Турист Елизавета Антонова (ewlampiya)
Елизавета Антонова
была 20 мая 2023 15:05

Бодрум — Турция Август 2018

Итак, Бодрум!

Город небольшой, порядка 35 тыс. жителей, со всеми агломерациями 150 тысяч. Расположен на Эгейском море, живет туризмом, правда больше ориентирован на европейцев — отсюда и четкость рабочих процессов и столь малое количество соотечественников.

Курсивом на полях: отличительная особенность местного климата состоит в том, что воздух здесь более сухой, и жара переносится легче, чем в той же, скажем, Анталии.

Белые дома и ограничение этажности зданий — дань временам, когда город входил в состав эллинского государства #греческийстиль. Правда теперь, чтобы избежать любых двусмысленностей, на каждом столбе вывешен Турецкий флаг.

Будем честны — в городе всего пять достопримечательностей, и то одна из них — замок Святого Петра — закрыта, потому что, когда в прошлом году на острове Кос случилось землетрясение, расположенный рядом Бодрум тоже сильно тряхнуло. А остальное — белые домики и пустынные, залитые солнцем улицы.

1. Амфитеатр. Построенный во времена Мавсола (гид часто упоминал могущественного корейского правителя, и я, было, совсем другими глазами посмотрела на предков Ким Чен Ына, но, оказалось — кАрийского), он и сегодня является площадкой для выступления звёзд турецкой эстрады. На фото ещё не разобрали сцену после вчерашнего концерта.

Бодрум и пятое из Семи чудес Древнего мира

Вмещает 13 тысяч зрителей, что не очень много. По канонам того времени, нарубленные в скале ступени облицовывались мраморными плитами, отшлифованными вручную с помощью хлопковых нитей (я б заплакала!). Зато под каждым ярусом делалось специальное углубление для ног — чтобы коленками в спину соседа не утыкаться!

2. Ворота Миндоса. При том же Мавсоле город, который в ту пору носил название Галикарнассос, был обнесён крепостной стеной, а #Миндосэтонемужик из ворот Миндоса выходила дорога,

Бодрум и пятое из Семи чудес Древнего мира

ведущая в Миндос. Легенда гласит, что Александр Македонский, прибывший сюда отнюдь не с познавательными целями, долго пытался взять эти ворота, но они не поддавались. Тогда, придя в ярость, он велел ночью подогнать с противоположной стороны города стадо овец, к каждой из который был привязан факел. Думая, что это войско Александра идёт в наступление, все жители (с вилами и топорами) устремились навстречу овцам, а Македонский, тем временем, спокойно проник в город и, памятуя, как долго ему пришлось здесь корячиться, велел не оставлять камня на камне. По иронии судьбы именно ворота Миндоса уцелели.

3. Мельницы. Символ Бодрума, ветряные мельницы, были построены высоко на горе (не чтобы задолбаться мешки наверх таскать, а чтобы ветра больше было) где-то в XVII–XVIII веке и использовались по назначению вплоть до 70 годов прошлого столетия (хоть и выглядят хуже, чем «корейский» амфитеатр).

Бодрум и пятое из Семи чудес Древнего мира

Отсюда открывается вид на бухты Бодрум и Гюмбет, и, несмотря на то, что он прекрасен, отдыхать в Гюмбете не надо — слишком плотная застройка, и не самые лучшие отели.

Бодрум и пятое из Семи чудес Древнего мира

Помимо основного назначения, мельницы использовались также как дозорные башни — при обнаружении потенциального врага (мельники?) подавали сигналы на сушу. Кроме развалин мельниц, видов и кафешки о двух пластиковых стульях под чинарой на горе больше ничего нет. Лезть туда пешком я бы никому не посоветовала. Постапокалиптический пейзаж под ногами — дань восточному колориту.

4. Ну и Галикарнасский (ныне бодрумский) мавзолей — гробница царя Мавсола, сооружённый в IV веке до нашей эры — пятое из Семи чудес света Древнего мира. Одновременно и храм и гробница, мавзолей имел три богато украшенных уровня общей высотой порядка 50 метров, и был увенчан скульптурами Мавсола и его жены (по совместительству сестры) Артемисси, стоящих в колеснице, запряженной четверкой коней. Диаметр колеса повозки был около двух метров. После смерти Мавсола сильно любившая его Артемиссия по слухам впала в депрессию, стала принимать прах возлюбленного внутрь, и от этой странной причуды тоже довольно быстро скончалась.

Будучи расположен в сейсмологически неустойчивом регионе, мавзолей со временем превратился в руины, и из его обломков родосские рыцари-крестоносцы построили замок Святого Петра, и стали держать оборону против исламского мира. Но в 1522 султан Сулейман #Великолепныйвек взял Родос, и, по договору, бодрумскую крепость тоже пришлось освободить. Турки пристроили к крепости минарет и баню, и, поначалу использовали как военный гарнизон. Потом его разбомбили французы, потом долго отирались итальянцы, наконец, полуразрушенный замок перешёл в собственность турецкой Республики под руководством Ататюрка, и с 1960 стал музеем. В настоящее время закрыт в связи с реставрационными работами — замок, построенный из обломков Мавзолея, обрушившегося при землетрясении, сам стал жертвой землетрясения. Остатки гробницы Мавсола, которые не утащили рыцари-крестоносцы, вызвались помочь раскапывать англичане. «Ой, колонна мраморная красивая! Ой! Ещё одна! Чья? Ничья?» — и увезли большую часть артефактов к себе в лондонский музей, мол, если бы не мы — вы бы вообще тут никогда копать не додумались. Вход на территорию мавзолея платный, посмотреть на обломки колонн, валяющиеся в живописном беспорядке под финиковыми деревьями, стоит 50 лир (порядка 10 долларов).