Турист Lene (Lene)
Lene — был 6 мая 18:08
???

Болгар — Россия Июль 2018

Болгар. Татарстан. Что мы хотим посетить в Татарстане?-такой вопрос я задала сыновьям до поездки. Ответ был единодушен:«Болгар». В город Болгар, поистине жемчужину в ожерелье объектов национального наследия Татарстана, можно добраться несколькими путями:

— по суше — на автомобиле, рейсовом автобусе;

— по Волге — на «Метеоре».Выходит «Метеор» от Речного вокзала Казани рано, в 8.00.В дороге он находится 3 часа, в город прибывает в 11 часов. Обратно из Болгара можно уехать в 15.30.За пять часов можно осмотреть все основные достопримечательности.

Ранним утром мы приехали на Речной вокзал Казани, чтобы отправится посмотреть город Болгар.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Речной вокзал красиво освещает солнце, как утром, так и вечером.

«Метеор» идёт по реке Волге. Мне нравятся реки Северная Двина, Нева, Днепр и река Онега, которая в верховье своего течения бурлящая, порожистая, а в устье разливается широко, неся свои воды в Белое море. И пока сравнение их с другими реками было не в пользу моих любимых. Ну, посмотрим-ка мы на Волгу — мать. Но оказалось Волга не напрасно зовётся матерью. Эта полноводная река являющаяся важной водной магистралью России, с разнообразной флорой и фауной на берегах реки, с водами, богатыми рыбой. Она привлекала многих народов, которые строили свои поселения на её берегах. Казань, кстати, не всегда стояла на Волге. В 1955 было введено в строй Куйбышевское водохранилище, которое изменило разлив Волги и река подошла к городу Казань.

Красавица народная,

Как море полноводная,

Как Родина, свободная

Широка, глубока, сильна.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Вдалеке показался блестящий на солнце купол — это купол Памятного знака в Булгаре виден издалека, как маяк. Ну вот и Болгар. Что мы знали о Болгаре. Во-первых, я знала давно про Болгар, как про православный город. В нём построен Храм Святого мученика Авраамия Болгарского, в котором находятся его мощи и ежегодно в Болгар приезжают православные паломники, только паломники, кстати, могут посетить и Макарьевскую пустынь. Во-вторых, я знала, что просто турист туда не попадёт.Мы едем посмтреть древнее Городище.

Оказалось, что Болгар — это символ мусульманской веры и история у него совсем неправославная.

Жили да были на свете, где то в седьмом веке нашей эры, между Чёрным и Азовским морями, разрозненные булгарские племена. Но как это часто бывает в Истории, нашёлся человек, хан Кубрат, который объединил эти племена. Объединил и создал государство Великую Булгарию. Недолго существовало это государство, успев поторговать с Востоком и Западом, развив ремесла, вообще живя жизнью успешного средневекового государства. Но хан Кубрат был не вечен, он умер, а три ханских сына поделили между собой племена… и Великая Булгария пала под набегами неуёмных хазар, которых мы помним по «Песни о Вещем Олеге».

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Вокзал Болгара, по-моему мнению, великолепен, в нём строгость и лаконичность, и красота. Украшает фасад здания знак «квадрат в круге». Что он означает? Позднее мы узнали, что это символ фонда «Возрождение»,который восстанавливает города Свияжск и Булгар. Второй символ на здании означает, что городище Булгара внесено в список наследия ЮНЕСКО.

Древний Болгар был столицей Волжской Булгарии.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Около вокзала — Набережная, с которой открывается красивый вид на Волгу.

Внутри вокзала,на пятом этаже работает кафе «Зулейха». На третьем и четвёртом этажах здания речного вокзала находится Музей булгарской цивилизации. В музее, входящих встречает скульптура булгарского поэта Кул-Гали. Его поэма «Сказание об Йусуфе» была первым сюжетным произведением булгарского народа.

В музее представлены древние летописи, рассказывающие об истории народа, предметы быта и жизни древних булгар. Показана природа края.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Иглы, бутылочки «для духов» — милые мелочи для женщин.

Женские серьги и украшения изготавливались «гремящими» и «шумящими» при движениях, таким шумом древние носители украшений отпугивали злых духов.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Макет двора жителя Волжской Булгарии.

Важнейшим помощником в ратных и хозяйственных делах для многих народов был конь.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Монеты, чеканенные в городах Золотой Орды. Медь, серебро. Найдены на Болгарском городище.

Головной убор из Симферопольского клада. Золото, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг. Найдена под Симферополем в 1967 году.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Музей интересный, рассказывающий о становлении, развитии, разделении Булгарской цивилизации, принятием ислама. Перед поездкой я скачала вот такую схему Болгара.

На шестом этаже здания речного вокзала находится выход на холм, где расположены достопримечательности. Проходим мимо реконструированных оснований домов. Какие они были маленькие!

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Первая достопримечательность на пути — Памятный знак в честь принятия ислама волжскими булгарами в 922 году.

Небо потемнело, тучи закрыли солнце, скоро начнётся дождь.

