Турист GennSaidgalin
GennSaidgalin
был 19 ноября 2019 11:58

Республика Алтай, Тюнгур, Барнаул, Новосибирск — Россия Июль 2018

Добро пожаловать в горы, или как я ходил на Белуху. (рассказ о восхождении на Белуху 22.07–04.08.2018)

Мочевой пузырь готов был разорваться и гнал моё бренное тело на улицу, на холод. Тело сопротивлялось, мозг в голове пытался отключить аварийную сигнализацию поступающую из малого таза и пытался заснуть. Телу также очень не хотелось вылезать из теплого уютного спальника, искать в темноте замок на молнии входа в палатку, влезать в холодные дубовые ботинки и тащиться в темноту, в снег, на мороз. Скакать в темноте между палаток, запинаясь о растяжки и боясь упасть в бесконечную ледяную пропасть зияющую неподалеку. Мозг в черепной коробке зло ругал себя за слабость, что позволил вчера телу налопаться этого чёртова арбуза и вот — результат.

— Подожди, — я чуть не подскочил на месте, — какой арбуз в горах, я же дома, в кровати. Я чуть не закричал от радости, вовремя спохватился, а то разбудил бы весь дом. Откинул одеяло, спрыгнул с кровати и в два шага оказался около него, белого, сияющего фаянсом, родного. И не нужно ничего искать, расстегивать, запинаться. Я стоял у родного унитаза и кайфовал: «Я дома, и не нужно с утра собирать палатку, рюкзак, в который вечно всё не влезает и тащиться куда-то изнемогая под грузом. Ура, я дома. Всё, больше никуда, никаких палаток, рюкзаков, ковриков». Я залез в кровать, закутался в одеяло. Хорошо. В голове робко зашевелилась шальная мысль: «А может быть в следующий раз ……»

Три года назад ходили на лошадях в верховьях Каракокши, вдвоем с дочерью и проводником. Места глухие, туристов не очень много, т. е. совсем мало. За десять дней встретили одну конную группу, и дважды одиночек. Встречи с одиночками очень повлияли на меня, особенно вторая. До этого я серьезно пешим туризмом не занимался, лет 30 назад в детстве ходил в небольшие походики. Встреча с семейной парой путешествующей по глухим местам Алтая, произвела на меня огромное впечатление. Они первоначально хотели пройти маршрутом из Эдигана до Телецкого озера, а это 200 км, множество крутых перевалов. Но погода внесла свои коррективы и они решили изменить маршрут и через Альбаган выйти к Чемалу. К встрече с нами они ходили по горам уже 14 дней и не встретили ни одного человека, и до Чемала им оставалось ходу около 3 суток.

До встречи с этими отшельниками я не представлял, что такое возможно, они буквально были героями в моих глазах. Сидя верхом на лошади, в уютном седле, я даже не мог представить себя на их месте, удивляясь их огромным рюкзакам. Но червь сомнений попал в мою неспокойную душу. Люди они были уже немолодые, и они это смогли. А я смогу? К тому же на одном из туристических сайтов прочитал интересное описание похода к подножию Белухи, таинственной и мистической. Ни о каком восхождении на саму гору я даже и не помышлял. В моих несбыточных мечтах было желание дойти бы до подножия. С этой засевшей голове мыслью я прожил полтора года, она не давала мне покоя, я перечитал массу отзывов про походы к Аккему и Белухе. Как я завидовал этим людям, сходившим туда. Можно было сходить туда и на кониках, но меня грызла мысль об некоторой ущербности конных походов. И я решился, но для начала испытал себя в трудном двухнедельном походе к Мансийским болванам.

Поход выдержал, хотя половину пути пришлось идти на обезболивающих. Сильно болели колени, особенно на спусках с перевалов. Уже дома, после пупов, листая страницы сайтов с отчетами о путешествиях, задумался о горе. На гору ходят обыкновенные люди, такие как я. Может попробовать. Усилил тренировки в зале с нагрузкой на ноги, бегать я и раньше бегал, по восемь, десять километров один или два раза в неделю, в зависимости от наличия времени. И уже в феврале подал заявку на восхождение в один из турклубов, у них было подходящее время под отпуск и снарягу выдают, тащить с собой не надо. Уже в марте оплатил предоплату, что бы не раздумать и не отказаться от авантюрной, как мне тогда казалось затеи. Летом начал гулять по окрестностям с рюкзаком. В рюкзаке кирпичи. Сестра, приехавшая в гости не поверила, что я гуляю по лесам с кирпичами в рюкзаке. Её изумлению не было предела, когда пришедши домой, я выгружал из рюкзака настоящие тяжелые кирпичи. «Идиот» — было её заключение.

Быстро пролетели четыре месяца. Приближался день отъезда и в голове были мысли только о походе, в последний день пораньше отпросился с работы, заскочил домой, еще раз переупаковал рюкзак и на вокзал. Купе оказалось свободным, не как в прошлом году, когда на суетившихся внизу теток свалился мой тяжелый рюкзак. Правда, я его в последний момент успел поймать, но одной из теток немного досталось по голове. Ехать мне в тот раз было не очень уютно, так как тетка всю дорогу укоризненно косилась на меня. В этот раз я с комфортом разместился и когда мои соседи по купе появились, рюкзак был надежно уложен в нишу. Поезд быстро доставил меня в Новосибирск, который я часто пролетал на автомобиле, мчась на любимый Алтай или наоборот, с Алтая домой. Между поездами было немного времени, и мы с моим рюкзаком немного погуляли по городу.

Добро пожаловать в горный Алтай

К ночи переместился на поезде Новосибирск-Бийск в Барнаул, где на вокзале встретил семейную пару из Хабаровска, Александра и Татьяну, молодых мчсовских пенсионеров, идущих в трекинг в параллельной с нами группе. Они также шли в такой длительный поход впервые, спрашивали меня про мой походный опыт. Я сознался, что опыта у меня никакого. Но Александр с Татьяной, наверное не поверили, узнав, что я иду на восхождение. Остаток ночи доспали в комнате отдыха на вокзале, очень даже приличных за 600 руб. Утром выдвинулись к месту встречи, гостинице «Турист», идти от вокзала до неё минут 15. Там нас ждал инструктор трекинговой группы Антон, который отметил нас в списках. У гостиницы впервые увидел своих коллег по восхождению, двоих суровых молодых людей, лет на двадцать меня моложе и по виду сильно крепче физически. В меня закралось сомнение: «А туда ли я пошел, может быть ну все к черту и не поздно переиграть и пойти погулять с группой трекинга», но мысль промелькнула и исчезла. Впечатлило заботливое отношение инструктора к своим новым подопечным. Несмотря на предупреждение в памятке, о том, что желательно приехать в Барнаул заранее, часть группы трекинга приезжала на поезде, который приходит в Барнаул на полчаса позже назначенного сбора. А я как законопослушный идиот даже поменял билет, чтобы не опаздывать и поехал через Новосибирск. Антон же отнесся к этому вполне спокойно, оставив дожидаться остальных инструктора — стажера Михаила на втором микроавтобусе. Антон также долго разруливал ситуацию с участником похода, у которого потеряли багаж в аэропорту и парень остался в сланцах, шортах и футболке. Мы же выдвинулись в путь. Двенадцатичасовая дорога в комфортном микроавтобусе не показалась мне утомительной, к тому же я впервые ехал по этой дороге пассажиром, глазел по сторонам, делился с Антоном впечатлениями. Дорога из Барнаула в любой уголок Алтая очень живописная. В предгорной части по сторонам дороги почти везде ухоженные поля, засеянные цветущими гречихой, подсолнухами, зреющей золотистой пшеницей. За Бийском справа от дороги иногда появляется красавица Катунь, не такая стремительная, как в горах, но такая же бирюзовая. Потом начинаются горы, сначала невысокие поросшие хвойниками. За Маймой дорога почти постоянно идет вдоль живописной Катуни, шумно и быстро несет она свои воды в узких высоких берегах.

