышла классная!

Дальше нас ждало разочарование… Следующая точка была расположена на дороге из закрытого города Новоуральска в сады. Мраморная плита с надписью, что «Здесь будет установлен знак Европа — Азия в честь строителей города». У нас, не имеющих пропусков в Новоуральск, была одна возможность попасть в это место. От горы Межвежка по лесу, по какой-то непонятной дороге. То ли лесовозная, то ли заброшенная. Проехав по ней с километр, от дальнейшего покорения отказались. Колеи и ямы становились все глубже, глина все сырей. Одна точка минусом от запланированного…

Дорога между Ревдой и Дегтярском

Развернувшись, поехали в обратном направлении. Остальные точки лежали на границе частей света к югу от Московского тракта.

В окрестностях Ревды, на горе Каменная, школьники — ревдинцы установили памятный знак. На верхушке изогнутого столба — ствола дерева металлическая фигурка филина с крыльями — частями света. Увы, и это место осталось непокоренным… Здесь преградила путь заболоченная низина перед подъемом на перевал.

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
«Рубиться» не было ни времени, ни особого желания. Два минуса подряд…

Казалось бы, что дальше может быть непредсказуемого? Никаких пунктирных линий — дорог, один асфальт. Все точки — рядом с дорогой. Ан нет…

При подъезде к Дегтярску от Ревды дорога раздваивается. Основная идет через Дегтярск к Полевскому, а «наша» делает небольшую дугу, но в том же направлении. На нужном повороте поворачиваю, проезжаю 50 метров и все… Дальше дороги нет — глухой забор с колючкой поверху, за ним какая-то промзона. Начинаем искать по карте пути объезда — обхода. А нету их! Да не бывает такого, чтоб три раза подряд! Бросив машину на обочине в месте, максимально приближенному к старой дороге, ломимся через лес. Ура — нашли! Только какая-то она сильно заброшенная. Видно, что пользуются ей только знающие грибники — ягодники. Через десяток метров такая же «уставшая» железная дорога. Переезда нет. И больше того — с другой стороны железки асфальт наглухо завален огромными гранитными глыбами. Обойдя это препятствие, идем снова по асфальту и начинаем искать знак. Точка где-то рядом. Дошли до начинающей зарастать травой площадки.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Похоже, это здесь. Неужели мы не успели, и конструкцию уволокли «охотники за металлом»? И тут замечаем что-то в зарослях деревьев на бывшей обочине. Есть! Крестообразная колонна сиротливо спряталась в лесу.

3
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Состояние — удручающее. Грани изрисованы граффитистами, многие буквы отбиты. Вокруг постамента глубокая траншея — видимо, готовили к демонтажу.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

А ведь обелиск сравнительно молодой. Стела была установлена в 1984 году к 250-летию Дегтярска. Вот как бывает — построили новую трассу, а про памятники забыли… И пусть стоит он далеко от главного водораздела. Ведь можно было перенести на новое место.

Беседка в Полевском

Солнце клонилось к закату. Учитывая сильно сократившийся световой день, прикинули оставшееся расстояние и время до заката. Успеваем. До Полевского доехали быстро, а вот в городе притормозили. Ох уж, эти непременные ограничения 40 км/час в небольших городках! Худо-бедно, проехали через весь город.

Не доезжая до станции Полевской, в 2001 году работниками лесхоза была установлена деревянная резная беседка.

1 из 2
Для меня так и осталось загадкой ее предназначение. Стоит ли она в районе водораздела? Или вырезанная на одном из столбиков надпись Европа — Азия просто для красоты?

Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Ладно, будем и беседку считать одним из «пограничных столбиков».

Село Мраморское

Недалеко от Полевского издавна стоит село Мраморское. Его неоднократно упоминал в своих сказах П. П. Бажов. Ничего примечательного в настоящее время. Была небольшая ж/д станция, сейчас дополнительные пути разобраны, осталось два основных. Так, остановочная площадка для электричек. Однако есть в этом селе одна вещь, каких нет, пожалуй, больше нигде в стране! Стоят здесь на площади, рядом с бюстом В. И. Ленина, солнечные часы, которые «идут» уже почти 250 лет! В 1773 году изготовил их неизвестный для нас мастер. На обелиске из шести мраморных кубов и подставки установлен еще один куб с циферблатами, соориентированными по сторонам света. В солнечный день металлические стержни-стрелки отбрасывают тень, и часы показывают время.

1 из 4
В 20 веке они «ломались» и «стояли». Местные умельцы отремонтировали часы, и 1 мая 1969 года они вновь «пошли», не требуя элементов питания или завода пружины маятника.

А еще в Мраморском, на станции, стоит самый скромный, из посещенных за сегодня, символ границы Европа — Азия. Стоило больших трудов найти его. Тоже «спрятался» среди молодых сосенок.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Металлическая труба высотой около 3 метров, окрашенная черно — белыми полосами. На ней прикреплены стрелки-указатели со сквозным сверлением букв Европа и Азия. По самому верху — фигурка соболя с герба области.

1
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»

Знак тоже молодой — был установлен в 2004 году взамен разрушенного мраморного обелиска.

Курганово

После Мраморского дорога вела напрямую до дома. Остановились только возле села Курганово. Здесь стоит один из самых «правильных» обелисков. Гранитный четырехгранный столб установлен в 1986 году к 250-летию научного обоснования В. Н. Татищевым границы между Европой и Азией. Место выбирали члены Российского Географического общества.

2
Вдоль границы Европа — Азия в поисках «пограничных столбов»
До недавнего времени обелиск был сильно загажен надписями «художников — самоучек». Сейчас от этих писулек практически ничего не осталось. Чистенько, глаз радует. Вот только надпись на памятной доске о том, что это самый восточный знак… Т. е., в моем понимании, восточная граница Европы. А это не так, и восточная крайняя точка Европы находится гораздо севернее, на Полярном Урале.

Солнце зашло за горизонт, когда мы добрались до дома. Задуманный квест был пройден. Итог дня — за 11 часов проехали 380 км и осмотрели 10 знаков, обозначающих границу между Европой и Азией. Не попали на две точки. Но в этом вина только водителя — надо серьезней готовить машину и прорабатывать маршрут. На этом, думаю, знакомство с малоизвестными обелисками этого рубежа не закончится. Есть еще до десятка точек к северу от Екатеринбурга, вполне достижимых на обычном, не «монстроподобном» внедорожнике.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии