Турист Ольга Зимина (Zimolya)
Ольга Зимина
была 7 мая 2021 20:04

Сапа — Вьетнам Март 2018

Начинался этот день прям не очень, проснулась, а за окном сплошное молоко и дождь. Расстроилась, села на террасу отеля, долго-долго завтракала, сокрушалась, что не поднимусь на Фансипан, просила всех известных мне Богов о том, чтобы облака разошлись, потом посмотрела сайт о погоде, и он обещал, что к обеду станет солнечно. Поэтому, напялив дождевик, пошла на намеченный трекинг. Перед поездкой как всегда начиталась отзывов, где писали, что надо идти только с местными Хмонгами, т. к. только они знают местность и только в резиновых сапогах, потому что дорога — ужас-ужас. Так вот, дорогу знают только хмонги и mapsme. Ну теперь и я. Сначала решила пойти только до одной ближайшей деревни, за ней ещё одна, ну и следующая вроде недалеко, ну и понеслась.

А теперь по порядку. Маршрут мой выглядел так: вперед я шла по дороге сверху. По этой же дороги ездят машины и мотобайки, идти легко, в основном под горку. Иногда встречаются обвалы и водопады, и сама дорога часто больше похожа на остатки асфальта или тропу.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

Первая деревня, которая лежит внизу — Лао-Чай. Народность которая здесь проживает — Черные Хмонги. Занимаются все тем же — рисом, животноводством и немножко рукоделием. Взрослые и дети в национальных одеждах предлагают туристам купить фенечки и другие нехитрые украшения. Ко мне навязчиво никто не приставал ни разу. Далее Деревня Та Ван — родина народности «зай» (Giay). Их жизнь мало чем отличается от жизни соседней деревушки. Самые бедные домики больше напоминают сараи, в нашем представлении, но встречаются и трёхэтажные аппаратаменты, они же гестхаузы.

По дороге есть несколько смотровых площадок, с которых открываются умопомрачительные виды. Перед каждой из них есть, где остановиться, и тут же, конечно, развёрнута торговля. Эх, если бы ещё не туман. Влажность в этом районе сохраняется практически всегда, во второй половине дня сменяясь предзакатной дымкой, террасы отдают много влаги в атмосферу, создавая микроклимат.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

Животным и птицам рисовые террасы тоже по душе. Водяные буйволы, погружаясь в воду охлаждаются сами, заодно удобряя будущий рис)

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

А впереди ждало самое интересное. Если первые 12 км все было нормально, дорога ровная, вниз и даже солнышко начало проглядывать, то потом дорога стала петлять вдоль домов, дошла до речки, а потом начался квест: найди дорогу дальше) Мапсми настойчиво показывал мне тропу, которой, как оказалось, не существует. Несколько раз я заползала по камням, проходила несколько метров и упиралась в непроходимые заросли или забор, или тупик. Через водопад ведёт мостик, рядом с которым стоит будка, через которую местные пытаются брать со всех деньги за проход. Я пробежала по этому мосту раз 10)) под их недоуменными зглядами, но почему-то денег они с меня не спросили. Я было уже отчаялась, но тут из кустов сверху появились люди, чем и подсказали мне правильную дорогу.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

Сверху открывается потрясающий вид на всю долину. После водопада — подъем в гору по бездорожью, резкие и крутые повороты, овраги, ручьи. Но, я ж жила в Нарьян-Маре. Видели бы хмонги, что там творится весной. Так что взяла бамбук покрепче и вперёд. По дороге нужно пройти через прорубленную в бамбуковой роще тропинку, отвесные песчаные сопки, топи и грязь, в сезон дождей все это больше похоже на болото, но сейчас было довольно сухо и мои кеды почти не пострадали.

По дороге встретила несколько самостоятельных пар туристов, экскурсионных групп, предводитель одной из них не смог сдержаться и рассмеялся, увидев меня, гордую покорительницу гор с бамбуком:) Спросил, откуда я иду, и, узнав, тут же присвоил мне титул Russian Superhero! Виды вокруг настолько поражали мой разум, что мне не хотелось, чтоб эта дорога заканчивалась. Рисовые террасы — это нечто. Ни на что не похожи.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

После подъема получилось, что путь обратно, лежит с другой стороны долины, на высоте. Пройдя пару километров, я спустилась вниз, к самим деревням.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

Местные жители очень дружелюбные, интересовались, как дела, откуда и т. п. Добравшись к серпантину от деревни Лао-Чай, я поняла, что ноги мне еще пригодятся, взяла мотобайк с местным жителем и поехала к отелю, по пути он завез меня на все смотровые площадки, чтобы я смогла насладиться видами при свете предзакатного солнца.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

Итого весь маршрут я прошла за 4 часа, можно и за 3, но где ж найти силы, чтобы не останавливаться на каждом шагу для фото? Ведь террасы — это что-то волшебное, с разных ракурсов они меняют очертания и создают новый неповторимый узор, с каждым лучом солнца меняют цвет, на них я лично могу любоваться часами, не зная усталости и позабыв о собственных ногах. Хочется вернуться сюда в тот период, когда молодые побеги риса только начинают прорастать. Мне удалось увидеть пару таких террас из окон автобуса, и выглядят они, конечно, иначе, чем те болотца, которые увидела я в долине.

На следующее утро мои надежды на солнце опять не оправдались, о подъеме на Фансипан можно было забыть. Поэтому, погуляв немного по городу, и пообедав вкусной рыбой с рисом в одной из многочисленных уютных кафе, я двинулась к автобусу, который увезет меня в Ханой.

Горный Вьетнам. Сапа. Долина Муонг Хоа

Мой путь дальше лежит на юг.