А на берегу сменяют друг друга многочисленные базы отдыха и кемпинги. Гуляет масса отдыхающих, все очень напоминает южную курортную зону, только вместо моря красавица Катунь. Слева над дорогой часто высятся горы и нависают громадные скалы с участками камнепадов, камни часто докатываются прямо до дороги. После моста через Катунь селений и людей становится значительно меньше. Проехали Семинский перевал и свернули к Усть-Кану. Дорога стала немного хуже, появились длительные участки грунтовок, на которых в автобусе закрывались все окна и люки, мощности кондиционера не хватало, и было довольно жарко. Дорогу перед автобусом часто перебегали суслики, наверное, у них было соревнование, кто круче. Суть соревнования заключалась в близости приближающегося автобуса, сусликам утер нос колонок, которому буквально в последний момент удалось выхватить свой длинный красивый хвост из-под колеса автобуса. На дорогах появились вездесущие алтайские коровы, которые считают себя хозяйками этой земли. Они ходят по любым дорогам, лежат, спят, валяются на них, совершенно не обращая внимания на проезжающие по дороге автомобили. И если лошадей с дороги еще можно согнать сигналом, то коровы и бараны на это не обращают никакого внимания.

Несмотря на оккупацию дорог рогатыми, достаточно быстро, за десять часов прибыли на место, в известную деревню Тюнгур, растянувшуюся на левом берегу Катуни.

Добро пожаловать в горный Алтай

По подвесному мостус оторванными досками, перешли на правый берег на знаменитое пристанище алтайских туристов — базу «Высотник». На базе нас встретил наш гид, известный альпинист, обожаемый девушками-туристками, Андрей Мы разместились в установленных палатках на так называемой дикой поляне. Вечером Андрей кормил нас лагманом, приготовленным под его чутким руководством девчонками из группы трекинга. У костра каждый из группы рассказывал про себя, и я узнал, что парни из группы восхождения, в прошлом году, оба сбегали на Эльбрус. Снова у меня возникли подозрения: «А туда ли я попал, выдержу я темп, который зададут эти бывалые молодые парни?» В турклубе оказывается заведено очень хорошее дело, перед походом на базе производится полная ревизия рюкзака туриста, с целью оптимизировать его вес, проверить снаряжение. Я свои альботинки бросил в рюкзак не осматривая, как-то был уверен в них, а зря. Ботинки не выдержали моих зимних прогулок в тридцатигадусный мороз по скалам Южного Урала, и подошва в них лопнула. Я их выбросил, Андрей пообещал выдать в прокат ботинки на Аккеме или на Томских стоянках. Я уже отмечал удивительную заботу об участниках со стороны инструкторов клуба. Участнику трекинга, Кириллу, Аэрофлот пообещал доставить утерянный багаж к вечеру в лагерь. Из-за этого Андрей, Кирилл и Михаил, инструктор-стажер, остались в «Высотнике» и на следующий день Миша с Кириллом на шишиге, через поляну «Три березы» догнали группу. Ну, а мы, в час дня отправились в поход.

Начало похода у нас, в отличие от других групп началось с небольшого, но увлекательного рафтинга на катамаранах до устья Аккема. Мы погрузились на два катамарана, парни восхожденцы — Роман и Константин, плыли со мной в одном катамаране. Я вообще-то не очень люблю воду, особенно пороги, мне всегда страшно через них проходить. Поэтому я втихушку направлял катамаран в обход стремительных мест, чем очень расстраивал Костю, который очень желал пройти через стремнины. Через некоторое время мне надоели мои уловки, и наш катамаран пронесся над несколькими порожками, доставив несомненное удовольствие находившимся на них туристам. За два часа доплыли до устья Аккема, где перекусили и отправились в путь вверх вдоль реки. Путь в этот день предстоял небольшой, около семи километров. Такое плавное вхождение в походный ритм.

Дорога проходила по долине Аккема, по лугам, где на жаре, просто ошеломительно пахло медом, натурально медом, так сильно сконцентрировался цветочный запах. Подобное я испытывал летом на горных лугах в Башкирии. Здесь же из-под ног прыгали тысячи, сотни тысяч, миллионы кузнечиков, больших и маленьких, которые сидели в траве, одурманенные изумительными цветочными запахами, оглушительно стрекотали. В небе кружили хищники, высматривая добычу, из-под ног, шипя, уползали змеи. Несмотря на большое количество участников, группа растягивалась не сильно, да и опытный Антон не гнал вперед. За два перехода дошли до места первой ночевки. Переправившись на левый берег Аккема по мосту, который ремонтировали коневоды, разбили лагерь.