В здании Памятного знака находится «Музей Корана» ,где хранится самый большой печатный коран, внесённый в книгу рекордов Гиннеса. Коран отпечатан в Италии, вес его составляет 500 килограмм, украшен полудрагоценными камнями и декором из серебра и золота.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Когда мы вышли из музея Корана дождь уже усилился и заканчиваться похоже не собирался, ждать, когда он закончится не стоило, поэтому мы пошли вперёд к Соборной мечети. От Соборной мечети остались руины, а минарет сохранился. Соборная мечеть была главным зданием в средневековом Болгаре.

Рядом с Соборной мечетью находится Успенская церковь, в ней тоже есть музей, который рассказывает об истории православия на территории Волжской Булгарии.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Здесь же неподалёку расположен Северный мавзолей. Ещё одно название мавзолея- монастырский погреб, так как монахи использовали его для хранения продуктов. При проведении археологических раскопок здесь были найдены богатые булгарские погребения и надгробные плиты.

Вот как дружно они стоят рядом — Северный мавзолей, Успенская церковь и Соборная мечеть. Такое редкое явление я видела только в Татарстане.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

С холма открывается вид на Волгу. Видна туманная дымка — это дождь.

Восточный мавзолей — суровое внешне здание шатрового типа, крыша похожа на крыши наших северных шатровых храмов — моя любимая архитектура. Этому сооружению более семи веков и оно является наиболее сохранившимся сооружением. Мавзолей является семейной усыпальницей знатного болгарского рода Бурашбеков. Около каждого расположены таблички, где можно прочитать всю информацию, а не строить догадки.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Ханский дворец — до наших дней сохранился фундамент и незначительная часть стен. Согласно планам дворец представлял собой прямоугольное сооружение из камня. Над памятником выстроен защитный купол, стилистически воспроизводящий особенности легких архитектурных сооружений восточных строений средневековья. Мы зашли туда и погуляли по дворцу, спрятавшись под навесом от дождя. Во дворце реконструировано древнее жилище с печью.

Ханская баня или Восточная палата — одна из самых ранних построек из камня на Городище, это большая общественная баня. В бане расположены предбанники и четыре банных комнаты, отопительная печь.

Малый минарет и «Ханская усыпальница» располагаются рядом. По легенде малый минарет построен на месте захоронения «святых булгар».Можно подняться наверх по 40 ступенькам, считая их. Если посчитаете, то сразу минус 40 грехов. Очередь «грешников» большая. Мы не полезли, а пошли посмотреть Ханскую усыпальницу. Внутри здания тоже погребения.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Рядом с усыпальницей находится памятник Сахибам.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Памятник поставили в 2011 году и посвящён он ученику пророка Мухаммеда, — сахибу. Пророк оправил трёх своих учеников, первых проповедников ислама, прибывших под видом лекарей в Булгарию. На памятнике подарки пророка Мухаммеда — посох, чалма и пера.

Лавочки мастеров (ремесленные мастерские).

Из археологических исследований стало известно, что волжские булгары занимались ремесленничеством, производили металл, чугун, развивалось ткацкое производство. В лавочках можно познакомиться с работой ювелирных дел мастеров, изготовителей изделий из кожи, увидеть уникальную кожаную мозаику, узнать о ткацком производстве и многое другое. Здесь можно купить и сувениры.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Дом лекаря — является музеем восточной медицины Болгара. В нем можно увидеть древние булгарские трактаты по медицине, узнать о методах врачевания, смелые могут испробовать на себе действие лечебных чаёв и сборов.

Чёрная палата — сначала считали, что это мавзолей или мечеть, но когда археологи нашли водопровод, который в котором нет необходимости в усыпальницах и мечетях, решили, что это сооружение светского характера. Ученые придерживаются мнения, что в здании находился суд.

Надо бы посмотреть Белую мечеть. Поедем мы туда на автобусе. Автобусы курсируют по городищу, позволяя туристам быстрее добраться до достопримечательностей. Билет 30 рублей.

Белая мечеть,мы приехали.

Ах, ах….замерла я. Белая мечеть, ослепительно белая, даже в пасмурный день. Отражение мечети в водоёме, пение муллы. Не слышала, не видела я такого сочетания ранее. Поражена красотой, даже забыла, что это новодел. Это — КРАСОТА!

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Белую мечеть считают архитектурной жемчужиной современного Татарстана.

Внутри площадь зала 180 квадратных метров.

Люстра диаметром 25 метров. Витражи, загадочность.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Перед мечетью площадь вымощена гранитом.

Недалеко от мечети находятся южные ворота города.

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

Здесь же расположен «Музей хлеба».В состав музея входит главное здание, усадьба мельника, мельница, пекарня.

В музей заходить не стали, надо было пообедать и успеть обратно на «Метеор».

Хочется отметить, что археологические раскопки в Болгаре продолжаются. И наверняка, Музей булгарской цивилизации пополнится новыми экспонатами. Ведь история Волжской Булгарии не закончилась после нападения хазар. Кода Булгария распалась, то часть племени осталась на месте, часть ушла в Италию, в Македонию. Значительная часть племени двинулась к Дунаю, где ассимилиров с местными славянами, образовали государство Болгарию. Оставшаяся часть булгар основала государство «Волжскую Булгарию» которое добилось рассвета, но опять потерпело поражение в битве с золотоордынским ханом Батыем и вошло в Золотую орду, как булгарский улус….

Поездка в Казань и не только (Часть III) Болгар

История современного Болгара долгая и интересная.
Завтра мы поедем в Елабугу, город про который забыли.