В этот день я совсем не устал, да и рюкзак был легкий, килограмм 14–15. Из общественного снаряжения рюкзак обогатился только чехлом от палатки и небольшим количеством общественной еды. Ужин, костер, молодежи было скучно, они затеяли игры, а я умывшись белой водой Аккема пошел спать. Утром встал пораньше, расходил ноги, народ также начал подниматься, никого не пришлось расталкивать. Быстро и организованно позавтракали кашей и в девять часов, по намеченному плану отправились дальше. В этот день нам, восхожденцам предстояло пройти то ли двадцать семь, то ли двадцать девять километров и к шести часам вечера добраться до базового лагеря на Аккемском озере. Сначала наш путь лежал по дороге по левому берегу Аккема среди продолжающихся лугов, затем углубились в лес, прошли стоянку «Три березы». Вскоре начались первые препятствия в виде крутых спусков к ручьям и подъёмов после них. Дорога превратилась в горную тропу, часто проходящую по камням и по корням деревьев. Тропа достаточно прямая и натоптанная. После «Трех берез» на тропе стало встречаться много туристов, как в попутном, так и в обратном направлении. Знал, что этот маршрут очень популярный, но чтобы настолько, не предполагал.

Люди встречаются через каждые пять, десять минут, одиночки, группы, ближе к Акеммскому озеру множество занятых стоянок. Отрадно, что все встречающиеся всегда здороваются, как будто знают друг друга. По пути я спрашивал на стоянках, как отдыхается, и все как один отвечали хорошо или отлично. На такой позитивной ноте мы с группой Антона дошли до места перекуса, перекусили, дождались догоняющих нас Кирилла с Михаилом, дождавшихся утерянного багажа. В этом месте мы оставили группу трекинга с Антоном и во главе с нашим молодым инструктором Павлом отправились дальше к базовуму лагерю. Молодые лоси — Паша, Михаил и Роман, с места взяли нехилый темп, я сначала ломанулся за ними, но потом понял, что гоняться за молодежью не стоит и пошел своим ходом, к тому же парни обладали длинными ногами, благодаря своему росту, мне же коротконожке угнаться за ними было не просто. Костя также не собирался быть лосем и сильно не торопился. Тропа между тем становилась жестче, подъёмы и спуски круче, в нескольких местах тропа выходила к реке и приходилась идти по каменистым прижимам, рискуя свалиться в бурлящий внизу Аккем и через некоторое время оказаться на месте вчерашнего старта, или попасть под камнепад. Парни пытались убежать от меня, я их догонял на привале, и мы вместе ждали Костю. Уже ближе к лагерю на привале мы Константина не дождались, Павел с Мишей остались дожидаться его, а я с Романом отправились дальше. И пройдя километра полтора, Роман впереди увидел Костю в его белоснежных штанах, белым ослепительным пятном сверкающих в приаккемской зелени. Мы догнали его. Оказалось, что он хитрым способом обманул нас, сам не зная этого и обошел на привале снизу, по другой тропе. Посовещавшись, решили, что Костя без рюкзака сходит до инструкторов, но он сильно устал и до них не дошел, вернулся обратно, и мы втроем двинулись в лагерь, размышляя, как нас встретит Андрей, который с заброской продуктов улетел на озеро на вертолете. А Андрей, встретив нас, совершенно не удивился, спросил, куда мы дели инструкторов, сказал, что в этом месте часто такое происходит, и если Павел этого не знает, то вот пусть и бегает, но всё же по рации сообщил, что мы все в лагере. Паша за это время успел сбегать до группы Антона, гадая при этом, куда мог деться Костя. Андрей же накормил нас вкусным борщом. Пришли злые Паша с Мишей, Андрей рассказал им о каверзе поджидающей туристов в этом месте. А мы пошли созерцать окрестности.

Добро пожаловать в горный Алтай

Ночью шел проливной дождь, в горах выпал снег и вершины окрестных гор засыпало снегом. Утром дождь еще продолжался, поэтому мы никуда не пошли, неспешно позавтракали и сидели под тентом. Андрей договорился с прокатом и я сходил и выбрал альпботинки, которые идеально мне подошли. Роман с Костей сходили в кафе и надыбали там знаменитых пирожков. Андрей договорился с банщиком и мы в уплату будущей бани пошли таскать дрова. Дождь уже кончился, но трава и камни еще были сырые. Дрова приходилось таскать далеко из-за Аккема, пробираясь по бревенчатому мостику и прыгая по огромным валунам. Мостик через Аккем, через который мы таскали дрова. Пришла трекинговая группа с Антоном и Аленой, немного промокшие. Они разбили лагерь и начали сушиться, а наша группа удалилась в баню. Баня на Аккеме отменная, жарко натопленная, после парилки можно окунуться в запруженный ручей прямо голышом.

Взбодренные чудесной банькой и ледяным ручьем мы пошли дальше бездельничать и изучать окружающий нас горный мир. Немного подтаявший к обеду снег на вершине горы Ярлу. На следующий день установилась солнечная погода и мы в очередной раз попрощавшись с нашими друзьями из группы трекинга выдвинулись к Томским стоянкам. Путь предстоял в 12 километров с подъемом в тысячу метров, по морене и леднику. «Ну, что парни пойдем потихонечку» — скомандовал Андрей, и мы выдвинулись. Что такое «потихонечку», я узнал потом. До мостика через Аккем шли все вместе, дожидаясь отставшего Михаила и гида с базы «Высотник» Ивана. Они догнали нас у часовни Михаила Архангела. Еще до часовни тропа начала проходить через каменные россыпи, приходилось перелазить через огромные каменные глыбы в человеческий рост и выше, тропа в камнях часто терялась, я немного отстал. И вот среди этого каменного хаоса я нагоняю двух достаточно почтенного возраста женщин, карабкаюшихся с небольшими рюкзачками по тропе. Поздоровался с ними как со старыми знакомыми, мы уже обгоняли их на пути к нижнему лагерю, и вот новая встреча. Их цель — часовня Михаила Архангела. Воодушевленный примером почтенных дам я быстро догнал парней отдыхавших у часовни. Разувшись, зашел в часовню. Я не верю ни в каких богов, но к людям верующим отношусь с почтением. Тем более к таким, которые в таких невероятных условиях смогли построить эту часовню. Постоял, подумал о вечном.

После часовни, тропа шла по каменным осыпям, уходя то круто вверх, то круто вниз. Здесь мы обогнали большую, просто огромную группу альпинистов, нагруженных по полной программе, одетых в штурмовые костюмы. Мне их было жалко, так как было достаточно жарко, и я шел в футболке и ходовых штанах, а парни в шортах. Начало Аккемского ледника. Слева от арки в камнях поднимаемся мы. Путь наш лежал через начало Аккемского ледника, усыпанного камнями и пересеченного множеством наледных и подледных ручьев. Затем перешли на морену, где начинался свежий недавно выпавший снег. Парни ушли далеко вперед, я видел только спину Кости. За мной по пятам шел замыкающий инструктор, Павел. Я чувствовал, как ему хотелось убежать вперед, как его тяготила моя медлительность. Но я шел своим ходом, не сильно напрягаясь, делая частые недолгие остановки и гадая, где же эти чёртовы Томские стоянки. Впереди показался довольно крутой и длинный подъем. Идти на него совершенно не хотелось. Сразу вспомнился прошлогодний подъём на хребет за Холатчахлем, на Северном Урале.

Правда, тогда и рюкзак был значительно тяжелее, и подъем длительнее, и чувствовал я тогда себя как вьючная вонючая лошадь или ишак, и совершенно не хотелось повторения. Но деваться было некуда, и я полез вверх. Удивительно, но подъём мне дался достаточно легко, взобравшись на маленький хребетик, расположенный между Аккемской стеной и горой Борисом, я увидел отдыхающих Костю с Романом и присоединился к ним. Отсюда уже был виден лагерь, Томские стоянки до которого было около километра. Паше наконец-то не надо было нас опекать, и он буквально вприпрыжку ускакал. Мы еще немного посидели, Костя пошел вперед, а у Романа разболелась голова, потянуло в сон и мы с ним потихоньку добрели до лагеря. Переход и мне дался достаточно тяжело, но мы дошли до лагеря за шесть часов, и это не идет ни в какое сравнение с двенадцатичасовыми переходами по северу Урала с нагруженным рюкзаком, там было гораздо тяжелее. После перехода я чувствовал себя достаточно неплохо, немного повалялся на нагретых солнцем камнях, попил горячего чая и уселся на камушке обозревать окрестности. Роман ушел спать в палатку, и проспал часа три. А я наблюдал за бедолагами, которых мы обогнали, первые из них показались на хребетике через час после нас, и группа подтягивалась к лагерю еще в течение часа. Андрей узнал прогноз погоды и объявил, что на завтра мы дальше не идем и что у нас будет тренировочный день, чему я несказанно обрадовался, и пусть я не сильно устал, но высота всё же чувствовалась и идти выше пока совсем не хотелось.

Добро пожаловать в горный Алтай

На следующее утро обнаружил, что бедолажная группа ночью ушла на Берельское седло. Еще раз им посочувствовал. А наш немногочисленный состав позавтракав, отправился на «Арбуз» тренироваться. Я почти никогда не занимался альпснаряжением, было интересно подниматься на жумаре, спускаться на восьмерке, походили в связке, с шутками, с прибаутками весело отрабатывали срывы, преодоление трещин. День прошел творчески, с пользой. Днем на стоянку подтянулась еще одна группа и семья альпинистов прилетела на вертолетике. Набралось достаточное количество восхожденцев и бонзы решали, кто в какую очередь выйдет на перила на перевале Делоне. Все хотели идти первыми. И Андрей хотел провести нас также вперед, но в результате мы встали последними и подошли к перевалу, когда там, на перилах еще висели поднимающиеся из предыдущей группы. Перевал издалека кажется крутым и, что взобраться на него нереально трудно.

Перевал Делоне со стороны Томских стоянок. На самом деле у страха глаза велики, нужно только приспособиться и подъём возьмется на раз-два-три-четыре. Вот так я и отвлекал себя, пока лез по этой почти отвесной стене. Раз-два-три-четыре и так много-много раз. Станция, маленькая передышка и опять раз-два-три-четыре. Мозг и тело в очередной раз разъединились. Мозг изъедал себя: «Зачем, зачем мне это всё надо, живут же люди без этого, валяются на пляжах, а если надо посмотреть сверху вниз, для этого существуют канатки. А этому барану упёртому всё надо испытать самому, как же. Вот теперь пыхти здесь, упирайся». Отрешенное от мозга тело размеренно работало. Раз, два, три, четыре. Станция, передышка. И опять, раз-два-три-четыре. И вот она вершина перевала, а там парни с горячим чаем. Вот я и дошел до первой своей цели, перевал Делоне для меня как водораздел, между смогу и не смогу. Если я здесь, то точно сил хватит и на само восхождение. С высоты открылись красивейшие виды. Внизу с другой стороны перевала завораживающая картина движущихся точек-людей спускающихся с гор. «Парни, идем потихонечку» — Андрей возглавил нашу маленькую группу отважных, и мы начали спуск, потихонечку, если это можно так назвать

Добро пожаловать в горный Алтай

В самом конце спуска с перевала встретили медленно бредущую группу в связках, ушедшую на гору накануне, погоды не было и на гору они не взошли, а времени ждать, видимо не было. Прошли «сковородку». Нам немного повезло, солнце периодически скрывалось за облаками и поджариться мы не успели. Шлось не сказать что легко, но и на не пределе возможностей, перепрыгивали или переходили по снежным мостикам трещины. Ничего ужасного, страшного виденного в интернете в отчетах туристов ранее прошедших здесь не наблюдалось. На пологой части маршрута мы обогнали некоторые группы ранее ушедших с Томских стоянок. Перед подъемом на Берельское седло небо затянуло тучами, а мы догнали очередную связку туристов. Улыбнуло, как они дружно упали на рюкзаки, после команды «Привал». У нас так дружно не получалось даже на команду срыв. Андрей в отличие от других групп не связал нас в связку, наверное был уверен в тропе и в нашей физической подготовке.

При подъёме на Берельский перевал посыпал снег, с перевала потянуло ветром, поднялась метель, тропу очень быстро задувало. Поэтому двигаться надо было быстро, чтобы не потеряться и не упускать идущих впереди из виду. Но этого можно было не бояться, так как замыкающим опять уныло брел Павел. Я опять включил раз-два-три-четыре, отключил мозги и тупо лез вверх через пургу. Ближе к вершине перевала Паша обогнал нас, сказал, что до вершины примерно 200 метров: «Вот за тем бугорком» и ускакал сайгаком вверх по тропе. Мы же медленно взобрались на перевал, но даже в таком темпе, вышедши с Томских стоянок последними, на Берельском седле мы оказались в числе первых. Утоптали снег под палатки, установили их, выстроили ветрозащиту из снежных блоков. Андрей узнал прогноз погоды, на завтра её не обещали и у нас был очередной день безделья, который мы посвятили восхождению на близлежащий пик ВДВ, вязанию узлов и прочему. Затем был ранний отбой и ранний в 12 часов ночи подъём. Отбившись, подслушал разговор Андрея с инструкторами других групп. «Тебе, с твоими орлами, конечно, нужно идти первыми, а то просидите на перилах». Приятно, конечно, но какой я орел, так, воробей.

Добро пожаловать в горный Алтай

Вот и наступил день, точнее ночь икс, а ещё точнее час икс, время «Ч», ит.д. Если вечером еда называется ужин, а утром завтрак, то как её назвать ночью, я не придумал. Это и еще не ранний завтрак, но и не поздний ужин, т. е. просто прием пищи. Так вот мы совершили прием пищи, с нами вместе проснулся почти весь лагерь, так как почти все следовали за нами, всецело доверяя Андрею, как самому опытному гиду. «Парни, пойдем потихонечку» — услышали мы от Андрея привычную фразу. Мы быстро собрались и выдвинулись к горе, подъём вначале был не очень крутой, поэтому шли достаточно кучно. Вел группу Павел, замыкал Андрей. Дошли до развилки тропы, направо на тройку Б, нам туда не надо, повернули налево на так называемые подушки. Тут оставили палки, тропы не было и Паше с Михаилом пришлось тропить. Незаметно подошли к достаточно крутому подъёму, на котором нужно было работать кошками и ледорубами.

Начали подъём, попробовав связаться. Из этого ничего не вышло, так как все куда-то неслись с огромной скоростью, постоянно друг друга дергая, падая, и ругаясь на всех. Не прошли в связке наверное и пятидесяти метров, как развязались и понеслись дальше по одиночке. В одном, достаточно крутом месте, висела веревка занесенная снегом. Павел у же наверху нашел её, и крикнул нам, что нужно жумарить, но Роман с Мишей уже были наверху. Я прицепил жумар и начал подниматься, когда мимо меня на большой скорости пронеслась огромная тень, цепляющаяся ледорубом за склон и скрылась на верху. Оказывается, это был Костя, разогнавшийся на подъёме. В таком темпе мы добежали до предвершинного гребня, где совершили небольшой привал. Еще было совсем темно, далеко внизу по тропе двигались змейки светящихся точек. Это восхожденцы, в связках двигались вслед за нами. Здесь оставили рюкзаки и по перилам из трех достаточно длинных веревок поднялись наверх. Еще немного и вот то, для чего я все это затеял. Вершина. Позвонил в колокольчик, так сказать, отметился. Ощущения счастья, мурашек на коже не было. Даже было чувство какого-то разочарования, что всё свершилось так быстро. Я же так долго к этому готовился, и физически, и морально. Немного посидели на горе, всё еще было темно и достаточно холодно. Нужно было спускаться вниз, чтобы не застрять на перилах. Быстро спустились с предвершинного гребня, где нас уже ожидали следующие, жаждущие подняться на вершину. Уже здесь мы встретили рассвет, подкрепившись теплым чаем и перекусив.

Спускались также быстро, как и поднимались. Я даже не помню, где мы разминулись с восходившими за нами группами, но я их почему-то не видел. Ниже той веревки, которую засыпал снег, я попал на участок голого льда. Вот там я один раз за весь поход испытал чувство страха, реально мне было очень ссыкотно, когда не мог зарубиться ледорубом, и не мог достаточно надежно вогнать зубья кошек в лед. Я рыскал по склону, метр вправо, метр влево, везде одно и тоже, а сверху за мной спускался Костя с рюкзаком. Но он в какой- то момент отвернул от меня влево и спокойно, в нескольких метрах от меня спустился. Я очень осторожно переместился также туда и потом спокойно спустился до полого склона. Когда мы дошли до оставленных палок, я пообещал им, что никогда их больше не брошу. Ну его к чёрту, эти восхождения. На что Андрей ответил: «Погоди, вот приедешь домой и ……». В этот день мы быстро скатились до базового лагеря на Аккеме, где нас ждала уже знакомая банька. Я совсем не предполагал от себя такой прыти. За три часа подъем на вершину Белухи, за два с половиной часа спуск с неё, за три часа передислокация на Томские стоянки, за четыре с половиной часа спуск в лагерь на Аккеме. Итого 32 километра, 27 из них под рюкзаком. Если бы три года назад мне кто-то сказал, что я смогу так, я бы посчитал, что он так шутит. А сейчас, после такого спурта, я даже мог спокойно ходить, даже колени не сильно напрягали. К тому же очень кстати оказалась банька. Следующий день был отдыхательный. Кто хотел, тот отправился в долину Ярлу, посмотреть на выстроенный последователями Рериха город солнца. Я не мог пропустить посещение бывшей Мекки эзотериков. Но Камень Рериха почему-то потерял свою силу и его почитатели покинули благословенную долину.

Добро пожаловать в горный Алтай

Нагулявшись по долине Ярлу, собрались в обратный путь, на котором я увидел такое чудо. Первый раз видел карликовые лиственницы. Набрал шишек в карманы для витаминного напитка. Внизу, ближе к лагерю нашел заросли жимолости, хорошо, что взял с собой флиску. Завязал рукав и набрал почти полный сочной ягоды. Флиска у меня темно-синего цвета, даже если и покрасилась, то всё равно не видно. Из ягод, шишек, чабреца собранного Андреем сварили вечером отличный компот в дополнение к вкуснейшему борщу. Павел принес местную базовскую гитару и они с Мишей опять зажигали почти до утра. Получалось у них очень хорошо. Михаил обладает хорошим голосом и слухом и обалденно владеет гитарой. На следующий день не спеша, за шесть часов спустились к поляне «Три берёзы», откуда шишига доставила нас в «Высотник», где ёще два дня мы купались в Катуни, загорали и просто бездельничали. Когда в лагерь спустилась группа трекинга, парни устроили состязание в волейбол. По ночам посиделки у костра под исполняемые на бис Мишины песни. В последний вечер приготовили отменный плов, и в кафе был организован торжественный вечер, где нас наградили памятными значками и сертификатами.

Справа налево: Андрей — инструктор группы восхождения, позитивнейший человек, умеющий зарядить своей энергией всех вокруг, кладезь разных баек и историй. Любимейшая фраза «Ну, что пойдем потихонечку». Кто ходил с Андреем, тот поймет. Константин — участник группы восхождения, настоящий пацан, преодолевший все свои трудности и концу похода пышущий здоровьем и мощью, заряжал своим прикольным смехом всю группу на позитив Роман — участник группы восхождения, настоящий пацан, очень умный и уже умудренный опытом, вселял в группу уверенность, что все будет хорошо Павел — инструктор группы восхождения, настоящий пацан, умеющий, несмотря на молодость очень многое, очень спокойный и уверенный в себе, мне всегда было спокойно, когда он был рядом Михаил — инструктор-стажер группы восхождения, настоящий пацан, очень позитивный, добрый парень, отличный гитарист и певец И я Геннадий — ваш покорнейший слуга и графоман, а также участник группы восхождения. Вот как то так.

Прошло больше месяца после восхождения. И только сейчас я понял, что я был в месте, к которому стремятся тысячи людей, и многим это не удается. А нам удалось побывать в центре мира, гора пустила нас и благополучно отпустила, и перед тем немножко напомнила мне, чтобы я не зазнавался и в горах всегда нужно быть начеку. И теперь я могу адекватно оценить достоинства нашего похода: — нестандартное начало похода на катамаранах заряжает позитивом на весь поход — неспешное вхождение в походный ритм, с постепенным набором физической активности и максимумом в день восхождения — у нас получилась хорошая, постепенная акклиматизация, и на мне набор высоты совсем не отразился, как субъективно, так и объективно по показателям пульсометра — хорошая, можно сказать даже отличная работа инструкторов, их забота и даже опека в различных ситуациях впечатляет. Для меня поход удался на все двести процентов. Огромное спасибо Андрею и Павлу, а также инструктору трекинговой группы Антону за искреннею заботу и понимание. Большое спасибо Роману, Константину и Михаилу за хорошую дружную компанию. Спасибо моему туристкому богу, который в очередной раз не подвел меня с погодой. В октябре по традиции иду погулять в горы Южного Урала на недельку. А на следующий год вот думаю, плато Путарано или Тянь-Шань. Не подскажете?

Сентябрь 2018 года. Тюнгур — Екатеринбург.